ШАХМАТЫЕ ФИГУРЫ
план-конспект занятия

Байбара Елена Николаевна

Тема: «Шахматные фигуры»

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

1. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

2. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.

 

- Ребята, друг на друга посмотрите, и друг другу улыбнитесь. Сегодня на адрес нашего детского сада пришла посылка (Воспитатель показывает детям посылку), для детей нашей группы.

- Давайте посмотрим, что в ней, но к посылке ещё есть открытка. Сейчас я её прочитаю (читает открытку).

Чтобы открыть посылку нужно выполнить ряд заданийИ так вы готовы, к выполнению заданий (ответы детей).

И, так начнем!!!

 

Задание 1. «Волшебный мешочек»

(Дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру)

 

Задание 2. «Отгадайка» (дети отгадывают загадки)

 

Видимо, она упряма, Он в шахматах, можно сказать, чемпион,

Если ходит только прямо, И шаг у него широк.

Не петляет: прыг да скок, Умеет ходить как ладья, и как слон -

Не шагнет наискосок И прямо, и наискосок.

(Пешка) (Ферзь)

 

Стою на самом краю, Прыгнет он. Подковы звяк!

Путь откроют – пойду. Необычен каждый шаг:

Только прямо хожу, Буква «Г» и так, и сяк.

Как зовут - не скажу. Получается зигзаг!

(Ладья) (Конь)

 

Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу я шагнуть.

(Король)

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит.

(Слон)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

 

Задание 3. Игра "Собери доску":16 лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.

 

Задание 4. "Блиц - вопрос":

- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

- Без какой фигуры не бывает игры? (король)

- Где возникли шахматы? (Индия)

- Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)

- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

 

Физкультминутка “Буратино”

Буратино потянулся (Все поднимают руки вверх.)
Раз нагнулся, два нагнулся (Наклоняются вперёд.)
Руки в стороны развёл, (Руки в стороны развести.)
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать 
На носочки надо встать. (Поднимаются на носочки и руки тянут вверх.)

Задание 5. Практическое упражнение "Расставь фигуры" - правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

Задание 6. Игра «Доскажи словечко»

Белый отряд, черный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном.

Точно такой же порядок в другом.

В каждом отряде - сам погляди –

Оба угла занимают …

Рядом с ладьями … видны.

Рядом с конями встали ...

Кто ж в середине - …

Самые главные в войске своем.  

 

Задание 7. Игра "Что изменилось": на доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.

- Молодцы, задание все выполнены, и посылка открылась. Что же там. (воспитатель показывает шахматный учебник- сказка).

Подведение итога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnye_figury.docx14.97 КБ
Файл shahmatnye_figury.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Шахматные фигуры»

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

1. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

2. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.

- Ребята, друг на друга посмотрите, и друг другу улыбнитесь. Сегодня на адрес нашего детского сада пришла посылка (Воспитатель показывает детям посылку), для детей нашей группы.

- Давайте посмотрим, что в ней, но к посылке ещё есть открытка. Сейчас я её прочитаю (читает открытку).

Чтобы открыть посылку нужно выполнить ряд заданийИ так вы готовы, к выполнению заданий (ответы детей).

И, так начнем!!!

Задание 1. «Волшебный мешочек»

(Дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру)

Задание 2. «Отгадайка» (дети отгадывают загадки)

 

Видимо, она упряма, Он в шахматах, можно сказать, чемпион,

Если ходит только прямо, И шаг у него широк.

Не петляет: прыг да скок, Умеет ходить как ладья, и как слон -

Не шагнет наискосок И прямо, и наискосок.

(Пешка) (Ферзь)

Стою на самом краю, Прыгнет он. Подковы звяк!

Путь откроют – пойду. Необычен каждый шаг:

Только прямо хожу, Буква «Г» и так, и сяк.

Как зовут - не скажу. Получается зигзаг!

(Ладья) (Конь)

Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу я шагнуть.

(Король)

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит.

(Слон)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

Задание 3. Игра "Собери доску":16 лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.

