Мини-трениг "Я и мои эмоции"
план-конспект занятия
Данные занятия помогут детям лучше опеделять эмоциональные состояния людей, упражняться в регуляции своего эмоционального состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-тренинг: «Я и мои эмоции»
Занятие 1
«Азбука настроения»
Цель: закреплять умения детей определять эмоциональные состояния людей; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.
Материал: мяч, пособие «Азбука эмоций», письмо-пиктограмма, листы, цветные карандаши
Методы, техники | Ход занятия |
Ритуал приветствия, развитие просодики | «Я очень хороший» Детям предлагается повторять фразу «Я очень хороший» вслед за психологом с разной громкостью несколько раз: шёпотом, громко, очень громко. |
Работа по карточкам | «Азбука настроения» Психолог раздаёт детям картинки разных животных и людей с разными эмоциональными чувствами. Детям предлагается определить эти эмоциональные состояния. При обсуждении задания психолог уточняет у детей, какое эмоциональное настроение нравится детям и почему? |
Игра на развитие мимических движений | «Покажи чувство» Дети выходят по одному в круг и показывают с помощью мимики, жестов, движений любое чувство. А все остальные дети должны отгадать это чувство. |
Работа по схемам, пиктограммы | «Прочитай письмо» Психолог-«почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, их надо расшифровать. Каждому ребёнку вручается конверт, и дети друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своих письмах. (Когда дети хорошо научаться сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить самим сочинять и писать письма друг другу). |
Рисуночный метод Рефлексия | «Мое настроение» Психолог предлагает детям нарисовать своё настроение. После выполнения задания ребята, сидя в кругу, обсуждают свои рисунки. |
Ритуал прощания с группой. | По выбору детей |
Занятие № 2
«Отгадай эмоцию».
Цель: продолжать учить детей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; учить передавать его с помощью мимики, речи, рисунка.
Материал: мяч, обруч, картинка Бабы-Яги, картинки диких и домашних животных
Методы, техники | Ход занятия |
Ритуал приветствия | По желанию детей |
Игра перевоплощение | «Изобрази животное с определённым эмоциональным состоянием» Каждый ребёнок по кругу изображает любое животное с помощью жестов, мимики, движений с любым эмоциональным состоянием. Все остальные дети должны отгадать животное и его чувство. |
Игра на развитие слухового внимания | «Попугай» Психолог произносит фразу: «Я иду гулять». Все остальные дети должны повторить эту фразу по кругу, но с разными чувствами. Они должны догадаться, кто с каким чувством произнёс эту фразу. |
Игра на развитие речевых навыков | Игра «Закончи предложение» - Когда ребёнок упал и разбил коленку, он чувствует… - Его мама чувствует… - Воспитатель чувствует… - Когда ребята не хотят играть с мальчиком или девочкой, то они чувствуют… |
Двигательная минутка | «Баба-Яга» Дети стоят в кругу. Кладётся обруч – внутри «Баба-Яга». Дети бегают вокруг круга и дразнят: «Баба-Яга, костяная нога, с печки упала, ногу сломал, пошла в огород, испугался народ, побежала в баньку, испугала зайку. (Выбранная из детей «Баба-Яга» бегает по кругу и пытается коснуться ребят верёвочкой. Кого коснётся – тот «замирает» на месте.) Давайте все дружно покажем злую Бабу-Ягу… Вам нравится злая «Баба-Яга»? Ответы детей.) А теперь покажем добрую «Бабушку-Ягу». Давайте придумаем для неё ласковые слова. (Ответы детей.) |
Игра на воображение, метод избавления от страха | Мыслительная картина «Добрая Баба-Яга» Детям предлагается мысленно нарисовать Бабу Ягу. Психолог предупреждает, что избавиться от неё можно, сложив все фантазии в волшебный мешочек |
Ритуал прощания с группой | См. ритуал приветствия |
Занятие № 3
«Язык жестов и движений»
Цель: закрепить с детьми знания о культуре жеста; научить владеть своими мыслями и чувствами при помощи мимики, жестов, движений.
Материал: картинки животных, птиц, людей
Методы, техники | Ход занятия |
Ритуал приветствия. | «Шире круг» |
Разминка | «Походки» Психолог. Сейчас вы будете ходить как разные люди или животные. Итак, я даю вам задание – показать, как ходит маленький пушистый котёнок. Вспомните, как он двигается, и попробуйте изобразить его. (Варианты походок: походить, как старый дедушка, как слон, как клоун в цирке, как заяц и т.д.). Дети могут придумать свои варианты, а остальные должны угадать, кого изображают. А теперь попробуйте представить себе, что нас заколдовал волшебник и превратил каждого в какую-нибудь игрушку. |
Психотренинг на перевоплощение | «Игрушки» Психолог. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, мишку, машинку, мячик или во что - нибудь другое. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берёт вас на руки, любуется своей игрушкой. Постарайтесь запомнить эти ощущения. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку только что превращался. (По очереди в центре внимания оказывается каждый ребёнок.) |
Театрализация без слов | «Расскажи сказку без слов» Психолог. Сейчас мы побываем в Молчаливом Театре. Здесь все актёры не говорят, а только показывают движения. Мы будем без слов показывать сказку «Репка». Давайте распределим роли и вспомним сказку. А наши зрители посмотрят этот спектакль и потом расскажут, всё ли им было понятно. (Дети выполняют задание.) |
Этюд | «Это я! Это моё!» ( Детям предлагается показать историю без слов). Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя ребёнка). «Чьи это игрушки?» и т.п. Мальчик отвечает жестом. (Выразительные движения: рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!»; прижатая к груди кисть… |
