Возможность профориентационной работы на уроках географии
статья

Михайличенко Татьяна Викторовна

Выбор профессии – один из самых ответственных моментов в жизни человека. Однако не каждый начинает задумываться о дальнейшем выборе  профессии и может самостоятельно принять решение в возрасте 14-15 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tikhonova_2.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Возможность профориентационной работы на уроках географии

Михайличенко Т.В.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Садово-архитектурный колледж”

Выбор профессии – один из самых ответственных моментов в жизни человека. Однако не каждый начинает задумываться о дальнейшем выборе  профессии и может самостоятельно принять решение в возрасте 14-15 лет.

В помощь молодежи приходит профессиональная деятельность, проводимая на всех уровнях процесса обучения в учебном заведении. Именно профориентация способствует свободному и самостоятельному выбору профессии, учитывая индивидуальные особенности личности.

Большинство учащихся, окончивших среднюю школу, поступают именно в профессиональные, средние специальные учебные заведения или непосредственно в сферу производства. Поэтому и акцент при проведении профессиональной ориентации учащихся должен быть на рабочие специальности, в которых страна и общество испытывают недостаток.

Успешное формирование профессиональных интересов возможно только совместными усилиями общеобразовательной школы, семьи и предприятий.

Каждый педагог должен быть включен в профориентационную деятельность учебного заведения и хорошо ориентироваться в системе профтехобразования.

Положительные результаты в профессиональной ориентации молодежи напрямую зависят от форм и методов, используемых педагогическим коллективом. Не менее важную роль в профессиональном самоопределении играют и социальные партнеры.

Более подробно хотелось бы остановиться на профессиональной деятельности преподавателей общеобразовательных дисциплин, ведь именно урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, где и формируется отношение личности к себе как субъекту будущей профессии в условиях конъектуры рынка труда.

Одной из разносторонних образовательных дисциплин является география, которая включает в себя сразу три основных направления: физическая, политическая и экономическая, каждая из которых состоит из более узких специализаций. На уроках географии мы часто выбираем темы докладов, выступлений, презентаций по тем направлениям, которые нам интересны с точки зрения будущих наших профессий.

В широком смысле основная цель преподавания географии заключается в

том, чтобы сформировать всесторонне образованную и инициативную личность, обладающую системой взглядов, нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. В более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

В соответствии с основной целью преподавание географии базируется на двух главных положениях:

  • во-первых, оно исходит из необходимости сохранения ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений, составляющих основу миропонимания, на всемерное развитие их географического мышления;
  • во-вторых, - исходит из того, что география представляет собой не только определенную совокупность естественно-гуманитарных знаний, но и является одной из основ практической повседневной жизни.

Стоит отметить, что география – это наука о  Земном шаре, таком огромном и уязвимом, о его недрах, атмосфере, о природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности. Она преломляет и отражает через свои грани почти все сферы человеческой деятельности. Эта наука о прекрасной планете нашла отражение в развитии многих профессий человека, где он применяет географические знания и законы природы.

Известно немало профессий, связанных с географией и все они очень разнообразны. Приведу пример профессий нашего Садово-архитектурного лицея № 113 Санкт - Петербурга - «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства», «Цветовод», «Садовод». Эти профессии напрямую связаны с  изучением географии, так как «ландшафтная сфера – это совокупность ландшафтных комплексов, выстилающих сушу, океаны и ледниковые покровы». При непосредственном участии или под контролем живых организмов здесь происходит множество процессов, результатом которых становятся специфичные ландшафтные тела, которые не могут возникнуть и существовать в каких-либо иных условиях. Это растительный покров и животный мир, почвы, коры выветривания, осадочные горные породы, ландшафтные воды и приземный воздух.

Знания из области географии применяют не только специалисты профессий, тесно связанных с географией, но  и в любой сферы  деятельности человека. Что можно проследить в перечне профессий и специальностей среднего профессионального образования (Приложение 1).

Дело жизни и престижа каждого педагога – привить учащимся любовь к своему предмету. Каждый педагог гордится учащимися, которые пошли по его стопам. Однако важно, чтобы этот выбор соответствовал индивидуальным способностям и возможностям учащегося и потребностям общества, которому в свою очередь необходимы квалифицированные работники. Отсюда особое внимание в профориентационной работе на начально-профессиональные и средние специальные учебные заведения. Что не исключает поступления талантливой молодежи в высшие учебные заведения.

Приложение 1

Перечень

профессий и специальностей среднего профессионального образования, связанных с основным содержанием географии

код

Наименование профессий и специальностей среднего

профессионального образования по укрупненным группам

направлений подготовки и специальностей, направлений

подготовки, профилей направления подготовки

020000

Естественные науки

100000

Сфера обслуживания

021300

Картография и геоинформатика

100119

Флористика

060000

Здравоохранение

080100

Экономика

111100

Зоотехния

100700

Торговое дело

100800

Товароведение

101100

Гостиничное дело

110000

Сельское и рыбное хозяйство

110401

Агрономия

111200

Пчеловодство

111600

Охотоведение и звероводство

112200

Организация фермерского хозяйства

100701

Коммерция (по отраслям)

120000

Геодезия и землеустройство

120105

Аэрофотогеодезия

130400

Горное дело

250109

Садово-парковое и ландшафтное строительство

Список литературы:

1. Вершинин С.И., Сурудина Е.А. Как осуществить профессиональный выбор. Методические рекомендации. – М., 2011.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

3. Савина М.С., Солнцева В.А., Савин А.А. Профориентационное сопровождение профессиональной карьеры. Методическая разработка. – М., 2011.

4.   http://минобрнауки. рф

5 http://www.alted.ru/bgpk «Атлас профессий». Информационная база о профессиях и специальностях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Урок или игра. Технология учебно – игровой деятельности учащихся на уроках географии.

Классификация ролевых игр, основные цели и задачи игровых уроков. Виды и типы игровых уроков с примерами из опыта работы....

Профориентационная работа на уроках английского языка

Профориентационная работа в средней школе начинается с начальной школы со 2 класса и продолжается вплоть до 11 класса. Работа ведется по нескольким направлениям, начиная с определения типа мышления и ...

«Использование образовательных квест-технологий на уроках географии» (из опыта работы)

Квест – это совершенно новая форма, которая позволяет ребятам полностью погрузиться впроисходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен накоммуникационном взаимод...

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия 18 апреля 2023

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в подростковом возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.  Количество профессий в наши дни изм...

Методические рекомендации для специалистов и родителей по организации профориентационной работы с подростками с ограниченными возможностями Министерство

Методические рекомендации по организации профориентационной работы и предпрофильной подготовки подростков с ограниченными возможностями предназначены для родителей, педагогов и руководителей учреждени...