УМК как средство модернизации ресурсов профессиональной образовательной организации
учебно-методический материал
Обеспечением качественного профессионального образования является «Паспорт комплексно-методического обеспечения предметов (профессий)» (КМО). Паспортизации могут подлежать не только средства обеспечения преподавания общеобразовательных или специальных предметов, но и процесс производственного обучения.
Сегодня, когда современное общество вступает в постиндустриальный период своего развития, возникла необходимость перевода процесса обучения на принципиально новый уровень, связанный со способностью студента производить, усваивать и применять знания в новых условиях.
Переход на качественно новую основу подготовки профессиональных кадров среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки технических работников обусловливает как пересмотр методического оснащения дисциплины, так и изменения в психологии преподавателей по отношению к нему.
Использование учебно-методических материалов, содержащих необходимый набор дидактических единиц дисциплины, дает студенту возможность получить должный уровень теоретических знаний и практических умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обеспечением качественного профессионального образования является УМК дисциплины | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК как средство модернизации ресурсов профессиональных образовательных организаций
Обеспечением качественного профессионального образования является «Паспорт комплексно-методического обеспечения предметов (профессий)» (КМО). Паспортизации могут подлежать не только средства обеспечения преподавания общеобразовательных или специальных предметов, но и процесс производственного обучения.
Сегодня, когда современное общество вступает в постиндустриальный период своего развития, возникла необходимость перевода процесса обучения на принципиально новый уровень, связанный со способностью студента производить, усваивать и применять знания в новых условиях.
Переход на качественно новую основу подготовки профессиональных кадров среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки технических работников обусловливает как пересмотр методического оснащения дисциплины, так и изменения в психологии преподавателей по отношению к нему.
Использование учебно-методических материалов, содержащих необходимый набор дидактических единиц дисциплины, дает студенту возможность получить должный уровень теоретических знаний и практических умений.
Проблема повышения эффективности обучения, введения в учебный процесс технологии модульного обучения, нехватки необходимой учебной литературы и других ресурсов, активизировала интерес педагогов к созданию учебно-методических комплексов (УМК), увязанных через КМО в систему нормативных и методических документов, определяющих цели обучения и содержание дисциплин, дидактически обоснованную последовательность методов и средств формирования у обучающихся знаний и умений.
Разработка УМК для профессиональных учебных заведений актуальна и важна в связи с обновлением и многообразием содержания профессионального образования, внедрением новых педагогических технологий в процесс обучения специалистов.
Современный этап развития теоретических и прикладных исследований по проблемам учебно-методического комплекса связан со становлением новых социально-экономических отношений, прогрессивными тенденциями в области профессионального образования. Сегодня необходим стратегически и тактически обоснованный подход к процессу обучения.
Работа преподавателей средних профессиональных учебных заведений направлена на создание УМК и реализуется через деятельность предметно - цикловых методических комиссий (далее ПЦМК). Каждый преподаватель в составе ПЦМК занимается комплексным методическим обеспечением своей дисциплины путем разработки учебно-методической документации для создания условий профессиональной деятельности, которая связана с подготовкой к учебным занятиям, их проведением и характеризуется свойственным ей специфическим типом структуры.
Структура УМК по техническим дисциплинам состоит из следующих основных компонентов:
• требования ФГОС к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;
• примерная учебная программа;
• рабочая учебная программа;
• календарно-тематический план;
• модуль дисциплины, включающий методические разработки теоретических и практических занятий;
• методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы;
• материалы контроля знаний, которые состоят из тестовых заданий, задач, проблемных ситуаций, карточек индивидуального опроса и т.д.;
• комплект документации для проведения итогового контроля;
• примерная и рабочая программы производственной практики по дисциплине;
• учебно-наглядные пособия (плакаты, таблицы, видеоматериалы и т.д.).
Изучение и анализ рабочей программы.
На основе анализа нормативной и учебно-методической документации по специальности «Сварочное производство», в состав которой входит учебный план, устанавливается место учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки специалистов среднего звена, ее объем, сроки изучения, смежные учебные дисциплины, на которые можно либо опираться, либо рассчитывать на то, что в процессе их изучения будут закрепляться знания и умения, полученные на занятиях по данному предмету. Важно выяснить сроки изучения смежных дисциплин, что позволит яснее представить характер связи с ними: предшествующий, сопутствующий или последующий. Необходимо ознакомиться и с содержанием учебных программ по смежным предметам, чтобы не допускать дублирования учебного материала.
