урок по теме «Отклоняющееся поведение».
план-конспект урока

Технологическая карта урока

по обществознанию

8 класс

 

Тема урока: «Отклоняющееся поведение».

Цель: познакомиться с признаками отклоняющегося поведения, выявить его причины и последствия, ознакомиться с основными понятиями темы, выяснить, что же такое социальный контроль, социальные нормы, девиантное поведение, рассмотреть статьи УК РФ.

            Тип урока :Тип урока: «Открытие» новых знаний.

            Вид урока: комбинированный.

Приемы:работа  с классом (в виде круглого стола и  диалога с аудиторией, индивидуальные задания, самопроверка.)

Развивающие задачи: сформировать у учащихся умение о необходимости соблюдения социальных норм для сохранения гражданского мира и спокойствия, находить отличительные черты положительного и отрицательного проявления отклоняющегося поведения, отработать умение систематизировать информацию о причинах проявления отклоняющегося поведения, уметь работать с различными формами информации и преобразовывать их в иные знаковые системы.

Воспитательные: понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, знать правила и нормы, уметь их применять в общественной жизни общества, понимать значение коммуникации в межличностном общении.

После изучения темы учащиеся должны: владеть понятиями «социальные нормы», «отклоняющееся (девиантное) поведение», «социальные санкции»; научиться видеть действие социальных норм в обществе; уметь отличать девиантное от делинквентного поведения; усвоить социальные нормы как достойные образцы поведения; стимулировать самостоятельное осмысление социальных норм и санкций в процессе выполнения  самостоятельного задания.

Ресурсы: презентация «Социальные нормы и девиантное поведение», листы А4 для выполнения самостоятельного задания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku_11111111.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

АНКЕТА “Алкоголизм”

  1. Считаете ли вы, что алкогольные напитки отрицательно влияют на здоровье человека?
  1. Употребляли ли вы алкогольные напитки?

Анкета “Наркомания”

  1. Считаете ли вы, что наркотики оказывают вредное влияние 
    А/ на здоровье человека;
    Б/ что они приводят к вырождению личности?
  1. Считаете ли вы наркомана:
    А/ нормальным человеком;
    Б/ больным;\
    В/ морально опустившимся;
    Г/ преступником?

Анкета “Преступность”

  1. Были ли вы жертвами административного или уголовного преступления?
  2. Ради чего вы смогли бы пойти на преступление?

Тест по теме урока

Задание: определить, какие из указанных положений относятся:

А/ к дивиантному поведению.
Б/ к делинквентному поведению.

  1. Захват заложников.
  2. Состояние опьянения.
  3. Обман родителей.
  4. Нежелание уступить место пожилому человеку в автобусе.
  5. Продажа наркотиков.
  6. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ.
  7. Наёмничество.
  8. Ссора между соседями.
  9. Наркомания.
  10. Опоздание на деловую встречу.

Технологическая карта урока

по обществознанию

8 класс

Тема урока: «Отклоняющееся поведение».

Цель: познакомиться с признаками отклоняющегося поведения, выявить его причины и последствия, ознакомиться с основными понятиями темы, выяснить, что же такое социальный контроль, социальные нормы, девиантное поведение, рассмотреть статьи УК РФ.

        Тип урока :Тип урока: «Открытие» новых знаний.

        Вид урока: комбинированный.

Приемы:работа  с классом (в виде круглого стола и  диалога с аудиторией, индивидуальные задания, самопроверка.)

Развивающие задачи: сформировать у учащихся умение о необходимости соблюдения социальных норм для сохранения гражданского мира и спокойствия, находить отличительные черты положительного и отрицательного проявления отклоняющегося поведения, отработать умение систематизировать информацию о причинах проявления отклоняющегося поведения, уметь работать с различными формами информации и преобразовывать их в иные знаковые системы.

Воспитательные: понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, знать правила и нормы, уметь их применять в общественной жизни общества, понимать значение коммуникации в межличностном общении.

После изучения темы учащиеся должны: владеть понятиями «социальные нормы», «отклоняющееся (девиантное) поведение», «социальные санкции»; научиться видеть действие социальных норм в обществе; уметь отличать девиантное от делинквентного поведения; усвоить социальные нормы как достойные образцы поведения; стимулировать самостоятельное осмысление социальных норм и санкций в процессе выполнения  самостоятельного задания.

