Педагогический опыт
статья
«Воспитание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в духе толерантности: социальная практика»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт
Кравчук Натальи Васильевны
социального педагога Государственного казенного учреждения социального обслуживания Республики Мордовия
«Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда»
«Воспитание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в духе толерантности: социальная практика»
Актуальность и перспективность опыта.
Главной целью воспитательной работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, являются социализация воспитанников и возвращение их в общество. Важнейшая часть этого процесса - воспитание толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Для учреждения социальной защиты проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. В сложившейся жизненной ситуации, в период нахождения в социальном приюте, начинает складываться взаимодействие между воспитанниками, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным укладом и с несформированной коммуникативной деятельностью.
Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитательный процесс. А воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложного действия, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых к восприятию разных культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Воспитание толерантной личности несовершеннолетнего – процесс сложный, осуществляется окружающим социумом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Учреждения социальной защиты для несовершеннолетних имеют большие возможности для воспитания толерантности у детей. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и досуговой деятельности.
Важным условием формирования толерантности у воспитанников является комплексный подход. Это позволяет формировать личность ребенка в целом, развивать его творческие способности, чувства, эмоциональность, коммуникативность, в широком смысле, как расширение границ общения с окружающим миром.
Педагогические механизмы данного опыта рассматриваются как совокупность средств, методов и условий, а также последовательность состояний, процессов, свойств, которые обеспечивают функционирование системы. В рамках реабилитационного пространства переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в толерантном сознании, признание многообразия.
Теоретическая база опыта.
Методологической основой данного опыта являются следующие научные положения и теории: о диалектическом характере социальных отношений; о гуманистических принципах организации жизнедеятельности детей (Гегель, М. Монтень, Ж-Ж Руссо); о гуманистических идеях психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджер); психологическая теория развития личности (Л. С. Выготский, А. В. Петровский); теория деятельностного подхода, теория социализации (Б. 3. Вульфов, Л. С. Выготский, Н. М. Таланчук); концепция социализации личности во временных коллективах (А.Г. Кирпичник, Р.С. Немов); теория социальной установки (A.M. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов); теория воспитания толерантности у школьников (Л. В. Байбородова, М. И. Рожков).
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Цель воспитания толерантности ребенка - воспитание потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:
1) формирование толерантного пространства, характеризующегося единством всех субъектов реабилитационного процесса и форм организации их отношений, которые, с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой - основой, образцом нравственного воспитания несовершеннолетних;
2) развитие культуры общения, как постижение другого в диалоге, взаимопонимание, взаимоуважение, соучастие и сопереживание, чувство партнерства;
3) формирование синергетического мышления, позволяющего принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений другого человека;
4) личностно ориентированный подход в социально-реабилитационном процессе, основой которого являются субъект - субъектные отношения в системе «педагог - воспитанник».
Принципы реализации данного опыта:
- принцип доверительного сотрудничества - установление в реабилитационном учреждении отношений взаимопонимания и взаимной требовательности;
- принцип экологии взаимоотношений - обеспечение благоприятного социально-психологического климата в учреждении как основы формирования толерантного пространства;
- принцип правоведения - формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам, независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии;
- принцип синерегетизма - развитие личности, являясь источником и движущей силой этого развития;
- принцип творчества - реализация вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия.
Реализация ведущей педагогической идеи потребовала создание определенной системы формирования толерантности у несовершеннолетних:
- Психолого-педагогическая профилактика и коррекция интолерантного поведения у несовершеннолетних.
- Педагогические мероприятия по воспитанию толерантности у детей в каждом возрастном периоде.
- Психологическое сопровождение педагогов в процессе формирования толерантного сознания у воспитанников.
- Построение межведомственных взаимоотношений по формированию толерантности.
- Психолого-педагогическая помощь семье по решению проблем нетерпимости в межличностных отношениях между родителями, детьми и прародителями, решение проблемы отрицательного родительского примера.
Анализ результативности.
В результате целенаправленной систематической комплексной работы в Государственном казенном учреждении социального обслуживания РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» по воспитанию несовершеннолетних в духе толерантности достигнуты положительные результаты.
Дети стали осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что они уникальны и неповторимы, как каждый человек.
Воспитанники стали более осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей. У них сформировались ценностные установки и ориентиры, коммуникативные навыки, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. В группах воспитанников школьного возраста присутствует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания между педагогами и детьми. 96,3% родителей у наших воспитанников, или лиц их заменяющих, отмечают изменения в отношениях с детьми, установления более терпимых и доверительных. По данным диагностических исследований проведенных в ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» у 98% воспитанников и 100% педагогов выявлен высокий уровень толерантности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проведенная работа способствует формированию толерантности у несовершеннолетних в период пребывания в социальном приюте «Надежда».
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В ходе организации воспитательного процесса по формированию у несовершеннолетних толерантности необходимо учитывать специфику учреждения: ограниченные временные рамки нахождения детей в социальном приюте и вероятность прерывания процесса социальной реабилитации по разным причинам. А также отсутствие понимания и желания сотрудничать со стороны некоторых родителей, или лиц их заменяющих, по обозначенной проблеме.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт доступен в практическом применении и может использоваться в практике образовательных учреждений и учреждений социальной защиты населения для несовершеннолетних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...
Педагогический опыт - результат творчества
В статье говорится оо том, что лучший педагогический опыт - это результат творчества педагогов, администрации, студентов, т.е. всего педагогического коллектива....
Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...
Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...
Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения.
Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения....
Статья "Передовой педагогический опыт"
Статья "Передовой педагогический опыт"...
Собственный инновационный педагогический опыт «Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых».
«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь с...