Тема урока: «Водное окрашивание стен вручную при помощи кистей и валиков»
план-конспект урока
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии «Маляр» при проведении урока учебной практики по теме: «Водное окрашивание стен вручную при помощи кистей и валиков»
Урок разработан с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.
В разработке представлены:
· план урока учебной практики;
· вопросы по проверке знаний обучающихся по теме урока;
· критерии оценки качества работы;
· инструкционно-технологическая карта;
· требования к качеству выполняемой работы;
· оценочный лист оценки качества работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok10.doc | 340 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Многопрофильный лицей»
РАЗРАБОТКА УРОКА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПО ПРОФЕССИИ «Маляр»
(группа специального коррекционного обучения)
Тема урока: «Водное окрашивание стен вручную при помощи кистей и валиков»
Разработал:
Мастер производственного обучения
по профессии «Маляр »
Кравченко Б.И.
с. Амурзет, 2018 г.
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии «Маляр» при проведении урока учебной практики по теме: «Водное окрашивание стен вручную при помощи кистей и валиков»
Урок разработан с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.
В разработке представлены:
- план урока учебной практики;
- вопросы по проверке знаний обучающихся по теме урока;
- критерии оценки качества работы;
- инструкционно-технологическая карта;
- требования к качеству выполняемой работы;
- оценочный лист оценки качества работы.
Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при выполнении водного окрашивания стен вручную при помощи кистей и валиков.
Урок обеспечен в полном объеме дидактическими средствами обучения, инвентарем, оборудованием.
Методическая разработка может быть использована на уроках учебной практики и в производственной деятельности по профессии «Маляр».
Описанный выше метод работы даёт представление о своеобразии и особенностях данной технологии, обучающийся должен руководствоваться знаниями основных живописных законов, красочных материалов, уметь ими владеть технически, обеспечивая хорошую сохранность яркости и выразительности колорита и всего изображения в целом.
Выбор данной технологии, приёмов творческой работы над созданием конкретного образа или сюжетной композиции всегда органически связан с реалистическим восприятием начинающего специалиста, с его образным мышлением.
Без упорного труда, без старания невозможно достичь совершенства формы и цвета – это должны знать и помнить мастер производственного обучения и обучающиеся.
Урок учебной практики по профессии
«Штукатур, маляр строительный"
Тема урока: «Водное окрашивание стен вручную при помощи кистей и валиков» (Слайд 2)
Цели урока: Научить обучающихся применять полученные знания, умения и навыки по выполнению водного окрашивания поверхностей стен вручную. (Слайд3)
Развивающая- развитие навыков систематизации знаний, умений предвидеть возможные виды брака, применение теоретических знаний на практике.
Обучающая- формирование умений самостоятельного выполнения операций в комплексе.
Продолжить формирование знаний по самоконтролю качества выполнения малярных работ.
Продолжить формирование качеств личности:
- актуальность, самостоятельность, умение работать в звене;
- ответственности за выполнение производственных работ;
- любви и интереса к профессии;
- бережного отношения к инструментам и материалам;
- взаимопомощи друг другу.
Продолжить формирование умения самостоятельной работы.
знать | уметь |
-технологию окрашивания поверхности различными красками, -технику безопасности; -требования к качеству выполнения работ. | -формировать знания и отработать умения технологически правильно с применением профессиональных трудовых действий и приемов выполнять водное окрашивание стен ; |
Методическое обеспечение:
План урока производственного обучения
Инструкционно -технологические карты для обучающихся по теме «Водное окрашивание стен вручную при помощи кистей и валиков»
Карточки – задания, тесты,
Материально-техническое оснащение урока:
Инструмент и приспособления: водная краска, кисти, валики, ведра, колер,
Наглядные пособия: инструкционно -технологическая карта по теме урока, плакат.
Учебно-производственные работы: выполнить окрашивание стен водоэмульсионной краской кистями и валиками .
Межпредметные связи: технология малярных работ, материаловедение.
ПК3.1 Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ
ПК3.2 Окрашивание поверхности различными малярными составами
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
ОК 2. Организовать собственную деятельность
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию
ОК 4. Осуществлять поиск информации
ОК 5. Использовать ИКТ
ОК 6. Работать в команде, общаясь с коллегами, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
План урока.