Ресурсы: презентация «Социальные нормы и девиантное поведение», листы А4 для выполнения самостоятельного задания.

План урока:

  1. Организационный момент.

А.Формирование темы и цели урока учащимися. (5 мин)

Б. Работа с терминами (5 мин)

  1. Актуализация знаний обучающихся: в период освоения темы.

А. Работа с классом. (+10 мин)

  1. Отработка навыков восприятия темы

А.Устная проверочная работа (5 мин)

  1. Историческая минутка (2 мин)
  2. Объявление домашнего задания (1 мин)
  3. Рефлексия (5 мин)
  4. Итог урока. (2 мин)

                                                             Ход занятия:

1 и 2 этапы: Сообщение темы и цели урока

  1. А. Здравствуйте, дети. Вашему вниманию  на доске будут представлены изображения с помощью которых  Вам нужно будет  сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Вторым этапом нашего  урока будет формулировка  его целей. Данная тема не только актуальна  среди нашего общества, но ток же изучаемые нами термины будут Вами встречаться  при сдачи экзаменов ОГЕ.
  2. Итак, приступим к изучению терминов. Отклоняющееся поведение по своей сути предполагает девиантное поведение.

Девиантное поведение- это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм.

По мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.

Вспомним , что же такое нормы?

В свою очередь социальные нормы- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Как  же  социальные нормы регулируют общественные отношения?

        Ответ: В каждом обществе существуют нормы, регулирующие общественные отношения,  социальные нормы. Социальные нормы регулируют общественные отношения с помощью санкций.

Что же означает санкция?

        В свою очередь Социальная санкция - это все меры и средства, которые направлены на приведение индивида к норме социальной группы, стимулируют его иметь определенное поведение.

Существуют многие разновидности социальных норм.

Основные из них - это обычаи, традиции, правовые,  моральные нормы (эстетические, религиозные, корпоративные, политические) и др.

        Обычаи - это правила социального поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

        Традиции - это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

        Правовые нормы - это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило, указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.

        Моральные нормы - это требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

        Социальные нормы являются правилами поведения людей в обществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.

Как осуществляется социальный контроль?        

        Социальный контроль — система  форм и способов регулирования поведения людей и поддержания общественного порядка.

Элементы социального контроля:

  1. Нормы – требования, предписания социально одобряемого поведения, адресованные личности, группе, социальному институту.
  2. Санкции – способы поддержания социальных норм.

        В Российской Федерации социальный контроль осуществляется обществом и государством.         

  Выделяют типы отклоняющегося поведения:

        делинкветные поступки, имеющие ярко выраженную антиобщественную направленность, которые в крайних своих выражениях приобретают уголовно наказуемый характер;         

аддиктивные поступки, целью которых является уход от действительности с помощью использования психоактивных веществ или при чрезмерной фиксации на определенный вид деятельности;

        патохарактерологические поступки, которые обусловлены патологическими изменениями в характере, имеющими место из-за дефектов воспитания;

        психопатологические поступки, являющиеся следствием психических расстройств;

        поступки, основанные на гиперспособностях человека, проявляющихся при особой одаренности или гениальности.

Отклоняющееся поведение бывает:

1. Социально одобряемыми. Они выражаются при  поведении индивида, которое носит позитивный характер. (Примером тому служат гениальность, спортивные достижения, героические поступки и лидерские способности).

2. Нейтральными. Это отклоняющееся поведение не вызывающий никаких опасений общества (к таким девиантным поступкам относят эксцентричность и чудачество, стремление удивить всех своей манерой поведения)

3.Социально неодобряемым.Подобные девиантные поступки наносят вред обществу.

(Они выражаются в форме разнообразных противоправных, агрессивных и преступных действий, а также в алкоголизме, наркомании, суициде и т. д.)

Поговорим о причинах негативного  поведения молодежи:

1. Неправильно организованное воспитание.

Такой подросток обычно проживает в трудной семье. На его глазах происходят конфликты между родителями, которые не интересуются его внутренним миром.

2. Биологические факторы. Среди подобных причин выделяется наследственность. Унаследование психических  заболеваний.

