Опыт разработки учебно-методического комплекса Русский рукопашный бой на базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБНОУ ДУМ СПб)
статья
Одной из приоритетных задач, стоящих перед руководством и коллективом Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБУНО ДУМ СПб), является реализация государственных программ по созданию условий для воспитания гражданина и защитника отечества.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Русский Рукопашный бой» имеет физкультурно-спортивную направленность и направлена на развитие морально-волевых, физических, духовных и нравственных качеств учащейся молодежи в возрасте от 12 до 22 лет.
В материале изложены некоторые аспекты, с которымы пришлось столкнуться при разработке упомянутой программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotkaprogrammyrrb.docx | 53.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт разработки учебно-методического комплекса Русский рукопашный бой на базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБНОУ ДУМ СПб) и особенности, учитываемые при составлении конспектов занятий
Филь Эрнест Валентинович
Преподаватель дополнительного образования
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБНОУ ДУМ СПб)
Введение
Одной из приоритетных задач, стоящих перед руководством и коллективом Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБУНО ДУМ СПб), является реализация государственных программ по созданию условий для воспитания гражданина и защитника отечества.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Русский Рукопашный бой» имеет физкультурно-спортивную направленность и направлена на развитие морально-волевых, физических, духовных и нравственных качеств учащейся молодежи в возрасте от 12 до 22 лет.
Актуальность программы заключается:
- в создании предпосылок для гармоничного развития духовных, интеллектуальных и физических качеств у молодежи;
- в создании предпосылок для реализации запроса общества и государства по воспитанию гармонично развитой личности способной адекватно отвечать на вызовы современного и сложного мира.
Программа способствует совершенствованию физической формы, развитию у подрастающего поколения стремления служить своему Отечеству, а укрепление, в учебно-тренировочном процессе, таких духовных качеств, как сила воли, характера, стрессоустойчивость позволяет уверенней принимать вызовы современного мира. В процессе реализации программы у молодого поколения формируются навыки поведения в экстремальных, стрессовых ситуациях, развивают коммуникативные способности через решение неординарных задач в составе коллектива и индивидуально. Юноши и девушки через занятия рукопашным боем получают возможность приобщиться к традициям Российской государственности, воспитывают в себе чувство гражданственности, принадлежности к великой стране, ответственности за судьбу Родины, развивают такие качества, как честь и достоинство.
Отличительные особенности программы в том, что спортивно-физкультурные занятия включают в себя разделы из программы ГТО, а также разделы по подготовке спортсменов прикладных и специальных спортивных дисциплин (рукопашному бою, всестилевому каратэ, боевому самбо, таиландскому боксу и т.п.). Программа физкультурно-спортивной части имеет три функциональных контура или три цели:
- общее улучшение физической формы обучающихся, в том числе для сдачи нормативов ГТО, с созданием предпосылок для формирования мировоззрения включающего занятия физической культурой как постоянной, неотъемлемой и обязательной части жизни;
- предоставлением возможностей для желающих реализации собственной спортивной карьеры (выступления в соревнованиях, с получением разрядов, званий и т.п. согласно Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК)).
- обучения практическим приемам поведения в стрессовых ситуациях, в том числе навыкам самообороны, навыкам начальной военной подготовки, с учетом социальных, психологических и юридических особенностей.
Программа рассчитана на 3 (три) года и учитывает достижения и разработки отечественных специалистов Харлампиевым А.А., Касьяновым Т.Р., Ивановым С.А. и позволяет достигнуть реализации всех означенных выше целей при условии соблюдения баланса при подаче материала на каждом занятии.
С учетом вышесказанного разработка конспекта (и особенностями его разработки) для каждого занятия по дисциплине дополнительного образования в рамках программы Русский рукопашный бой (рассчитанной на 3 (три) года) является непростой и важной задачей, стоящей перед педагогом дополнительного образования. В настоящей работе рассматриваются возможные решения поставленной задачи.
