Тематическая карта урока по теме Правила поведения при пожаре
план-конспект урока на тему
Представлен ход урока по теме Правила поведения при пожаре для студентов СПО 1 курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obzh.docx | 498.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
Преподавателя Рюкина Василия Михайловича
Цели:
Образовательные:
- обеспечить знания основных определений и понятий, относящихся к пожаро- и взрывоопасным объектам;
- способствовать формированию знаний об опасных факторах пожара и последствиях пожара для человека;
Развивающие:
- формировать навыки поведения во время пожара и при ликвидации его последствий;
- научить студентов пользоваться подручными и специальными средствами пожаротушения;
Воспитательные:
- формирование у студентов ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих людей;
- формирование умений противостоять паническим настроениям.
Ход занятия
1. Организация занятия 1-2 мин.
- приветствие;
- проверка явки студентов.
2. Сообщение темы и целей занятия 2-3 мин.
- характеристика места урока в системе занятий по дисциплине;
- сообщение целей и задач урока, этапов и видов работы.
3. Актуализация опорных знаний 15 мин.
Осуществляется путем фронтального устного опроса.
Вопросы:
Дайте определение Чрезвычайной Ситуации.
Чем отличаются понятия Чрезвычайная Ситуация и Катастрофа?
Перечислите основные классификации Чрезвычайных Ситуаций.
Перечислите дополнительные классификации Чрезвычайных Ситуаций.
Чем отличается ЧС природного характера от ЧС техногенного характера?
Опишите поведение человека в условиях землетрясения.
Опишите поведение человека в условиях наводнения.
Чем отличается буря от урагана?
Что такое заморозки?
В каком случае дождь или снег становятся стихийным бедствием?
Как вести себя в условиях лавины?
Что такое затор?
4. Сообщение новых знаний 35-40 мин.
1. Пожар – неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Возможности создания условий для возникновения пожара или его быстрого развития представляют собой пожарную опасность.
Горение – это быстропротекающая химическая реакция, сопровождающаяся выделением тепла и излучением света.
Пожарная безопасность означает состояние объекта, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействие на людей факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.
Основными причинами возникновения пожара являются:
Грубые нарушения правил пожарной безопасности при пользовании открытым огнем, эксплуатации электрических сетей и систем отопления;
Неудовлетворительная организация противопожарной охраны и службы предприятий;
Слабая подготовленность к действиям по тушению пожара.
Причинами пожаров могут быть: неисправность печей, котельного оборудования, отопительных приборов и нарушение режимов их работы; нарушение технологического процесса, разгерметизация оборудования; неправильное устройство и неисправность вентиляционной системы; халатное и неосторожное обращение с огнем; самовоспламенение и самовозгорание некоторых материалов; короткое замыкание в электрических сетях; токовые перегрузки электрических сетей и т.д.
Самовозгорание – это возгорание горючего вещества (материала, смеси) в результате резкого увеличения тепла, выделяемого в процессе экзотермической реакции, приводящее к повышению температуры и к возникновению горения при отсутствии источника зажигания. Самовозгорание может быть тепловым – в результате внешнего нагрева, микробиологическим – в результате самонагревания под воздействием жизнедеятельности микроорганизмов, химическим – в результате химического взаимодействия различных веществ.
Самовоспламенение – самовозгорание, сопровождающееся появлением пламени.
Склонны к самовозгоранию: обтирочные промасленные материалы, промасленные металлические стружки, торф, каменный уголь, древесные опилки, промасленная спецодежда.
2. Процесс горения возникает при наличии трех факторов:
- горючего вещества;
окислителя;
- источника зажигания (воспламенения), обладающего необходимой температурой и достаточным запасом теплоты.
Горючее вещество может быть твердым (уголь, торф, бумага, древесина и т.д.), жидким (нефть, нефтепродукты и др.) и газообразным (водород, метан, пропан и др.).
Процесс горения может происходить только при определенном соотношении горючего вещества и окислителя (кислорода - 21%)
Источником зажигания могут быть открытый огонь любого горящего вещества (пламя спички, свечи, газовой горелки).
Для возникновения взрыва необходимо сочетание двух факторов:
- наличие взрывоопасной смеси определенной концентрации;
- возникновение импульса, способного нагреть взрывоопасную смесь до температуры самовоспламенения (искра, пламя, удар).
3. Опасными (поражающими) факторами пожара являются:
- открытый огонь и искры;
- выделяющееся при горении тепло вызывает повышение температуры окружающей среды, и когда она доходит до критической для окружающих возникает очаг пожара предметов и вещей, загораются и они. Очаг разрастается.
- токсичные продукты горения, дым;
- падающие части строительных конструкций.
Опасными факторами взрыва являются:
- воздушная взрывная волна;
- осколочные поля, создаваемые летящими обломками взрывающихся объектов.
4. Последствия пожара для человека:
- тепловой удар – при повышении температуры окружающей среды опасность представляет накопление тепла в организме;
- ожоги тела и дыхательных путей;
- механические повреждения – переломы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения;
- отравление продуктами горения – 70% всех погибающих на пожаре. В продуктах горения содержится до 100 видов химических соединений, которые способны оказать токсическое воздействие на человека. К наиболее токсичным относятся оксид углерода СО и диоксид СО2.
