Формирование профессиональных компетенций по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в рамках общепрофессионального цикла на дисциплине «Основы геодезии»
статья
Аннотация: В статье представлена формирование профессиональных компетенций по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» на уроках общепрофессиональной дисциплины «Основы геодезии». Как пример представлена технологическая карта урока по теме: «Линейные измерения». Данная тема изучается студентами на втором курсе. Целью изучения темы служит формирование профессиональных компетенций.
Ключевые слова: Компарирование, непосредственное измерение, косвенное измерение, рулетки, землемерные ленты, инварная проволока, дальномеры: свето – радиодальномеры, лазерная рулетка, нитяные дальномеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chursanova_statya2.docx | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональных компетенций по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в рамках общепрофессионального цикла на дисциплине «Основы геодезии»
Чурсанова Наталья Ивановна
Преподаватель дисциплин профессионального цикла
ГБПОУ МО «Орехово – Зуевский техникум»
В результате освоения образовательной программы по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» у выпускника должны быть сформированы профессиональные компетенций. Профессиональные компетенции начинают формироваться в общепрофессиональном цикле, в который включена дисциплина «Основы геодезии». Пример формирования профессиональных компетенций показан в технологической карте урока.
Тема урока «Линейные измерения» изучается студентами второго курса. Разработанная технологическая карта соответствует требованиям ФГОС к современным урокам. Урок построен с применением традиционной педагогической технологии с фронтальным способом воздействия и элементами информативно – коммуникативной технологии. Тип урока: «Открытие новых знаний» Вид урока: комбинированный урок. Планируемый результат - формирование общих и профессиональных компетенций.
Методическая цель урока: Показать эффективность применения системно-деятельностного подхода на уроках ОП 04.»Основы геодезии» с целью формирования общих и профессиональных компетенций (универсальные учебные действия)
Цель урока:
- Обобщить и систематизировать знания по разделу 01 «Топографические планы, карты и чертежи».
- Формирование и развитие знаний по разделу 2. «Геодезические измерения» по теме 2.2. «Линейные измерения»
Задачи урока:
- Обучающие (формирование познавательных УУД): систематизировать и обобщить полученные знания по разделу 01, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности – решение геодезических задач по топографическим картам, содержащим масштабы, прямоугольные координаты, дирекционные углы.
Познание новой темы «Линейные измерения», усвоение понятия «компарирование», знакомство со способами линейных измерений, приборами для измерений, ознакомление с поправками при измерениях, формирование образовательной компетенции.
- Развивающие (формирование регулятивных и коммуникативных УУД): развивать познавательную и творческую активность в процессе решения геодезических задач;усвоения нового материала, умения работать самостоятельно; развитие коммуникативных навыков.
- Воспитательные (формирование личностных УУД): формировать навыки самоконтроля, самостоятельной учебной деятельности, воспитание внимания, ответственности и уверенности в достижении поставленной целии заинтересованности в конечном результате труда.
Термины: компарирование, непосредственное измерение, косвенное измерение, рулетки, землемерные ленты, инварная проволока, дальномеры: свето – радиодальномеры, лазерная рулетка, нитяные дальномеры.
Планируемый результат:
- Формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6,ОК8 ПК 2.1; ПК 2,4.
Формирование профессиональных компетенций ПК 2.1 Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке. ПК 2.4 Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ.
- Межпредметные связи: география, геометрия
Методы: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный, объяснительно – иллюстративный, интерактивный, метод контроля (самопроверка, самооценка)
Условия реализации урока:
- Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, транспортир, индивидуальные топографические карты, линейки, калькуляторы
- Формы проведения урока: фронтальная и индивидуальная работа
- Педагогические технологии применяемые на уроке: традиционная технология с фронтальным способом воздействия и элементами информативно – коммуникативной технологии
Содержание занятия в виде технологической карты представлено в таблице 1
Таблица 1
Технологическая карта урока
Этапы занятия, основное содержание | Вре-мя мин. | Действия преподавателя | Действия студента | Приемы, методы, формы работы | УУД, общие компетенции |
1.Организацион-ный момент | 1 | Проверяет наличие студентов, организует внимание, проверяет готовность к уроку. | Слушают, настраиваются на учебу | Словесный | Психологическая настроенность, готовность к уроку. |
| 15 | Для начала нам необходимо вспомнить основные понятия, что такое геодезия, измерение, классификация форм рельефа, понятие дирекционный угол, отличие дирекционного угла от истинного азимута. 1. Устно дать определение геодезия. 2. На слайде показаны формы рельефа, обучающимся предлагается назвать морфологическую классификацию форм рельефа. | 1-2.Отвечают на вопросы преподавателя | Фронтальный опрос. | Использование теоретических знаний:раздела 01. Топографические планы, карты и чертежи. Контроль, оценка, коррекция ОК 2, ОК 4, ОК6 |