- Теоретический анализ и оценка актуальности
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Русский Рукопашный бой» была разработана в целях создания на площадках Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБНОУ ДУМ СПб) секций физкультурно-спортивной направленности, ориентированных на развитие морально-волевых, физических, духовных и нравственных качеств молодежи и составлена в соответствие с:
- Законом РФ «Об образовании»;
- Федеральным законом № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Приказом №730 от 12.09.2013 «Об утверждении федеральных государственных требованй к минимуму содержания, структуре условиям реализации дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» (рег. № 30530 от 02.12.2013 Минюст);
- Приказом №1125 от 27.12.2013 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» (рег. № 31522 от 05.03.2014 Минюст);
- Приказом № 1062 от 24.12.2014 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта рукопашный бой (рег. 35884 от05.02.2015 Минюст).
При составлении программы приходилось учитывать то обстоятельство, что термин рукопашный бой имеет, в известной мере, исключительно отечественное, российское происхождение.
На сегодняшний момент РБ не является олимпийским видом спорта. Однако, рукопашный бой, наряду с всестилевым каратэ (Федерация Всестилевого Каратэ РФ) представлены в Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК). Данное уточнение необходимо в силу того, что до определенного времени понятие рукопашный бой использовался исключительно в специальных пособиях для силовых ведомств, например [8]. Не смотря на то, что основы рукопашного боя разрабатывали такие признанные теоретики и практики как Булочко К.Т. [2], основатель самбо Харлампиев А.А. [9] и др. до 1984 года в спортивном обиходе термин рукопашный бой (далее РБ) не использовался.
- История применения термина рукопашный бой для обозначения спортивных и прикладных дисциплин
Наиболее употребимым термином имеющим отношение к рукопашному бою и особенно его спортивной направленности был термин предложенный Харлампиевым А.А. – самбо (самооборона без оружия). Вторую жизнь термину РБ придали события связанные с распространением и развитием в СССР такой дисциплины как каратэ. Начало этому было положено в конце 60-х годов прошлого века. Источниками того, что на территории СССР получило название каратэ явились виды спорта представленные в СССР, а именно:
- Самбо и бросковая техника из различных видов борьбы для самообороны от А.А.Харлампиева, привнесённая в каратэ Штурминым А.Б., признанным как человек, с которого началось каратэ в СССР;
- фехтование, в т.ч. штыковой бой благодаря одному из основателей каратэ в СССР Т.Р. Касьяновым и С.Т. Касьяновой (заслуженный тренер РФ), которая тренировалась у Заслуженного тренера РСФСР по фехтованию, Солерса Эдуарда Владимировича;
- бокс - от Т.Р. Касьяновым, который на тот момент был уже Мастером спорта СССР по боксу.
В ноябре 1979 года была зарегистрирована «Федерация каратэ СССР», которая объединила представителей различных школ и направлений «восточных боевых искусств», заинтересованных в легализации своей деятельности, в проведении соревнований, наборе групп для обучения каратэ. Однако после недолгого подъема (в период 1979-1983 г.г.) официальные соревнования по каратэ и иным видам восточных боевых искусств перестали проводиться в период с 1984 г. по 1989 г. в связи с введением в действие ст. 219 УК РСФСР (Запрет на незаконное преподавание каратэ). Школа СЭНЭ, которая являлась ядром всех секций восточных боевых искусств в СССР, во главе с Т.Р. Касьяновым, продолжала свою легальную деятельность в Московском военном округе (Спортивный клуб армии -13). Тренеры занимались специальной подготовкой военнослужащих СКА-13, и именно тогда этот вид подготовки получил название «рукопашный бой». Школа СЭНЭ, в этот период, основное внимание уделяла повышению профессионального уровня тренеров-преподавателей (обучение в Московском Областном институте физической культуры) и совершенствованию прикладных методик обучения (выезды для проведения мастер-классов в боевые части и подразделения, разработка и апробация техники и тактики прикладного назначения).