- паника.
5. Основные принципы прекращения горения:
- охлаждение водой, водными растворами, углекислотой и другими средствами пожаротушения;
- изоляцией зоны горения химической и воздушно-механической пеной, покрывалами, огнегасительными порошками, песком и т.д.;
- разбавлением реагирующих веществ (водяной пар, углекислый газ, азот и др. не поддерживающие горение вещества);
- химическим торможением реакции горения галоидированными углеводородами (бромэтил, фреон).
6. Огнегасительные вещества:
- вода, наиболее распространенное огнегасительное вещество. Оказывает разбавляющее, охлаждающее и изолирующее действие. Однако вода не пригодна для тушения нефтепродуктов, карбидов, щелочных металлов, металлов нагретых до температуры выше 10000 С, электроустановок, находящихся под напряжением.
- пена – оказывает охлаждающее воздействие на горящее вещество и изолирует его от кислорода воздуха.
- не поддерживающие горение газы: углекислый газ, инертные газы, бромистый этил (легко испаряющаяся жидкость), фреоны – могут тушить все, что не тушит вода.
Средства тушения пожара:
- водопроводная сеть;
- огнетушитель, ручной пожарный инструмент;
- установки (стационарные, переносные, воздушные);
- пожарные машины.
7. Некоторые правила поведения при пожаре:
- не открывать окна, т.к. огонь с притоком кислорода вспыхивает еще сильнее. Спасаясь от огня и покидая помещение, не оставлять открытыми двери;
- нельзя прыгать с верхних этажей горящих зданий или возвращаться с какой-нибудь целью в горящее или задымленное помещение.
- при эвакуации через задымленное помещение дышите через мокрую тряпку. Если есть возможность, защитите себя противогазом или респиратором, но помните, что количество кислорода в помещении быстро снижается и даже в противогазе можно потерять сознание. По задымленным помещениям пробирайтесь на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма;
- при возникновении пожара в помещении и невозможности безопасного выхода необходимо сообщить о своем местонахождении пожарным и до их появления максимально загерметизировать входную дверь, периодически поливать ее внутреннюю сторону водой (во избежание повышения температуры); перекрыть кран подачи газа и выключить электроприборы;
- покидая помещение по лестничной клетке, необходимо выходить пригнувшись или ползком, так как температура ступеней и наружной стены ниже температуры нагретого воздуха, и дым на них не будет оседать мешая дыханию. Двери помещения, откуда дым проникает на лестницу, следует плотно закрыть;
- помните, что пожарные спасают в первую очередь тех, кого обнаруживают в горящем здании. Поэтому необходимо дать о себе знать, выйдя на балкон, или другими подручными способами;
- входя в случае необходимости в задымленное помещение, нужно придерживаться стен и запоминать расположение предметов на пути движения. Ориентироваться в задымленном помещении поможет направление настила досок и паркета, расположение окон, дверей, мебели и т.д.;
- вызвать пожарных необходимо всегда, даже в том случае, если пожар потушен своими силами, так как огонь может остаться незамеченным в скрытых местах (в пустых перегородках, под полом и т.д.) и через некоторое время может разгореться вновь в еще больших размерах.
5. Самостоятельная работа студента:
составить опорно-логическую схему – средства пожаротушения 10мин.
6. Подведение итогов занятия 3 мин.
7. Домашнее задание 3 мин.
составить инструкцию «Поведение во время пожара».
Приложение №1
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПОЖАРЕ
Пожар в квартире
• Сообщите в пожарную охрану
• Выведите на улицу детей и
престарелых.
• Попробуйте водой (из водопровода, от
внутренних пожарных кранов), стиральным порошком, плотной тканью и т.п. потушить пожар.
Отключите электроавтоматы (на щитке на лестничной площадке).
Закройте окна и форточки. При сильном задымлении немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь.
• При выходе из квартиры защитите глаза и органы дыхания от дыма респиратором, ватно-марлевой повязкой, смоченными водой куском ткани или полотенцем.
• Двигайтесь, пригнувшись или
ползком (внизу меньше дыма).
• Накройте голову и тело мокрой
тканью.
• При невозможности выбежать по лестничным маршам используйте балконную лестницу; если ее нет, выйдите на балкон, закрыв плотно за собой дверь, и кричите: «Пожар!».
• По возможности укажите пожарным место пожара.
Приложение №2
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
ПОЖАРОТУШЕНИЯ
Огнетушители углекислотные (ОУ)
Предназначены для тушения горящих без доступа воздуха веществ. Незаменимы при тушении пожаров электрических двигателей, электроустановок, в химических лабораториях, архивах, музеях. Не боятся низких температур.
Приведение в действие ОУ:
• сорвать пломбу и выдернуть чеку;
• направить раструб на пламя;
• нажать рычаг.
