Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними
статья
Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnye_deti_i_osobennosti_pedagogicheskoy_raboty_s_nimi.docx | 541.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними
С2010 года я работаю по программе «Одарённые дети». У нас есть очень способные дети. Часто, пока мы работаем на середнячка, они у нас начинают скучать. Если не заниматься с ними дополнительно, (готовить дифференцированные задания) есть шанс их потерять. Следовательно, нужно переходить на индивидуальные образовательные маршруты. Это трудоёмкая работа, результаты - победы одарённых детей.
Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- эгоцентризм, как и у обычных детей.
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Существует музыкальная, художественная, социальная, математическая, литературная и другие виды одаренности.
Литературное дарование.
Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.
Социальная одарённость.
Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.
Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Помочь в этом важнейшем деле могут тесты-анкеты, разработанные специалистами в области психологии.
Программа «Одарённые дети»
Выступление на семинаре: «Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними»
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, программ развития с учетом личностных особенностей ребенка совместно с психологом и родителями
Прежде чем составить маршрут для ребёнка, я назначаю индивидуальную консультацию родителям, получаю согласие школьного психолога, для того чтобы не перегрузить воспитанника. Вот так выглядит рабочая форма маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут
Подготовка к олимпиаде по литературе
обучающейся 8А класса Дудко Алёны.
Период работы: 15.09.14 - 15.12.14
Цель работы: Развитие коммуникативных навыков
Задачи:
-научить рассматривать произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения,
-освоить понятие художественный образ, созданный средствами языка,
-научить понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.
№ | Тема | Кол-во часов | Методы и формы работы | Результат |
1 | Средства языка художественной словесности | 2 | Самостоятельная работа: изучение литературы, используя интернет-ресурсы | Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных,грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. |
2 | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении | 2 | Частично-поисковая и исследовательская работа | Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, увидеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного произведения. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения. |
3 | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении | 3 | Самостоятельная работа | Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения. |
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении | 1 | Тренировочные упражнения. интернет-ресурсы | ||
Взаимосвязи произведений словесности | 1 | Частично-поисковая и исследовательская работа | Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием традиций. |
Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности:
- Полученные результаты _______________ соответствуют (указывается в какой степени) поставленным целям
- Мне удалось __________________________________________________
- Я создал (достиг, участвовал и т.п.)_______________________________
- Я научился ___________________________________________________
В дальнейшем мне бы хотелось изучить (научиться, освоить) ______________________________________________________________________________________
Родители:
Психолог:
Результативность работы - победа Алёны в Районной олимпиаде по литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Положительная мотивация к учёбе и творческий потенциал-фундамент развития одарённых детей" ( Всероссийская научно-практическая конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"
Участие во Всероссийской научно-практической конференции " Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"...
Способности музыкально-одарённых детей
Рассмотрение проблемы развития музыкальных способностей детей...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»
Аннотация Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ, направлена на профессиональное совершенствование. Работа ...
Система работы, направленная на поддержку особо одарённых детей в объединении "Школа юных автомобилистов" 2016-2017 учебный год
В работе представлена система работы, направленная на поддержку особо одарённых детей в СТО объединении "Школа юных автомобилистов" 2016-2017 учебный год. Работа включает : методический материал...
Одаренные дети и особенности работы с ними
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет детям погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает ...
Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"
В соответствии плана реализации приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...
Особенности педагогической работы концертмейстера в классе ударных инструментов
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования"Санкт-Петербургская детская школа искусств № 37"Особенности педагогической работы концертмейстера в...