К 1989 году Школа СЭНЭ создала необходимые условия для регистрации нового военно-прикладного вида спорта – «рукопашный бой». С 1990 года «Всесоюзная федерация рукопашного боя» проводила официальные соревнования, по итогам которых спортсменам впервые были присвоены разряды по рукопашному бою.
1990 апрель – на спортивной базе ЦСКА в Ватутенках был проведен 1-ый Всесоюзный аттестационный семинар по РБ на который прибыло более 1000 участников из 240 регионов и около 70 человек от ВС СССР. Аттестацию проводили представители Школы СЭНЭ во главе с Касьяновым Т.Р. Было аттестовано около 650 человек, в том числе 35 от вооружённых сил. И наконец, в конце 1990 была создана Всесоюзная федерация рукопашного боя и традиционного каратэ (ВФРБиТК), во главе которой стал п-к КГБ, Анатолий Николаевич Сутугин. Летом 1991 в Казани был проведен 1-ый, и единственный, Чемпионат СССР по рукопашному бою, в котором участвовали представители 13 республик (более 500 спортсменов), а практически все призовые места заняли представители советского каратэ из Школы СЭНЭ.
В дальнейшем, в 2003 году были созданы три федерации РБ: Федерация Рукопашного Боя (руководитель В.И. Харитонов), Армейский рукопашный бой (руководитель Г.И. Шпак) и Спортивный Рукопашный бой (на базе Школы каратэ СЭНЭ). Последняя, в дальнейшем влилась в Федерацию Всестилевого Каратэ России (ФВКР), а в июне 2014 года ФВКР была включена во Всероссийский реестр видов спорта (приказ Минспорта РФ от 10.06.2014г. №447).
Если исходить из предположения, что развитие гармонической личности, гражданина, защитника отечества подразумевает системный подход и, по меньшей мере, должны совмещать развитие интеллектуальных, моральных и физических качеств, ты выделение, а то и отделение какой-либо из составляющих будет приводить к перекосам в развитии личности. Точно также выделение каких-либо тонкостей, в физической подготовке, в широком смысле будет приводить к совершенствованию в одном сегменте подготовки в ущерб другому (другим). Грубым примером сказанному может являться то, что атлет прошедший подготовку по боксерской программе не будет обладать соответствующими умениями в борцовских техниках и наоборот. Положение усугубляется еще и тем, в рамках дисциплин могут происходить центробежные процессы (как было показано выше на истории возникновения дисциплины Рукопашный бой), которые находят отражения в правилах проведения соревнований. Последнее зачастую приводит к перекосам в физической, морально-психологической и в интеллектуальной сторонах воспитания личности, о чем много пишут и говорят специалисты имеющие отношения к спорту.
- Особенности разработки конспектов занятий по программе дополнительного образования «Русский Рукопашный бой» и их сравнение с аналогичными учебно-методическим разработками
Таким образом, программа дополнительного образования «Русский Рукопашный бой» (далее РРБ), разработанная для Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБНОУ ДУМ СПб) хоть и имеет в своем названии термин Рукопашный бой, но является достаточно уникальным продуктом, которая;
- Имеет три функциональных контура или три цели:
- общее улучшение физической формы обучающихся, в том числе для сдачи нормативов ГТО, с созданием предпосылок для формирования мировоззрения включающего занятия физической культурой как постоянной, неотъемлемой и обязательной части жизни;
- предоставлением возможностей для желающих реализации собственной спортивной карьеры (выступления в соревнованиях, с получением разрядов, званий и т.п. согласно Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК));
- обучения практическим приемам поведения в стрессовых ситуациях, в том числе навыкам самообороны, навыкам начальной военной подготовки, с учетом социальных, психологических и юридических особенностей.
- Ориентирована на юношей, девушек, подростков обоих полов (возраст 12-22 лет) без жестких ограничений по физическим показаниям.
В известной степени подача материала возвращается к истокам [2, 8] преподавания дисциплины Рукопашный бой.
