конспект занятия "Писатели и поэты Дагестана"
план-конспект занятия
Знакомство детей с творчеством дагестанских писателей;
закрепление знаний детей о творчестве дагестанских писателей: Ф. Алиевой, Р. Рашидова, Н. Юсупова, Р. Гамзатова; С.Стальского.
- формировать интерес к дагестанской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект содержит информацию об известных поэтах и писателях РД | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ ДО
«Районный центр детского творчества»
План-конспект занятия- путешествия краеведческого кружка «Юный краевед»
педагога дополнительного образования Керимовой Тамары Магамедганифаевны
Тема: «Писатели и поэты Дагестана».
с. Советское
2016г
Конспект открытого занятия –путешествия на тему: «Писатели и поэты Дагестана»
Провела педагог дополнительного образования Керимова Т.М.
Цель: Продолжить знакомить детей с творчеством дагестанских писателей.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с творчеством дагестанских писателей;
- закрепить знания детей о творчестве дагестанских писателей: Ф. Алиевой, Р. Рашидова, Н. Юсупова, Р. Гамзатова;
Развивающие:
- развивать творчество, читательский интерес.
- развивать внимание при рассматривании книжных иллюстраций.
Воспитательные:
- формировать интерес к дагестанской литературе.
Материалы: фотографии, биографии писателей, ноутбук, презентация по творчеству: Ф. Алиевой, Р. Рашидова, Н. Юсупова, Р. Гамзатова; книги для детей, персонажи сказок (куклы).
Методические приемы: словесные (беседа, рассказ, вопросы); наглядные (инсценировка, книги, сказочные герои); игровые.
Предварительная работа: знакомство детей с дагестанскими писателями и их произведениями, рассматривание иллюстраций, презентации.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Ребята посмотрите сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте поздороваемся. (Здравствуйте). И подарим им наши солнечные улыбки.
2.Основная часть. Слайд1
- Ребята, мы с вами живем в очень большой стране. Как называется наша страна?
- Россия.
- Правильно, молодцы! А что означают слова Родина и малая Родина? (ответы детей)
- Родина (или большая Родина) - это страна, в которой мы живем, а малая Родина - это место, где человек родился и вырос.
- Назовите вашу малую Родину?
- Дагестан.
- Молодцы! Мы с вами знаем очень много русских и зарубежных писателей, их книги, стихи, рассказы, которые очень любим читать. Давайте вспомним их имена (К. Чуковский, А. Пушкин, Х. Андерсен, А. Барто и др).
- Я хочу предложить вам небольшое путешествие в волшебную страну, которая называется библиотека.
Есть страна чудесная на свете
Ее библиотекою зовут
Сюда приходят взрослые и дети
Потому что книги здесь живут.
А отправимся туда мы на нашем волшебном автобусе.
(Звучит музыка)
По горам, по долам
Наш автобус едет к вам
Солнышку помашем, ветерку помашем
Видим, как течет река
Осторожнее: гора!
Вот приехали: «Ура!»
Педагог: Вот мы и доехали. Проходите ребята. Мы с вами находимся в читальном зале, где организована выставка книг дагестанских писателей и поэтов, которые писали для детей. Посмотрите, вокруг сколько много книг и фотографий! Мы начнем знакомство с творчества наших дагестанских писателей и поэтов. Прежде чем мы начнем знакомиться, давайте вспомним, кто такие писатели и поэты, чем они занимаются.
Ответы детей: Писатель – это человек, который сочиняет и пишет рассказы, сказки (произведения). Поэ́т — писатель, создающий произведения в стихах.
Слайд 2 - Давайте пройдем к первому стеллажу. Ребята кто изображен на этой фотографии?
Ученик: Фазу Алиева –аварская поэтесса.
Педагог: Да, ребята Ф. Алиева - народная поэтесса Дагестана, она является автором более 70 книг. А какие произведения Фазу Алиевой вам известны? («Асият и солнечные бусы», «Асият и мороз», «Повариха»). Посмотрите, ребята, это Асият и ее солнечные бусы.(показывает).
