Конспект урока по литературе по теме: "Жанр, композиция, проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»"
план-конспект урока

Татьяна Ивановна Маршанкина

Конспект урока по литературе в 11 классе

Тема: Жанр, композиция, проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели:

  • познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость, разноуровневость повествования;
  • научить составлять сравнительную характеристику литературных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;
  • формировать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении;
  • создать противостояние добра и зла жизни как проблему;
  • сделать шаг к определению собственной нравственной позиции.

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор

2.Аудиокнига

3.Медиаиллюстрации

4.Интерактивный тренажер

Использованные технологии:

1.Развивающее обучение

2.Технология  развития  критического  мышления

3.ИКТ

4.Исследовательские методы

5.Здоровьесберегающие

Ход урока:

Эпиграф:

Роман ошеломлял и заставлял искать не только житейские соответствия своих образов,

а осмысливать сами эти образы, ища их художественный смысл.

Эдуард  Безносов.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. История создания романа.
  2. Иллюстрирование эпизодов.
  1. Слова учителя.

Вы уже знаете, что роман «Мастер и Маргарита» стал главным в творчестве  Михаила Афанасьевича Булгакова и необычным для традиционной литературы.

 О впечатлениях первых читателей и слушателей этого произведения рассказал С. Ермолинский  в «Драматических сочинениях»: «Слушали его с изумлением. Ещё бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляло. Но потом некоторые говорили мне шёпотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может … навлечь!»»

Вопрос:

Каковы ваши впечатления от прочитанного? (защита рисунков, иллюстраций).

Викторина

Внимательно ли вы читали ? (Написать ответы в тетради).

Вопросы теста

Кто произносил данные слова?

  1. «Тот, кто любит, должен разделять учесть того, кого он любит» (Воланд).
  2. «Беда в том, что ты слишком замкнут и потерял веру в людей» (Иешуа).
  3. «Нет более безнадёжного места на земле. Я не говорю уже о природе! Я бываю, болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать» (Понтий Пилат).
  4. «Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу» (Азазелло).
  5. «Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Второй стадией была стадия удивления» (Мастер).
  6.  «И интереснее всего в этом вранье то, что оно- враньё от первого до последнего слова» ( Воланд).
  7.  «Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я» (Мастер).
  8.  «Я легкомысленный человек» (Маргарита).
  9. «Боги! Боги! За что вы наказываете меня?» (Понтий Пилат)
  10.  «Среди гостей будучи различные: если кто-нибудь не понравится, Вы, конечно, не выразите этого на своём лице» (Коровьев).

На доске

  1. Воланд
  2.  Иешуа
  3.  Понтий Пилат
  4.  Азазелло
  5. Мастер
  6.  Воланд
  7.  Мастер
  8.  Маргарита
  9.  Понтий Пилат
  10.  Коровьёв

(Взаимопроверка учащихся)

  1. Слова учителя.

Литература ставит в центр Мира  понятия добра и зла, совести, благородства, гордыни и смирения, греха и покаяния, истины, т.е. те понятия, которые и делают человека человеком. Другими словами, ценности определяют наше поведение.

Об этом пойдёт речь на уроке.

Учитель читает стихотворение Б. Окуджавы, учащиеся записывают в тетрадь ключевые слова.

Совесть, Благородство и Достоинство.

Вот оно святое наше воинство

Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век

Может, и не станешь победителем, но зато умрёшь как человек.

(Совесть, благородство, достоинство, святое воинство, лик его, свой век, человек)

Сл. учителя. Все те слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять себя, свой внутренний мир, мир своей души.

Прочитан роман Булгакова… О чём он? Назовите основные темы произведения. (Библейское предание, история двух влюблённых, московские сатирико-бытовые сцены.)

Проблемный вопрос урока:

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

Задача  исследования:

Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём - параллельно повествованию о современности ввести рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад?

  1. Знакомство с художественными особенностями романа.

Попробуем определить жанр. (выступления учащихся групп)

      - Это и бытовой роман, в котором воспроизведены картины Москвы 30-х годов, и фантастический, и философский, и любовно- лирический, и сатирический , и автобиографический.

 5.  Работа  с учебником.

Необычна и композиция романа, в её создании автор выступает новатором. В чём новаторство Булгакова?

Найдите ответ на этот вопрос в статьях учебника на (  стр. 66-68)

«Композиция . Два стилистических романа» и «Новаторство романа. Философская концепция»

2-ая группа работает с критической статьёй В.Г. Боборыкина.

Прочитать статью и ответить на вопросы: Как в приведённых суждениях объясняется единство романа?

Вывод:  Это «роман в романе». Судьба самого Булгакова отражается в судьбе  Мастера, судьба Мастера - в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создаёт впечатление перспективы, уходящий в глубь исторического времени, в вечность.

Роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».

6. Работа с текстом.

