«Бинарный урок – как одна из форм реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов»
статья
В статье разбирается сущность понятия бинарного урока, рассматриваются его формы, определяются цели и задачи бинарных уроков, анализируется возникновение потребности в проведении таких уроков, рассматриваются особенности в их подготовке, организации и проведении. Кроме того, приводится описание личного опыта и опыта коллег электротехнического отделения Салаватского индустриального колледжа в проведении таких уроков, положительных моментов и о трудностей в подготовке и организации бинарных уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_binarnyy_urok.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Крупина Елена Андреевна, преподаватель электротехнических дисциплин ГБПОУ Салаватский индустриальный колледж
Статья «Бинарный урок – как одна из форм реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов», 2018г.
Данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался.
«Бинарный урок – как одна из форм реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов»
Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи
Я.А. Коменский
Введение
Методологической основой современного преподавания является интеграция (от лат. integratio – восстановление восполнение), которая дает возможность показать обучающимся “мир в целом”, преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам. Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Или же — интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных дисциплин.
Интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: бинарном (одновременное обучение), понятийно-информационном (согласование преподавателями разных дисциплин информации и проведение уроков по отдельности) и дистантном (сетевом).
В своем докладе я бы хотела коснуться сущности понятия бинарного урока, рассмотреть его формы, определить цели и задачи бинарных уроков, выяснить почему возникает потребность в проведении таких уроков, каковы особенности в их подготовке, организации и проведении. Далее я бы хотела поделиться своим опытом и опытом коллег электротехнического отделения Салаватского индустриального колледжа в проведении таких уроков, поговорить о положительных моментах и о трудностях в подготовке и организации бинарных уроков.
Целесообразность интеграции обуславливается усилением межпредметных связей, снижением перегрузок обучающихся, расширением обучающимися сферы получаемой информации, подкреплением мотивации в обучении, исключая дублирование и освобождая учебное время для изучения другого явления. Целесообразность применения бинарных уроков подтверждается также следующими соображениями: в соответствии с требованиями ФГОС основная профессиональная образовательная программа должна быть реализована в полном объёме, т.е. 100% выполнения объёма часов. Согласно законодательству, проведение занятий в выходные и праздничные дни не планируется. Следовательно, занятия, планируемые на праздничные дни, а таковых в течение учебного года набирается до 4% от общего учебного времени, планируются на другие дни, увеличивая тем самым, недельную нагрузку свыше 36 часов. Планируя бинарные уроки, мы и программу реализуем в полном объёме, и не превышаем недельную нагрузку.
Кроме того, бинарный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из таких задач:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
- показ междисциплинарных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Сущность бинарного урока
Итак, что же такое бинарный урок?
Прежде всего, это урок, то есть основная организационная форма образовательной деятельности. Урок может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме обучающийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы. Для наглядности они приведены в виде таблицы 1 «Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения».
Таблица 1 - Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Систематичность обучения | Шаблонное построение, однообразие |
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала | Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней предполагается за счет домашних заданий |
Организационная четкость | Отсутствие самостоятельности |
Постоянное эмоциональное воздействие личности педагога | Слабая речевая деятельность учащихся, пассивное поведение в целом |
Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении | Слабая обратная связь. Усредненный подход. Отсутствие индивидуального обучения |
Бинарный урок является нетрадиционным и предполагает использование сплава из различных педагогических технологий Нетрадиционные уроки — это уроки, которые аккумулируют методы и приёмы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности учителя и учащегося, на общем поиске, на эксперименте по отработке новых приёмов с целью повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Нетрадиционные уроки компенсируют недостатки традиционной формы обучения. На них всегда присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок, используется и внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность учащихся в сочетании с индивидуальной, урок может проводиться в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления, используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование. Но, конечно, переводить весь учебный процесс на «нетрадиционные рельсы» не нужно. Именно традиционные уроки должны быть основной формой обучения и воспитания. Однако разнообразить учебный процесс нестандартными уроками необходимо, потому что они помогут активизировать умственную деятельность обучающихся, развить их творческие способности, повысить учебную мотивацию.
Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis», означающего «двойной».
На первый взгляд, бинарный урок — это сдвоенный урок, но двойственность может трактоваться неоднозначно (рис.1). Каждый из предложенных видов бинарных уроков имеет право на существование, но, как правило, предполагает проведение «спаренного» урока по смежным темам из двух дисциплин при участии двух учителей или одного учителя, который преподаёт несколько дисциплин
Рисунок 1 – Главные особенности бинарного урока
Цели и задачи бинарного урока
С какой же целью проводится бинарный урок? Какие задачи решаются при его проведении?
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение, дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.
На бинарном уроке решаются достаточно сложные задачи:
- расширение кругозора у учащихся и педагогов;
- интеграция знаний из разных областей;
- формирование у студентов убеждения в связности предметов, в целостности мира;
- повышение мотивации к изучению предметов, т. к. создание условий для практического применения знаний;
- развитие у обучающихся навыков самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;
- развитие аналитических способностей и изобретательности;
- реализация воспитательного потенциала;
- развитие у студентов навыков принятия решений в творческих ситуациях.
Особенности подготовки, организации и проведения бинарных уроков. Вопросы структуры бинарного урока
Какие особенности важно учесть при подготовке и организации бинарного урока?
Преподавателю, готовящемуся проводить интегрированный бинарный урок, следует учитывать, что интеграция – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более дисциплин. Отличие бинарного урока от обычного, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нем изучаемого. Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. преподавателю необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока.
Роль преподавателя на бинарном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на учебных занятиях, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.
Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и боле учебных дисциплин, и студент здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающую его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала аудиторных занятий.
Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний.
Преподаватель должен в полной мере владеть содержанием своей дисциплины, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определённой теме. Он должен хорошо знать материал учебного дисциплины, с которым предполагается интеграция, уметь создавать для себя единую картину мира. Только это обеспечивает педагогу свободу и вариативность в оперировании учебным материалом. Работа творческого педагога невозможна без широкого кругозора, культуры, без развития способностей и устремлённости преподавателя к поиску более совершенных приемов обучения.
Очень важным моментом является психологическая совместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят бинарный урок. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг друга бинарный урок не получится. Прежде чем решиться на такой урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим педагогам предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
Важно четко определить систему взаимодействия двух педагогов, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один преподаватель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя
Продолжительность бинарного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
Практика показывает, что при проведении бинарных уроков изменяется характер учебного процесса: сокращается доля готовой информации, получаемой обучающимися от преподавателя, и возрастает удельный вес их самостоятельной работы, причем для приобретения новых знаний, а не только для закрепления имеющихся. Меняются и критерии оценки знаний студентов. Высококачественными признаются ответы, в которых проявляется творческий подход к изучению материала, требующий владения приёмами самостоятельной работы. В связи с этим педагог должен владеть методами проблемного обучения, быть квалифицированным консультантом для учащихся. Учащиеся на интегрированных уроках являются активными участниками учебного процесса, пытаются сами анализировать информацию при подготовке к уроку и во время его, выявляют проблемы, вырабатывают возможные пути решения поставленных задач.
Поскольку на интегрированных уроках групповая форма работы является главной, студенты приобретают навыки конструктивного общения, стремятся проявить индивидуальные способности. Каждый участник группы имеет возможность высказывать свою точку зрения. Студент – руководитель группы приобретает и развивает навыки организатора деятельности коллектива. В группе развиваются отношения сотрудничества и взаимопомощи. Эффективность обучения зависит от качества общения преподавателя со студентами.
Принципы интеграции компонентов учебного процесса
По каким же принципам происходит объединение (интеграция) компонентов учебного процесса на бинарном уроке? Каковы этапы подготовки бинарного урока?
