Профориентационная работа на уроках английского языка
статья на тему
Профориентационная работа в средней школе начинается с начальной школы со 2 класса и продолжается вплоть до 11 класса. Работа ведется по нескольким направлениям, начиная с определения типа мышления и работы по развитию способностей учащихся. В средней ступени учебники предлагают тексты, тесты, анкеты, ролевые игры и тд. Сам английский язык может стать профессией для учащихся, кроме того он необходим для развития профессиональной компетенции практически всех специальностей. Итак уроки английского языка играют одну из важнейших ролей в профессиональной ориентационной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.4 КБ |
![]() | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТРАНДАРТА
И.Н. Шевцова,
учитель МБОУ «СОШ № 12» г .Байкальск
Современная молодежь находится в сложной ситуации выбора, так как с одной стороны пропагандируется образ жизни типа «бери от жизни все», «Чтобы быть успешным, не обязательно учиться». Такие лозунги порождают у старшеклассников и их родителей нереалистично высокие амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам и разочарованиям при выборе профессии. И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда, особенно когда живут в небольшом провинциальном городке, и круг интересов не выходит за его рамки. Кроме того, в последние годы возросли требования к профессиональной подготовке выпускников, а именно: владение иностранными языками, информационными технологиями и многими другими компетенциями. В этой связи, принцип профессиональной направленности учебного процесса приобретает особую значимость в средней школе.
В сложившейся ситуации школа призвана помочь выявить уровень развития общих и специальных способностей учащимся, особенностей интеллекта, темперамента и осознанно выбрать дальнейший профессиональный путь.
Английский язык, также имеет профессионально-педагогическую направленность, что является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Само по себе изучение иностранного языка это огромный труд, требующий системности, усидчивости, высокого уровня развития познавательных процессов. Владение иностранным языком является одним из требований современного общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их профессиональной подготовки. Поэтому одной из целей обучения профессионально-ориентированному английскому языку является формирование у студентов коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей будущей профессии.
Профориентационная работа на уроках иностранного языка начинается в начальной школе и ведется в соответствии с ФГОС по следующим этапам:
1. На начальном этапе обучения необходимо выяснить какое полушарие мозга является доминирующим (левое, правое), тип мышления (лингвистический, визуальный, музыкальный, кинестетический, исследовательский), выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности. Учитель учитывает полученные показатели в учебном процессе и продолжает работу по развитию всех видов мышления. В дальнейшем доминирующий тип мышления и будет являться основным ориентиром в выборе карьеры.
2. Рефлексия - современным веянием времени и неотъемлемая составляющая Федерального Государственного Образовательного стандарта. Каждое учебное занятие включает в себя обсуждение, обратную связь наряду с анализом того или иного этапа урока и вида деятельности, что формируют осознанность, когда ученикам приходится анализировать и оценивать свою деятельность, работу группы и отдельных учащихся. Вся учебная и познавательная деятельность прогоняется учащимися через них же.
3. Основной принцип современной методики преподавания – создание ситуации успешности. Эксперты отмечают, что нацеленность современных школьников на успех, даёт больше возможностей использовать форсайт (англ. Foresight — предвидение, взгляд в будущее) - технология, с помощью которой проектируется образ будущего, и определяются конкретные действия.
Основные принципы форсайта:
- Будущее зависит от твоих собственных усилий: его можно сделать.
- Будущее зависит от твоих решений и решений заинтересованных сторон.
- Будущее нельзя предсказать достоверно, но можно строить прогнозы. Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть.
Немаловажную роль в профориентационной работе играет подбор текстового материала. В учебнике Биболетовой М.З. «Enjoy English», тема «Профессия» вводится со 2 класса, где учащиеся знакомятся с интернациональными названиями профессий, типа doctor, sportsman, dentist, pilot, computer programmer и т.д. Более детально эта тема представлена в 9, 10, 11 классах, где учащиеся составляют резюме на английском языке, проходят тесты на профпригодность, учатся проходить собеседования в форме ролевой игры, обсуждают особенности и функциональные обязанности популярных в наши дни специальностей. Отдельной темой выделено «Выбор учебного заведения», где подробно рассматривается отличие колледжей от высших учебных заведений, бакалавриат и магистратура.
Учебник «Rainbow English», автор Афанасьева О.В., на который постепенно переходит МБОУ «СОШ № 12» вниманию учащихся предлагает тексты о легендарных личностях современности, которые достигли «профессиональных высот» благодаря таланту и неимоверному труду, среди таких героев американский бизнесмен и основатель всемирно известной корпорации Стив Джопс, шведский изобретатель Альфред Нобель и многие другие. Изучение биографий и обсуждение их достижений создает благотворную почву для постановки цели и решения профориентационных задач.
В заключении хотелось бы отметить, что урок иностранного языка по своим методам, целям, задачам и содержанию как никакой другой предмет соответствует задачам профессионального просвещения. Систематическая и целенаправленная профессионально ориентационная деятельность создает условия для профессионального самоопределения обучающихся, успешной их адаптации и самореализации в будущей сфере деятельности.
Используемые источники:
https://academy-prof.ru/blog/proforientacija-v-sovremennoj-shkole
Вебинар «Новые технологии профориентации с учётом ФГОС»
http://journal.preemstvennost.ru
http://открытыйурок.рф
Предварительный просмотр:
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТРАНДАРТА
И.Н. Шевцова,
учитель МБОУ «СОШ № 12» г .Байкальск
Современная молодежь находится в сложной ситуации выбора, так как с одной стороны пропагандируется образ жизни типа «бери от жизни все», «Чтобы быть успешным, не обязательно учиться». Такие лозунги порождают у старшеклассников и их родителей нереалистично высокие амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам и разочарованиям при выборе профессии. И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда, особенно когда живут в небольшом провинциальном городке, и круг интересов не выходит за его рамки. Кроме того, в последние годы возросли требования к профессиональной подготовке выпускников, а именно: владение иностранными языками, информационными технологиями и многими другими компетенциями. В этой связи, принцип профессиональной направленности учебного процесса приобретает особую значимость в средней школе.