3.Психические факторы. В подростковом возрасте завершается формирование характера человека. Нарушения данного процесса приводят порой к негативным характерологическим реакциям, выходящим за рамки принятой в обществе нормы.

Рассмотрим 2 наиболее актуальные негативные формы социального отклонения: алкоголизм, наркомания.

Алкоголизм-хроническое психическое  заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него. 

Наркомания - болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния. 

Почему подростки склонны к данным формам негативного поведения?

Ответ: Состояние беззаботности, легкости приносят им дозу алкоголя либо наркотиков. Подростки склонны переоценивать свою силу воли, им кажется , что в любое время они могут прекратить их употребление, однако это не так.

Какое же влияние на организм имеет последствии употребления алкоголя либо наркотиков?

  • 1.Поражение центральной нервной системы.
  • 2.Поражение иммунной системы, нарушение обмена веществ, высокая вероятность заражения СПИДом.
  • 3.Поражение репродуктивной системы: у женщин наступает бесплодие, у мужчин развивается импотенция и др.

3 этап:Подведем итог освоения Вами темы, он будет оценен после выполнения вами  самостоятельной работы.

На листах А4  каждому из Вас будут представлены анкета и тест для выполнения работы, в соответствии с чем выставлены оценки в журнал.

Принимаемся к работе.

Итак подведем итог и каждый из вас  произведет самооценку своих результатов. После чего  работы  будут сданы.

4 этап: Ну а сейчас ребята,  мною будет задан  интеллектуальный вопрос взаимосвязанный с нашей темой и   перекликающийся с предметом история.

Зачем во время обеда древние греки рядом с кувшином вина клали кристалл аметиста ? Какие у Вас варианты ответа?

Ответ: Они считали, если пить вино, а камень аметист держать в руке или опустить в бокал с вином, то аметист не даст опьянеть.

Кто из исторических личностей имел признаки девиантного поведения?

Ответ: Гитлер во время 2-ой мировой  войны.

5 этап: Д/З Повторить пройденный материал по теме «Социальная сфера»

6 этап: Сейчас вашему вниманию будет представлен перечень статей из Уголовного кодекса РФ. Прочитав их вы проанализируете для себя всю тяжесть наступления последствий связанных с наркотиками.

И так подведем итог, что же мы можем сказать о вреде наркотиков?

Таким образом, алкоголизм и наркомания крайне пагубно влияют на приобщившегося к спиртному или наркотикам человека, в итоге разрушая его личность. Огромные страдания выпадают на долю близких людей: переживания и преждевременная смерть родителей, брошенные дети. Приобретая массовый характер, эти формы отклоняющегося поведения наносят удар и по обществу в целом: значительное число прежде молодых членов общества «выпадает» из нормальной социальной жизни. Они не способны полноценно реализовывать себя в семейной жизни, учебе, профессиональной деятельности.

        7 этап: В завершение нашего сегодняшнего урока ответим на несколько вопросов и порассуждаем.

  • Вспомни: Что такое социальные нормы? Как они регулируют общественные отношения? Как осуществляется социальный контроль? Какую роль в нем играют санкции?
  • Продумай: Есть ли ситуации, когда приходится отступить от существенных норм? Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых?

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние негативного семейного фактора на формирование отклоняющегося поведения подростков (стендовая консультация)

Материал предназначен для размещения на стенде. Он будеи интересен как педагогам, так и родителям....

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Социальные нормы – правила поведения, принятые вобществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения....

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:...

Тематическая карта урока по теме Правила поведения при пожаре

Представлен ход урока по теме Правила поведения при пожаре для студентов СПО 1 курса...

Презентация к уроку обществознания "Отклоняющееся поведение" (8 кл.)

Презентация к уроку обществознания 8 кл. (линия учебников Л.Н.Боголюбова)....

Открытый урок по теме: «Зависимое поведение» в рамках реализации программы «Преодоление и профилактика Internet addiction y подростков»

Материал предназначен для студентов 1 курса, носит просвещенческий и профилактический характер, и посвящен определению зависимого поведения, его видам и причинам возникновения....

Методическая разработка занятия по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"

Методическая разработка для студента для организации самостоятельной работы на теоретическом занятии...