Объединять (интегрировать) на бинарном уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.
Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности преподаватель определяет:
- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
- состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов;
- ведущий системообразующий и вспомогательный компоненты;
- форму интегрирования;
- характер связей между соединяемым материалом;
- структуру (последовательность) расположения материала;
- методы и приёмы его предъявления;
- методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
- способы увеличения наглядности учебного материала;
- распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
- критерии оценивания эффективности урока;
- форму записи подготовленного урока;
- формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.
Хотелось бы подробнее охарактеризовать некоторые из этих шагов по подготовке бинарного урока.
Противоречия учебно-воспитательного процесса в единстве с внутренней потребностью педагога в их снятии и есть содержание мотивов, побуждающих к использованию бинарного урока. Выявив противоречия и осознав мотивы, преподаватель ставит цели урока. Их содержание зависит от характера противоречий и мотивов их устранения. В качестве таковых, например, могут быть цели систематизации знаний, их обобщения, выявления причинно-следственных связей, расширения понятий и представлений, научения приёмам и способам переноса знаний из одной предметной области в другую и т.д.
Поставив цель, кратко и понятно её сформулировав, учитель отбирает материал для объединения его в одном уроке, т.е. определяет состав интегрирования. Это делается уже вместе с преподавателем того предмета, который привлекается к созданию бинарного урока. На этом этапе отбираются лишь учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную основу интеграции. Здесь достигается взаимное согласие участвующих в интеграции преподавателей.
Далее оба преподавателя анализируют предварительно отобранный материал и делят его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока. Системообразующей может быть лишь та часть интегрируемого содержания, которая определяется целью задания. Таким компонентом становятся отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения. Выделение системообразующего компонента обязательно, именно он определяет, какой материал надо интегрировать в урок, чтобы его полнее отворить, точнее объяснить или найти причины его появления.
Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Формы бывают разные:
- предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;
- понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия;
- мировоззренческая, когда производится духовно - нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно- нравственные постулаты доказываются научными фактами;
- деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;
- концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.
Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание преподавателем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках того рода. Каждый последующий интегрированный урок будет легче проводиться всеми участниками педагогического процесса.
После того как определили цель урока, интегрируемые блоки знания, выделили один из них в качестве системообразующего и, наконец, определились с формой интегрирования, следует заняться очень тонкой работой – рассмотрением связей, которые следует установить между интегрируемыми блоками знаний. Связи – это устанавливаемые или восстанавливаемые последовательные зависимости интегрируемых компонентов между собой. На этом этапе преподаватель несколько дольше задержится: найти связи и зависимости, определить их характер не так просто. Здесь нет выбора, а есть заданность, определяемая природой и характером изучаемых явлений.
Связи между интегрируемыми компонентами могут быть самые разные. Наиболее часто встречаются в следующие:
- связи происхождения;
- связи порождения;
- связи построения (при систематизации и обобщении знаний);
- связи управления.
Связи происхождения устанавливаются там, где между компонентами выявляются отношения причины и следствия. Эти связи используются при создании многих межпредметных курсов, и речь идёт не о простом соединении знаний из разных учебных дисциплин, а только тех, которые раскрывают истоки, причины или условия происхождения изучаемого в ведущем уроке предмета знания. Вводимые из другой дисциплины знания выполняют объяснительную функцию. При этих связях учащийся учится выявлять зависимости событий, фактов, явлений.
Связи порождения очень похожи на связи происхождения, но имеют специфику в том, что ставят изучаемый системообразующий предмет в позицию причины, порождающей следствия, изучаемой в другом учебном предмете. Интегрированные уроки с такими связями учат учащихся выходить за рамки предмета и видеть последствия своих узких, локально совершаемых действий, влияние открытий на жизнь людей и развития наук и производства.