Ученик читает стихотворение Ф. Алиевой? Слайд 3
Чтец: Я нахожусь в стране любви,
В стране невиданного чуда,
Меня отсюда не зови,
Я не хочу уйти отсюда!
Не знаешь ты, с каким трудом
Страну я эту обретала.
Пленившись лаской и добром,
Ларцом раскрытым сердце стало!
Чтец : стихотворение Ф. Алиевой.
Издалека, в метель и в бездорожье,
На голос твой я, Родина, иду.
Всего на свете твой покой дороже,
Как тебя я Родина люблю!
Из этих строк можно понять, как Ф. Алиева любит и ценит свою Родину, наш Дагестан.
А теперь ребята пройдем к следующему стеллажу. Я надеюсь вы узнали этого поэта?
учащиеся: Да. Это Нуратдин Юсупов. Слайд4
Педагог: Нуратдин Юсупов — известный лакский поэт. Его книги переведены на многие языки мира. А какие произведения Н. Юсупова вы знаете?
Ответы детей: « Чабан Рабадан», « Голубь и пшеничное зерно», « Три подарка», «Почему у лягушки нет хвоста?»
Педагог: Молодцы, ребята. Экспозиции его произведений представлены вашему вниманию. Вы узнали их? (Показ).
А теперь давайте поиграем в лакскую народную игру - «Сорока из Кани»
Ход игры: Ходит слух будто в давние дни
Прилетела сорока в Кани
Вряк-вряк
Аульчане сороку встречали-
В барабан, что есть силы стучали
Донг-донг
А теленок ушами хлопал,
И ударил копытцами об пол
Тук-тук
Педагог: Мы немного отдохнули, давайте продолжим и пройдем к следующему стеллажу.
Посмотрите, вы узнаете портрет этого писателя?
Ученики: Да. Это Рашид Рашидов. Слайд 5
Педагог: Рашид Рашидов - народный поэт Дагестана. Большая часть его произведений посвящена детям. А так же Рашид Рашидов, переводил, на даргинский язык произведения зарубежных писателей. Ребята, назовите ваши любимые произведения Р. Рашидова.
Ученики: « Гончар из аула Балхар», « Умный балхарец», «Юный космонавт», «Разговор в саду», «Пусть у каждого будет друг».
Педагог:: Молодцы, ребята! Вот и герой из сказки «Умный балхарец»(показ).Рашид Рашидов много произведений посвятил людям разных ремесел. Давайте покажем инсценировку – « Маленькая ковровщица». слайд 6
Инсценировка:
Мальчик: Где узоры
Для ковра
Ты нашла,
Скажи, сестра?
Назлы:На лугу полно цветов.
Погляжу - узор готов.
Тур промчался по горе
След остался на ковре.
автор :Таки, таки, таки, ток-
Это маленький станок.
За станком сидит Назлы,
Вяжет девочка узлы.
Назлы:Для ковра узлы нужны,
Очень с пряжею дружны
Мастерицы пальчики.
автор: С восхищением глядят
На девочку мальчики.
Даже бросили играть
Дети в свои альчики.
Все:Таки, таки, таки, ток-
Это маленький станок.
За станком сидит Назлы,
Вяжет девочка узлы.
Назлы поет: Я сейчас вяжу узлы
Будет коврик у Назлы.
Через месяц приходите
Я вам чудо покажу!
Все:Таки, таки, таки, ток-
Весело поет станок.
Вяжет девочка узлы,
Назлы: Вот и коврик у Назлы!
Слайд 7 Педагог: Вот какие золотые руки у наших дагестанских ковровщиц. Перейдем к следующему стеллажу. Ребята кто изображен на фотографии?
