Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними
статья

Зинова Ольга Георгиевна

Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними

С2010 года я работаю по программе «Одарённые дети».  У нас есть очень способные дети. Часто, пока мы работаем на середнячка, они у нас начинают скучать. Если не заниматься с ними дополнительно, (готовить дифференцированные задания) есть шанс их потерять.  Следовательно, нужно переходить на индивидуальные образовательные маршруты. Это трудоёмкая работа,  результаты - победы одарённых детей.

Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- эгоцентризм, как и у обычных детей.

- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Существует музыкальная, художественная, социальная, математическая, литературная и другие виды одаренности.

Литературное дарование.

 Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

Социальная одарённость.

Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.

Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Помочь в этом важнейшем деле могут  тесты-анкеты, разработанные специалистами в области  психологии.

               

  Программа «Одарённые дети»

   

Выступление на семинаре: «Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними»

                     

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, программ развития с учетом личностных особенностей ребенка совместно с психологом и родителями

Прежде чем составить маршрут для ребёнка, я назначаю индивидуальную консультацию родителям,  получаю согласие школьного психолога, для того чтобы не перегрузить воспитанника. Вот так выглядит  рабочая форма маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут

Подготовка к олимпиаде по литературе

обучающейся 8А класса Дудко Алёны.

Период работы: 15.09.14 - 15.12.14

Цель работы: Развитие коммуникативных навыков

Задачи:

-научить рассматривать произведение как единство художественного содержания и его   словесного выражения,

-освоить понятие художественный образ, созданный средствами языка,

-научить понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.

Тема

Кол-во

часов

Методы и

формы работы

Результат

1

Средства языка художественной словесности

2

Самостоятельная работа: изучение литературы, используя интернет-ресурсы

Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных,грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски.

2

Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в эпическом произведении

2

Частично-поисковая и исследовательская работа

Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, увидеть разные виды  авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного  произведения. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.

3

Языковые средства изображения жизни

и выражения  точки зрения автора

в лирическом произведении

3

Самостоятельная работа

Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения.

Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в драматическом произведении

1

Тренировочные упражнения.

интернет-ресурсы

Взаимосвязи произведений словесности

1

Частично-поисковая и исследовательская работа

Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием традиций.

Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности:

  1. Полученные результаты _______________ соответствуют (указывается в какой степени) поставленным целям
  2. Мне удалось __________________________________________________
  3. Я создал (достиг, участвовал и т.п.)_______________________________
  4. Я научился ___________________________________________________

В дальнейшем мне бы хотелось изучить (научиться, освоить) ______________________________________________________________________________________

Родители:

Психолог:

 Результативность работы - победа Алёны в Районной олимпиаде по литературе.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способности музыкально-одарённых детей

Рассмотрение проблемы развития музыкальных способностей детей...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»

Аннотация      Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ,  направлена на профессиональное  совершенствование.    Работа  ...

Система работы, направленная на поддержку особо одарённых детей в объединении "Школа юных автомобилистов" 2016-2017 учебный год

В работе представлена система работы, направленная на поддержку особо одарённых детей в СТО объединении "Школа юных автомобилистов" 2016-2017 учебный год.  Работа включает : методический материал...

Одаренные дети и особенности работы с ними

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет детям погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает ...

Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"

В соответствии плана  реализации  приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...

Особенности педагогической работы концертмейстера в классе ударных инструментов

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования"Санкт-Петербургская детская школа искусств № 37"Особенности педагогической работы концертмейстера в...