Связи управления чаще всего имеют место там, где идёт изучение способов умственной и практической деятельности, которые могут быть перенесены из одного предмета в другой. Кроме того, связи управления возникают там, где используется знание одной науки для раскрытия смыслов овладения другой. Фактически речь идёт о функциях изучаемой науки в деятельности человека.
Знание типов используемых и устанавливаемых связей на бинарных уроках нужно для того, чтобы определять их возможности в развитии мышления и других познавательных процессов, а значит, в достижении конкретных целей обучения. Не зная типов связи и целенаправленно их не отбирая, нельзя построить хороший интегрированный урок. Без этого продуманного аспекта интеграции любой такой урок будет формальным копированием и данью моде на эту технологию. Ядром интеграции как процесса установления взаимодействия объектов интегрирования являются именно связи. Связи выявляются и устанавливаются сначала внутри блоков учебного материала, затем между блоками и уж потом в целом тематическом контексте урока. Последовательность изучения, изложения и освоения материала интегрированного урока определяется типами связей.
Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей. Эти связи – еще не интеграция, но путь к ней.
Внутрипредметные связи позволяют связывать между собой разные темы внутри самого предмета.
Известно также, что есть опережающие связи как связи перспективные; предшествующие связи, при которых в урок включается материал, ранее изученный в другой дисциплине; сопутствующие связи, при которых материал из разных дисциплин изучается в одно и тоже время.
Теперь о структуре бинарного урока. Здесь тоже много вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини-уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Мы в своей работе использовали именно этот вариант. Есть вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки.
Разработка структуры бинарного урока - совместное дело преподавателей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это требует продуманного управления по сути новым процессом познания.
Бинарные уроки требуют большой подготовки, как педагога, так и учащихся, поэтому их невозможно проводить часто. Но такой урок, проведённый не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждения в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, метапредметных связей, развитии его мышления.
Опыт проведения бинарных уроков преподавателями электротехнического отделения Салаватского индустриального колледжа
Мне хотелось представить Вашему вниманию некоторые моменты из опыта своей работы и работы моих коллег - преподавателей электротехнического отделения.
Как преподавателю электротехнических дисциплин, мне приходится часто обращаться к междисциплинарным связям при разработке и проведении практических занятий. Именно поэтому в качестве бинарного урока было решено провести практическое занятие по теме «Исследование работы простейшей электрической цепи». Бинарный урок предполагал интеграцию дисциплин «Электротехника» и «Английский язык». Практическая работа выполнялась средствами компьютерного класса и программного пакета Electronics Workbench, который позволяет создавать виртуальные электронные лаборатории. Интерфейс Electronics Workbench создан на английском языке, что создавало определенные трудности у студентов при выполнении практических работ с помощью данного программного пакета. Бинарный урок предполагал усилить профессиональную направленность в изучении иностранного языка и показать пример динамичного использования полученных знаний по английскому языку при выполнении основного задания по «Электротехнике» - моделирование и расчет простейшей электрической цепи.
На уроке проводилась языковая разминка в игровой форме, проверка опорных теоретических знаний по электротехнике в виде электронного тестирования, использовались мультимедийные средства для демонстрации учебного материала, электронная презентация урока с опорными положениями. Использовалась работа в группах, результаты выполнения заданий каждой группы выводились на экран проектора и обсуждались. Тем самым достигались цели: установить наглядные межпредметные связи, показать пример прикладного использования теоретических знаний, расширить кругозор и повысить познавательную активность студентов.
Кроме того, я посетила открытый урок моих коллег – бинарный урок по теме «Операционные усилители и схемы устройств на их основе». На уроке интегрировались дисциплины «Электронная техника», как ведущая, и «Электротехника», как вспомогательная дисциплина, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Урок проходил в форме проблемного урока-лекции. Ставилось целью показать пример прикладного использования базовых теоретических знаний по Электротехнике для более глубокого и широкого освоения новой темы по Электронике, развить осознанность и гибкость знаний, развить исследовательские навыки, навыки принятия решений, активизировать познавательную деятельность студентов. При изучении материала на уроке использовались программные пакеты Electronics Workbench и Multisim для моделирования ребятами изучаемых процессов. Результаты выводились на экран проектора, обсуждались, проводилась самооценка работы.