1.Организационная часть (10 минут):
- приветствие обучающихся, гостей
- проверка наличия обучающихся на уровне списочного состава;
- проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Вводный инструктаж (40 минут):
- объявление темы урока;
- сообщение цели;
- повторение необходимых сведений по изученной теме, организации рабочего места, правил безопасного выполнения работ, правил ТБ ;
- работа с инструкционно - технологической картой (Приложение № 2);
- объяснение и показ примеров работы мастером, предостережение обучающихся от возможных ошибок. Оценочный лист (Приложение№3);
- организация рабочего места;
- демонстрация обучающимся последовательности операции работы. Проверка усвоения и повторение несколькими обучающимися приемов работы (4 обучающихся).
3.Текущий инструктаж (5 часов 20 минут):
- обход мастером п/о рабочих мест с обучающимися с целью проверки и оценки выполнение самостоятельной работы обучающихся;
- контроль типичных ошибок.
4.Заключительный инструктаж (30 минут):
- подведение итогов занятия в форме фронтального опроса;
- анализ типичных ошибок;
- выставление и объяснение оценок;
- домашнее задание: повторение правила и приемов выполнения технологии аэрографии;
- уборка рабочего места, мастерской.
Учебно-производственные работы: (Слайд 4)
- Норма времени = 4 часа;
- Норма выработки = 7 кв.м.
Выполнить каждому обучающемуся 7 кв.м. улучшенной окраски поверхностей стен водоэмульсионной краской вручную при помощи кистей и валиков
Ход урока
1.Организационная часть ( 9.00 – 9.10)
– приветствие обучающихся и гостей,
– проверка отсутствующих;
– проверка готовности обучающихся к уроку.
2.Вводный инструктаж. ( 9.11 – 9.45)
Сообщение темы программы, темы урока и целей урока, проверка знаний ранее изученного материала
Проверка знаний ранее изученного материала
по тестам (Слайды 5-15)
Вопрос:
1. Выполняется ли под улучшенную окраску второе сплошное шпатлевание поверхности?
Ответы:
а) нет, не выполняется
б) да, выполняется
в) кто как хочет
Правильный ответ:
а) нет, не выполняется
Вопрос:
2.При подготовке новых оштукатуренных поверхностей нужно ли выполнять очистку и сглаживание поверхности?
Ответы:
а) нет, не нужно
б) обязательно нужно
в) выполнять нужно только очистку
Правильный ответ:
б) обязательно нужно
Вопрос:
3.Перед тем как приступить к работе с новыми валиками, нужно ли их вымачивать в воде?
Ответы:
а) не нужно
б) нужно вымачивать в течение 5-6 часов
в) нужно вымачивать сутки
Правильный ответ:
б) нужно вымачивать в течение 5-6 часов
Вопрос:
4.На каком расстоянии необходимо держать удочку краскопульта от окрашиваемой поверхности?
Ответы:
а) на расстоянии 30 см
б) на расстоянии 50 см
в) на расстоянии 0,75см - 1 м
г) на расстоянии 1,5 м
Правильный ответ:
в) на расстоянии 0, 75см - 1м
Вопрос:
5.Окраску поверхностей кистями внутри помещений можно окрашивать с пола высотой…?
Ответы:
а) 2,5-3,2 м
б) 1,5-2 м
в) 4 м
Правильный ответ:
а) 2,5-3,2 м
Вопрос:
6.Выполняют ли торцевание поверхности при окрашивании вручную?
Ответы:
а) не торцуют
б) торцуют для окончательной отделки
в) по желанию специалиста
Правильный ответ:
б) торцуют для окончательной отделки
Вопрос:
7. При ручной окраске кистью не должно быть видно кистевых штрихов с расстояния…?
Ответы:
а) 5 м
б) 4м
в) 3 м
Правильный ответ:
в) 3м
Вопрос:
8. Выполняют ли наружные малярные работы на водных составах, даже подогретых, при отрицательных температурах?
Ответы:
а). Можно при - минус 10оС
б). Можно при – минус 5оС
в). Нельзя
Правильный ответ:
в) Нельзя
Вопрос:
9.Разжиженное связующее, иногда с небольшим количеством пигментов, обладающее меньшей вязкостью:
Ответы:
а). Шпатлевка
б). Грунтовка
в). Окрасочный состав
Правильный ответ:
в) грунтовка
Вопрос:
10. Выполняется ли под простую окраску второе грунтование поверхности?