В свою очередь, вышесказанное предопределяет возникновение и решение задач, которые в настоящее время не до конца разработаны в методической литературе. Это относится не только к вопросам составления программ, определяющих вектор, подготовки и воспитания, занимающихся РРБ на весь период обучения (3, 10 лет [6], учебный год, полугодие), но и на локальном уровне – занятие 1,5-2 часа.
Проблемы локального уровня, которые стоят на этом этапе сводятся к созданию условий, при которых обучающийся гарантированно овладевает, запоминает, умеет использовать и применяет:
- борцовские техники (броски, захваты, болевые и удущающие приемы, в стойке и в партере);
- ударные техники (удары ногами, руками);
- противодействия нападающим владеющим борцовской, ударной или смешанной техникой;
- техники защиты от нападений с предметами и без предметов.
Дополнительными обстоятельствами, которые требуют внимания при обучении:
- развитие навыков, позволяющих обучаемым сохранять психологическое равновесие в стрессовых и неординарных условиях;
- возможность распространить программу на широкую целевую с весьма неоднородными физическими кондициями (имеющими ограничения на допуски к занятиям физической культурой),
и в тоже время:
- своевременно выделять из массы занимающихся тех, кто по своим качествам заинтересован в спортивной карьере (не сдерживать стремления обучающихся).
Вышесказанное диктует создание интегрированной программы РРБ, при котором, на уровне как самой программы, так и на уровне создания КТП соблюдается чередование занятий по видам техник:
- ударная;
- борцовская;
- специальная.
Очевидно, что идеальным является планирование интегрированной подготовки рассчитанной на то, что обучаемый получает образовательную услугу не менее, чем 2 (два) идеально 3 (три) раза в неделю.
Во вторых, для обеспечения непрерывности процесса обучения и устойчивого овладения навыками, каждое занятие могло бы иметь общее с предыдущим занятием, или темой (темами), которая(ые) проходилась ранее. Причем, на указанном обстоятельстве отдельно заостряется внимание потребителей образовательной услуги. В некотором роде процесс обучения имеет не столько «линейную» направленность, сколько «круговую» (возможно сравнение со спиралью). Простейшим путем, позволяющим достигнуть означенной задачи является составление тем каждого занятия в виде пары сочетаний из различных генеральных тем, например:
- ударная-борцовская;
- борцовская-специальная;
- ударная-специальная.
Практическое решение в виде конспекта-занятия для группы РРБ первого года (тема приблизительно 11-12 недели занятий) обучения приведен в Приложении 1.
Учитывая вышесказанное возможно приступить к анализу имеющихся методических материалов по предоставлению аналогичных услуг и, которые можно взять за основу создания конспектов по проведению занятий по предоставлению образовательной услуги Русский рукопашный бой (РРБ).
Анализ имеющихся методических материалов (конспектов занятий) по предоставлению аналогичных услуг позволяет условно классифицировать последние по следующим признакам:
- спортивные. Занятия, ориентированные на учащихся специальных, спортивных классов и ориентированные на подготовку спортсменов в соответствующих спортивных дисциплинах [3, 4, 6, 9, 11, 12];
- физкультурные. Тематические занятия, уроки физкультуры [13, 14];
- прикладные-специальные. Занятия ориентированные на подготовку личного состава ВС и (или) силовых ведомств [15, 16].
Необходимо отметить, что данная классификация условна, но для текущего анализа вполне удовлетворительна. Совершенно очевиден вывод, что интегрированной программы, и соответственно, конспекта занятия удовлетворяющего заявленным требованиям (см. стр. 8) нет и он требует дополнительной разработки. Имеющиеся аналоги ориентированы на специальную, или достаточно узкую целевую аудиторию:
- учащиеся специальных спортивных учебных заведений типа ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа), то есть, дети и подростки проходящие обучение в вышеназванных учебных заведениях, либо посещающие соответствующие спортивные кружки и секции с априорными планам на спортивную карьеру. Указанную категорию учащихся отличает не только высокая мотивация, но и физическая подготовка, которую можно охарактеризовать как «выше среднего»;
- личный состав подразделений вооруженных сил, силовых ведомств.
Совершенно очевидно, что программы для второй категории целевой аудитории заслуживаю внимания, при рассмотрении возможности использования отдельных элементов программ и конспектов занятий, но не отвечает в полной мере поставленным целям и задачам. Точно также, как и конспекты занятий ориентированных на уже мотивированных детей и подростков (первая целевая аудитория).
Уместно дополнительно отметить, что программа РРБ для ГБНОУ ДУМ СПб (см. Приложение 1) помимо учета вышеуказанных качеств (стр. 8) нацелена на:
- привлечение и удержание в рядах получающих указанную образовательную услугу максимально возможного количества молодежи и подростков.
Очевидно, что приведенные для анализа конспекты, либо наоборот отсекают «неподходящих», либо ориентированы на иные цели в иных обстоятельствах (например, подготовка призывника).
В свою очередь, при составлении конспекта занятия по РРБ аналогичного приведенного в Приложении 1 возможно воспользоваться:
- В полной мере - разработками, касающимися:
- ресурсного обеспечения занятия (материально-техническая база);
- общего хронометража занятия и хронометража основных частей занятия (разминка-основная часть-заключительная часть);
- Частично – разработками, касающимися:
- содержания каждой части занятия, из-за необходимости обеспечения преемственности занятий и учета сочетаний (см. стр. 8-9);
- оценочными критериями (оценка успехов и достижений получающих образовательную услугу).
Сравнительный анализ конспектов занятий по теме Рукопашный бой приведен в Таблице 1.
Таблица 1
Параметры сравнения | План-конспект открытого тренировочного занятия по рукопашному бою ГБОУ СПО «Юридический колледж» [13] | План-конспект проведения занятия по физической подготовке по теме «Рукопашный бой» [15] | План – конспект тренировочного занятия по русскому рукопашному бою ГБНОУ ДУМ СПб (Приложение 1) |
Цель | Обучение технико-тактическим действиям в стойке, развитие взрывной силы, координации и выносливости | Разучивание изготовки к бою (без оружия и с оружием), передвижению в боевой стойке, приемов само страховки | Обучение технике базовых защитных и атакующих движений. Понятия о связках и комбинациях. Индивидуальная отработка защитных и атакующих движений |
Специфика содержания | Обучение ударам руками в стойке при движущемся противнике | Комплексная тренировка, действия по внезапным командам и сигналам. Приемы боя с оружием: укол штыком | Обучение технике: 1. Кругового удара руками изнутри наружу тыльной стороной кулака (типа уракен-цки) из фронтальной позиции (стойки для отработки базовой ударной техники), 2. То же из боевой стойки, в движении и при движущемся противнике. Запоминание терминологии. 3. Прямого (линейного) удара ногой в сторону из фронтальной позиции, 4. То же из боевой стойки, в движении и при движущемся противнике. Запоминание терминологии. 5. Отработка связки (комбинации) из выученных ударов; 6. Отработка специальной техники: освобождение от захвата за предплечье с контратакой и нейтрализацией противника |
Ресурсы и партнеры | Борцовский ковёр, секундомер, свисток, боксерские «лапы», боксерские перчатки | Тренажная карта. Секундомер | Борцовский ковёр, секундомер, свисток, боксерские «лапы», боксерские перчатки |
Контингент | Студенты колледжа | Личный состав воинского подразделения | Учащиеся в возрасте 12-18 лет |
Важное обстоятельство, которое необходимо учитывать при составлении, как программы РРБ, так и конспекта занятия в рамках программы РРБ являются особенности реализации двуединой задачи:
- взаимодействие с партнерами;
- взаимодействие с потребителями.
