ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У БЕГУНОВ 17-18 ЛЕТ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
статья

Наталья Ивановна Котова

Бег на средние дистанции относится к группе циклических упражнений и по характеру усилий требует от бегуна работы субмаксимальной (около предельной) мощности. Средняя скорость сильнейших «средневиков» мира в настоящее время достигла чрезвычайно высоких показателей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_sredstva_imetody_razvitiya_vynoslivosti.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У БЕГУНОВ 17-18ЛЕТ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Бег на средние дистанции относится к группе циклических упражнений и по характеру усилий требует от бегуна работы субмаксимальной (около предельной) мощности. Средняя скорость сильнейших «средневиков» мира в настоящее время достигла чрезвычайно высоких показателей. В беге на 800 м она составляет — 12,8 - 13,0 сек. на каждые 100 м дистанции, а в беге на 1500 м - 14,2 — 14,5 сек. Известно, что энергозатраты в беге на средние дистанции, покрываются почти, в равной степени, за счет аэробных процессов, связанных с поглощением кислорода и анаэробных процессов, протекающих без участия кислорода. Это и определяет задачи тренировки средневика, организм которого должен обладать значительной аэробной производительностью.

Бегун на средние дистанции должен иметь высокий уровень специальной выносливости, то есть обладать способностью пробегать всю дистанцию в максимально высоком для себя темпе, зачастую при меняющейся скорости бега (ускорение на старте, рывки на дистанции, быстрый финиш). Основой для формирования специальной выносливости являются физическая или силовая подготовленность бегуна, общая выносливость и быстрота.

Выносливость как один из видов двигательной активности

Выносливость можно охарактеризовать, как способность организма противостоять утомлению.

Показателем выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. В циклических видах спорта (ходьба, бег, плавание) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции.

Выносливость, как качество проявляется в двух основных формах:

а) в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;

б) в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

В теории физической культуры различают общую выносливость и специальную выносливость.

Общая выносливость - способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности. С точки зрения теории спорта, общая выносливость - это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в работу многие мышечные группы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью.

Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.д.).

Биологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма спортсмена. Под влиянием тренировки показатели аэробной работоспособности достаточно быстро возрастают.

Средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие достичь максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень МПК длительное время.

Общая выносливость является основой для развития всех разновидностей проявления выносливости.

Специальная выносливость - способность проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) специализируемого упражнения. Иными словами - это выносливость к определенному виду спортивной деятельности, способность преодолеть всю соревновательную дистанцию с запланированной скоростью.

В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений, различают выносливость: силовую, скоростную, координационную и выносливость к статическим усилиям.

Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определенного времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую выносливость. Статическая силовая выносливость характеризуется предельным временем сохранения определенных мышечных усилий (определенная рабочая поза). Динамическая силовая выносливость определяется числом повторений какого-либо упражнения. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает.

Координационная выносливость характеризуется способностью выполнять продолжительное время сложные по координационной структуре упражнения.

Под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и около предельной интенсивности движений (70- 90% max) в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий.

Скоростная выносливость зависит от следующих педагогических, биологических и психических факторов:

1. Технической подготовленности, умения выполнять соревновательное упражнение не только наиболее эффективно, но и наиболее экономно, с наименьшей затратой сил.

2. «Запаса скорости».

3. Умения путем максимальной концентрации волевых усилий противостоять наступающему утомлению.

4. Функциональных возможностей организма: анаэробной производительности и экономичности энергетических процессов в мышцах.

Физиологические основы выносливости

Основой функциональной подготовки бегуна на средние дистанции является тренировка выносливости, которая определяется в первую очередь его аэробными и анаэробными возможностями.

Понятие «аэробные возможности» отражает интегративную деятельность систем организма, ответственных за поступление, транспорт и утилизацию кислорода.

Эффективность аэробных и анаэробных процессов зависит:

- от общих запасов в организме энергетических веществ, служащих субстратами энергетических превращений (жиров, глюкозы, КФ и АТФ);

- от степени совершенствования компенсаторных механизмов, ответственных за поддержание гомеостаза во внутренней среде;

- от активности ферментативных и гормональных систем, ответственных за регуляцию метаболического обмена.