Огнетушитель ОУ
• держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз;
• прикасаться оголенными частями
тела к раструбу (температура на его поверхности
понижается до-60...-70 ЭС);
• подводить раструб ближе 1 м к электроустановке
под напряжением.
Огнетушители порошковые (ОП)
Предназначены для ликвидации горения твердых, жидких и газообразных веществ, а также пожаров на электроустановках под напряжением до 1 кВ.
Ими снабжают автомобили, гаражи, склад офисы и банки, промышленные объекты, поликлиники, школы, частные дома и т.д.
Приведение в действие ОП:
• выдернуть чеку;
• нажать на кнопку;
• направить пистолет на пламя,
• нажать на рычаг пистолета;
• тушить пламя менее чем с 5 м,
Огнетушитель ОП
• при использовании огнетушителя его необходимо встряхивать;
• рабочее положение огнетушителя вертикальное (не переворачивать!).
Приложение №3
Внутренние пожарные краны
Приведение в действие внутренних пожарных кранов:
• открыть дверцу шкафчика;
• раскатать в направлении очага пожара рукав, соединенный с краном и стволом;
• открыть вентиль поворотом маховичка против хода часовой стрелки;
• направить струю воды из ствола в очаг горения
Приложение №4
Классификация и маркировка огнетушителей.
№ п/п | Наименование | Обозначение | Характеристики | Назначение |
Щелочно-кислотный густопенный огнетушитель | ОП-5 | Заряд состоит из двух частей: щелочной (450-560г смеси бикарбоната натрия и 70г. экстракта солодкового корня) и кислотной (35% серной кислоты, 15% сернокислого окисного железа и 50% не растворимого в воде инертного вещества). Для приведения в действие рукоятку поворачиваем вниз и переворачиваем огнетушитель вверх дном, образующуюся пену направляем в очаг пожара. Емкость баллона 8.7л. Время действия 50-70 сек.; длина струи – 6-8 м.; количество пены – 40-55л.; кратность пены – 5; стойкость – 40 мин. | Все виды пожаров кроме электроустановок под напряжением и ценных материалов. | |
Ручной густопенный морской огнетушитель | ОП-М | Устройство и принцип действия см. ОП-5 Емкость 9л. Время действия 50-70 сек.; длина струи – 6-8 м.; количество пены – 40-55л.; кратность пены – 5; стойкость – 40 мин. | Все виды пожаров кроме электроустановок под напряжением и ценных материалов. | |
Ручные углекислотные огнетушители | ОУ-2 ОУ-5 ОУ-8 | Емкость стальных баллонов соответственно – 2, 5 и 8л. Для приведения в действие необходимо взять баллон огнетушителя за рукоятку и, направив раструб-снегообразователь на очаг пожара медленно поворачивать маховичок против часовой стрелки. При переходе жидкой углекислотыкислоты в газообразную объем увеличивается примерно в 500 раз. Время непрерывного действия примерно 35 сек.; длина струи около 2м. | Тушение пожаров в электрических установках и приборах, находящихся под напряжением, для тушения особо ценных материалов. | |
Углекислотно-бромэтиловые огнетушители | ОУБ-3 ОУБ-7 | Емкость баллона соответственно 3 и 7л. Принцип действия см. ОУ-2, но вместо раструба насадок. Время действия – 35 сек. Длина струи – 3-4.5м. | Тушение пожаров при температуре окружающей среды от -60 до +600С и электроустановок, находящихся под напряжением. | |
Огнетушители порошковые | ОП-3 ОП-6 ОП-10 | Вес заряда ОП-6 – 4.5-6кг, ОП-10 – 7-10 кг. Порошковый заряд – кальцинированная сода. Приводятся в действие открыванием вентиля. Время действия – 70-80 сек. | Можно применять для тушения щелочных металлов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила поведения при пожаре
Правила поведения при пожаре...
Презентация урока по ОБЖ по теме "Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера"
Цели урока. Познакомить студентов с видами ЧС природного характера, общими правилами поведения при возникновении подобных чрезвычайных ситуаций; совершенствовать навыки безопасного поведения и де...
Памятка: "Правила поведения при пожаре"
Как случаются пожары? Существует много причин возникновения пожара, но часто именно неосторожность и детская шалость служат поводом для огня. Когда ребенок остается один, особенно пр...
Основные правила поведения при пожаре.
Знать правила пожарной безопасности....
ОП 10 Психология и этика деловых отношений 2.Тема: «Правила поведения в общественном транспорте»
Задание: Изучив информацию по теме: «Правила поведения в общественном транспорте», составить тест (15 вопросов)...
Классный час на тему "Правила поведения на льду в весенний период". 2 марта в группе № 48 прошёл классный час «Правила поведения на льду в весенний период»
Цель: расширение представления обучающихся о правилах поведения на льду.Задачи:Повторить правила поведения на воде.Обучить правилам безопасного поведения на льду.Учить способам самоспасения.Обучить сп...
Технологическая карта урока на тему: "Транскрипция. Правила чтения. Рассказ о себе"
План занятия на тему " Транскрипция. Правила чтения. Расказ о себе" представлен для средне профессиональных образовательных учреждений....