Возможность профориентационной работы на уроках географии
статья
Выбор профессии – один из самых ответственных моментов в жизни человека. Однако не каждый начинает задумываться о дальнейшем выборе профессии и может самостоятельно принять решение в возрасте 14-15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tikhonova_2.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможность профориентационной работы на уроках географии
Михайличенко Т.В.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Садово-архитектурный колледж”
Выбор профессии – один из самых ответственных моментов в жизни человека. Однако не каждый начинает задумываться о дальнейшем выборе профессии и может самостоятельно принять решение в возрасте 14-15 лет.
В помощь молодежи приходит профессиональная деятельность, проводимая на всех уровнях процесса обучения в учебном заведении. Именно профориентация способствует свободному и самостоятельному выбору профессии, учитывая индивидуальные особенности личности.
Большинство учащихся, окончивших среднюю школу, поступают именно в профессиональные, средние специальные учебные заведения или непосредственно в сферу производства. Поэтому и акцент при проведении профессиональной ориентации учащихся должен быть на рабочие специальности, в которых страна и общество испытывают недостаток.
Успешное формирование профессиональных интересов возможно только совместными усилиями общеобразовательной школы, семьи и предприятий.
Каждый педагог должен быть включен в профориентационную деятельность учебного заведения и хорошо ориентироваться в системе профтехобразования.
Положительные результаты в профессиональной ориентации молодежи напрямую зависят от форм и методов, используемых педагогическим коллективом. Не менее важную роль в профессиональном самоопределении играют и социальные партнеры.
Более подробно хотелось бы остановиться на профессиональной деятельности преподавателей общеобразовательных дисциплин, ведь именно урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, где и формируется отношение личности к себе как субъекту будущей профессии в условиях конъектуры рынка труда.
Одной из разносторонних образовательных дисциплин является география, которая включает в себя сразу три основных направления: физическая, политическая и экономическая, каждая из которых состоит из более узких специализаций. На уроках географии мы часто выбираем темы докладов, выступлений, презентаций по тем направлениям, которые нам интересны с точки зрения будущих наших профессий.
В широком смысле основная цель преподавания географии заключается в
том, чтобы сформировать всесторонне образованную и инициативную личность, обладающую системой взглядов, нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. В более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
В соответствии с основной целью преподавание географии базируется на двух главных положениях:
- во-первых, оно исходит из необходимости сохранения ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений, составляющих основу миропонимания, на всемерное развитие их географического мышления;
- во-вторых, - исходит из того, что география представляет собой не только определенную совокупность естественно-гуманитарных знаний, но и является одной из основ практической повседневной жизни.
Стоит отметить, что география – это наука о Земном шаре, таком огромном и уязвимом, о его недрах, атмосфере, о природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности. Она преломляет и отражает через свои грани почти все сферы человеческой деятельности. Эта наука о прекрасной планете нашла отражение в развитии многих профессий человека, где он применяет географические знания и законы природы.
Известно немало профессий, связанных с географией и все они очень разнообразны. Приведу пример профессий нашего Садово-архитектурного лицея № 113 Санкт - Петербурга - «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства», «Цветовод», «Садовод». Эти профессии напрямую связаны с изучением географии, так как «ландшафтная сфера – это совокупность ландшафтных комплексов, выстилающих сушу, океаны и ледниковые покровы». При непосредственном участии или под контролем живых организмов здесь происходит множество процессов, результатом которых становятся специфичные ландшафтные тела, которые не могут возникнуть и существовать в каких-либо иных условиях. Это растительный покров и животный мир, почвы, коры выветривания, осадочные горные породы, ландшафтные воды и приземный воздух.
Знания из области географии применяют не только специалисты профессий, тесно связанных с географией, но и в любой сферы деятельности человека. Что можно проследить в перечне профессий и специальностей среднего профессионального образования (Приложение 1).
Дело жизни и престижа каждого педагога – привить учащимся любовь к своему предмету. Каждый педагог гордится учащимися, которые пошли по его стопам. Однако важно, чтобы этот выбор соответствовал индивидуальным способностям и возможностям учащегося и потребностям общества, которому в свою очередь необходимы квалифицированные работники. Отсюда особое внимание в профориентационной работе на начально-профессиональные и средние специальные учебные заведения. Что не исключает поступления талантливой молодежи в высшие учебные заведения.
Приложение 1
Перечень
профессий и специальностей среднего профессионального образования, связанных с основным содержанием географии
код | Наименование профессий и специальностей среднего профессионального образования по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, направлений подготовки, профилей направления подготовки |
020000 | Естественные науки |
100000 | Сфера обслуживания |
021300 | Картография и геоинформатика |
100119 | Флористика |
060000 | Здравоохранение |
080100 | Экономика |
111100 | Зоотехния |
100700 | Торговое дело |
100800 | Товароведение |
101100 | Гостиничное дело |
110000 | Сельское и рыбное хозяйство |
110401 | Агрономия |
111200 | Пчеловодство |
111600 | Охотоведение и звероводство |
112200 | Организация фермерского хозяйства |
100701 | Коммерция (по отраслям) |
120000 | Геодезия и землеустройство |
120105 | Аэрофотогеодезия |
130400 | Горное дело |
250109 | Садово-парковое и ландшафтное строительство |
Список литературы:
1. Вершинин С.И., Сурудина Е.А. Как осуществить профессиональный выбор. Методические рекомендации. – М., 2011.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
3. Савина М.С., Солнцева В.А., Савин А.А. Профориентационное сопровождение профессиональной карьеры. Методическая разработка. – М., 2011.
4. http://минобрнауки. рф
5 http://www.alted.ru/bgpk «Атлас профессий». Информационная база о профессиях и специальностях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Урок или игра. Технология учебно – игровой деятельности учащихся на уроках географии.
Классификация ролевых игр, основные цели и задачи игровых уроков. Виды и типы игровых уроков с примерами из опыта работы....
РАБОТА С «КЛАСТЕРОМ» КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Применение метода "Кластер" на уроках географии...
Профориентационная работа на уроках английского языка
Профориентационная работа в средней школе начинается с начальной школы со 2 класса и продолжается вплоть до 11 класса. Работа ведется по нескольким направлениям, начиная с определения типа мышления и ...
«Использование образовательных квест-технологий на уроках географии» (из опыта работы)
Квест – это совершенно новая форма, которая позволяет ребятам полностью погрузиться впроисходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен накоммуникационном взаимод...
План профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами на 2021-2022 учебный год
План профориентационной работы...
Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия 18 апреля 2023
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в подростковом возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни изм...
Методические рекомендации для специалистов и родителей по организации профориентационной работы с подростками с ограниченными возможностями Министерство
Методические рекомендации по организации профориентационной работы и предпрофильной подготовки подростков с ограниченными возможностями предназначены для родителей, педагогов и руководителей учреждени...