Также я присутствовала на отрытом бинарном занятии по теме «Способы задания логических функций». На уроке интегрировались МДК.01.01. «Цифровая схемотехника», как ведущий курс, и «Информационные технологии», как вспомогательная дисциплина, способствующая углублению, расширению, уточнению материала ведущего курса. Целью ставилось развить способность выпускника использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, а так же обеспечение возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения, в качестве универсального средства обработки, хранения и представления информации в учебном процессе используя компьютер со специальным программным обеспечением.; повысить положительную мотивацию к учению, активизировать познавательную деятельность, развить мышление и творческие способности студента, сформировать активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе. На уроке использовалось проекционное оборудование (ноутбук преподавателя, экран, мультимедийный проектор, колонки) для демонстрации учебного материала, мобильный компьютерный класс с ПО Electronics Workbench для работы студентов, карточки с индивидуальными заданиями; электронная презентация урока с опорными положениями; учебный видеоматериал по теме урока. Проверка опорных знаний заключалась в самостоятельном заполнении классификационной таблицы с использованием ПО Electronics Workbench. Закрепленин материала реализовывалось в виде индивидуальных заданий с выводом результатов на экран проектора, обсуждением и самооценкой. Домашнее задание – создание электронной презентации или видеоролика по изученной теме.
При подготовке и организации бинарных уроков мы знакомились с очень интересными разработками, с самыми разными вариантами интеграции дисциплин: например, бинарные уроки астрономии и английского языка, информатики и немецкого языка, английского и физкультуры и др. Но в преподавании спецдисциплин, электротехнических дисциплин особую важность имеет, по моему мнению, интеграция электротехнических дисциплин с дисциплинами «Информационная технология» и «Иностранный язык». И тому есть вполне объективные причины.
Использование информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности как компетенция регламентировано в ФГОС СПО. Мы живем в информационную эпоху и учебный процесс почти полностью компьютеризирован. Одним из критериев определения уровня культуры и профессионализма человека является не только уровень его мышления и владения языком, но и уровень владения компьютерной техникой. Уровень владения информационным технологиями находится практически наравне с умением читать. Автоматизированное проектирование, моделирование, обработка и хранение данных с помощью компьютеров развито повсеместно. Среднее образование должно подготовить выпускника к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения. Использование информационных технологий повышает положительную мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности студента, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе.
В свою очередь и успешное овладение иностранным языком сегодня – это необходимая предпосылка для получения интересной работы в России и за рубежом, укрепления делового сотрудничества с представителями различных стран, для продолжения обучения и профессионального роста. Основным фактором успешного обучения является мотивация, т.е. положительное отношение к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать студентов иностранным языком, но и преподнести им его изучение как профессионально значимый предмет. Интегрируя дисциплины профессионального цикла с иностранным языком, мы усиливаем его прикладную значимость для расширения общего кругозора, развиваем понимание того, что владение иностранным языком и информационным технологиями дают огромные возможности для профессионального роста путем использования информации глобальной сети, зарубежной технической литературы, передового профессионального опыта других стран
Положительные моменты и трудности проведения бинарных уроков
Каковы же преимущества бинарных уроков? С какими трудностями мы сталкиваемся в процессе их подготовки и проведения?
На основе теоретического и практического опыта междисциплинарной интеграции, а также опираясь на собственный опыт и опыт коллег в проведении интегрированных бинарных уроков, хочется особо выделить некоторые моменты подготовки, организации и проведения таких уроков.