Ученики: Расул Гамзатов
Педагог: Как вы знаете, Расул Гамзатов родился в семье знаменитого поэта Гамзата Цадасы. Он рос как все аульские мальчишки. Но когда он стал знаменитым поэтом, он не оторвался от Дагестана, от своих земляков, он не представлял себя вне Дагестана, он жил для Дагестана. Расул Гамзатов - живая легенда, гордость всего Дагестана. Расул Гамзатов написал много стихотворений. О чем он писал?( о Родине, о дружбе, о матери). Да, ребята его стихи и все творчество способствует процветанию нашей Родины!
(ученик читает стихотворение на аварском языке)
Дагъистан Ват1аналъул гъот1ол гьит1инаб г1аркьел,
Г1аммаб хъизамалъул мустах1икъав вас
Дир михъал кьурарав кьалул багьадур,
Кьибилго урхъарав чодул рек1арав.
Ученик: Дагестан, все, что люди мне дали
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Ученик: Здесь у нас такие горы синие
И такие золотые нивы!
Если б все края их цвет восприняли,
Стала бы земля еще красивей.
Педагог: Стихи Расула Гамзатова известны не только у нас в Дагестане, но и далеко за ее пределами. Как говорил Расул Гамзатов «Есть границы между языками, но нет границ между сердцами».
Педагог: Вот и закончилась наша экскурсия. О ком мы сегодня с вами говорили?
Ответы детей. (О дагестанских писателях, об их жизни, книгах )
Педагог: Вспомните, пожалуйста, их имена (Ф. Алиева, Н. Юсупов, Р. Рашидов, Р. Гамзатов). Молодцы! Конечно, мы не можем на одном занятии рассказать о всех известных людях Дагестана. Мы будем к ним возвращаться на следующих занятиях. А какие еще стихи Р.Гамзатова, ставшие песнями, вы знаете?
ученик : Мне нравится песня на стихи Р. Гамзатова «Люблю тебя мой маленький народ» и песня «Журавли»
слайд 8- Ребята, а ведь мы тоже знаем и любим эту песню. Давайте, мы с вами ее споем.
Умеешь ты печаль сурово
Встречать без слёз, без суеты.
И без веселья показного
Умеешь радоваться ты.
И не твои ль напевы схожи
С полётом медленным орла,
А пляски – с всадником, чья лошадь
Летит, забыв про удила.
Характер гордый твой не стёрся,
И в речи образность живёт.
О, как люблю я сердцем горца
Тебя, мой маленький народ!
В теснине горной, где повита
Туманом кряжистая цепь,
Душа твоя всегда открыта
И широка всегда, как степь.
Живёшь, с соседями не ссорясь,
Ты, сняв свой дедовский кинжал,
И я уже не тёмный горец,
И ты иным сегодня стал.
У ног твоих гремят составы,
С плеча взлетает самолёт.
Люблю, как сын большой державы,
Тебя, мой маленький народ!
Педагог: Песни на стихи РасулаГамзатова поют многие артисты. Пусть голос Расула Гамзатова, воспевающий дружбу между народами будет звучать также ярко и уверенно, как он звучал все эти годы.
Педагог: Слайд 9 Ребята, узнаете вы этого поэта?
Правильно. Это Сулейман Стальский.Широкую известность поэт получает, начиная с 1934 года, когда он познакомился с писателем лакцем Э.Капиевым, который впоследствии написал книгу « Поэт», где прототипом героя является С.Стальский. К концу 30-годов он становится известным и за рубежом, потому что одна за другой стали выходить его книги, стих-я поэта стали переводить на русский и другие языки. Он делегат первого съезда писателей Дагестана в июне 1934 года. Через два дня после съезда ему было присвоено звание народного поэта Дагестана. В конце июня в Махачкале в театре им.М. Горького Союз писателей организовал литературный вечер, посвященный 25- летию поэтической деятельности С.Стальского.
В августе 1934 года в составе даг-ой делегации он приезжает в Москву на первый Всесоюзный съезд писателей. Он был избран в президиум съезда. 22 августа он выступил на вечернем заседании съезда. Поэт говорил по- азербайджански, потому что ему сказали, что на съезде более ста азербайджанцев, туркменов, татар. Он спел песню полным голосом.
Его речь произвела огромное впечатление на М. Горького. В своем заключительном слове на съезде он высоко оценил творчество С. Стальского.
«На меня и- я знаю- не только на меня- произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман Стальский. Я видел, как этот старец, безграмотный, но мудрый, сидя в президиуме , шептал, создавая свои стихи, затем он, Гомер XX века, изумительно прочел их.
«Берегите людей. способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Сулейман».
День славы. счастья и побед
Я воспеваю , Дагестан
Окреп. Цепям возврата нет
Я это знаю, Дагестан!
Ученик: Я в руки смуглые свои
Беру бесценный этот дар.
И чую властный звон в крови-
Кровь забывает, что я стар..
И, чуя в сердце звонкий стук,
Я на друзей гляжу вокруг.
Но слов не нахожу я вдруг.
Ежегодно в Махачкале в день его рождения в мае в сквере у его памятника проходит День Поэзии. На открытии дня поэзии в 1978 году у памятника С. Стальского председатель правления Союза писателей Дагестана, народный поэт Р.Гамзатов сказал: "Мы гордимся , что у истоков нашей Дагестанской поэзии стоит С.Стальский- певец нового в горах. Мы шагаем вперед с именами основоположников нашей литературы в сердцах, мы всегда будем верны их традициям. Они имеют право на бессмертие"
Педагог: У каждого года есть своя весна и лето,
У каждого родника есть свой вкус воды,
У лезгинского народа есть свой большой поэт, Это ,конечно, Стальский.
Берегите людей, берегите память о произведениях и их авторах. Тогда все творения великого дагестанского народа будут жить в сердце каждого из нас.
слайд – видео песня Память Музыка: С. Пожлаков Слова: Л. Лучкин
Вечными мы не будем,
Жизнь догорит как пламя,
Но остается людям
Память о нас, память.
Память стиха и песни,
Память трудов долгих,
Память должна быть честной,
Память должна быть доброй.
Рефлексия.
Дом.задание: написать сочинение на тему: «Мой любимый дагестанский поэт»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Устный журнал» «Великий шотландский поэт Роберт Бёрнс»
Методическая разработка «Устный журнал» «Великий шотландский поэт Роберт Бёрнс» ...
Мастер-класс использования ИКТ на уроке английского языка на тему " HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE " в рамках ФГОС и реализации проекта президента Дагестана Р.Г.Абдулатипова "Англоязычный Дагестан"
Мастер - класс проведения урока английского языка с использованием ИКТ в 8 классе согласно требованиям ФГОС и в рамках реализации проекта «Англоязычный Дагестан» ...
Применение инновационных методов обучения при преподавании Истории Дагестана
В данной статье автор рассматривает проблемы преподавания предмета История Дагестана, анализирует имеющуюся методическую базу, предлагает современные методы обучения на уроках. Статья может быть интер...
План-конспект классного часа на тему: "Поэты блокадного Ленинграда. Наталья Крандиевская"
План-конспект классного часа, посвященного поэтессе блокадного Ленинграда Наталье Крандиевской-Толстой. Методическая разработка классного часа содержит краткую биографию и стихи Н. Крандиевской-Толсто...
Урок-конспект по литературе "Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков"
Цель урока:-образовательная: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, как в ней объединились переживания лирического героя с трагедией народа.-воспитательная: формирование граж...
Конспект комбинированного занятия по живописи и литературе . Тема: М.Ю.Лермонтов художник и поэт
Разработка преподавателя высшей категории Ставропольского краевого техникума дизайна, члена Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников,...
Методическая разработка конспекта урока по творчеству В.В.Маяковского. Тема: Я поэт - этим и интересен.
Творчество Маяковского уникально. Поэт пришел в поэзию из живописи. Его метафоры надо читать буквально. Читай стихи Маяковского, бери карандаш и рисуй - получится удивительная картина, которую может с...