"Особенности начального периода обучения в классе скрипки"
методическая разработка
Данная работа – попытка помочь обрести систему в обучении на начальном этапе. Но, всегда необходимо указывать на то, что это всего лишь один из возможных путей, и нет необходимости следовать буквально изложенному порядку в тех же сборниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая работа "Особенности начального периода обучения в классе скрипки" | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"Елизовская детская музыкальная школа"
ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ
В КЛАССЕ СКРИПКИ
методический доклад
Составитель: Алямкина Л.А.
преподаватель первой категории
по классу скрипки
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Содержание работы
3. Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За более чем полтысячи лет существования скрипки, написано множество методических пособий по обучению игре на ней. Насколько целеобразно «изобретать велосипед» в этой категории, сказать трудно. Но история и практика показывает, что методы, приемы, критерии исполнения находятся в постоянной динамике, что позволяет действительно возможно «открывать» забытое, или необходимость приспособиться к современности все же заставляют искать новое. К тому же, имеет место быть изобилие школ, принципов постановки, а предлагаемые методики претендуют лишь на долю вероятности их использования, какими бы убедительными они не были, какие бы имена за этим не стояли. Вследствие этого, каждый преподаватель, благодаря собственному опыту, полученным навыкам и знаниям, уровню способностей, так или иначе, делает свой выбор и идет по своему уникальному пути в профессии.
Поэтому, данная работа не претендует на оптимальность или универсальность, поскольку является плодом индивидуального педагогического опыта. Описанные и использующиеся в работе приемы, несомненно, присутствуют в практике других преподавателей. Но попытки привести в какую-либо логическую систему встречаются не часто. Обычно мы имеем дело с порядком работы, где обоснованность изучения того или иного приема часто необусловлены и носят спонтанный характер, хотя принцип «от простого к сложному» несомненно провозглашен. Но в категориях «простого» кажется, что необходимы пояснения и уточнения. Возможно, эта работа может быть любопытна именно с этой точки зрения. Хотя, это скорее попытка решить проблемы начального периода обучения на определенном осознанном логическом уровне, когда решающим в итоге, принято считать, уровень одаренности ученика и преподавателя, и здесь процесс приобретает интуитивный и мало прогнозируемый характер. Тем не менее, четкое видение задачи, ее конкретность может значительно упростить процесс ее достижения. Возможно, в этом отношении работа может оказаться небесполезной и интересной для начинающего преподавателя.
Пояснительные записки к сборникам, произведения из которых послужили основой для этой работы, содержат достаточно объемный материал, и следование рекомендациям на первых порах может неплохо организовать процесс. Но все же многие моменты, которые связаны с критериями и приоритетами в освоении навыка, на первых порах кажутся неопределенными.
Данная работа – попытка помочь обрести систему в обучении на начальном этапе. Но, всегда необходимо указывать на то, что это всего лишь один из возможных путей, и нет необходимости следовать буквально изложенному порядку в тех же сборниках. Хотя принципы в конкретной, предельно малой задаче в работе над тем или иным навыком видятся автору общими, универсальными и требуют методичности в достижении результата. Но это является индивидуальным мнением, следовать которому возможно в результате выбора, убежденности и доверия. Представляется, что обозначение конкретных задач в работе над каждым произведением позволит в итоге сформировать целостную картину начального этапа, иметь полный охват качественных параметров, что позволит более целенаправленно подходить к обучению, учитывая индивидуальные особенности сконцентрировать процесс и спланировать перспективу.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Исходя из конкретного опыта, содержание данной работы – это попытка раскрыть обоснованность материала, на котором происходит начальный период обучения. В качестве базовых репертуарных сборников предложены: В.Якубовская «Вверх по ступенькам» и С.М.Шальман «Я буду скрипачом». Эти учебные пособия, по нашему мнению, в достаточном объеме и качестве, продуманности материала позволяют оптимально прививать первоначальные навыки.
Изначально, освоение смычка начинается с открытых струн. Использование программных пьес на открытых струнах из сборника Якубовской позволяет внести эмоциональный аспект в обучение, активизирует воображение, позволяет предметно говорить о качестве и выразительности звучания. Этому благоприятствует оригинальный аккомпанемент, который позволяет получать удовольствие от исполнения незатейливых считалок – говорилок. При этом на самом первоначальном этапе есть возможность формировать важнейшие базовые навыки распределения и скорости ведения смычка, его смены и смены струн.
Этапность, порядок изучения материала должны быть гибкими, в зависимости от возможностей ученика, уровня его восприятия. Так, например, изучение пьесок на соединение струн, возможно, переместить на ранний этап, по отношению к пьескам на одной струне, но связанным с определенными трудностями с распределением и скоростью смычка: кому – то легче перейти со струны на струну, или интересней. А к «Осеннему дождичку» можно бесконечно возвращаться на любом этапе и реализовывать на нем различные технические и художественные задачи: разные части смычка, штрихи, динамика, скорость, плотность и т.д., а еще, что важно, пьеса неплохо активизирует гармоническое слышание и ощущение фразировки, если ребенок музыкален. Именно на таком материале, в этом периоде целеобразно начинать работу над характером, образом, его многообразием и индивидуальными предпочтениями и прочтениями, т.е. – громким определением трактовки.
Левая рука – трудность другого порядка, и здесь совсем не много реальной возможности найти образный стимул. Конечно, приходится придумывать различные истории с «шагами», «падениями», «отскоками». Все основано на том, насколько выразительно и интересно можно предложить ученику совершить ту или иную манипуляцию. Конечно, эта работа неотделима от воспитания звуковысотного слуха, если в ребенке это не проявлено изначально.
Интонирование голосом непременное условие, сопровождающее движения пальцев. Выразительность пропевания должно стимулировать отчетливость движений пальцев.
Предлагаемый принцип изучения пьес «с вышележащего пальца» у Якубовской достаточно перспективен, бесспорно. Но на практике приходится начинать с восходящих движений в целях обеспечить свободу и большее двигательное понимание. Скорее всего: работа над движениями проходит в этих направлениях в равной степени, к примеру – изучается «Две тетери» параллельно с «Охотником». Восходящее движение дается легче. Но в обоих случаях возникает необходимость отрабатывать постановку третьего пальца в нисходящем движении. Вся работа происходит не только щипком, но на начальном этапе – под пропевание. Это обеспечивает параллельность слухового и мануального запоминания. К тому же, если активность уха по отношению к звуковысотности у ученика слаба, требовать чистой интонации сразу вряд ли имеет смысл. Этот комплекс задач не всегда разрешим для сознания: контроль за движением и за звуковым результатом одновременно. Когда же движения приобретают определенную свободу и ловкость независимо от звучания, тогда возможно подключение слуха к результату движений. Ребенок к тому времени в какой-то степени привыкает к мелодии и появляется реальная возможность обратиться к памяти и слуховым предощущениям.
Есть ряд пьес, которые представляют определенную трудность, если изучать их в предложенной хронологии. Например: «А я по лугу» и тем более «Вежливый вальс» Кабалевского. Логика постановки именно такого порядка понятна: постановка четвертого пальца и последующая постановка третьего (в «Вальсе» различная - на тон и полутон). Но работа над воспитанием этого проблемного навыка может затянуться и сказаться на желании ребенка. Потому, наверно, разумнее оставить изучение этих пьес на более поздний период, а тем временем изучить ряд произведений, где нет трудных задач такого рода, заменив их другими, поставив иные цели в изучении других навыков. Для этого в сборнике достаточно музыкально выразительных пьес.
Попробуем обозначить круг задач для отдельных пьес:
1) «Осенний дождичек» – замечательная пьеса, требует серьезной работы, возможна реализация большого объема задач, о чем сказано выше.
2) «Барашеньки» – ритмическая организация, требует особого внимания координация движений на восьмых. Обычно предлагается для изучения чуть позднее, после №3,4 и 5.
3) «Красная коровка» – удобный материал для объяснения длинных и коротких длительностей.
4) «Как у нашего кота» – необходимо выработать ритмическую фигуру на основе слов и добиться точного исполнения большого количества восьмых. Сложность и хороший материал для освоения крайних частей смычка.
5) «Петушок» – сочетание двух восьмых и четверти часто требует от ученика особого внимания, поскольку он стремится проигнорировать ритмический рисунок и перейти на одинаковые длительности
6) «Мы со скрипкой друзья» – здесь возможно начинать тщательную работу над скоростью и плотностью смычка.
7) «Андрей-воробей» – дается исключительно способным в координационном и музыкальном отношении, ученикам, когда они уже достаточно освоили навык ведения и элементарного распределения смычка.
8) «Козочка» – так же удобная пьеса для объяснения и формирования навыка смены струн. Так же есть реальная возможность для работы над разнообразием образа.
9) «Песенка моя» – более подходит для способных учащихся, поскольку как бы синкопированные смены струн ритмическая точность исполнения и распределение в связи с этим требуют хорошей координации.
10) «Пастушок» – здесь уместно вспомнить «Как у нашего кота» и заострить внимание на смене струн. Так же – знакомство с акцентированным проведением смычка. Предполагает разные уровни и варианты работы.
11) «Четыре струны» – для всех учащихся. Несложная в освоении пьеска, предполагает освоение смены струн в кардинальном варианте, что предполагает неизбежную активизацию внимания.
12) «Вальс куклы» – интересная пьеса, освоение смены струн на легато в большом диапазоне движения правой руки, что предполагает определенный уровень свободы. Ритмическое ощущение трехдольности. Здесь реально поставить задачу добиться свободы движения правой руки. Так же – возможность удержания смычка в руке (без «подпорки» струны). Пьеса для способных учащихся.
13) «Зарядка» – удобное произведение для освоения падения-отскока каждым пальцем.
14) «Колыбельная» – как правило, дети воспринимают пьесу эмоционально, возможна работа над красивым плавным соединением смычка, чему способствует образ.
15) «Лиса по лесу ходила» – для более способных учащихся, внимание к необычно звучащей мелодии и смена струн в связи с этим.
16) «Сорока» – то же, что и в «Колыбельной», но проще ритмический рисунок. Дети легко схватывают певучесть четвертей.
17) «Прогоним курицу» – дети очень эмоционально реагируют на слова пьесы и обычно запоминают ее легко. Следует обратить внимание на отчетливость постановки нижележащего пальца.
18) «Часы» – пьеса так же интересна текстом и великолепным аккомпанементом. Обычно разучивается легко. Удачное сочетание движений первого и третьего пальца, хотя на его постановку нужно обратить особое внимание и не допускать скручивания мизинца.
19) «Скок, скок, поскок» – обязательна почти для всех, поскольку здесь в движении по тетрахорду вниз реально формируются основные навыки беглости.
20) «Ворон» – формирование ощущения терции между первым и третьим пальцами. Причем, следует обратить внимание на последующую постановку первого пальца. Полутон между первым и вторым пальцами так же нередко представляет трудность.
21) «Две тетери» – пьеса в первой половине представляет трудность в механическом запоминании. Обычно хорошо справляются способные, музыкальные дети.
22) «А я по лугу» – достаточно сложное в освоении произведение: постановка четвертого пальца, полутон между первым и вторым, а так же пунктирный ритм. И если ребенок не музыкален – освоение весьма проблематично. Обычно изучается после «Пастушьей песенки» Моцарта
23) «Летел жук» – довольно сложная в двигательном отношении пьеска. Необходимо хорошее слышание мажорного трезвучия. Необходимо активное падение четвертого пальца, и особого внимания требует последующее «подставление» нижележащих пальцев. Но за счет выразительности текста и мелодии освоение этой пьесы возможно вполне успешно.
24) «Вежливый вальс» – преследует формирование навыка различной постановки третьего пальца в соотношении с четвертым. Предполагается для изучения продвинутому учащемуся, но обычно остается без внимания и этот навык формируется значительно позднее, на другом материале.
25) «Савка и Гришка» – удачная пьеса, формирует навык постановки второго, третьего и четвертого пальцев. Следует обратить внимание на точность интонирования в постановке второго пальца, полутона третьим пальцем и активности четвертого в малой терции со вторым.
26) «Пастушья песня» – обязательна к изучению. Возможно на раннем этапе. Формирует постановку третьего пальца и ощущение кварты между первым и четвертым.
27) «Во саду ли, в огороде» – здесь внимание на постановку первого пальца, его ловкость перехода с «бемольного» положения на привычное и ощущение большой терции между первым м третьим.
28) «Два цыпленка» – активность четвертого пальца, малая терция между ним и вторым: хорошее слышание нисходящего мажорного трезвучия. Так же важна ловкость в постановке первого на другую струну после третьего. Пунктирный ритм – особенный камень преткновения для отскока четвертого и ловкой постановки третьего пальцев.
29) «Ай-я, жу-жу» – обычно к моменту изучения этой пьески ученик достаточно владеет навыком падения-отскока пальцев. Выразительность и образность отлично помогают справиться с песенкой.
30) «Добрый мельник» – обычно эта пьеса требует музыкальности и сообразительности, неквадратность фразировки может представлять трудность в запоминании.
31) «Цирковые собачки» – гамма в чистом виде, но на ней полезно вырабатывать ощущение затакта.
32) «Горошина» – отрабатываются трудности гаммы. Возможно изучение разными вариантами. Особенно интересным представляется сочетание открытой струны и четвертого пальца, формируется очень полезный навык постановки четвертого пальца в процессе вынужденного контроля за интонацией.
33) «Грибы» – точное интонирование ломаной терции между первым и третьим пальцами на разных струнах, так же – нисходящее движение от четвертого пальца. Особое внимание следует обратить на интонирование октавы в конце.
34) «Во поле береза стояла» – предполагается, что после изучения ряда предыдущих пьес техническое освоение этой пьесы не составит проблемы, но все же следует обратить внимание на выдерживание ноты с точкой в кантилене и точное распределение смычка при этом.
35) «По улице мостовой» – пьеса предполагает достаточно ловкое владение пальцами, потому возможно для изучения со способными учащимися.
36) «Гусята» – «ах, мой милый Августин», мелодически пьеска удобна для запоминания. Хороший повод для формирования ловкости в нисходящем гаммобразном ходе: первый – открытая – третий, на легато, в сконцентрированном ритмическом обороте, в трехдольном метре.
37) «Сурок» – обязательная пьеса для изучения, метр – шесть восьмых, полезно изучение разными вариантами штрихов.
Сборник Шальмана представляет собой учебник, так же предполагающий поэтапность, хорошо оснащен теорией для учеников и родителей. Здесь в большом объеме представлен технический материал: упражнения, гаммы. Только именно безликим упражнениям на открытых струнах предпочтительнее пьесы из «Вверх по ступенькам» Хотя, изучение гамм наверно должно быть обязательным. Очень привлекательны пьесы, в которых поставлены особенные задачи для пальцев. Поэтому рекомендовано изучение всего художественного материала начального периода, предложенного в этом учебнике.
Здесь приведен анализ только художественного материала, хотя в подробном учебнике много упражнений и великолепно изложена теория. Поскольку навыки ведения смычка легче формировать на материале сборника Якубовской, обычно к помощи упражнений из сборника Шальмана приходится обращаться не часто. А вот пьесы кажутся достаточно удобными для соединения рук, поскольку представляют собой традиционный принцип движения от первого к четвертому. К тому же, параллельное изучение материала для левой руки позволяет легче освоить навыки движений.
1) «У кота – воркота» – пьеса предельно проста и удобна для исполнения смычком при уже достаточно освоенном навыке ведения.
2) «Как под горкой» - то же, что и в №1, только здесь поступенное движение до третьего пальца
3) «Ходит зайка по саду» – ритмическая и мелодическая сложность, иногда долго объяснять чем «по саду» отличается от «по саду», но когда это понимается – обычно проблем с распределение смычка не возникает.
4) «Считалочка» – неожиданно неудобная пьеса, начинающаяся с четвертого пальца, если ребенок к этому времени освоил ряд пьес из сборника Якубовской, то есть реальная возможность для ее изучения.
5) «На зеленом лугу» – удобная и важная пьеса, ритм, распределение смычка. Возможны варианты с открытой струной и четвертым пальцем. Интересно, что дети обычно легко схватывают певучесть в этой пьесе.
«Венгерская народная песня» – нисходящее мажорное трезвучие от четвертого пальца, и постановка третьего, необходимо следить за интонацией. Удобное ритмическое построение, когда ход восьмыми исполняется в восходящем движении от открытой струны, как бы маленький виртуозный пассаж. К тому же – исполнение в дуэте вполне пробуждает интерес к изучению этой пьесы.
«Пешеход» – удобна так же восходящим движением до четвертого пальца и соединением с ведением смычка.
«Ах, вы, сени» – постановка третьего, хорошее слышание кварты с открытой струной. Активное падение и отскок четвертого пальца и слышание малой терции со вторым пальцем. Требует достаточной ловкости и внимания.
«Перстень» – нисходящее движение от четвертого пальца в традиционной группе с полутоном между вторым и третьим. Так же необходим навык, приобретенный в предыдущей пьеске.
«Во поле береза» – эти пьесы рекомендуется изучать в комплексе с предыдущей, поскольку здесь так же нисходящее движение от четвертого, только уже необходимо осваивать иной навык – постановка второго пальца к первому.
«Пароходик» – замечательная пьеса, достаточно легко воспринимается детьми, великолепный аккомпанемент. Активно формирует навык нисходящего гаммобразного движения. Необходимо отработать чистоту интонирования в довольно неудобном сочетании: открытая – третий и четвертый палец на другой струне.
«Во саду ли, в огороде» – как и в сборнике Якубовской здесь стоит задача смены положения пальца, только значительно проще, поскольку это не первый, а удобный второй палец.
«Мамин праздник» – так же довольно удобная для изучения пьеска. Предполагается, что к этому моменту навык нисходящего движения пальцев более или менее освоен, потому можно углубиться в выполнение технической задачи соединения струн.
«Во сыром бору тропина» – совсем не простая пьеса, не всегда легко дается ее ритмическое освоение, отсюда – сложности с распределением смычка. Так же следует обратить внимание на ловкость третьего и четвертого пальцев в восьмых.
«Перепелочка» – обычно к этому моменту ребенок уже достаточно владеет навыками для успешного изучения этой пьески. Способному ученику возможно дать ее для самостоятельного выучивания, указав, однако на полутон между первым и вторым пальцами и уточнив, что есть форте, пиано и промежуточные варианты.
«Сотворение мира» – пьеса дается нетрудно, оригинальна, остается сожалеть, что нет аккомпанемента. Предыдущие навыки достаточно ловко позволяют освоить ломаные терции. Важно следить за ритмической точностью.
«В ночь под новый год» – очень интересная пьеса, полученный в предыдущем произведении ритмический навык вполне позволит выдержать половинную после восьмых. Очень хорошо, если ученик музыкален и способен достойно исполнить это незаурядное произведение.
«Марш октябрят» – к этому этапу обучения навыков для левой руки обычно бывает достаточно. Особого внимания потребует мартле, важно добиться его разнообразия. В барабанном ритме из восьмой и двух шестнадцатых так же важно правильно объяснить принцип и, главное – наличие пауз.
«Петрушка» – пьеса так же весьма легко изучается. Продвинутым ученикам возможно предложить ее для самостоятельного изучения, обязательно напомнив о разнице между шестнадцатыми и восьмыми мартле.
Беря за основу изучение материала из этих двух сборников, не стоит отказываться от других источников, в них так же содержится масса полезных и интересных пьес. Только очень важно осознавать цель изучения того или иного произведения, четко видеть художественную и техническую задачу.
ЛИТЕРАТУРА
1. В. Якубовская. Вверх по ступенькам. Начальный курс игры на скрипке.
2. С. Шальман «Я буду скрипачом. 33 беседы с юным музыкантом».
Рекомендованная для дополнительного изучения
1. Судзуки Школа игры на скрипке. - М.: Попурри 2006 г.
2. В.Лепихова «Здравствуй скрипочка»
3. Халеева. "Остров фальшивых нот и Новогодние приключения скрипки",
4. Марина Халеева «Будильник на концерте»
5. И. Ксов. "Самая лучшая школа игры на скрипке"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Открытый урок. Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидакт...
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидактический принцип: «игр...
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидактический принцип: «игр...
Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"
Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще родители задумываются о раннем развитии ребенка. В этой ситуации музыкальные школы, в соответствии ...
Организация пианистического аппарата в начальный период обучения игре на фортепиано.
: Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того, маленький пианист, в отличии от стру...
Открытый урок ,,Развитие музыкально-творческих способностей на начальном периоде обучения"
Цели урока: 1.Формирование исполнительских навыков игры на ф-но. ...
Начальный период обучения в классе трубы детской школы искусств.
Начальный период обучения в классе трубы детской школы искусств....