Достоинства и преимущества бинарных уроков очевидны и несомненны:
- форма проведения бинарного урока увлекательна и нестандартна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность обучающимися поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения. Бинарные уроки повышают потенциал ребят, побуждают их к активному познанию мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Данные уроки способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
2) бинарные уроки расширяют возможности для самореализации преподавателя в творческом процессе, открывают перед ним новые возможности, заставляя выступать в роли экспериментатора, расширяется методическая копилка;
3) проведение урока двумя преподавателями позволяет разнообразить объём и уровень индивидуальной работы студентов. Студентам такие уроки помогают лучше, более полно и осознанно усвоить пройденный материал;
4) бинарные уроки создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования, так как подготовка к уроку студенты осуществляют самостоятельно, они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов. Все это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность;
5) бинарный урок в большей степени, чем обычный, способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
6) бинарный урок развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;
Но существуют и трудности при организации и проведении бинарных уроков.
Бинарный урок – это достаточно новое явление и это, скорее, исключение из правила. К ним прибегают не часто. Их трудно состыковать с учебной программой двух, трех предметов.
Теоретически недостаточно хорошо разработана технология проведения бинарного урока. Педагогам часто приходится действовать наобум, учиться на собственных ошибках.
Бинарный урок требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто), полной психологической и методической совместимости педагогов.
Часто сложно урегулировать организационные моменты - подстроиться под расписание учебного заведения, решить вопрос об оплате труда педагогов.
Нет четкости в вопросе, по какому предмету выставлять оценку, полученную учащимся на этом занятии.
Каждый вид урока предполагает свое целеполагание, конструирование и структурирование учебного материала.
Преподавателю следует учитывать, что интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И поэтому на одном уроке не могут быть представлены в равной степени все предметы. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя. В противном случае польза от интегрирования сомнительная, а вред (хотя бы в виде перегрузки) явный.
Препятствием для организации бинарного урока в системе СПО также могут быть:
· не взаимосвязанность отдельных курсов по времени, объему, содержанию, по темпу изучения и распределению по годам обучения;
· наличие материала, который дублируется в дисциплинах по циклам учебного плана
· объем понятий, составляющих научную основу осваиваемых компетенций, неодинаков как в различных учебных дисциплинах, так и внутри каждой из них; одни понятия являются обширными и охватывают ряд тем курса, другие носят локальный характер;
Заключение
Бинарные уроки требуют очень большой подготовки, как преподавателей, так и студентов. Это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс. Потому, что изучение некой проблемы на стыке двух наук - это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию. А не это ли главное в нашей работе – заинтересовать, вдохновить, увлечь студентов, спровоцировать их творческий поиск?
Закончить свой доклад я бы хотела словами выдающегося В. А. Сухомлинского: «Учитель, готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед студентами искорку знаний, преподавателю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости»
Список источников
1 Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
2 Т.С. Широбокова, Нетрадиционные формы проведения уроковСправочник классного руководителя, №9, 2012 г.
3 Е.В. Якушина. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС/Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.
4 И.В.Кузьмина, Т.А.Колесникова. Современный урок. Требования к современному уроку (Методические рекомендации учителю)
5 Алифартова М.В. Еще раз о межпредметных связях / М.В. Алифартова, Н.В. Петрищева: Специалист, 2010, №9;
6 Бардина И.Н., Проведение бинарных занятий / И.Н. Бардина, И.М. Лукавец: Специалист, 2007, №4;
7 Гусева В.Г., Интегративный урок как средство развития компетенции / В.Г. Гусева, М.Р. Максимова: Специалист, 2010, №3;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация самостоятельной работы студентов по информатике и ИКТ в условиях требований Федерального государственного образовательного стандарта"
Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, профессионала, формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Необходимо перевести ст...
Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке...
Разработка учебно-методического комплекса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Данная методическая разработка составленна автором в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения. Основная цель разрабо...
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт II поколения - Система обязательных требований
Документ...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.
Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...
Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года, в сравнении с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года.
Отличительные особенности варианта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2021года,в сравнениис Федеральным государственным образовательным стандартом ос...