Требования современных стандартов к профессиональной компетентности педагогов
статья на тему
Статья содержит анализ требований к профессиональной компетентности пелагогов существующих на сегодняшний день стандартов (ФГОС СПО, Профессионального стандарта Педагог, стандарта WSR).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования современных стандартов
к профессиональной компетентности педагогов
Профессиональная компетентность педагога – обязательная составляющая его профессионализма и педагогического мастерства.
Понятие "компетентность" получило широкое распространение сравнительно недавно. В конце 1960 — начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление — компетентностный подход в образовании. Смысл понятия "профессиональная компетентность" очень близок к смыслу таких понятий, как "профессионализм", "квалификация", "профессиональные способности" и др.
Содержательная сторона профессиональной компетентности педагога давно находилась под пристальным вниманием исследователей. Но в настоящее время многие из аспектов этого понятия приобретают новое звучание и важность. Происходит это по причине появления разнообразных стандартов, которые предъявляют свои актуальные требования к людям педагогического труда.
Рассмотрим современные стандарты и определим их влияние на понятие профессиональной компетентности педагога.
С 2011 года профессиональные образовательные организации начали активную работу по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, основной отличительной особенностью которого от предыдущего государственного образовательного стандарта стало наличие следующих стандартизируемых моментов:
-структура программы подготовки специалистов;
- требования к условиям реализации программы;
- требования к результатам освоения программы.
В данном стандарте появляется понятие вида профессиональной деятельности (ВПД) и появляются следующие результаты освоения программы: знания, умения, практический опыт, профессиональные компетенции и общие компетенции.
Обратим внимание на то, что профессиональная компетенция от опыта деятельности отличается наличием результата и качества.
Под профессиональной компетенцией мы понимаем образовательный результат, выражающийся в способности действовать на основе имеющихся знаний, умений, практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.
Под общей компетенцией мы понимаем образовательный результат, выражающийся в способности действовать на основе имеющихся знаний, умений, практического опыта в различных профессиональных сферах.
Преподаватели профессиональных образовательных организаций знакомы с формулировками профессиональных и общих компетенций, которыми должен обладать выпускник СПО. Посмотрим, какие требования предъявляет ФГОС ВО по направлению подготовки Педагогическое образование (утвержден Приказом Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426, зарегистрирован в Минюсте России 11.01.2016 N 40536).
5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4);
владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).
5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: педагогическая деятельность:
готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);
проектная деятельность: способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);
исследовательская деятельность: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12)
культурно-просветительская деятельность: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).
Обращает на себя внимание тот факт, что в стандарте высшего образования мы прослеживаем достаточное количество профессиональных компетенций, связанных с воспитанием, индивидуализацией обучения и воспитания, что осталось пока недостаточным в стандарте среднего профессионального образования. Почему это так? Дело в том, что ФГОС ВО уже учел многие требования Профессионального стандарта, который появляется в 2013 году.
На сегодняшний день существует два профессиональных стандарта: Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утвержден в октябре 2013 года и не вступил в действие по сей день, планируется его введение с 1 сентября 2019 года) и Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (утвержден в сентябре 2015 года и применяется с 1 января 2017 г.).
В профессиональном стандарте появляется новая терминология: обобщенная трудовая функция, трудовая функция, необходимые знания, необходимые умения. Однако, при ближайшем рассмотрении мы видим, что можно найти много общего между ФГОС и Профессиональным стандартом.
Приведем пример соотнесения требований профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ» | ФГОС СПО |
Обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ» Трудовая функция Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования | Вид профессиональной деятельности «Преподавание по программам начального общего преподавания» |
Необходимые знания Знать основы организации обучения младших школьников | Знания Знать основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологии |
Необходимые умения Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий | Умения Уметь использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем предметам |
Трудовые действия Планирование и проведение учебных занятий | Практический опыт Иметь опыт определения целей, задач обучения при составлении конспектов уроков Профессиональная компетенция Определять цели и задачи, планировать уроки. Проводить уроки |
В данной таблице отсутствует такой результат как общие компетенции. Дело в том, что содержательно общие компетенции пронизывают все содержание профессионального стандарта. Они встречаются и в знаниях, умениях, трудовых действиях. Вот, например, какие требования предъявляются в стандарте к ИКТ-компетентности учителя.
Знать психолого-педагогические основы и методику применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Вести учебную, планирующую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц.
В последние годы много внимания уделяется и требованиям стандартов WSR. В 2012 году Россия присоединилась к движению WorldSkills International, основной миссией которого является повышение престижа рабочих профессий. С 2015 года мы активно стали изучать стандарты WSR, которые предложены в техническом описании по каждой компетенции.
Приведем пример фрагмента технического описания по компетенции Дошкольное воспитание.
Здесь мы видим такие разделы, как:
- соблюдение санитарных норм и правил профилактики травматизма, обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
- поиск, анализ и оценка информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач;
- использование информационно-коммуникационных технологий;
- коммуникативные навыки, творческий подход.
Что это, если не общие компетенции в образовательном стандарте!?
А само содержание этих разделов – знания, умения, профессиональные компетенции. Что же нового предлагает нам данный стандарт? Содержательная его сторона та же, что и в федеральном государственном образовательном стандарте СПО, однако здесь нам предлагают быть более мобильными, призывают активно применять в работе новые средства обучения, методы и приемы, которые зачастую просто хорошо забыты.
Таким образом, рассмотрев требования современных действующих стандартов, можно сделать вывод: сегодняшний федеральный государственный образовательный стандарт СПО нас уже не устраивает, так как он не учитывает всех требований, предъявляемых на сегодня к педагогу профессиональным стандартом. В него необходимо внести новые виды профессиональной деятельности, в частности профессиональный модуль о воспитании, работу с одаренными детьми, работу по реализации программ инклюзивного образования, работу с девиантными социально запущенными обучающимися, мониторинг и экспертизу качества обучения, соответствующие международным стандартам. Кроме того, регулярного пересмотра требует содержание многих междисциплинарных курсов и дисциплин, чтобы их содержание соответствовало требованиям современных стандартов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы развития профессиональной компетентности педагога
Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...
Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....
Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....
Профессиональная компетентность педагога в системе СПО
Одной из основных задач методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, ...
Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ АСПЕКТЕ"
В статье рассматриваются опыт и результаты профессиональной компетентности педагога в индивидуальном аспекте, анализируются методы и приемы работы в этом направлении. В основу стать положены основы и...
Требования к профессиональной компетентности педагогов, готовых к разработке и использованию инновационных интенсивных методических систем
Процесс обучения можно считать интенсивным, если он обеспечивает:повышение качества обучения (достижение более высоких результатов обучения, полученных за заданное учебное время);экономию учебного вре...
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...