«Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся на занятиях кружка «Шахматы»
методическая разработка на тему
Эта методическая разработка "Развитие интеллектуальных,творческих способностей учащихся на занятиях кружка"Шахматы" предназначена для работы во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся на занятиях кружка «Шахматы»
Шахматы - это нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Это также средства дальнейшего упрочения духовных связей, сердечных отношений между людьми. Научившись играть в шахматы, человек получает на всю жизнь способ приятно провести время, посвятив многие часы любимому искусству.
В нашем мире есть немного столь же хороших, как шахматы, способов отдохнуть и забыться на миг от будничных хлопот.
«Шахматы - не азартная игра. Они содержат в себе чистое наслаждение и удовлетворение, как искусно изваянная статуя или хорошее стихотворение...» - М. САДОВЯНУ.
«Человек, который не знает, что такое шахматы, мне жаль ничуть не меньше человека, не знаюшего, что такое любовь. Как в любви, как в музыке, в шахматах кроется сила, приносяшая людям радость» - Э. ТАРРАШ.
«Внутри шахматной партии бесчисленное количество тайн. К счастью. Поэтому мы и не можем однозначно ответить, что это: наука? спорт? искусство?» - Г. КАСПАРОВ.
Шахматы включают в себя элементы науки и искусства. И все же их можно вполне отнести к спорту. Конечная цель шахматной игры - победа над противником, а это значит, что шахматист должен выработать у себя спортивный характер.
Шахматы - это почти идеальная модель борьбы.
В шахматах, как и в жизни, за ошибки приходится расплачиваться.
В любой шахматной встрече дано прожить кусок судьбы со всеми надеждами, разочарованиями, приобретениями и потерями, достижениями и ошибками. Легкостью тут не пахнет, но именно борьба, стремление к преодолению закаляют вашу душу, тренируют ум, учат не теряться в еще более сложных, чем шахматные , жизненных схватках. Борьба, таким образом, служит не только стимулом, но и воспитываюшим началом. Воздействие этой стороны испытали на себе все без исключения шахматисты.
Александр Котов - гроссмейстер, инженер, драматург, журналист. В юности ему причиняли много неудобств робость перед авторитетами, неуверенность в собственных силах, страх перед неудачей и неумение справиться с ее последствиями. Он со временем стал одним из самых волевых гроссмейстеров, научился не бояться никого.
Лев Полугаевский- гроссмейстер, психолог. Бичом его была неуравновешенность. Его волновал даже призрак неудач, а поражение надолго выбивали его из колеи.
Шахматы воспитывают человеческий характер, учат самокритичности, жесткости и объективности. Впрочем, не только этому, но и многому другому, шахматная игра по сути своей глубоко логична.
«Шахматы более пригодны для изучения логики, чем даже учебники», - великий педагог В.А. СУХОМЛИНСКИЙ считал, что шахматы просто обязательны для выработки у человека этих качеств. Не случайно, все настойчивее становятся призывы ввести уроки шахмат в курс школьных занятий. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания, развития умственных способностей, памяти», - писал В.А. СУХОМЛИНСКИЙ.
Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Опыт целиком подтверждает правильность мысли В.А. СУХОМЛИНСКОГО. То, что показатели умственного и физического развития у детей, изучающих шахматы, уже через год - полтора становятся выше, подтвердили исследования психологов.
Часто задают вопрос: не мешают ли шахматы учебе? Нет! Прежде всего увлеченность и творческий труд в какой-либо области науки и искусства приучают к систематичности, вырабатывают самостоятельность в решении трудных проблем. Шахматы, к тому же, тренируют мозг, воспитывают способность решать логические задачи «вслепую», без выкладки на бумаге.
Шахматы -радость создания эстетических ценностей. Посетитель художественной выставки способен уловить тончайшие нюансы в полотне живописца, при этом не обязательно ему владеть кистью. У шахматистов все иначе: он испытывает те же ошушения, что, например, играющий на турнире гроссмейстер (он сам сыграл немало партий, стало быть, боролся, конструировал, искал и находил решения).
Шахматы помогают сравнительно несложным образом реализовать на практике созидательный импульс. Это очень важная особенность.
Эстетикой пронизано все, что связано с миром шахмат. Шахматы - игра творческая, какой бы смысл не вкладывали в это понятие. Она требует памяти, суммы знаний, усвоения большого количества приемов и методов борьбы, близких к понятию - «мастер - творец».
Однако не только искусством, но и областью созидательной деятельности делают шахматы их творческий элемент. Насколько привлекателен творческий элемент шахмат - приведу высказывания только некоторых из длинного перечня ученых, литераторов, философов, музыкантов, художников...
В чем состоит руководящая идея шахмат? Не в том ли, что они являются гениально созданной моделью жизни с ее вечной борьбой, с ее взлетами и падениями, с частой необходимостью все начинать с начала: упав, подняться и идти дальше? Не в том ли, что шахматы дают нам желанную возможность управлять событиями, задумывать и воплощать их в жизнь; не в том ли, что они закаляют наши души, шлифуют умы и учат, как бы заново увидеть привычное? Иногда мне кажется, что в шахматах таится великая загадка, которую еще предстоит разгадать» - Л. Зорин, писатель.
Музыканта шахматы привлекают иным аспектом, художник найдет в них нечто третье. Суть в том, что шахматы не только модель жизни, но и отличная модель творчества. Избегая шаблона, он и в других делах будет действовать аналогично, а такой подход в современном обществе ценится высоко.