Средства и методы развития специальной выносливости.

Большинство видов специальной выносливости обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма. Для ее развития используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной или около предельной интенсивностью. Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной), являются упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме; структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и обще подготовительные средства.

Все беговые средства по уровню нагрузки можно разделить на:

  1. умеренные (бег в аэробном режиме);
  2. большие (бег в смешанном аэробно-анаэробном режиме);
  3. субмаксимальные (бег преимущественно в анаэробном режиме).

В настоящее время бег с умеренными и большими нагрузками значительно возрос, а бег с субмаксимальными нагрузками несколько уменьшается по объему.

В современной тренировке бегунов на средние и длинные дистанции используют следующие методы:

а) непрерывного длительного бега (без пауз, в равномерном или переменном темпе);

б) интервального бега (в чередовании с отдыхом);

в) соревновательный.

В разные периоды тренировки соотношение применяемых методов бывает различным. Нельзя отдавать предпочтение какому-то одному методу. Необходимо помнить, что все методы тренировки дополняют друг друга, и достижение высоких результатов связано с комплексным их использованием.

Дополнительные средства развития выносливости.

Бег в гору применяется для развития силы мышц ног. Чем круче гора, тем выше нагрузка на функциональные системы организма. После бега в гору необходимо пробежать такой же отрезок вниз, свободным и быстрым шагом.

Бег по мягкому грунту (песку, пашне, снегу) укрепляет мышцы и связки ног. Беговые и прыжковые упражнения .

Ускорения и ритмовые пробежки, бег с ходу и со старта - для поддержания чувства быстрого бега и развития быстроты.

Барьерный бег. Бегун на средние и длинные дистанции должен владеть техникой перехода через барьер, так как часто в соревнованиях по кроссу встречаются низкие препятствия, которые преодолеваются барьерным шагом.

Барьерный бег хорошо развивает силу и гибкость мышц нижних конечностей, вырабатывает чувство ритма, помогает увеличить длину бегового шага.

Обще развивающие упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата.

Упражнения с тяжестями являются средством для развития силы. Для бега подбирают такие упражнения, которые вырабатывают способность к длительным умеренным силовым напряжениям. Например, упражнения со штангой: темповые движения, рывок, толчок и становая тяга.

Тренер-преподаватель МАУ ДО «ДЮСШ № 1»  Котова Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг развития обучающихся по программе внеурочного занятия «Каблучок». Методы развития хореографических способностей у детей среднего школьного возраста средствами классического танца.

Любое обучение строится на методах и приемах – это точные и простые правила,  которые помогают педагогу добиться от учащихся определенных результатов.При проведении исследования развития хореогра...

СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК НА ЗАНЯТИЯХ С ЮНЫМИ БЕГУНАМИ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Большинство спортсменов болезненно относится к ежедневным тренировкам, из-за чрезмерного физического перенапряжения  и  психологической усталости. Испытав однажды такое состояние,  очен...

Статья на тему:"Средства и методы развития выносливости в художественной гимнастике"

 В последнее время в специальной литературе по художественной гимнастике предпринимаются попытки ранжировать физические качества по значимости. Это нецелесообразно, так как художественная ...

Физиологическое обоснование тренировки на примере специальной выносливости юношей и девушек 16-20 лет в период спортивного совершенствования в беге на средние дистанции.

Характеристики возрастной группы В постпубертатном периоде заканчивается формирование органов и систем, уровень развития которых у юношей и девушек 18-20 лет уже близок к уровню взрослого человек...

Средства и методы развития скоростных способностей лыжников-гонщиков

Средства и методы развития скоростных способностей лыжников-гонщиков...

Методическая разработка на тему: "методика развития скорости юных бегунов-спринтеров (15-16 лет)"

Данная методическая разработка содержит в себе описание цели и задач проводимого исследования по развитию скорости юных спринтеров, содержит описание организации исследования, а также описание экспери...

Средства и методы развития силовых способностей юных пловцов на суше и в воде

Данная методическая разработка посвящена развитию способностей обучающихся-пловцов на суше и в воде с целью повышения эффективности спортивной деятельности и повышения  уровня достигаемых результ...