Учебный план дает общее представление об организации изучения дисциплины, поскольку в нем указываются формы организации учебного процесса (виды учебных занятий), а также количество часов, отводимых на практические занятия; формы завершения учебного курса (зачет, экзамен), обязательные рубежные проверки (контрольные работы, зачеты, семестровые экзамены).
Важный этап подготовки к созданию УМК - изучение и анализ учебной программы по предмету и составление рабочей программы, в которой преподаватель может ознакомиться со структурой, логикой учебного материала, осмыслить дидактические задачи учебного предмета, требования к знаниям и умениям. В рабочей программе преподаватель отмечает, какой материал является существенным, значимым, обязательным для запоминания и неоднократного воспроизведения, а какой дается для общего ознакомления, как вспомогательный, справочный.
Преподаватель, сопоставляя содержание учебного материала с содержанием профессиональной деятельности будущего специалиста, определяет умения и навыки, которые могут быть сформированы в процессе выполнения заданий, упражнений, решения задач. Круг формируемых профессиональных умений и навыков обычно представлен в пояснительной записке к программе.
Анализ рабочей учебной программы предполагает выявление в содержании учебного материала возможностей для воспитания и развития студента. Преподаватель отмечает, на каком материале следует акцентировать внимание для целенаправленного формирования научного мировоззрения, какие разделы, темы, факты, теоретические положения могут быть использованы для воспитания у студентов нравственных убеждений, развития гражданских качеств личности, выработки профессиональной направленности. Составление рабочей программы позволяет преподавателю наметить материал для развития творческого мышления, формирования у студентов умений и навыков самостоятельного умственного труда, развития познавательных интересов и способностей.
Анализ потенциала учебного материала для решения различных образовательных, воспитательных, развивающих задач позволяет преподавателю свободно ориентироваться в отборе как самого материала (факты, примеры, статистические сведения), так и методов обучения (проблемное, программированное обучение, решение ситуационных задач, самостоятельная работа с книгой).
Содержание обучения следует обновлять и пополнять, поэтому подбор учебного материала - это постоянная забота педагога.
Составление календарно-тематического плана.
Календарно-тематический план помогает преподавателю увидеть перспективу своей работы в более детальном виде. Назначение плана состоит в том, чтобы распределить содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям; заранее наметить лабораторные и практические работы, экскурсии, деловые игры и учебные конференции; определить объемы домашних заданий, предусмотреть их равномерное распределение; подготовить нужные средства обучения (книги, наглядные пособия, дидактические материалы).
Календарно-тематический план разрабатывается после создания и утверждения ПЦМК рабочей учебной программы и ежегодно актуализируется. Естественно, что в него могут быть внесены определенные коррективы, вызванные развитием информационных и педагогических технологий, а также изменениями в целевой подготовке специалистов.
При пересмотре календарно-тематического плана преподаватель обращает внимание на следующие вопросы:
- новые проблемы, которые решаются в той области специальности, с которыми связан данный учебный предмет, их значимость для подготовки специалиста, место в учебном предмете;
- возможности улучшения профессиональной подготовки (пересмотр учебного материала, изменение характера заданий для практических занятий, повышение качества отдельных элементов урока, улучшение организации внеаудиторной работы и т.д.);
- возможности вновь созданных или приобретенных учебно-наглядных пособий, оборудования и других средств обучения, которые могут частично изменить содержание и методы обучения, а, следовательно, и содержание практических работ, заданий для самостоятельной внеаудиторной работы.
Необходимые изменения вносят соответственно в графы «Содержание учебного материала» (с учетом ФГОС и регионального компонента), «Перечень умений и навыков», «Виды учебных занятий», «Наглядные пособия», «Задания на дом».
При разработке календарно-тематического плана особое внимание следует уделить содержанию, объему и характеру домашних заданий, которые могут быть различны и неравномерны на разных курсах обучения.
Разрабатывая календарно-тематический план, необходимо рассматривать задания для самостоятельной работы в целом за семестр, т.к. им отводится около 30% учебного времени. Это дает возможность не только наметить оптимальные объемы материала, но и проанализировать, насколько разнообразен характер заданий, в какой степени они направлены на формирование умений и навыков.
