Доклад
презентация урока для интерактивной доски
Выступление на педсовете
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Самаевская СОШ»
Выступление на педсовете:
«Использование новых
активных форм иметодов обучения в учебно-воспитательном процессе»
Мележечкина Наталья Владимировна
2018 – 2019 уч. г.
Уже давно в нашу жизнь пришли динамизм и непрерывное развитие, повсеместно внедряются новейшие методы и средства обучения, автоматизированные обучающие системы, электронная техника.
Изменения в содержании, методах и средствах обучения вызвали значительные изменения в методике. За последние годы все большое внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся.
Что же такое метод? И что же такое форма? Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения – это способ взаимосвязной деятельности учителя и обучающегося по достижению целей обучения, развития и воспитания. Признаком метода является деятельность.
Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учащихся в деятельность на основе сочетания разных видов работы.
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Очевидно, что решая задачу по поиску методов и форм обучения и воспитания необходимо давать предпочтение активным формам и методам, способствующим развитию мотивационной сферы учащихся, их творческой активности.
Особенности методов Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие,в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие.Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%,при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, работа на ИД) — до 90%. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения. Подходы к системному использованию МАО изложены в теории Активного обучения.
Признаки методов.
Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает
цель обучения,
способ усвоения и
характер взаимодействия субъектов обучения.
Следовательно, понятие метода обучения отражает:
1)Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
2)Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Классификация методов обучения
Основные подходы к классификации методов обучения
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Словесные методы обучения
Более подробно остановимся на этой классификации. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Наглядные методы
Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:
Метод иллюстрацийпредполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстрацийобычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования. В настоящее время решается задача создания в школах кабинетов электронно-вычислительной техники, внедрения в учебный процесс компьютеров. Они позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Практические методы
Эти методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Упражнения по своему характеру подразделяются наустные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящиеупражнения;
б) упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочныеупражнения.
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражненияспособствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражненияиспользуются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениямотносятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениямотносятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.
Сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем — на воспроизведение — применение ранее усвоенного — на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации — на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.
Работая над применением различных форм и методов обучения и воспитания уч-ся, мы берем за основу 4 фактора, которые влияют на выбор метода обучения:
материально-дидактическая база,
содержание учебного материала,
уровень обученности и воспитанности учащихся,
уровень методической подготовки преподавателя.
Инновационная деятельность преподавателей – часть методической работы, направленной на выполнение одной из главнейших задач в деле качества и эффективности процесса обучения и воспитания – дальнейшее совершенствование форм, методов и средств проведения урока, т.е. создание педагогических технологий.
Сегодня уже можно констатировать, что в школах активизируются формы и методы обучения. Под активными формами и методами обучения подразумевается широкий комплекс мероприятий: программированное обучение с учетом возрастающих особенностей, способностей и склонностей школьника, широкое применение учебно-наглядных пособий, технических средств и приборов, различные виды и формы занятий в аудиториях, в учебных кабинетах, ведение урока с учетом зонирования пространства. Новые программы обучения могут дать ожидаемый педагогический эффект только в сочетании с новой, более совершенной формой обучения.
Особое внимание заслуживает организация и планирование однопредметных и однотемных уроков в объединенных классах. Многие темы программ начального обучения повторяются в каждом классе, но на разном уровне. Есть, следовательно, возможность так спланировать учебный процесс, чтобы уроки по этим темам проводились одновременно во всех классах.
Так что же такое «Активные методы обучения» - новый тренд? инновация в образовании? Что это?! Сколько их? Какие они?
АМО – это система методов, которые не только дают учащимся знания, но и обеспечивают формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Учебный процесс с использованием активных методов обучения включает в себя специфические принципы. Наиболее важными, на мой взгляд являются:
- принцип проблемности. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, создаваемых постановкой проблем.
- принцип «негативного опыта». Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся учатся избегать ошибок, анализируя изучаемый материал, убеждаясь в необходимости более глубокого изучения материала.
- принцип «от простого к сложному». Преподаватель организует занятие с учётом нарастающей сложности материала и применяемых методов.
- принцип непрерывного обновления. Преподаватель организует занятие, которое информативно, то есть насыщенно новым, неизвестным, привлекает внимание обучающихся, побуждает изучать тему, овладевать новыми способами учебной деятельности.
- принцип организации коллективной деятельности. Преподаватель так организует занятие, когда у обучающихся нет другого выхода, как необходимость решения проблемы в группе, коллективно.
- принцип опережающего обучения. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся овладевают в условиях обучения практическими знаниями и умениями воплотить их в практической деятельности.
Как показывает, практика особенно ярко запоминается то, что является нестандартным. АМО позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными. С этой целью я стараюсь использовать различный занимательный познавательный материал: сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, кроссворды, занимательные ситуации.
Применение активных методов обучения позволяют обеспечивать переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. На таких уроках иностранного языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.
Чтобы организовать продуктивную познавательную деятельность учащихся на уроке, создать рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, важно на каждом этапе урока применять различные АМО. Что я и делаю.
На этапе приветствия и знакомства активно использую прием «Кто ты?»
Подготовка: собрать много разных мелких предметов и положить их в коробку.
Каждый учащийся должен выбрать три предмета и описать, что связывает его с этим предметом. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки. Онможетсказатьосебеследующее: I like dogs. I like to play football. I like summer. И так далее по очереди каждый должен сказать о себе.
Для деления учащихся на команды, я использую такой метод как «Летающие поговорки». Я выдаю учащимся поговорки. Одним начало поговорки, другим - окончание. Учащиеся должны сопоставить части поговорок и объединиться в команды. Данный метод дает возможность развивать лексические, фонетические навыки языка.
На этапе вхождения в тему наиболее удачными на мой взгляд являются такие приемы как«Угадай тему», «Дерево ожиданий» и «Погода в доме».
«Угадай тему»,
Учащимся предлагаются фрагменты пазлов. Задача: найти недостающий фрагмент у одноклассников и таким образом сформируются группы. Затем нужно будет проанализировать учащимся, что изображено на собранныхпазлах. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой - туча, у третьей - дождь. Можно догадаться, что тема урока «Погода».
При изучении нового материала прием «Следопыты» научит работать с различными источниками информации.
Учитель вывешивает плакат или пишет на доске тему урока. Например «Окружающий мир». Далее предлагается участникам группы обсудить основные идеи, которые связаны с этой темой. Причем каждая группа дополняет своими идеями и записывает на доске.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно чтоб обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Например, прием «Светофор» я использую для работы с грамматикой. Учащиеся поднимают красные и зеленые карточки, выбирая правильные грамматические формы.
Прием «Станьте любознательными» можно использовать для работы с текстами. После прочтения текста, учащиеся по цепочке говорят: "Я прочитал....", "Я знал...", "Я узнал…".
Помогают снять утомляемости и переключиться на другой вид речевой деятельности, такие игры как «МИМ» или «Отдохни с пользой».
Игра «МИМ»
Учащиеся по очереди должны изобразить любое время года без слов. Он может показать, какую одежду можно носить в это время года, описать погодные условия, виды спорта. Другие учащиеся должны угадать это время года.
«Отдохни с пользой»
Учитель объясняет, например, для закрепления лексики по теме «Цвета», что если он назовет зеленый цвет, учащиеся должны встать, если красный - сесть, желтый -хлопнуть в ладоши, голубой – подпрыгнуть и т.д.
В конце урока при подведение итогов с целью рефлексии провожу такие приемы как «Анкета»,«ХИМС», или «Ваш новый компьютер»,
В игре «ХИМС», учащиеся по цепочке отвечают: "Хорошо...", "Интересно...", "Мешало...", "Возьму с собой с данного урока...", или «Ваш новый компьютер», где всем учащимся выдаются по четыре клеющихся бумажки разных цветов и они пишут, что нового они увидели, чему научились, что поняли и какие эмоции испытали. Затем все эти высказывания приклеиваются на символический компьютер на доске. На монитор – что нового увидел, на клавиатуру – чему научился, на процессор – что понял, на мышку – что почувствовал.
На своих уроках активно использую грамматические, лексические, фонетические, орфографические и творческие игры.
Интерес вызывают и так-называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности. Например такие задания:
- восстановите начало и конец истории;
- восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам;
- измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание);
- ответьте на письмо письмом, телефонным разговором и другие.
Я считаю, что все выше перечисленные приёмы помогают прививать интерес к предмету.
Благодаря использованию АМО результаты анкетирования, проводимого среди учащихся значительно изменились. Такие критерии как: боюсь что спросят, скучно и неинтересно заметно снизились. Конечно, еще все так идеально, как хотелось бы. Поэтому работу по применению АМО на уроках англ. яз.планирую продолжать и далее.
Доказательством успешности применения активных методов обучения на своих уроках также можно считать достаточно высокие показатели качественной успеваемости по английскому языку, а также - активное и продуктивное участие в различных предметных конкурсах и олимпиадах, в том числе дистанционных, по английскому языку;
Считаю, что увеличение кол-ва участников в конкурсах и олимпиадах произошло также благодаря применению АМО. Ученики чувствуют уверенность в себе и не боятся пробовать свои силы.
Я считаю, что работа педагога – это кропотливый труд прежде всего над собой. Я уверена, что если учитель каждую минуту стремиться к совершенству, то блеск в его глазах вдохновит его учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"
Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще родители задумываются о раннем развитии ребенка. В этой ситуации музыкальные школы, в соответствии ...
Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода"
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Доклад на тему "Метод конкретных ситуаций"
Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка...
Доклад Доклад на тему «Практика – результат качества обучения
Преподавание дисциплин Якутском торгово-экономическом колледже по предмету « Налоги и сборы физических лиц» Hалоги и налогообложение»предусматривает обновление и поиск современных методов обучен...
Стендовый доклад, как часть публичного доклада директора по результатам деятельности БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» за 2017 год
Стендовый доклад презентует основные профессиональные достижения преподавателей методической комиссии (кафедры) Менеджмента и студентов специальностей 43.02.10 "Туризм" и 43.02.11 "Гост...
Доклад на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»
Выступление на заседании ЦМК № 2 с докладом на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»...
Доклад по ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ и презентация к докладу. Аширова Луиза Харисовна. Тема: «Сестринская помощь при гипертонической болезни». 06. 2018 г.
В июне 2018 г. студентка группы С-401: Аширова Луиза Харисовна - под руководством преподавателя дисциплины «Сестринская помощь в терапии» Рязанцевой В.Н., подготовила и защитила ДИПЛОМНУЮ ...