Доклад на тему: «Педагогическое общение преподавателя со студентами»
презентация к уроку
Выступление на семинаре классных руководителей. Доклад на тему: «Педагогическое общение преподавателя со студентами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_obshchenie_prepodavatelya_so_studentami.pptx | 727.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическое общение - это взаимодействие преподавателя с обучающимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.
Функции педагогического общения: познавательная функция - способствуют познанию, обмену информацией; информационная функция – обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса; обмен социальными ролями – способствует многосторонним проявлениям личности, возможности войти в роль другого, содействие процессу восприятия человека человеком (например, студенту побывать в роли организатора);
содействие самоутверждению личности – педагог способствует осознанию студентом своего «Я», ощущению своей личностной значимости, способствует формированию адекватной самооценки, уровня притязаний; функция сопереживания – обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения другого человека (собеседника).
Стили общения преподавателя со студентами . Стиль общения – индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия, в деловых и личных отношениях, руководстве, обучении и воспитании, способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов (Г. Чанышева ). Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающегося.
Л.Д. Столяренко выделяет шесть основных стилей руководства преподавателем обучающимися . 1.Автократический (самовластный) 2.Авторитарный (властный) 3.Демократический 4.Игнорирующий стиль 5.Попустительский 6.Непоследовательный
2. Авторитарный (властный) допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками. Шесть основных стилей руководства преподавателем обучающимися: 1. Автократический (самовластный) преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяет им высказывать свои взгляды и критические замечания. Педагог последовательно предъявляет к обучающимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
4.Игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации. 3.Демократический предполагает внимание и учёт преподавателем мнений студентов, учитываются индивидуальные особенности студентов. Общение носит личностный характер, организующее воздействие преобладает над дисциплинарным. Педагог ведёт диалогическое общение на равных.
6.Непоследовательный алогичный стиль – преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из данных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций. 5.Попустительский конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний. Педагог стремится снять с себя ответственность за успехи или неудачи студентов.
Варианты взаимоотношений (по знаку направленности, А. Ершов) взаимно-положительные взаимоотношения; взаимно-отрицательные взаимоотношения односторонние положительно-отрицательные - педагог и обучающиеся с негативной установкой склонны ожидать такого же отношения к себе, как следствие неадекватность, предвзятость поведенческих реакций. односторонние противоречиво-положительные - очевидны колебания между симпатией и антипатией. односторонние противоречиво-отрицательные; взаимно-противоречивые отношения (деструктивные) – педагогу необходимо преодолеть обоюдную настороженность и тревожность. обезличенные (объект-объектные) – формальные контакты – не только взаимное равнодушие, но и провокации, немотивированная агрессия обучающихся.
Стили отношений педагога к обучающимся (Н.А. Березовин , Я.Л. Коломинский ): Активно-положительный стиль характеризует положительное отношение педагога к обучающимся, которое преподаватель не скрывает, демонстрирует студентам; Пассивно-положительный стиль – также является проявлением положительного отношения преподавателя, которое он открыто не демонстрирует. Данный стиль является показателем невысокого уровня профессионализма преподавателя.
3. Неустойчивый, ситуативный стиль характеризует различное отношение педагога к обучающимся в зависимости от ситуации, также демонстрирует невысокий уровень профессионального мастерства преподавателя. 4.Активно-отрицательный стиль - педагог проявляет отрицательное отношение к студентам, которое он не скрывает. Этот стиль, по мнению Н.А. Березовина и Я.Л. Коломинского , - показатель ошибочного выбора педагогической деятельности. 5.Пассивно-отрицательный стиль - проявление отрицательного отношения преподавателя, которое он открыто не демонстрирует обучающимся, также говорит об ошибочном выборе педагогической профессии.
Типология профессиональных позиций педагога «Закрытую позицию», для которой характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений и сомнений, переживаний, озарений, утрата эмоционально-ценностного подтекста обучения, что не вызывает у детей ответного желания раскрытия; Для осуществления общения существенно важны роли, позиции педагога. Во взаимодействии с детьми выделяют 2 позиции (Ю.В. Сенько ) «Открытую позицию», находясь на которой педагог отказывается от собственного педагогического всеведения и непогрешимости, открывает свой личный опыт учащимся и сопоставляет свои переживания с их, излагает учебный материал сквозь призму своего восприятия.