Задание 4. "Блиц - вопрос":

- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

- Без какой фигуры не бывает игры? (король)

- Где возникли шахматы? (Индия)

- Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)

- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

Физкультминутка “Буратино”

Буратино потянулся (Все поднимают руки вверх.)
Раз нагнулся, два нагнулся 
(Наклоняются вперёд.)
Руки в стороны развёл, 
(Руки в стороны развести.)
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать 
На носочки надо встать. 
(Поднимаются на носочки и руки тянут вверх.)

Задание 5. Практическое упражнение "Расставь фигуры" - правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

Задание 6. Игра «Доскажи словечко»

Белый отряд, черный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном.

Точно такой же порядок в другом.

В каждом отряде - сам погляди –

Оба угла занимают …

Рядом с ладьями … видны.

Рядом с конями встали ...

Кто ж в середине - …

Самые главные в войске своем.  

Задание 7. Игра "Что изменилось": на доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.

- Молодцы, задание все выполнены, и посылка открылась. Что же там. (воспитатель показывает шахматный учебник- сказка).

Подведение итога.



Предварительный просмотр:

Тема: «Шахматные фигуры»

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

1. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

2. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.

- Ребята, друг на друга посмотрите, и друг другу улыбнитесь. Сегодня на адрес нашего детского сада пришла посылка (Воспитатель показывает детям посылку), для детей нашей группы.

- Давайте посмотрим, что в ней, но к посылке ещё есть открытка. Сейчас я её прочитаю (читает открытку).

Чтобы открыть посылку нужно выполнить ряд заданийИ так вы готовы, к выполнению заданий (ответы детей).

И, так начнем!!!

Задание 1. «Волшебный мешочек»

(Дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру)

Задание 2. «Отгадайка» (дети отгадывают загадки)

 

Видимо, она упряма, Он в шахматах, можно сказать, чемпион,

Если ходит только прямо, И шаг у него широк.

Не петляет: прыг да скок, Умеет ходить как ладья, и как слон -

Не шагнет наискосок И прямо, и наискосок.

(Пешка) (Ферзь)

Стою на самом краю, Прыгнет он. Подковы звяк!

Путь откроют – пойду. Необычен каждый шаг:

Только прямо хожу, Буква «Г» и так, и сяк.

Как зовут - не скажу. Получается зигзаг!

(Ладья) (Конь)

Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу я шагнуть.

(Король)

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит.

(Слон)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

Задание 3. Игра "Собери доску":16 лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.

Задание 4. "Блиц - вопрос":

- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

- Без какой фигуры не бывает игры? (король)

- Где возникли шахматы? (Индия)

- Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)

- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

Физкультминутка “Буратино”

Буратино потянулся (Все поднимают руки вверх.)
Раз нагнулся, два нагнулся 
(Наклоняются вперёд.)
Руки в стороны развёл, 
(Руки в стороны развести.)
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать 
На носочки надо встать. 
(Поднимаются на носочки и руки тянут вверх.)

Задание 5. Практическое упражнение "Расставь фигуры" - правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

Задание 6. Игра «Доскажи словечко»

Белый отряд, черный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном.

Точно такой же порядок в другом.

В каждом отряде - сам погляди –

Оба угла занимают …

Рядом с ладьями … видны.

Рядом с конями встали ...

Кто ж в середине - …

Самые главные в войске своем.  

Задание 7. Игра "Что изменилось": на доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.

- Молодцы, задание все выполнены, и посылка открылась. Что же там. (воспитатель показывает шахматный учебник- сказка).

Подведение итога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Шахматы (1-2 г).

Внеурочная деятельность. Шахматы (1-2 г)....

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.

                  Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».  ...

Разработка и реализация общеобразовательных программ по виду спорта "шахматы"

Разработка и реализация общеразвивающих и предпрофессиональных программ по виду спорта "шахматы" в учреждении дополнительного образования. Доклад отражает специфику программ по виду спорта, включает с...

«Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся на занятиях кружка «Шахматы»

Эта  методическая разработка "Развитие интеллектуальных,творческих способностей учащихся на занятиях кружка"Шахматы" предназначена для работы во внеурочной деятельности....

О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ

 Методика должна быть тесно увязана со спецификой игры. Задача преподавателя шахмат заключается прежде всего в том, чтобы организовать накапливание опыта учащимися, помочь им и...

Мастер-класс по шахматам "Игровые приёмы в обучении детей игре в шахматы"

Презентация и сценарий мастер-класса для педагогов...