Этюд. Обыгрывание по рассказу | «Тише!» Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» (Выразительные движения: шею вытянуть вперёд, указательный палец приставить к самим губам, брови поднять вверх.) |
Рефлексия | Педагог обращает внимание детей на то, что можно понимать друг друга без слов, а с помощью жестов и мимики |
Ритуал прощания с группой | По выбору |
Занятие № 4
«Давайте жить дружно!».
Цель: формировать чувство принадлежности к группе; помогать каждому ребёнку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении.
Материал: стихотворение, мяч, заготовки рукавичек
Методы, техники | Ход занятия |
Ритуал приветствия | Детский сад, детский сад… Почему так говорят? Мы ведь не осинки, Мы ведь не рябинки. Вовы, Клавы, Мишеньки- Это же не вишенки! Детский сад, детский сад… Почему так говорят? Мы ведь не листочки, Мы ведь не цветочки, Голубые, аленькие- Мы ребята, маленькие! Детский сад, детский сад… Почему так говорят? Потому, что дружно в нём, Мы одной семьёй растём! Оттого и говорят: В этом доме детский сад. (В.Товарков) |
Разминка игра на сплочение | Психолог. Вы прослушали стихотворение о том, как дружно живут в детском саду дети. А вы – дружные ребята, помогаете ли вы друг другу? Не обижаете ли вы других? Если «да», то я хочу проверить правдивость ваших слов, если «нет», то давайте, выполним задание. «Передай мячики». Психолог. Встаньте в круг. Вам необходимо будет как можно скорее передавать мяч из рук в руки и ни в коем случае не уронить его. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры. (Дети выполняют задание.) Усложним нашу игру: повернитесь спиной в круг и, убрав руки за спину, передавайте мяч соседу. (Дети выполняют задание.) А теперь то же самое проделайте с закрытыми глазами. (Дети выполняют задание.) |
Рисуночный метод | Игра-рисунок «Рукавички» Психолог. В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят друг с другом, но никто не обижается, так как они умеют найти общий язык. Мы тоже будем учиться тому, как нужно договариваться. Я по всей комнате разложу пары рукавичек с одинаковым орнаментом, но не раскрашенные. Вы поднимете одну рукавичку, найдёте свою «пару», сядете вместе за стол и с помощь. Трёх карандашей разного цвета постараетесь как можно быстрее раскрасить рукавички совершенно одинаково. (Психолог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются; оказывает детям необходимую помощь.) |
Рефлексия | Психолог обсуждает с детьми, что помогло справиться с заданием и почему некоторые ребята испытывали трудности |
Ритуал прощания с группой | «Импульс» Дети встают в круг. Берутся за руки и необходимо сжимать ладонь друг друга. Наблюдая за тем где сейчас импульс |
Занятие № 5
«Эмоциональные состояния»
Цель: дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей.
Материал: пособие «Мальчик-Девочка», пособие «Герои сказок», лист бумаги, цветные карандаши
Методы, техники | Ход занятия |
Ритуал приветствия | Детям предлагают продемонстрировать весёлого, печального, испуганного, сердитого, удивлённого мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения. |
Разминка | Детям предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был весёлым, грустным, испуганным, сердитым, удивлённым. (Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания.) |
Беседа по эмоциям | «Вопрос - ответ» Психолог предлагает детям ответить на вопросы: - Когда человек удивляется? - Когда человек получает удовольствие? - Когда бывает стыдно? - Когда бывает страшно? - Когда человек злится? - Когда бывает радостно? - Когда у человека горе? - Как вы думаете, почему детям больше нравятся книжки с картинками? - Что произойдёт с человеком, если он увидит на берёзе груши? - Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету? - Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание? - Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака? - Что чувствует собака, когда другая собака утащила у неё кость? - что почувствует человек, если у него пропадёт любимое животное? |
Рисуночный метод | Рисунок – ситуация. Детям предлагается вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали: страх, радость, удивление, горе, злость. В последствие происходит обсуждение детских рисунков. |
Рефлексия | Теперь мы можем распознавать эмоции свои и других людей и даже животных |
Ритуал прощания | «Спасибо-До свидания» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал по теме эмоции и чувства (8 классы)
тезисы предствалены кратко, по желанию материал можно изменить так, как вам будет удобно...

мастер-класс "Работа с эмоциями"
Мастер -класс "Работа с эмоциями" предназначен для родителей детей с ОВЗ. Материал включает в себя теоретический и практический блок. Кратко прописан оснавной алгоритм работы педагога-психолога с указ...

мастер-класс "Работа с эмоциями"
Мастер -класс "Работа с эмоциями" предназначен для практических психологов, консультирующих родителей детей с ОВЗ. Материал включает в себя теоретический и практический блок. Кратко прописан оснавной ...

Занятие психолога с младшими школьниками "Эмоции, чувства, настроение"
Занятие расчитано на детей младшего школьного возраста. В игровой форме создаются условия для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения. Психолог рассказывает о различны...

Беседа- практикум " Мир наших эмоций"
Беседа- практикум "мир наших эмоций" способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся, способствует формированию умения контролировать свои отрицательные эмоции....