ТЕСТ "ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ"
тест

Жиделева Наталья Владимировна

ТЕСТ "ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_tvorcheskiy.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ

Дивергентного (ТВОРЧЕСКОГО) мышления

Тест дивергентного (творческого) мышления направлен на диагностику комбинаций вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально – перцептивных показателей. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность, полученных в результате факторного анализа, при исследовании интеллекта Гилфордом (структура интеллекта, известна как SOI). Эти факторы являются когнитивным по своей природе и классифицируются по SOI как дивергентные трансформации фигур (образов). Также можно получить оценку для названия, отображающую вербальные способности, которую можно классифицировать по SOI как дивергентные семантические трансформации. Таким образом, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушария мозга. Применяя этот тест, мы получаем возможность оценить совокупность разнообразных познавательных и личностных качеств ребенка, оценить его творческие способности.

Руководство по проведению теста

Тестирование проводиться в групповой форме. Желательно, чтобы во время тестирования дети сидели за столом, по одному. Для детей младшего дошкольного возраста тестирование следует проводить в малых группах по 5-7 человек.

Далее приводятся незаполненные бланки, необходимые для проведения тестирования.

Тестовой бланк, стандартного формата А-4 на нем изображено 12 квадратов, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.

Инструкция. Порядок проведения.

Проводиться в группе, ограничен по времени:

20 минут для старших классов (4-11), 25 минут для младших классов (1-3) и дошкольников. Дети младших классов и дошкольники подпись к рисункам делают с помощью педагога.

Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к тесту дивергентного (творческого) мышления: «Это задание поможет узнать, насколько Вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано время 20-25 минут, чтобы нарисовать Ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью Вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости оттого, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».

Итоговый подсчет по тесту дивергентного мышления

4 когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с 5-м фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем 5 показателей, выраженных в сырых баллах:

  • Беглость (Б)
  • Гибкость (Г)
  • Оригинальность (О)
  • Разработанность (Р)
  • Название (Н)

Беглость – общее количество выполненных рисунков. Возможно max 12 баллов (1 Балл за каждый рисунок).

Гибкость – количество изменений категорий, считается от первой картинки. Возможно max 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

Оригинальность – Где выполняется рисунок: вне стимульной фигуры -1 балл, внутри стимульной фигуры -2 балла, внутри и снаружи стимульной фигуры -3 балла. Суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам, max 36 баллов.

Разработанность – где дополняющие детали создают асимметрию изображения: симметрично повсюду – 0 баллов, ассиметрично вне стимульной фигуры -1 балл, ассиметрично внутри стимульной фигуры -2 балла, ассиметрично внутри и снаружи -3 балла. Суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок, max 36 баллов.

Название – Словарный запас и образное, творческое использование языка: название не дано -0 баллов, название из одного слова – 1 балл, название из нескольких слов -2 балла, образное название, выражающее больше, чем показано на картинке – 3 балла. Суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок, max 36 баллов.

Максимально возможный общий суммарный показатель (в сырых баллах) за весь тест -131, (Б+Г+О+Р+Н).

Список литературы:

1. Туник Е.Е. Креативные тесты (адаптированный вариант), СПб, СПбГУПМ, 2002.

2. Бланк теста прилагается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления

Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...

Творческое мышление учащихся.Формы ,методы,технологии.

Методика развития творческого мышления должна опираться на следующие принципы:деятельностьиндивидуальностьпоследовательностьпоэтапностьцикличностьпсихологический комфортсотрудничество...

Mind maps как интенсивная методика развития мышления в преподавании английского языка

MIND MAPPING – это технология, позволяющая построить обучение более эффективно, выявлять главную мысль в больших по объему текстах, развить воображение у студентов, научить их выстраивать свои мысли, ...

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).

Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...

Формирование экономического мышления у студентов

Формирование экономического мышления у студентов профессиональных учебных заведений обусловлено, в первую очередь, изменением социально-экономических ориентиров Российского общества, появлением ...