Совокупное планирование применения средств обучения в календарно-тематическом плане позволяет проанализировать их, особо обращая внимание на использование современных технических средств, заранее наметить перспективу создания разнообразных дидактических материалов. Такой план преподаватель составляет ежегодно, перед началом нового учебного года, чтобы успеть подготовить пособия заблаговременно, до начала изучения соответствующей темы.
Изучение специальной учебной литературы.
Чтобы организовать учебно-познавательную деятельность студентов, обеспечить усвоение ими всех основных дидактических единиц учебной информации на необходимом уровне, нужны учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, оборудование и т.п.
Учебник должен учить студента учиться, поэтому по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, преподносить данные высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала.
Весь материал учебника по дисциплине, одновременно должен быть научно обоснованным и доступным для понимания студентов с учетом их восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю студентов в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
В структуру учебника включаются текстовые и нетекстовые вспомогательные компоненты, дополняющие и расширяющие основной текст. К нетекстовому компоненту относятся вопросы и задания, инструктивные материалы, таблицы, упражнения, шрифтовые выделения, а также иллюстрации и т.д. Работая с учебником, студент учится излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения, и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы (справочников, словарей).
Создание учебно-методических рекомендаций.
Важным элементом подготовки к учебным занятиям является изучение методической литературы и учебно-методической документации по предмету (указаний, рекомендаций), что позволяет более квалифицированно спланировать работу, используя накопленный и обобщенный опыт.
К учебно-методической документации относятся пособия для самостоятельной работы студентов на практических занятиях, сборники тестовых заданий, задач, алгоритмов и протоколов манипуляций, которые как издаются централизованно, так и разрабатываются самими преподавателями, для которых методическая работа - важная составная часть педагогической деятельности.
Создание учебно-методических пособий диктуется необходимостью адаптации большого объема разнообразной учебной литературы к требованиям современного занятия и особенностям восприятия материала студентами, доступности для восприятия материала.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов, содержащее целевую установку, инструкцию по его применению, перечень материалов для теоретического и практического использования, алгоритмы и эталоны практической деятельности, разнообразные формы контроля, способствует изучению разделов программы согласно требований ГОС.
Объем пособия зависит от метода ведения занятия, набора видов выполняемой самостоятельной работы, степени знакомства студентов с материалом и практических умений, приобретенных ими на предыдущих занятиях по данной и смежным дисциплинам, от места проведения занятия.
Методическая работа преподавателя, направленная на создание таких форм контроля и углубления знаний, как тестовые задания, задачи и проблемные ситуации, является поводом к обобщению своей работы и созданию сборников дидактических материалов, которые пользуются большим успехом у коллег, высоко оцениваются при аттестации преподавателя, а главное, повышают эффективность учебного процесса.
Использование тестов и задач, кроме этого, стимулирует процессы познания, аналитические возможности студентов, вносит разнообразие в учебное занятие.
Учебно-методическая документация может совершенствоваться преподавателем в зависимости от изменений объема и содержания изучаемого материала, требований стандарта, совершенствования собственного методического опыта, что способствует индивидуальной творческой активности преподавателя, повышению его методической квалификаций.
Планирование занятий.
В практике средних профессиональных учебных заведений для оказания методической помощи преподавателям ПЦМК разрабатывают развернутые планы отдельных тем курса (учебного предмета) или занятий, объединенных общей темой. В них более подробно, чем в календарно-тематическом плане, рассматриваются содержание и методика проведения каждого учебного занятия, в частности, с позиции опоры на дидактические принципы при организации учебного процесса. Форма таких рекомендаций может быть разной: в виде развернутого текста-описания возможных способов проведения каждого учебного занятия: учебно-технологической карты, довольно жестко регламентирующей деятельность преподавателя; тематического плана, составленного в форме таблицы.
При разработке плана занятия проверяется возможность практической реализации дидактических принципов в процессе обучения. Рассматривая учебное занятие как организационную форму реализации конкретной дидактической цели, выделяют возможный максимальный набор этапов урока, который определяется конкретным содержанием занятия. Учитывая, что учебное занятие — система, которая обладает связью с внешней средой через информационные и другие каналы, в нем должна быть отражена реализация таких дидактических принципов, как развивающий и воспитывающий характер обучения, связь с жизнью, активизация студентов в процессе обучения, т.е. те принципы, которые реализуются не через содержание учебного материала, а в практической деятельности преподавателя.