Ответы:
а) нет, не выполняется
б) да, выполняется
в) кто как хочет
Правильный ответ:
а) Нет, не выполняется
Фронтальный опрос
Вопрос | Ответ |
Рабочее место маляра и его организация | Место, где учащиеся выполняют производственное задание. Каждый инструмент и приспособление имеет своё место. |
Инструменты и приспособления маляра | Шпателя металлические, кисти маховые, макловицы, кисти– ручники, кисти флейцы, валики угловые, структурные, поролоновые, меховые, лотки по окрасочный состав, ванночки |
Подготовка поверхностей под нанесение грунтовочного состава | Оштукатуренных поверхностей – выполняют очистку, от пыли и грязи, от брызг раствора, сглаживание; деревянных – вырезка сучков, удаление засмолов, стачивание шляпок гвоздей, зачистка; металлических – очистка, удаление окалины, ржавчины, остатков старой краски, обезжиривание |
Нанесение грунтовочного состава на поверхность потолка и стен | Нанесение грунтовки выполняется плавными движениями, чтобы кисть касалась поверхности только концами волос, стены грунтуют сначала горизонтальными движениями. Потолки– сначала перпендикулярно направлению света, а затем параллельно. |
Основные требования техники безопасности при выполнении малярных работ | Наличие спецодежды, исправность инструмента, производственная дисциплина, наличие средств индивидуальной защиты |
Объяснение материала урока: (Слайд 16)
Что собой представляют водоэмульсионные краски?
- Это смесь пигментов и наполнителей в пластифицированной поливинилацетатной дисперсии или стирол-бутадиеновом латексе.
Предназначение в строительстве: (Слайд 17)
Водоэмульсионные краски применяют для окраски бетонных, гипсобетонных и оштукатуренных поверхностей, а также при ремонтных работах по старым масляным и эмалевым краскам.
Водоэмульсионные краски имеют ряд преимуществ перед масляными: (Слайд 18)
- Они не содержат дефицитных и дорогостоящих масел;
- Разбавляются обычной водой;
- Быстро высыхают;
- Их плёнка не горит, имеет ровный матовый блеск, пориста.
Окраска валиком: (Слайд 19)
- Для смачивания валиков краской потребуется плоский металлический ящик с продольными стенками в форме трапеции. В ящике установлено сито с ячейками размерами 10–20 мм, по которому проводят смоченным в краске валиком, чтобы устранить излишки и равномерно распределить краску по всему периметру валика.
- Работу выполняют таким образом. На поверхность площадью около 1м2 наносится 3–4 полосы краски, после чего эти полосы прокатывают валиком с отжатой краской в горизонтальном направлении (с небольшим наклоном валика) до тех пор, пока краска равномерно не распределится на поверхности. Если требуется ограничить окрашиваемую площадь, ее края закрывают плотной бумагой или заклеивают клеящейся лентой.
Окраска малярными кистями: (Слайд 20)
- Нанося малярный состав на поверхность нажимайте на кисть, втирая краску в поверхность, но не слишком сильно, чтобы волос малярной кисти истирался как можно меньше. При кратковременном перерыве в малярных работах малярную кисть нужно закрепить так, чтобы щетина не искривлялась от соприкосновения с дном емкости.
- Краску наносят равномерно, сначала движениями в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему, хорошо растушевывая до тех пор, пока вся поверхность не будет ровно окрашена. Последние движения кистью на горизонтальных поверхностях выполняют вдоль их длинных сторон, на вертикальных сверху вниз, а если окрашиваются деревянные поверхности, то в направлении годичных слоев древесины.
Технологический процесс выполнения водной окраски поверхностей стен при помощи кистей и валиков состоит из следующих технологических операций: (Слайд 21-27)
- - приготовление водоэмульсионного окрасочного состава до рабочей консистенции;
- - подготовка поверхностей под окраску водоэмульсионными составами;
- - наметить при помощи намеленного шнура черту, по которой будут проводить отводку;
- - кистью-ручником выполнить отводку по намеченной ранее черте;
- - выполнять окрашивание всей стены сверху донизу;
- - растушёвку колера на стенах производят
- - вертикальными движениями кисти;
- - выполнить торцевание поверхности
Самоконтроль качества малярных работ:
- приёмы самоконтроля с применением таблицы операций по подготовке, обработке и окраске поверхностей водными составами;
- приёмы самоконтроля с применением таблицы последовательности выполнения операций;
- приёмы самоконтроля с применением таблицы дефектов водных окрасок, причин появления и способа их устранения.