Гл.2. Анализ эпизода.

Сл.учителя. В первых же строках романа представлены портреты центральных героев. Почему портрет так важен для характеристики героев? Зачитайте портретные зарисовки Понтия Пилата и Иешуа. Что они дают для понимания авторской задумки?

«Кровавый подбой». Человек не боится крови: он бесстрашный воин. Но он страдает от боли. О его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к важной детали портрета – глазам.

Вопрос:

- Проследите, как меняются глаза прокуратора?

      Может быть, именно эта деталь дала возможность Иешуа догадаться о страданиях Понтия Пилата.

- О чём спорят эти два человека? В центре внимания вопрос: что такое истина? Прочитайте и прокомментируйте рассуждение Иешуа.

- Был ли шанс на спасение прокуратором  Иешуа? Какое значение в данной сцене имеет такая художественная деталь, как появление ласточки?

- Почему Пилат утвердил смертный приговор ( Понтий Пилат внутренне несвободен).

( Просмотр фрагмента фильма).

Почему для автора интересен, прежде всего, образ Понтия Пилата, а не Иешуа? ( Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась?)

      Как он ведёт себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? Что заставляет Пилата пойти против совести?

Ответ на основной проблемный вопрос урока ( для всего класса)

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации  библейского сюжета?

Ответ: именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе, таких, как проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования.

Рефлексивно-оценочный этап.

Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём - параллельно повествованию о современности внести в рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад!

(Роман посвящён вечным проблемам: они существуют в настоящем так же, как и много веков назад).

В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества.

Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи, а значит, и её состоятельность в целом.

  1. Что такое истина?
  2. Человек и власть.
  3. Внутренняя свобода и несвобода человека.
  4. Добро и зло, вечная противопоставление и борьба.
  5. Верность и предательство.
  6. Милосердие и всепрощение .

Домашнее задание

Анализ эпизода (устно)

По учебнику стр. 65-70

Подготовить материал по группам:

1 группа - история Мастера.

2 группа – изображение мира искусства в романе.

3 группа – общая атмосфера жизни 30-х годов.

Индивидуальные сообщения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_i_margarita.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 11 классе

Тема: Жанр, композиция, проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели:

  • познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость, разноуровневость повествования;
  • научить составлять сравнительную характеристику литературных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;
  • формировать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении;
  • создать противостояние добра и зла жизни как проблему;
  • сделать шаг к определению собственной нравственной позиции.

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор

2.Аудиокнига

3.Медиаиллюстрации

4.Интерактивный тренажер

Использованные технологии:

1.Развивающее обучение

2.Технология  развития  критического  мышления

3.ИКТ

4.Исследовательские методы

5.Здоровьесберегающие

Ход урока:

Эпиграф:

Роман ошеломлял и заставлял искать не только житейские соответствия своих образов,

а осмысливать сами эти образы, ища их художественный смысл.

Эдуард  Безносов.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. История создания романа.
  2. Иллюстрирование эпизодов.
  1. Слова учителя.

Вы уже знаете, что роман «Мастер и Маргарита» стал главным в творчестве  Михаила Афанасьевича Булгакова и необычным для традиционной литературы.

 О впечатлениях первых читателей и слушателей этого произведения рассказал С. Ермолинский  в «Драматических сочинениях»: «Слушали его с изумлением. Ещё бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляло. Но потом некоторые говорили мне шёпотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может … навлечь!»»

Вопрос:

Каковы ваши впечатления от прочитанного? (защита рисунков, иллюстраций).

Викторина

Внимательно ли вы читали ? (Написать ответы в тетради).

Вопросы теста

Кто произносил данные слова?

  1. «Тот, кто любит, должен разделять учесть того, кого он любит» (Воланд).
  2. «Беда в том, что ты слишком замкнут и потерял веру в людей» (Иешуа).
  3. «Нет более безнадёжного места на земле. Я не говорю уже о природе! Я бываю, болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать» (Понтий Пилат).
  4. «Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу» (Азазелло).
  5. «Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Второй стадией была стадия удивления» (Мастер).
  6.  «И интереснее всего в этом вранье то, что оно- враньё от первого до последнего слова» ( Воланд).
  7.  «Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я» (Мастер).
  8.  «Я легкомысленный человек» (Маргарита).
  9. «Боги! Боги! За что вы наказываете меня?» (Понтий Пилат)
  10.  «Среди гостей будучи различные: если кто-нибудь не понравится, Вы, конечно, не выразите этого на своём лице» (Коровьев).

На доске

  1. Воланд
  2.  Иешуа
  3.  Понтий Пилат
  4.  Азазелло
  5. Мастер
  6.  Воланд
  7.  Мастер
  8.  Маргарита
  9.  Понтий Пилат
  10.  Коровьёв

(Взаимопроверка учащихся)

  1. Слова учителя.