3.Устно дать понятие, что такое дирекционный угол. 4. Ответить на вопрос в чем отличие азимута от дирекционного угла? | 3 - 4.Отвечают на вопросы преподавателя | ||||
5. На доске необходимо одному из обучающихся определить дирекционный угол. | 5. Выполнение решения у доски. | ОК5 | |||
6. Рассказать одному обучающемуся, для чего служит километровая сетка? 7. Ответить на вопрос чем отличается километровая сетка от градусной сетки? | 6-7. Озвучивание обучающимся правильного ответа | ||||
8. На доске необходимо одному из обучающихся написать формулы нахождения прямоугольных координат. | 8. К доске выходит обучающийся и пишет формулы | ОК5 | |||
9.Работа по картам. Определение координат предлагаемых объектов. Определение расстояние между объектами. | 9. Обучающие определяют по геодезическим и прямоугольным координатам объекты: Хох, Шлепер, Нормен, озеро. Определить расстояние на местности между Шлепер – Норменом, Сараи – Хох, Нормен – Тагендорф. | ОК 6, ОК5 | |||
10. Озвучивание обучающимся правильного ответа | 10.Выполняют решение, поднимают руку и говорят ответ. | Проверка выполненной работы | |||
3.Мотивация, сообщение темы урока, целеполагание | 2 | 11. Сообщает студентам о важности знаний и умений проводить линейные измерения на местности при решении профессиональных задач. | 7. Отвечают на вопросы преподавателя. | Словесный | Формирование положительной мотивации. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Целеполагание ОК 1 |
12. Задавая вопросы, выводит обучающихся на формулировку темы и целей урока, а затем четко проговаривают тему и цель урока. Вопросы: 1. Как можно отложить прямоугольные координаты на местности? 2. Какие инструментынам понадобятся? 3. А какое измерение в строительстве самое распространенное? 4. О чем пойдет речь сегодня на уроке? Какая цель нашего урока? Тема урока «Линейные измерения». Озвучивание задач урока. | 8. Формулируют тему, ставят цели и задачи на урок. 1. Возникает проблема – размышляют 2. Перечисляют знакомые инструменты 3.Называют вид измерения. 4. Называют тему и цель урока Записывают тему урока. Проговаривают цель. Слушают. | ||||
4. Изложение нового материала | 25 | 13. Рассказ о видах измерений и приборах, применяемых при измерениях | 13. Слушают. | Фронтальная | Развитие коммуникативности ОК 6 ПК2.1; ПК2.4 |
14. Рассказ о мерных лентах по рисункам в учебнике стр76-77. | 14. Слушают и смотрят по учебнику. | ||||
15. Рассказ о рулетках. | 15. Слушают | ||||
16. Рассказ о мерных проволоках | 16. Слушают | ||||
17. Чтение понятия «компарирование» по учебнику стр77. | 17. Формулировка понятия и конспектирование. | ||||
18. Динамическая пауза. Предлагается обучающимся посмотреть в окно и сосредоточиться на самой дальней видимой точке, далее посмотреть на противоположную окну стену и сосредоточиться на близкой точке. | 18. Смотрят в окно. | ||||
19. Чтение понятия «дальномеры» по учебнику стр83. | 19. Формулировка понятия и конспектирование. | ||||
20.Предлагаю заполнить ячейки по видам линейных измерений. Пишет педагог на доске. | 20. Активные обучающиеся помогают заполнить ячейки. Записывают в тетради. | ||||
5. Рефлексия | 1 | 21.Предлагается оценить свою работу на уроке:
| Произносят вслух свои оценки. | Индивидуальная Словесный | Самооценка ОК 2 ОК 8 |
2. Активно работающим обучающимся на уроке выставляются оценки. | |||||
7. Домашнее задание | 1 | Учебник Киселев М.И. «Геодезия» Стр. 74 прочитать Стр. 83 ответьте на 1 вопрос | Записывают в тетрадь домашнее задание | Индивидуальная Словесный | Понимание домашнего задания |
Список литературы
1. «Геодезия» Киселев М.И Михелев Д.М. М. Академия, 2017г.- С. - 74
2. «Геодезия» Г.Г. Поклад М; Академический проект; 2013г.
3. «Практикум по геодезии» Г.Г.Поклад М; Академический проект; 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Преподаватель Архипова Ирина Владимировна Учебная дисциплина ОП.03 Основы электротехники Специальность 08.03.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Преподаватель Архипова Ирина ВладимировнаУчебная дисциплина ОП.03 Основы электротехникиСпециальность 08.03.01 Строительство и эксп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
1 паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы электротехники»1.1 Область применения программыРабочая программа дисциплины «Основы электротехники» является частью основной профессиональной обр...
Рабочая программа по дисциплине "Основы геодезии" для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы геодезии» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специаль...
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.04 Основы геодезии для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД. 04 Основы геодезии разработана на основе ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в сос...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (вкл. экономику и право)специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, 2021 год
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (вкл. экономику и право)» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях...
Методическая разработка открытого урока "Применение в строительстве новых материалов" по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений
Методика проведения открытого урока "Применение в строительстве новых материалов" по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений...
МУ МДК.04.01. «Эксплуатация зданий и сооружений» специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Разработано на основе рабочей программы учебной дисциплины ПМ.04 Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений...