Анализ эпизода романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
материал на тему
Для самостоятельной работы студентов над романом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zadanie_po_romanu_m.a.bulgakova_master_i_margarita.docx | 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Текст задания:
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
— Всего хорошего, мессир, — произнесла она вслух, а сама подумала: «Только бы выбраться осюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь».
— Сядьте-ка, — вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. — Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?
— Нет, ничего, мессир, — с гордостью ответила Маргарита, — кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу. Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно бы предоставила мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц. — Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами.
— Верно! Вы совершенно правы! — гулко и страшно прокричал Воланд. — Так и надо!
— Так и надо! — как эхо, повторила свита Воланда.
— Мы вас испытывали, — продолжал Воланд, — никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!
Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты, и опять она оказалась сидящей рядом с ним на постели.
— Итак, Марго, — продолжал Воланд, смягчая свой голос, — чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? Чего желаете за то, что провели этот бал нагой? Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками? Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я.
Сердце Маргариты застучало, она тяжело вздохнула, стала соображать что-то.
— Ну, что же, смелее! — поощрял Воланд. — Будите свою фантазию, пришпоривайте ее! Уж одно присутствие при сцене убийства этого отпетого негодяя-барона стоит того, чтобы человека наградили, в особенности если этот человек — женщина. Ну-с?
Дух перехватило у Маргариты, и она уж хотела выговорить заветные и приготовленные в душе слова, как вдруг побледнела, раскрыла рот и вытаращила глаза. «Фрида! Фрида! Фрида! — прокричал ей в уши чей-то назойливый, молящий голос. — Меня зовут Фрида!» — И Маргарита, спотыкаясь на словах, заговорила:
— Так я, стало быть, могу попросить об одной вещи?
— Потребовать, потребовать, моя донна, — отвечал Воланд, понимающе улыбаясь, — потребовать одной вещи!
Ах, как ловко и отчетливо Воланд подчеркнул, повторяя слова самой Маргариты — «одной вещи»!
Маргарита вздохнула еще раз и сказала:
— Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка.
Кот возвел глаза к небу и шумно вздохнул, но ничего не сказал, очевидно, помня накрученное на балу ухо.
— Ввиду того, — заговорил Воланд, усмехнувшись, — что возможность получения вами взятки от этой дуры Фриды совершенно, конечно, исключена — ведь это было бы несовместимо с вашим королевским достоинством, — я уж не знаю, что и делать. Остается, пожалуй, одно — обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни!
— Вы о чем говорите, мессир? — изумилась Маргарита, выслушав эти действительно непонятные слова.
— Совершенно с вами согласен, мессир, — вмешался в разговор кот, — именно тряпками, — и в раздражении кот стукнул лапой по столу.
— Я о милосердии говорю, — объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. — Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках.
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
1. Жанровая природа романа «Мастер и Маргарита» сложна – ему дают много определений. Найдите и выпишите лишнее в определениях: роман-миф, роман-мистика, философский роман, роман-эпопея, сатирический роман.
2. В эпизоде, помимо Воланда и Маргариты, участвует и вся свита Воланда. Установите соответствие между персонажами (левый столбик) и их характеристиками (правый столбик). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр.
А) Бегемот | 1) Вампир, служанка |
Б) Гелла | 2) Чёрт и рыцарь |
В) Азазелло | 3) Падший ангел, научивший людей изготовлять оружие и украшения |
4) Оборотень, любимый шут сатаны |
3.В романе есть несколько ключевых слов, связанных с основными идеями художественного мира писателя, в частности: истина, вера, свобода.
Найдите в приведённом фрагменте ещё одно, означающее готовность помочь или простить кого-то из сострадания или соображений гуманности, и запишите его в начальной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Критика вокруг романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»"
Урок литературы...
Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Методическая разработка урока с презентацией для стуудентов 1 курса....
Режиссерская экспликация эпизода «Святки»
Славянская народная культура оставила огромное наследство, большая часть которого не была изучена, а значит, постепенно происходит её утрата. И чтобы полностью не потерять то, что оставили нам наши пр...
Методическая разработка открытого занятия по литературе. "Проблематика романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита."
Проблематика романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Конспект урока по литературе по теме: "Жанр, композиция, проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»"
Конспект урока по литературе в 11 классеТема: Жанр, композиция, проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»Цели:познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и про...
Иван Александрович Гончаров. Роман "Обломов". На сайте https://drive.google.com/drive/my-drive можно скачать фрагменты фильма "Несколько дней из жизни Обломова" для анализа эпизодов романа или творческих заданий.
Презентация "Гончаров. Роман "Обломов" иллюстрирует материал урока по творчеству и роману Гончарова "Обломов"....