М. Тален выделяет следующие модели поведения педагогов: - Модель 1 – «Сократ». Это педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; студенты усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать. -Модель 2 – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель 3 – «Мастер». Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении жизни вообще. Модель 4 – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а учащийся, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказаниям. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогическом процессе.
Модель 5 – «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла задачи, качественному контролю и оценке конечного результата. Модель 6 – «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Студенты в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель 7 – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен. Разрабатывая данную типологизацию , М.Тален указывает, что педагог основывается на собственных потребностях, а не на потребностях обучающихся.
Сущность и структура педагогического общения, а также связанная с ними продуктивность – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Позитивное отношение к личности обучающегося и система приемов поощрения – важная часть педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным.
Эффективное поощрение Осуществляется постоянно. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения. Преподаватель проявляет заинтересованность в успехах обучающегося. Поощеряет достижения определенных результатов. Сообщает обучающемуся о значимости достигнутых результатов. Ориентирует обучающего на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов. Преподаватель дает сравнение прошлых и настоящих достижений обучающегося. Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь. Преподаватель воздействует на мотивационную сферу личности обучающегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное.
Неэффективное поощрение Осуществляется от случая к случаю, делается в общих чертах. Проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование. Достижения обучающегося оцениваются в сравнении с успехами других. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся. Связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств. Обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей учащегося.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон: 3 ) с биологической , которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни. 1) с психологической , которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности). 2) с социальной , в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
Профессионально-важные качества педагогического общения интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества; способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей; ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов; умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;
умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ , управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы; способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации; умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ : культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
= владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ , которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении; способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ , умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Общение - сложный социальный процесс, выполняющий целый ряд важных функций. Первая из них - информационная . Исключительно важное значение для формирования личности современного специалиста имеет общение преподавателя и студента. Вот почему чрезвычайно важное значение приобретает проблема педагогического такта на экзамене - соблюдение наставником принципа меры в общении со студентами, умение выбрать правильный подход к юношам и девушкам в системе воспитательных отношений с ними.
Психолого-педагогическими условиями, способствующими успешному решению проблем, являются: всестороннее и глубокое изучение студентов, их индивидуальных особенностей, тех видов деятельности, к которым они склонны; чёткая (экономная) организация общения на экзамене; организация общения не только на информационном, но и на дискуссионном уровне; проявление доброжелательного отношения преподавателя к студентам, что должно проявляться в речи, мимике, пантомимике; формирование у будущих специалистов высоких мотивов учебной деятельности
Список литературы: 1.Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / Л.А. Байкова , Л.К. Гребенкина .– М. : Педагогическое общество России, 2001. – 256 с. 2.Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства /Л. В. Занина , Н. П. Меньшикова. – Ростов / Д. : Феникс, 2003. – 288 с. 6. 3.Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-калик . – М. : Просвещение, 1987. – 254 с. 4. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И.Н. Кузнецов. – Мн. : «Современное слово», 2005. – 544 с. 5. Столяренко, Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко. – Ростов н /Д : «Феникс», 2003. – 448 с. 6. Чанышева , Г. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. – 2005. - № 2. – С. 148 – 151.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...
Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...
Культура общения преподавателя и студентов
Проблемы в общении между преподавателем и студентом...
Доклад на тему "Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов и преподавателей СПО"
Доклад на тему "Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов и преподавателей СПО"...
Доклад на тему: «Инновационная деятельность преподавателя физической культуры»
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в ц...
Доклад на МО ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Педагогическая модель формирования у студентов здоровье сберегающих компетенций"
Доклад на МО ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Педагогическая модель формирования у студентов здоровье сберегающих компетенций"...
Доклад по теме: «Педагогические технологии экологического воспитания»
Экологическое воспитание детей необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовы...