Дидактические игры на уроках СБО
учебно-методическое пособие

Чирская Виктория Витальевна

Разработка дидактических игр на уроках СБО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_urokahsbo.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках СБО.

«Посмотри и запомни»

Педагог предлагает детям посмотреть на стол и запомнить расположенные там продукты (или рисунки продуктов на наборном полотне). Потом дети отворачиваются от стола и называют продукты, которые они запомнили. Называть может один ученик, а остальные его дополняют при необходимости; или каждый ребенок называет по одному продукту, пока не будут перечислены все. Инструкция может усложняться: дети должны называть продукты последовательно слева - направо (или наоборот).

«Что изменилось?».

Исходная ситуация та же, что и в предыдущей игре. Но, когда дети закрывают глаза, педагог меняет продукты местами или добавляет один - два продукта. Дети открывают глаза и говорят, какие произошли изменения.

«Цепочка».

Ученик называет один продукт, другой ученик повторяет это слово и добавляет свое - тоже название продукта.

«Кто больше назовет (или запишет) продуктов?».

Можно проводить как соревнование между отдельными детьми и между группами детей (между бригадами, командами), рядами, между мальчиками и девочками.

«Найди ошибку».

Педагог предлагает детям внимательно послушать, как он или какой-нибудь игровой персонаж будет называть продукт. При этом намеренно допускаются ошибки в виде перепутанного называния продуктов (например, огурец называется морковью, хлеб - пирогом). Вместо называния или наряду с ним, можно использовать таблички с надписями, Дети должны найти ошибки и исправить их.

«Волшебный мешочек»:

Дети рассматривают и называют продукты, которые лежат на столе (овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, конфеты и др.). Затем эти продукты помещаются в мешочек. Дети по очереди отгадывают по одному продукту из «волшебного мешочка», определяя его на ощупь;

Дети предварительно не рассматривают продукты, которые находятся в «волшебном мешочке». Нащупав в мешочке какой-нибудь продукт, ученик называет его и после этого достает из мешочка. Дети отмечают, правильно ли их товарищ назвал продукт;

Ученику предлагается найти среди продуктов в «волшебном мешочке» заданный продукт (например: «Достань морковь», «Найди и достань из мешка сушку»);

Педагог, опустив руку в мешок и нащупав один из продуктов, рассказывает детям о нем. Описанный продукт достается, если дети узнают его по описанию.

«Магазин».

Наборное полотно - словно полки магазина (две-три полки). На каждой полке размещены продукты. Детям предлагается назвать продукты, которые продаются в этом магазине (например: «Сколько полок в магазине?», «Что находится на нижней (верхней) полке?», «Сколько яблок в магазине?», «На какой полке они лежат?»). Потом педагог сообщает, что в магазин приходил какой-либо игровой персонаж (например: Буратино, Серый Волк) и купил некоторые продукты. При этом часть рисунков незаметно прячется. Дети должны внимательно посмотреть на «прилавки» и сказать, что купил этот персонаж в магазине.

Усложненный вариант игры: продукты, которые остались в магазине после посещения героя, меняются местами на своей полке или помещаются на другие полки.

Игра может продолжаться до тех пор, пока покупатели не раскупят все товары, Роли покупателей могут выполнять и сами дети.

«Четвертый лишний».

Педагог предлагает детям выбрать три изображения продуктов + одно изображение посуды (или другой группы предметов); три изображения, например, молочных продуктов + одно изображение мясного продукта и т. д. В данной игре можно использовать натуральные продукты, муляжи, изображения, слова (усложненный вариант).

«Наведи порядок».

В этой игре также могут использоваться как натуральные продукты, муляжи, так и изображения, слова. Опишу игру на примере использования картинного материала. На наборном полотне (на доске или у каждого ученика на парте) находятся в беспорядке рисунки двух (или более) групп предметов.

1. Педагог предлагает детям поделить рисунки на группы, определив при этом количество групп, назвав эти группы и обозначив, в какую сторону надо поставить (положить) рисунки каждой группы (например: «Разложите рисунки на две группы - продукты и посуда. Слева поставьте (положите) рисунки, которые относятся к продуктам, справа - к посуде»);

2. Педагог определяет только количество групп, на которые надо поделить рисунки, не называя их, После выполнения дети рассказывают, почему одни рисунки разместили вместе слева, а другие выделили в отдельную группу справа (может быть и три-пять групп, например, при делении продуктов на молочные, мучные, мясные, овощи, фрукты);

3. Учащимся предлагается самостоятельно поделить имеющиеся рисунки на группы (без определения педагогом групп и их количества);

4. Среди рисунков двух групп предметов (например: продуктов и посуды; овощей и фруктов) находится рисунок третьей группы. Дети не должны отнести его ни к одной из групп.