Предупреждение возможных ошибок в работе:
- не соответствие последовательности выполнения операций при подготовке и обработке поверхностей под водное окрашивание;
- несоответствие водных красочных составов по интенсивности и насыщенности цветовых тонов;
- обязательно выполнять окрашивание всей стены сверху донизу во избежание появления “схваток”;
- не должно быть видно на окрашенной поверхности кистевых штрихов с расстояния 3 м.
3. Текущий инструктаж
(Самостоятельная работа учащихся и целевые обходы мастера производственного обучения с целью проверки): ( 9.30– 13.30)
Задание на день с указанием нормы времени и нормы выработки на выполнение работы:
- сообщение учащимся показателей оценок работы и критериев оценивания;
- распределение учащихся по рабочим местам;
- подведение итогов вводного инструктажа.
- Норма времени = 4 часа;
- Норма выработки = 7 кв.м.
Выполнить каждому обучающемуся 7 кв.м. улучшенной окраски поверхностей стен водоэмульсионной краской вручную при помощи кистей и валиков
Целевые обходы мастером рабочих мест учащихся:
- первый обход с целью проверки содержания рабочих мест и соблюдения техники безопасности и трудовой дисциплины;
- второй обход с целью проверки – правильности выполнения технологического процесса и правильности выполнения трудовых приёмов;
- третий обход– проверка правильности ведения самоконтроля;
- четвёртый обход – проверка правильности соблюдения условий в работе, приёмка и оценка работ обучающихся.
Инструкционно - технологическая карта урока
(Слайды 28-30)
№ п/п Наименование операции | Эскизы | Инструкционные указания и технические требования | Инструмент, приспособления |
1.Подготовить поверхность | Прошпатлеванную поверхность шлифуют мелкозернистой шкуркой или теркой с абразивной сеткой. Терку с абразивной сеткой прикладывают плотно к поверхности и выполняют круговые или прямолинейные движения до тех пор пока поверхность станет идеально гладкой. Пыль обметают волосяной щеткой | Мелкозернистая шкурка, терка с абразивной сеткой | |
2.Огрунтовать поверхность 3.Отвести полосы в трудных местах | Прежде чем наносить грунтовку на поверхность валиком, нужно произвести отводку грунтовкой с помощью кисти в труднодоступных местах для валика. Отводят кистью полосы шириной примерно во внутренних углах, вокруг дверей и над плинтусами. Валик погружают в грунтовку, прокатывают о ребристую часть каретки чтобы снять излишки грунтовки, затем подносят к поверхности, слегка прижав валик к стене его прокатывают прямолинейными движениями вверх и вниз параллельно углам и краям. Грунтовка должна сохнуть не менее 12 часов. | Кисть, валик, малярная ванночка | |
Кисть погружают в краску примерно на треть длины щетины, о борт емкости легонько отжимают излишки краски , для того, чтобы краска не капала на пол и не стекала по ручке кисти на руку. Затем отводят кистью полосы шириной примерно 50-70 мм во внутренних углах стен , вокруг дверей и окон и над плинтусами. На краях наружных углов ведите кисть в сторону края, чтобы на углу не образовался оплыв краски. | Кисть, валик, малярная ванночка | ||
4.Нанести окрасочный состав | Берут валик окунают в краске, снимают излишки, прокатав его в ребристой части ванночки. Подносят валик к поверхности и прокрашивают полосами, перекрывающими одна другую, чтобы полностью была покрыть поверхность | Кисть, валик, малярная ванночка |
Техника безопасности при выполнении работ (Слайд 31)
- При выполнении данных работ маляр должен быть в рабочей форме из плотной мягкой ткани, в головном уборе, перчатках, удобной обуви на плотной подошве.
- При шлифовании поверхности используют очки и респиратор.
- Перед началом работы проверяют пригодность инструмента к работе, обращая внимание на легкость вращения валиков и прочное закрепления покрытий на корпусах и сердечнике валиков.
- Ворс искусственного меха должен быть чистым и сухим.