Решение первой задачи прямо вытекает из истории создания самой программы РРБ и возникновения термина рукопашный бой (стр. 3-6). Программа РРБ имеет общие корни с практически всеми спортивными единоборствами (т.н. восточные единоборства) существующими на постсоветском пространстве, что открывает широкие возможности, по налаживанию спортивных и деловых контактов практически со всеми действующими федерациями единоборств. В свою очередь особенности подачи материала в рамках образовательной программы позволяет обучаемым, опять же, выступать на спортивных и физкультурных мероприятиях за практически любую федерацию единоборств. Последнее является важным обстоятельством, так как действующие федерации зачастую сталкиваются с проблемой рекрутирования молодых спортсменов.
Еще одним положительным свойством разработанной программы, является ее широкая возможность к внедрению и использованию новейших методических разработок и достижений в подготовке воспитанников, которые были апробированы в партнерских федерациях и (или) секциях, школах, клубах.
Равным образом, для т.н. потребителей получение образовательной услуги по программе РРБ открывает возможности для реализации спортивных амбиций и построения собственной спортивной карьеры.
Анализ преимуществ конспекта занятий по РРБ для ГБНОУ ДУМ СПб относительно иных упомянутых программ и разработок (см. список на стр. 9) приведен в Таблице 2.
Таблица 2.
Положительное влияние | Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда | ГБНОУ ДУМ СПб как структура имеющаяя контакты как с учебными заведениями среднего специального образования позволяет привлечь широкую аудиторию с учетом отсутствия ограничений для потребителей услуги | Необходимость поиска ресурсов (материальных и человеческих) после выделения групп продвинутых воспитанников для обеспечения их дальнейшей спортивной карьеры. Обеспечение преемственности и непрерывности образовательного процесса |
Внешняя среда | Государственная политика, ориентированная на воспитание гражданина (см. нормативные и законодательные акты стр. 3) | Видимых угроз внешнего свойства нет (кроме обстоятельств затрудняющих обеспечения ресурсами программы ДО РРБ) |
При рассмотрении вопросов, связанных с оценочным фондом по качеству конспектов занятий по РРБ необходимо отметить что успех или неуспех программы, на наш взгляд, определяется по критериям двух уровней:
Уровень 1:
- количество занимающихся в начальном и завершающим периоде каждого учебного периода;
- количество занимающихся, решивших начать/продолжить спортивную карьеру;
- количество занимающихся, которые приобрели устойчивую привычку к здоровому образу жизни.
Уровень 2:
- оценка полученных/приобретенных навыков за период обучения на зачетных занятиях;
- успехи обучающихся на состязаниях по различным видам спорта (не обязательно единоборствам).
Очевидно, что оценки 1 уровня можно вынести по результатам опросов по истечении периодов времени соразмеримых с длительностью программы (не менее 3 года).
Оценочный фонд 2-го уровня существует в разработанной системе оценок уровня подготовки обучаемого. Оценки выставляются по результатам года занятий. В зависимости от особенностей, обучаемый может либо получить поощрение в виде повышения квалификации согласно внутренней классификации выбранной дисциплины (пояса, нашивки, дипломы), либо согласно Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) при выполнении соответствующих нормативов.
Безусловно, отдельный, локальный конспект занятия этой задаче не отвечает, а отвечает стройная единая система конспектов, которые составлены по предлагаемой лекале (Приложение 1) для каждого занятия в рамках всей программы РРБ.
Заключение
В данной работе рассматривались особенности составления конспекта-занятия по программе дополнительного образования Русский Рукопашный Бой, разработанной для Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБНОУ ДУМ СПб), для секций физкультурно-спортивной направленности.
При рассмотрении материала рассматривались вопросы связанные с историей возникновения отдельных терминов, дисциплин и был сделан вывод о том, что программа обладает рядом уникальных качеств, что позволяет широко ее применять в качестве образовательной услуги не только для возрастных категории обоих полов в возрасте от 12 до 22 лет но и для более широкой аудитории.
На основе приведенных сведений был предоставлен план-конспект занятия, учитывающий требования выдвинутые заказчиками и разработчиками программы. Сделан вывод, что разработка планов занятий согласно названной программе в должной мере обеспечивает реализацию программы в целом.
И наконец, как уже отмечалось выше знания и умения полученные на занятиях в рамках программы дополнительного образования РРБ способствуют развитию морально-волевых, физических и духовных качеств и способствуют развитию всесторонней, гармоничной и целеустремленной личности. Занятия по указанной программе оказывают положительное общеукрепляющее и закаливающее действие на нервную систему подрастающего поколения, являясь источником положительных эмоций.
Список литературы
1 | Боб Алике, Люсьен Гиллот Педагогика французского бокса, Москва, МПТИ,1991 г. |
2 | Булочко К.Т., Лукичев М.В. Рукопашный бой и фехтование. Физкультура и Спорт. Москва-Ленинград. 1940. – 188 с. |
3 | Гаськов А.В. Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах / на примере бокса /. Ула-Удэ, Изд. БГУ, 1998. |
4 | Заяшников С. И. Тайский Бокс. Новосибирск, Олимп, 1994.– 68 с. |
5 | Иванов С.А., Касьянов Т.Р., Основы рукопашного боя. - М.: Терра. Спорт, 1998. - 368 с. |
6 | Марьяндышев Д.Н. Дополнительная предпрофессиональная программа по рукопашному бою. г. Отрадное. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей. Отрадненская детско-юношеская спортивная школа. 2015 г. – 98с |
7 | Накаяма М. Лучшее каратэ. Тома 1-5. М. Ладомир, АСТ, 1998 г. |
8 | Руководство по подготовке к рукопашному бою Красной Армии. Свердловское отделение Военное издательство Народного Комиссариата Обороны Союза ССР. 1942 г. – 128с. |
9 | Харлампиев А. А. Тактика борьбы САМБО. — М.: «Физкультура и спорт», 1958. |
10 | Харлампиев А.А. Система самбо / А.А. Харлампиев. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 528 с. |
11 | Хлюпин О.С. План-конспект тренировочного занятия по рукопашному бою. МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа №25. |
12 | Цинис А.В. Программа для ДЮСШ по тайскому боксу. Архангельск «пресс-принт» 2005. |
13 | План – конспект урока по физической культуре. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Краевой политехнический колледж» Куединский филиал. https://resheba.ws/naurok/fizkultura/text-94775947.html |
14 | Бекечин А. В. План-конспект открытого тренировочного занятия по рукопашному бою. ГБОУ СПО «Юридический колледж». https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/03/23/plan-konspekt-otkrytogo-zanyatiya |
15 | |
16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум) Департамента физической культ
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее Совет по профилактике) создается в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «...
Министерство образования Нижегородской областиГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Нижегородский Губернский колледж»
С Л А Й Д – Ш О У учебной группы 31БД «Банковское дело»30 июня 2016 года...
СУБСТАНДАРТНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС В США: СРАВНЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ Мордвинова Надежда Александровна студентка Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский Губернский колледж» г. Ни
Цель статьи провести исследование международной ситуации конца первого десятилетия 2000-х годов т.н. «Второй Великой депрессии» в более широком историческом к...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волховский политехнический техникум» О. В. Калиновская Математика Методические указания и контрольные задания для студентов – заочников Волховского политехнического техникума
Методическое пособие для студентов - заочников....
Педагогический опыт ПОЛОЖЕНИЕ о проведении спортивного праздника «Весёлые старты» Street Drive среди студентов государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы
quot;Веселые старты"Материал для подготовки и проведения спортивного праздника...
Публикация статьи " Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1» Дидакт Научно-методический журнал
Е. В. Муратова, М.Н. Стародубова МКДОУ «Д/с №5», Коркино, (Челябинская область, Россия) СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рассматривается проблема сенсорного воспитания...
Статья в педагогическом колледже №1 Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1» Дидакт Научно-методический журнал
УДК – 373.2.035.3 М. Н. Стародубова, Е. В. Муратова, МКДОУ «Детский сад № 5» (п. Первомайский, Коркинский район, Челябинская область, Россия) ТРУДОВОЕ ВОСПИ...