Школьный консилиум. Задачи, роль.
статья
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КОНСИЛИУМ?
Для организации деятельности образовательного учреждения (ее специалистов) по сопровождению образовательного процесса ребенка с ОВЗ. Для организации взаимодействия с городской ПМПК и другими «внешними» учреждениями, участвующими в сопровождении «особого ребенка».
В процессе деятельности школьного ПМПк разрабатывается и раздел «Программа коррекционной работы» АООП, коррекционный раздел СИПРов. Коррекционная программа, СИПР могут корректироваться в течение учебного года с учётом индивидуальных психофизиосоматических особенностей ребёнка с ОВЗ или возникновении новых обстоятельств, изменениях в состоянии здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_konsilium.docx | 78.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный консилиум. Задачи, роль.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КОНСИЛИУМ?
Для организации деятельности образовательного учреждения (ее специалистов) по сопровождению образовательного процесса ребенка с ОВЗ. Для организации взаимодействия с городской ПМПК и другими «внешними» учреждениями, участвующими в сопровождении «особого ребенка».
В процессе деятельности школьного ПМПк разрабатывается и раздел «Программа коррекционной работы» АООП, коррекционный раздел СИПРов. Коррекционная программа, СИПР могут корректироваться в течение учебного года с учётом индивидуальных психофизиосоматических особенностей ребёнка с ОВЗ или возникновении новых обстоятельств, изменениях в состоянии здоровья.
Направление деятельности учителя-логопеда:
1.Осуществляет диагностику речевого развития обучающихся и определяет направления коррекционной работы.
2.Способствует обеспечению полноценного речевого развития учащихся на каждом возрастном этапе.
3.Ведет плановую коррекционную работу с целью создания ситуации успеха в усвоении обучающимися программного материала.
4.Участвует в разработке и реализации коррекционных программ для детей, имеющих особенности речевого развития с целью обеспечения их полноценного включения в учебную деятельность.
5.Проводит консультативную и просветительскую работу в пределах своей компетенции.
6.Отслеживает речевое развитие обучающихся с ОВЗ.
Направление деятельности педагога-психолога:
1.Осуществляет диагностику особенностей психического развития обучающихся с ОВЗ, испытывающих трудности в овладении учебной программой. Определяет направления коррекционной работы.
2.Способствует обеспечению полноценного психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе.
3.Ведет плановую коррекционную работу с целью создания психологического комфорта в процессе обучения и воспитания.
4.Участвует в разработке и реализации коррекционных программ для детей с нарушениями познавательной деятельности с целью обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность.
5.Проводит консультативную и просветительскую работу в пределах своей компетенции.
6.Отслеживает психологическое развитие обучащихся с ОВЗ.
Коррекционно-развивающее направление внеурочной деятельности
В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с ОВЗ, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающее направление представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными занятиями), ритмикой.
Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определено соотношение часов, отводимых на каждый вид коррекционно-развивающих занятий, исходя из общего количества часов внеурочной деятельности (10 часов) и распределено следующим образом:
- логопедические занятия – 4 часа,
- лечебная физическая культура - 2 часа,
- развитие психомоторики и сенсорных процессов – 2 часа,
- ритмика – 1 час,
- психокоррекция – 1 час.
Выбор курсов осуществляется для индивидуальных и подгрупповых занятий, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании заключения школьного консилиума и индивидуальной программы реабилитации. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
В ходе психокоррекционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы:
· познавательная сфера (формирование учебной мотивации,
· стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная сфера (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
· повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);
· коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
· формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе,
· формирование и развитие навыков социального поведения).
На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях:
· развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи,
· развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания),
· обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма,
· развитие коммуникативной стороны речи,
· расширение представлений об окружающей действительности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
На основании ФГОС определились чёткие требования к личностным результатам.
Расширились рамки взаимодействия и участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности ОУ детей, обучающихся по надомной форме обучения.
Большую роль играют в развитии детей родители, их самоподготовка в домашних условиях, соблюдение рекомендаций узких специалистов. Развитие ребёнка становится зависимым от взаимодействия с педагогами.
Мониторинг за здоровьем и личностным развитием каждого обучающегося осуществляется командой специалистов (классный руководитель, медсестра, педагог-психолог, воспитатель, социальный педагог, учитель-логопед) с привлечением родителей (законных представителей). Междисциплинарную команду отличает:
• общие ценностные ориентиры;
• профессиональная и личностная поддержка друг друга;
• единый философский и методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса;
• взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;
• единый профессиональный язык;
• достоверная информация о здоровье ребенка, динамике его развития, представляемая родителями, специалистами и учителями друг другу, активная позиция в формировании запроса;
• скоординированность и четкая организация действий, как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях;
• привлечение дополнительных методических, материальных и других ресурсов.
В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями специалисты медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного учреждения осуществляют следующие виды деятельности: диагностико-аналитическую, консультативную, учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую. Помимо решения своих узкопрофессиональных задач, все специалисты активно привлекаются к созданию условий для сохранения здоровья, образования и социализации детей.
Дважды в течение учебного года заполняются карты индивидуального маршрута сопровождения по итогам проведенных обследований (медицинское заключение по результатам диспансеризации и рекомендациям ИПРА (МСЭ), психологическое и педагогическое заключения, сформированность базовых учебных действий и уровень личностного развития в соответствии с требованиями ФГОС ОО УО по итогам диагностик педагога-психолога и классного руководителя (учителя), уровень речевого развития, социальный паспрорт). Результаты мониторинга обсуждаются на заседании ПМПк, даются рекомендации всем педагогам, работающим с данным ребёнком.
В выпускных классах проводится итоговая диагностика определения уровня готовности к самостоятельной жизни, в которой отдельный раздел посвящен знаниям о способах сохранения здоровья и сформированности навыков здорового образа жизни. Анализ данных мониторинга за последние три года по таким параметрам, как «Состояние здоровья (соматический фактор)», «Отношение к здоровью», «Физическая активность»: высокий и достаточный для жизни в обществе уровни показали более 80% выпускников. В школе с 2011 года отсутствуют случаи употребления обучающимися алкоголя и табака, психоактивных веществ. Эти данные подтверждают эффективность проводимой школой профилактической и просветительской работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе. Роль и задачи учителя в школе
“Преподавание в средней школе – это прежде всего воспитание” (из выступления Президента РФ В.Путина на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 16.10.2014 г.)....
Деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума в условиях коррекционной школы VIII вида
Деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума в условиях коррекционной школы VIII вида...
Статья «Роль, сущность и задачи рекламой политики в условиях рынка на примере торгового предприятия ОАО «Весна» г.Элиста РК.»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10752774","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 339px; height: 480px; float: left;","width":"339"}}]][[{"type":...
Роль и задачи технолога на предприятии
Лекция по технологии машиностроения Роль и задачи технолога на предприятии...
Доклад "Роль школьной бибоиотеке в учебно-воспитательном процессе"
Рекомендован учителям, библиотекарям....
Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...