В сложившейся ситуации школа призвана помочь выявить уровень развития общих и специальных способностей учащимся, особенностей интеллекта, темперамента и осознанно выбрать дальнейший профессиональный путь.
Английский язык, также имеет профессионально-педагогическую направленность, что является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Само по себе изучение иностранного языка это огромный труд, требующий системности, усидчивости, высокого уровня развития познавательных процессов. Владение иностранным языком является одним из требований современного общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их профессиональной подготовки. Поэтому одной из целей обучения профессионально-ориентированному английскому языку является формирование у студентов коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей будущей профессии.
Профориентационная работа на уроках иностранного языка начинается в начальной школе и ведется в соответствии с ФГОС по следующим этапам:
1. На начальном этапе обучения необходимо выяснить какое полушарие мозга является доминирующим (левое, правое), тип мышления (лингвистический, визуальный, музыкальный, кинестетический, исследовательский), выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности. Учитель учитывает полученные показатели в учебном процессе и продолжает работу по развитию всех видов мышления. В дальнейшем доминирующий тип мышления и будет являться основным ориентиром в выборе карьеры.
2. Рефлексия - современным веянием времени и неотъемлемая составляющая Федерального Государственного Образовательного стандарта. Каждое учебное занятие включает в себя обсуждение, обратную связь наряду с анализом того или иного этапа урока и вида деятельности, что формируют осознанность, когда ученикам приходится анализировать и оценивать свою деятельность, работу группы и отдельных учащихся. Вся учебная и познавательная деятельность прогоняется учащимися через них же.
3. Основной принцип современной методики преподавания – создание ситуации успешности. Эксперты отмечают, что нацеленность современных школьников на успех, даёт больше возможностей использовать форсайт (англ. Foresight — предвидение, взгляд в будущее) - технология, с помощью которой проектируется образ будущего, и определяются конкретные действия.
Основные принципы форсайта:
- Будущее зависит от твоих собственных усилий: его можно сделать.
- Будущее зависит от твоих решений и решений заинтересованных сторон.
- Будущее нельзя предсказать достоверно, но можно строить прогнозы. Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть.
Немаловажную роль в профориентационной работе играет подбор текстового материала. В учебнике Биболетовой М.З. «Enjoy English», тема «Профессия» вводится со 2 класса, где учащиеся знакомятся с интернациональными названиями профессий, типа doctor, sportsman, dentist, pilot, computer programmer и т.д. Более детально эта тема представлена в 9, 10, 11 классах, где учащиеся составляют резюме на английском языке, проходят тесты на профпригодность, учатся проходить собеседования в форме ролевой игры, обсуждают особенности и функциональные обязанности популярных в наши дни специальностей. Отдельной темой выделено «Выбор учебного заведения», где подробно рассматривается отличие колледжей от высших учебных заведений, бакалавриат и магистратура.
Учебник «Rainbow English», автор Афанасьева О.В., на который постепенно переходит МБОУ «СОШ № 12» вниманию учащихся предлагает тексты о легендарных личностях современности, которые достигли «профессиональных высот» благодаря таланту и неимоверному труду, среди таких героев американский бизнесмен и основатель всемирно известной корпорации Стив Джопс, шведский изобретатель Альфред Нобель и многие другие. Изучение биографий и обсуждение их достижений создает благотворную почву для постановки цели и решения профориентационных задач.
В заключении хотелось бы отметить, что урок иностранного языка по своим методам, целям, задачам и содержанию как никакой другой предмет соответствует задачам профессионального просвещения. Систематическая и целенаправленная профессионально ориентационная деятельность создает условия для профессионального самоопределения обучающихся, успешной их адаптации и самореализации в будущей сфере деятельности.
Используемые источники:
https://academy-prof.ru/blog/proforientacija-v-sovremennoj-shkole
Вебинар «Новые технологии профориентации с учётом ФГОС»
http://journal.preemstvennost.ru
http://открытыйурок.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-354466-1385409323.jpg)
Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК английский язык и биология. «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английского языка: Курилова Тамара Валерьевна
Мастер-класс на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК английский язык и биология. «Строение клетки растений и животных» Biology. Cell of plants and animals. Преподаватель английск...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/29/picture-452433-1401348382.jpg)
Методическая разработка для студентов педагогических колледжей и преподавателей английского языка в начальной школе «Физкультминутки на уроках английского языка»
В данной статье рассматриваются виды физминуток, их значение, методические приемы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-199626-1447743859.jpg)
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по английскому языку по формированию навыков чтения адаптированных произведений английских и американских писателей на английском языке
Данные методические рекомендации ставят своей целью дальнейшее развитие навыков чтения разного вида, что обеспечит целенаправленное формирование у обучающихся рациональных приемов работы с учебн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/01/picture-466852-1406899286.jpg)
Презентация для урока английского языка по теме "Британский и американский английский язык".
Презентация для урока английского языка по теме "Британский и американский английский язык" к УМК 10-11 В.П.Кузовлев и др....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/14/picture-1063185-1552575539.jpg)
"ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА".ДОКЛАД НА МО ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА.
Обучение иностранному языку преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения.Одним из сп...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/07/picture-847183-1696704900.jpg)
ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Здесь рассказывается о том, как необходимо применять интерактивные методы работы на уроках английского языка в школе...
Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья».
Развитие навыков групповой работы на уроке английского языка на тему «Семья»....