«Не ошибись!»:

Педагог предлагает детям выбрать из набора рисунков только те, которые относятся к продуктам (или к какой-либо группе продуктов).

Педагог называет слова (или показывает изображения) и предлагает детям хлопать в ладоши, когда произносится слово-название (или показывается изображение) продукта (или только продуктов какой-либо группы);

«Назови слово»:

Игра проводится как соревнование между группами детей.
Педагог предлагает назвать предметы определенной группы (например: продукты; мясные продукты; овощи). Каждый ряд по очереди называет по одному предмету. Слова не должны повторяться. Если какая-либо группа детей не назвала слова, она пропускает ход. Игра продолжается, пока называются слова. В конце подсчитывается, сколько предметов назвала каждая группа учащихся;

Педагог называет обобщающее слово определенной группы продуктов, а дети, к которым он обращается, называют предмет названной группы (например: «Продукты!» - «Сыр, хлеб»; «Молочные продукты!» - «Молоко, кефир»). Или наоборот: педагог называет продукт, а ребенок, к которому он обращается, определяет группу, к которой относится названный продукт. Игра может проводиться с помощью мяча: отвечает тот ученик, которому бросили мяч;

3. В процессе игры педагог меняет задания: называет то обобщающее слово, то отдельный продукт какой-либо группы.

«Найди такой же предмет»:

Педагог называет обобщающее слово, а дети выбирают из набора соответствующий рисунок или все рисунки названной группы;

Педагог показывает изображение какого-нибудь продукта. Детям предлагается найти рисунок (либо все рисунки) той же группы предметов (например, продуктов или продуктов определенной группы) и показать или поставить рядом с рисунком, который показывал педагог. Потом педагог спрашивает детей, каким обобщающим словом можно назвать предметы, изображенные на рисунках.

«Найди ошибку»:

1. Педагог предлагает детям внимательно послушать Буратино и сказать, правду он говорит или нет (например: «Хлеб, колбаса, сыр, масло - это посуда», «Морковь, огурец, свекла - это молочные продукты»);

2. Буратино неверно выполняет задание «Четвертый лишний». Дети должны найти и исправить ошибки;

3. Буратино неверно выполняет задание «В магазине» (например: неправильно размещает таблички с названиями групп продуктов; неверно наполняет продуктами предложенные группы).

«В магазине»:

На столах-прилавках «магазина» размещены продукты по группам (либо их изображения, либо названия на доске). Педагог предлагает учащимся по набору продуктов определить каждую группу и положить соответствующие таблички с названиями на столы (или разместить на доске), Как дополнительное задание можно предложить детям дополнить каждую группу соответствующими продуктами (натуральными, их изображениями или названиями);

В каждой группе продуктов имеется один лишний продукт из другой группы (например, среди молочных продуктов - колбаса).
Дети должны определить, какой продукт «заблудился» и помочь ему найти свою группу («семью»);

На столах или на доске расположены таблички с названиями групп продуктов. Дети должны разместить продукты (натуральные либо их изображения, слова-названия) в соответствующей группе.
Это может осуществляться несколькими способами: дети размещают предлагаемые им продукты (натуральные, муляжи, изображения) соответственно группам: «Какие продукты относятся к этой группе?». Педагог может называть продукты, а дети определяют, к какой группе они относятся; педагог загадывает загадку, отгадав которую дети вписывают название продукта в соответствующую графу, или выбирают табличку с соответствующей записью, либо находят изображение продукта или сам продукт, размещая его на соответствующем столе.

После размещения в каждой группе двух-четырех продуктов педагог может предложить детям продолжить выполнение задания, ответив на вопрос: «Какие продукты этой группы вы еще знаете?» или «Какие еще молочные продукты вы знаете?».

Эта игра может проводиться как игра-соревнование.

«Мы готовим»:

Каждому ребенку дается задание: отобрать («купить») в «магазине» продукты (натуральные или их изображения), необходимые для приготовления какого-либо блюда. При этом возможны ситуации, когда одинаковые задания будут у нескольких детей. В данном случае представляет интерес сравнение выполнения одинакового задания разными детьми. Воспитанникам предлагается из ряда продуктов (натуральных или их изображений) отобрать в одну миску те, из которых можно приготовить одно блюдо, в другую - другое (например, для супа и
компота).