Шахматы имеют свой четко выраженный научный элемент. Теория катастроф применима как в шахматах, так и в математике и в кибернетике. Что роднит шахматы с наукой? Общность технологии: анализ, накопление и систематизация знаний, описание данных, опытная проверка и т.д.
Итак, шахматы в их сегодняшнем виде представляют собой сложное и интересное общественное явление, завоёвывая в жизни человека всё новые и новые позиции и_в то же время сохраняя привлекательность игры.
Пытаясь как-то обобщить все сказанное, хочется подчеркнуть все же значение шахмат в развитии творческого начала у людей.
Занятия шахмат способствуют гармоничному развитию многих важных сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания.
Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение, осуществлять определенное замыслы - способствуют формированию воли, решимости и эмоциональной устойчивости. Очень важно, что шахматы воспитывают у человека критическое отношение к самому себе. Игра в шахматы всегда связана с необходимостью анализа сыгранных партий, с выявлением и разбором ошибок, с целью их устранения в дальнейшем.
Таким образом, шахматы способствуют развитию правдивости, самокритичному отношению к своим поступкам и действиям. Они показывают жесткую необходимость признавать и исправлять сделанные ошибки. Об этом очень хорошо писал Э.Ласкер : «На шахматной доске лжи и лицемерию нет места. Красота шахматной комбинации в том, что она всегда правдива. Беспощадная правда, выраженная в шахматах, ест глаза лицемеру»
Мы говорили о воспитательной функции шахмат, но «университет развивает все способности, в том числе и глупость» - А.П. ЧЕХОВ.
Глупость шахматы отвергают на корню, но такие качества, как высокомерие, эгоцентризм, у шахматистов случаются. Шахматы приносят и огорчения. К шахматам, как ко всему на свете, нужно относится ответственно. Но шахматы - это всегда праздник.
С учетом всех возможностей для развития творческих способностей у школьников, занимающихся шахматами, я старалась проводить свои занятия с ними. Занятия проводятся по программам, составленных на основе теоретических : материалов и многолетнего опыта на тренерской работе. До настояшего времени единого подхода к преподаванию и изучению шахмат ни у нас в стране, ни за рубежом нет. Даже Центральный институт физкультуры (г. Москва, отделение | шахмат). не дает на эти вопросы однозначного ответа. Но несмотря на все это, , мы имеем самую сильную шахматную дружину, включая чемпионов мира А Карпова, Г. Каспарова…
Сущность разногласий в обучении шахматам заключается в следующем: многие специалисты предлагают начать обучение шахматам с эндшпиля (окончания), как наиболее доступного и усвояемого для восприятия, слегка коснувшись 1 степени (шахматной азбуки). Я же считаю, что без полного освоения основ шахматной азбуки нельзя «нырять в глубины шахмат», «не зная нот, нельзя сочинить музыку».
Итак, у нас в шахматном кружке занимаются и начинающие, и шахматисты -разрядники (каждый по своей программе).
В чем состоит мастерство педагога? Среди многих качеств педагога важнейшими являются умение увлечь слушателей, заинтересовать их своим предметом, а также уважительное отношение к ним, без ненужных придирок и нравоучений. В этом я всегда стараюсь придерживаться этого плана. Контакт со своими школьниками у меня полный. Они мне платят тем же. Равнодушных среди них нет, и этим самым | они меня подзаряжают, и все занятия проходят как бы на одном дыхании. Вначале мы повторяем старый материал, затем приступаем к новой теме: с подробной ! записью материала и примерами. Не меньше 50% времени уделяем практической игре - с анализом допущенных ошибок. Первую половину занятий проводим всей группой, а вторую половину - индивидуально, с учетом особенностей каждого. Такой подход на мой взгляд оптимальный. Другие преподаватели и тренеры по шахматам ограничиваются устным изложением материала. В этом различие в подходах к изучению и занятиям по шахматам.
Руководитель шахматного кружка, педагог дополнительного образования Д. А. Славнова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях студии костюма
Цель программы, по которой я работаю, звучит так:• Развитие способности к творческому самовыражению и самореализации личности ребенка через знаком...
Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей учащихся младших классов ДШИ
1) творческая работа (в частности, импровизация) оказывает положительное влияние на развитие музыкального слуха, воображения, памяти и эстетического вкуса;2) творче...
Экологическое воспитание как средства развития творческих способностей учащихся на занятиях по английскому языку.
Воспитание экологического образа жизни должно рассматриваться как одна из важнейших воспитательных задач на занятии. Воспитание на занятиях английского языка целенаправленно подводит учащихся к осозна...
Методическая разработка к занятию по программе « Аккордеон. Общий курс» Тема: «Работа над выразительностью исполнения и развитие художественно-творческих способностей учащихся».
Работа над выразительностью исполнения музыкального произведения начинается уже на первом году обучения. В процессе этой работы активизируются творческие способности, развиваются навыки и...
«Коллективные формы изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей учащихся»
Статья о польза коллективной формы изобразительной деятельности в развитии творческих способностей учащихся». Коллективная изобразительная деятельность, помогая учащимся осваивать технические пр...
"Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий прикладной композицией в детской школе искусств"
Развитие творческого потенциала человека является одной из центральных линий его личностного развития, что и обусловило моё обращение к разработке программы развития творческого потенциала учащихся....
"Использование интерактивного метода обучения для развития интеллектуальных и творческих способностей студентов на занятиях по английскому языку"
При формировании ППССЗ образовательная организация должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм про...