Литература ставит в центр Мира  понятия добра и зла, совести, благородства, гордыни и смирения, греха и покаяния, истины, т.е. те понятия, которые и делают человека человеком. Другими словами, ценности определяют наше поведение.

Об этом пойдёт речь на уроке.

Учитель читает стихотворение Б. Окуджавы, учащиеся записывают в тетрадь ключевые слова.

Совесть, Благородство и Достоинство.

Вот оно святое наше воинство

Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век

Может, и не станешь победителем, но зато умрёшь как человек.

(Совесть, благородство, достоинство, святое воинство, лик его, свой век, человек)

Сл. учителя. Все те слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять себя, свой внутренний мир, мир своей души.

Прочитан роман Булгакова… О чём он? Назовите основные темы произведения. (Библейское предание, история двух влюблённых, московские сатирико-бытовые сцены.)

Проблемный вопрос урока:

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

Задача  исследования:

Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём - параллельно повествованию о современности ввести рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад?

  1. Знакомство с художественными особенностями романа.

Попробуем определить жанр. (выступления учащихся групп)

        - Это и бытовой роман, в котором воспроизведены картины Москвы 30-х годов, и фантастический, и философский, и любовно- лирический, и сатирический , и автобиографический.

 5.  Работа  с учебником.

Необычна и композиция романа, в её создании автор выступает новатором. В чём новаторство Булгакова?

Найдите ответ на этот вопрос в статьях учебника на (  стр. 66-68)

«Композиция . Два стилистических романа» и «Новаторство романа. Философская концепция»

2-ая группа работает с критической статьёй В.Г. Боборыкина.

Прочитать статью и ответить на вопросы: Как в приведённых суждениях объясняется единство романа?

Вывод:  Это «роман в романе». Судьба самого Булгакова отражается в судьбе  Мастера, судьба Мастера - в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создаёт впечатление перспективы, уходящий в глубь исторического времени, в вечность.

Роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».

6. Работа с текстом.

Гл.2. Анализ эпизода.

Сл.учителя. В первых же строках романа представлены портреты центральных героев. Почему портрет так важен для характеристики героев? Зачитайте портретные зарисовки Понтия Пилата и Иешуа. Что они дают для понимания авторской задумки?

«Кровавый подбой». Человек не боится крови: он бесстрашный воин. Но он страдает от боли. О его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к важной детали портрета – глазам.

Вопрос:

- Проследите, как меняются глаза прокуратора?

        Может быть, именно эта деталь дала возможность Иешуа догадаться о страданиях Понтия Пилата.

- О чём спорят эти два человека? В центре внимания вопрос: что такое истина? Прочитайте и прокомментируйте рассуждение Иешуа.

- Был ли шанс на спасение прокуратором  Иешуа? Какое значение в данной сцене имеет такая художественная деталь, как появление ласточки?

- Почему Пилат утвердил смертный приговор ( Понтий Пилат внутренне несвободен).

( Просмотр фрагмента фильма).

Почему для автора интересен, прежде всего, образ Понтия Пилата, а не Иешуа? ( Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась?)

        Как он ведёт себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? Что заставляет Пилата пойти против совести?

Ответ на основной проблемный вопрос урока ( для всего класса)

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации  библейского сюжета?

Ответ: именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе, таких, как проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования.

Рефлексивно-оценочный этап.

Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём - параллельно повествованию о современности внести в рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад!

(Роман посвящён вечным проблемам: они существуют в настоящем так же, как и много веков назад).

В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества.

Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи, а значит, и её состоятельность в целом.

  1. Что такое истина?
  2. Человек и власть.
  3. Внутренняя свобода и несвобода человека.
  4. Добро и зло, вечная противопоставление и борьба.
  5. Верность и предательство.
  6. Милосердие и всепрощение .

Домашнее задание

Анализ эпизода (устно)

По учебнику стр. 65-70

Подготовить материал по группам:

1 группа - история Мастера.

2 группа – изображение мира искусства в романе.

3 группа – общая атмосфера жизни 30-х годов.

Индивидуальные сообщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Библейские мотивы в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

В связи с небольшим временем, отведённым на изучение романа, главы, посвящённые Библейской истории, изучаются отдельно. Проблема Добра и Зла и сегодня актуальна. Пытаюсь помочь студентам понять это на...

Анализ эпизода романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Для самостоятельной работы студентов над романом....

Конспект урока "Тема добра и зла в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Вприведенном методическом материале   приведен план проведения урока литературы с применением технологии проблемного обучения и мультимедийная презентация....

«Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: нравственная проблематика, сюжетно-композиционное своеобразие, особенности позиции автора»

Учебное занятие проведено в мае 2018 г. на основе технологической карты. Большое внимание на занятии уделено самостоятельной работе обучающихся с художественным текстом, а также предъявлению результат...