- У кистей ручки должны быть гладкими, удобными для работы
4. Заключительный инструктаж: ( 13.40– 14.10)
- итоги дня, достижение целей урока
- оценка качества каждого учащегося по показателям
- лучшие сегодняшнего урока (отметить тех, кто из ребят добился отличного качества работы)
- ошибки в работе, слабые работы
- домашнее задание
- подготовка материально– технической базы к следующему уроку
Показатели оценок работ обучающихся (Слайд 32)
- 1. Организация рабочего места
- 2. Соблюдение техники безопасности и трудовой дисциплины
- 3. Соблюдение технологического процесса
- 4. Качества выполненной работы
- 5. Самоконтроль и самооценка выполненной работы
Критерии работ обучающихся (Слайды 34-35)
«5» Отлично | 1.Выданное задание выполнено качественно, аккуратно без нарушения технологического процесса и последовательности выполнения операций при подготовке и обработке поверхностей. 2.При приёмке задания мастером не должно быть дефектов. 3.Хорошее знание инструментов и работа ими. 4.Рабочее место чистое, инструмент не разбросан. 5.Нанесение шпаклёвочного состава на поверхность потолка и стен не должно наноситься толстым слоем, толщина шпаклёвочного слоя должна быть от 1 до 2 мм. 6.При выполнении водного окрашивания не должно быть видно «схваток» с расстояния 3м. 7.Окрашиваемая поверхность не имеет пятен, потёков. 8.Нет нарушений техники безопасности и трудовой дисциплины. 9.Работает в спецодежде, а руки защищены от повреждений. |
«4» Хорошо | 1.Выданное задание выполнено с небольшими нарушениями технологического процесса, не выполняются операции при подготовке и обработке поверхностей в полном объёме. 2.При приёмке задания мастером были обнаружены небольшие дефекты . 3.Шпаклёвочный состав имеет толщину до 4мм. 4.Обучающийся рабочий инструмент знает, но иногда не правильно им пользуется. 5.Работает без перчаток. 6.Частичное нарушение техники безопасности и трудовой дисциплины. |
«3» Удовлетворительно | 1.Работа выполнена не аккуратно, грязно. 2.Инструмент разбросан, учащийся неумело пользуется им. 3.Нарушает технологический процесс. 4.При приёмке выполненной работы обнаружены от 3 до 5 дефектов. 5.Не соблюдается последовательность выполнения операций. 6.Работает учащийся без спецодежды, нарушает трудовую дисциплину. |
«2» Неудовлетворительно | Задание не выполнено |
Распределение обучающихся по рабочим местам (Слайд 36)
1 | Гончар Кристина |
2 | Зайнашев Владислав |
3 | Козырев Дмитрий |
4 | Кочнев Сергей |
5 | Тарасова Александра |
6 | Шестакова Анастасия |
7 | Шибаева Ксения |
Оценки работ обучающихся (Слайд 37)
№ п/п | Ф.И.О. | Организ. рабочего места | Соблюдение правил т/б | Соблюден.технологического процесса | Самоконтроль | Качество | Итоговая оценка |
1 | Гончар К. | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 |
2 | Зайнашев В. | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Козырев Д. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Кочнев С. | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 | Тарасова А. | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 |
6 | Шестакова А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
7 | Шибаева К. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Проведение урока производственного обучения позволяет решить познавательную, воспитательную и развивающую задачи. Значительно повышает активность Обучающихся, вызывает интерес к профессии.
Осуществляется тесная межпредметная связь (спецтехнология, учебная практика). Есть возможность оценить каждого учащегося. Самостоятельная работа на уроках производственного обучения формирует навыки умелого применения полученных знаний и умений на производстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока учебной практики Тема: «Окраска поверхностей неводными составами вручную»
Данная методическая разработка урока производственного обучения по теме: «Окраска поверхностей неводными составами вручную» разработана для обучающихся образовательных учреждений IIIV- вида с целью об...
Проект занятия учебной практики (производственного обучения) для обучающихся на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Тема: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков»
Данная методическая разработка урока производственного обучения по теме: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков» разработана для обучающихся образовательных уч...
Инструкционно-технологические карты " Окрашивание поверхностей с помощью кистей, валиков и краскопульта ручного"
Техника окрашивания стен и потолков с помощью кистей, валиков, краскопульта ручного. Отделка окрашиваемых поверхностей флейцеванием и торцеванием. Инструкционно-технологические карты № 1-4 включ...
Инструктивные карты для студентов на уроке по теме "Физические (водные) свойства почвы"
Инструктивная карта к лабораторной работе...
Методическая разработка урока по теме "Подготовка кирпичной поверхности стен под оштукатуривание"
Методическая разработка урока по теме "Подготовка кирпичной поверхности стен под оштукатуривание"...
Тема 4.0 Раздел 4 "Основы медицинских знаний" Тема урока "Правовые основы оказания первой медицинской помощи"
Статья 39 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года – «первая медицинская помощь должна оказыва...
Тема урока: Обработка и кулинарное использование нерыбного водного сырья
Цель урока: изучить технологический процесс обработки и кулинарное использование нерыбного водного сырья...