Наличие типовых бланков для составления плана занятия дисциплинирует преподавателя, способствует проведению завершенного планирования каждого занятия с учетом современных методик и педагогических технологий.
С позиций структуры тематического плана преподаватель может сам проанализировать любую тему и ввести этапы, которые соответствуют дидактическим целям занятия. Кроме того, заполненные или пустые клетки по теме в целом свидетельствуют, например, о том, насколько данная тема богата метапредметными связями, формируются ли в процессе ее изучения умения и навыки самостоятельного умственного труда, активизируется ли познавательная деятельность, и, следовательно, являются сигналом о необходимости усиления внимания к методической разработке данного вопроса.
Контроль усвоения материала.
Управление любым учебным процессом предполагает осуществление контроля, который необходим для определенной системы проверки эффективности его функционирования, для успешного протекания процесса обучения, т.к. каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации об ее промежуточных результатах.
Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, преподаватель вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Образовательно-развивающее значение проверки знаний и умений выражается в том, что студенты не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Обучающая роль проверки состоит в том, что студенты слушают дополнительные объяснения или комментарии преподавателя по поводу плохого ответа студента или плохо усвоенного ранее изученного материала. Воспитательная функция контроля заключается в приучении студентов к систематической работе. Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу не только студентов, но и преподавателя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества и сплачивает коллектив, а также помогает студенту самому разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. способствует формированию самооценки.
Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. На различных этапах обучения используются различные виды контроля: текущий, тематический и итоговый. В процессе занятия в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического, компьютерного контроля и самоконтроля студентов, а также их сочетания в форме комбинированного контроля.
Одной из важнейших задач профессионального образования работников системы СПО является формирование у студентов умений и навыков, обеспечивающих готовность к будущей профессиональной деятельности. Создание учебно-методического обеспечения учебного процесса - главная цель методической работы преподавателей среднего профессионального учебного заведения, которая формирует у студентов широкие, полные, глубокие, гибкие и прочные знания по дисциплине.
Широта знаний - это овладение метапредметными связями, ориентирование современной личности в проблемах экологии, экономики, компьютерной техники. Полнота знаний предусматривает не только базовое обучение, но и использование справочного и иллюстративного материала. Глубина знаний требует изучения сущности элементов предмета с помощью правильно подобранных методов и форм обучения для более полного усвоения материала. Гибкость знания формирует способность использовать полученную ранее информацию при изучении других предметов, в других условиях и ситуациях, при выполнении практических заданий. Прочность знаний предусматривает устойчивое запоминание изучаемого материала.
Мастерство преподавателя определяется как «высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов». Каждому педагогу необходимо учить студентов деятельности, творчеству, в результате которых формируются знания.
Качественная разработка и постепенное совершенствование учебно-методического комплекса дисциплины технического профиля является важной составной частью учебно-воспитательного процесса в среднем профессиональном учебном заведении, формирования современного специалиста как носителя квалификации, воспитание не только творческой, и высокопрофессиональной, но и конкурентоспособной личности.
Литература
Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1995.
Никитина Т.А., Палтиевич Р.Л. Учебно-методическое обеспечение гуманитарного компонента общеобразовательного цикла в образовательных учреждениях СПО. Методические рекомендации для средних специальных учебных заведений. - М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2001.
Семушина Л.Г., Ярошенко КГ. - Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2001.
Станкин М.И. Нет стремления большего, чем стремление к знаниям.// Специалист -2001. - №1.
Станкин М.И. Навык как ценность.// Специалист - 2001. - №7.
Станкин М.И. Как формируются привычки.// Специалист - 2002. - №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут как средство успешного освоения профессиональных образовательных программ
Описан механиз индивиуализации образовательной траектории в зависимости от индивиуальных потребностей и способностей обучающегося....
Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональны...
материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»
Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ) для профессиональных образовательных организаций К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Химия» Специальность естественно-научного профиля обучения 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное
Фонд оценочных средств к РП ,35.02.12...
материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»
Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...
Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.
laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...
Создание современной цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования
В статье рассмотрены вопросы применения современных информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании, а также использования интерактивных электронных образовательных ресур...