Игра может быть усложнена (если позволяют возможности детей) тем условием, что дети сами составляют меню для завтрака (обеда, ужина, сладкого стола).

НЕСТАНДАРТНЫЕ ИГРЫ. https://pandia.ru/text/80/159/images/image001_136.jpg

https://pandia.ru/text/80/159/images/image002_86.jpgДОМ, ГДЕ ЖИВЕТ ЛЮБОВЬ

Попросите детей представить, что им необходимо построить из волшебных кирпичиков-добродетелей дом для феи любви. Каждый кирпичик — какое-либо качество. Дети должны перечислить эти качества и нарисовать дом, который они из них построят.

ДЕТИ И МАМАhttps://pandia.ru/text/80/159/images/image003_63.jpg

Дети встают в круг. Педагог с мячом — в центре круга. Поочередно он бросает мяч детям и задает какой-либо вопрос о маме, например: «Нужно ли советоваться с мамой?» Если ребенок считает, что нужно, он ловит мяч; если, по его мнению, с мамой советоваться не нужно, он пропускает мяч. Если кто-либо не согласен с мнением того или иного ребенка, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.

•  Нужно ли скучать по маме?

•  Нужно ли постоянно ждать от мамы подарки?

•  Нужно ли жалеть маму?

•  Нужно ли хвалить маму?

•  Нужно ли интересоваться делами мамы?

•  Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы
не расстраивать ее?

ФАМИЛЬНОЕ ДЕРЕВО

Попросите детей нарисовать свое фамильное дерево. Объясните, что фамильное дерево должно включать имена всех известных детям родственников.

Для выполнения этого задания попросите детей в течение двух недель собирать о своей семье подробную информацию и приложить все усилия, чтобы как можно больше узнать о людях, давших начало их семье. Дети также могут указать профессии и места рождения своих родственников. Дерево следует строить, начиная с корня, располагая имена родственников последовательно.

Затем попросите детей ответить на вопросы:

•  В вашем роду больше женщин или мужчин?

•  Какие виды деятельности и профессии встречаются наиболее часто?

•  Существуют ли какие-либо общие духовные ценности, передающиеся в вашей семье из поколения в поколение?

•  Живут ли члены вашей семьи в одном городе, или они живут в разных местах?

•  С какими из них вы поддерживаете дружеские отношения, и почему?

•  Если бы вы устроили торжество и пригласили всех своих родственников, кто из них пришел бы на это торжество?

•  Как вы думаете, важно ли поддерживать дружеские отношения со всеми своими родственниками?

Моделирование реальных ситуаций

Ситуация 1. Мама ушла к соседке с младшим братишкой. Оттуда звонит и просит принести белье, чтобы перепеленать ребенка. Боря собирает белье и несет к соседке.

Ситуация 2. Мама выкупала ребенка и просит дочь помочь ей одеть и запеленать малыша.

Ситуация 3. Мама собралась с малышом в поликлинику и просит Гену собрать ей на смену одежду и белье для маленького.

Ситуация 4. Бабушка обращается к внуку и говорит: «Что-то плачет наша Машенька, не мокрая ли она? Посмотри, смени подгузник».

Ситуация 5. Лето, тепло. Мама просит Машу погулять с малышом и взять все нужное с собой, чтобы не заходить домой. Маша взяла воды, соску, погремушку. Что она забыла?

Ситуация 6. Вася остался дома с младшей сестренкой. Через некоторое время она стала кричать. Вася дал ей попить — кричит, покачал — кричит, дал соску - кричит. Что еще надо сделать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических материалов (внеклассные мероприятия, игры на уроках истории и обществознания)

Сборник может быть полезен преподавателям истории и обществознания при проведении внеклассных мероприятий. Подобраны методические приёмы для  активизации интереса обучающихся к изучению истории и...

«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...

методическая разработка "Дидактические игры на уроках географии"

Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотру...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Методическая разработка на тему «Дидактическая игра-конкурс «Своя игра»

Проведение соревновательного командного мероприятия, позволяющего принять в нем участие наиболее большему количеству обучающихся, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика»....

Дидактические игры на уроках истории

Современное общество живет в мире информационных технологий. В образовании   осуществляется переход от традиционных систем обучения к новым информационным. Сегодня главными стратегическими н...

Дипломная работа на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ". Содержит теоретическую и практическую части.

Сегодня педагоги ищут способы эффективного обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников...