Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Архитектура компьютерных систем
рабочая программа

Хиндогина Мария Григорьевна

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 804 по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, входящей в состав укрупненной группы подготовки направлений и специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника с учетом Профессионального стандарта  Программист  (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от «18» ноября 2013 г. № 679н).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.02_arhitektura_kompyuternyh_sistem.docx101.39 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский политехнический колледж»

Рассмотрено и одобрено  на    заседании кафедры

«Информационные технологии»

Протокол № 10
от «
05 »  июня      2018 г.

Утверждено

педагогическим советом

Протокол №  ___  .
от «
     »     _____    2018 г.

Утверждено

приказ  №   ___  .
от «
     »      _____      2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины

ОП.02

АРХИТЕКТУРА

КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ

индекс        

наименование учебной дисциплины

специальность

09.02.03

Программирование

в компьютерных системах

код

наименование

наименование учебного цикла  

профессиональный

(согласно учебному плану)

группа

337

Максимальная учебная нагрузка обучающихся

          135 ч

Самостоятельная работа

          45 ч

Обязательная учебная нагрузка (всего)

          90 ч

в том числе:

теоретическое обучение

          40 ч

практические занятия

          10 ч

лабораторные занятия

          40 ч

курсовая работа (проект)

Форма промежуточной аттестации                                                                                                        

          -

   6 семестр  – Экзамен

        

г. Нижневартовск
2018

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 804 по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, входящей в состав укрупненной группы подготовки направлений и специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника с учетом Профессионального стандарта  Программист  (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от «18» ноября 2013 г. № 679н).

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АРХИТЕКТУРА  КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ

1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  программы подготовки специалистов среднего звена, составлена на основе ФГОС СПО по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, входящей в состав укрупненной группы 09.00.00  Информатика и вычислительная техника, и составлена с учетом профессионального стандарта.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • получать информацию о параметрах компьютерной системы;
  • подключать дополнительное оборудование и настраивать связь между элементам компьютерной системы;
  • производить инсталляцию и настройку программного обеспечения компьютерных систем.
  • В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
  • базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем;
  • типы вычислительных систем и их архитектурные особенности;
  • организацию и принцип работы основных логических блоков компьютерных систем;
  • процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур;
  • основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем;
  • основные принципы управления ресурсами и организации доступа к этим ресурсам.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.

ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.

ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.

ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.

ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента – 135 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 90 часа;

лабораторных и практических работ студента - 50 часов;

самостоятельной работы студента - 45 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Распределение по семестрам

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

5

6

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

51

39

в том числе:

     лабораторные  работы

40

18

22

     практические занятия

10

10

0

     контрольные работы

3

1

2

Самостоятельная работа студента (всего)

45

27

18

Промежуточная аттестация в форме экзамена

-

Э


2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«АРХИТЕКТУРА  КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов (домашние задания)

Тип занятия

(Т, ЛЗ, ПЗ, КР)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

6

5 семестр

№ урока

Раздел 1. Информационнологические основы построения вычислительных машин

1-2

Введение

Эволюция ЭВМ. Основные классы современных ЭВМ.

Обобщенная структурная схема вычислительной системы.

Разработка листов опорных знаний по разделу (4 ч)

 Т

2

1

3-7

Тема 1.1. Арифметические основы ЭВМ

Представление информации в ЭВМ.

Представление чисел. Форматы представления чисел.

Кодирование отрицательных чисел. Прямой, обратный, дополнительный коды.

Алгоритм сложения. Алгоритм умножения и деления.

Решение задач (2 ч)

Т

5

1

8-9

Представление информации в различных системах счисления.

Решение задач

ПЗ

2

2

10-13

Определение прямого, обратного и дополнительного кода числа

Решение задач

ПЗ

4

2

14-17

Сложение, умножение и деление чисел в различных системах счисления

Решение задач

ПЗ

4

2

18-21

Тема 1.2. Логические основы построения вычислительной машины

Основы логического проектирования цифровых устройств.

Булева алгебра.

Булевые функции от одной и двух переменных.

Минимизация булевых функций

Построение таблиц истинности по функциям

(6 ч)

Т

4

1

22-25

Лабораторная работа № 1. Арифметические основы ЭВМ

Построение таблиц истинности по функциям

Отчет

ЛЗ

4

2

26-29

Тема 1.3. Элементы и функциональные узлы ЭВМ

Логические элементы (И, ИЛИ, НЕ).

Системы логических элементов.

Триггеры. Регистры.Счетчики.

Дешифраторы, шифраторы.

Мультиплексоры, демультиплексоры.Сумматоры.

Схемотехника БИС.

Построение логических схем функции по заданным выражениям (4 ч).

Проектирование двоичного счетчика, осуществляющего счет до 5 (4 ч)

Т

4

1

30-39

Лабораторная работа № 2. Элементы и функциональные узлы ЭВМ.

Триггеры.

Регистры.

Счетчики.

Дешифраторы, шифраторы.

Мультиплексоры, демультиплексоры.

Отчет

ЛЗ

10

2

40

Контрольная работа по разделу 1

Тестирование по теме «Информационнологические основы построения вычислительных машин»

(К.т.1)

КР

1

3

Итого по разделу лекций

практических занятий

лабораторных занятий

проверочных работ

внеаудиторная самостоятельная работа

15

10

14

1

20

Раздел 2. Функциональная и структурная организация ЭВМ

41-43

Тема 2.1.

Запоминающие устройства (ЗУ) ЭВМ

Классификация запоминающих устройств.

Иерархия запоминающих устройств.

Состав запоминающих устройств.

Способы организации памяти: оперативная, динамическая, статическая, буферная.

Составить классификационную схему запоминающих устройств (3 ч)

Т

3

1

44-47

Лабораторная работа № 3. Запоминающие устройства.

Настройка памяти с помощью программы Setup

Отчет

ЛЗ

4

2

48-51

Тема 2.2.

Процессоры ЭВМ.

Классификация процессоров.

Состав процессора.

Арифметико-логическое устройство (АЛУ): назначение, классификация.

Устройство управления (УУ): назначение, состав.

Организация мультипрограммной работы ЭВМ.

Составление сравнительной характеристики микропроцессоров фирмы Intel (2 ч).

Составление сравнительной характеристики микропроцессоров фирмы AMD (2 ч)

Т

4

1

6 семестр

52-55

Лабораторная работа №4. Процессоры ЭВМ.

Структурная схема арифметико-логического устройства

Отчет

ЛЗ

4

2

56-58

Тема 2.3. Ввод-вывод информации в ЭВМ

Устройства ввода-вывода: назначение, классификация.

Устройства ввода.

Устройства вывода.

Составить классификационную схему устройств ввода (2 ч).

Составить классификационную схему устройств вывода (2 ч)

Т

3

1

59-64

Лабораторная работа №5.  Ввод-вывод информации в ЭВМ.

Интерфейсы периферийных устройств общего назначения.

Отчет

ЛЗ

6

2

65-66

Тема 2.4. Системы обработки информации. Мультипроцессорные вычислительные комплексы

Распределительные системы обработки данных (РСОД): назначение, классификация.

Архитектура вычислительной системы.

Классификация вычислительных систем и комплексов

Определение оценки производительности вычислительной системы в единицах MIPS и Flops (2 ч)

Т

2

1

67

Контрольная работа по разделу 2

Тестирование на знание функциональной и структурной организации ЭВМ.

К.т.2

КР

1

3

Итого по разделу лекций

практических занятий

лабораторных занятий

проверочных работ

внеаудиторная самостоятельная работа

12

0

14

1

13

Раздел 3. Программное управление

68-70

Тема 3.1. Состав машинных команд

Алгоритм: понятие, свойства.

Классификация алгоритмических языков.

Трансляторы: понятие, классификация.

Машинная команда: понятие, состав, классификация.

Составление классификационной схемы языков программирования (2 ч)

Т

3

1

71-73

Тема 3.2. Адресация регистров и ячеек памяти в ПК

Адресация операндов.

Относительная адресация.

Стековая адресация.

Написать реферат по теме (4 ч)

Т

3

1

74-79

Лабораторная работа №6. Программы для микропроцессора 

Простые программы для микропроцессора типа 8085 (8080) на языке Ассемблер

Отчет

ЛЗ

6

2

80-81

Тема 3.3. Режимы работы в компьютерах

Однопрограммные режимы.

Многопрограммные режимы.

Изучить и выполнить конспект лекции 14.

https://www.intuit.ru/studies/courses/60/60/lecture/1792 

(2 ч)

Т

2

1

82-83

Тема 3.4. Система прерываний программ в ЭВМ

Прерывание.

Классификация прерываний.

Т

2

1

84-89

Лабораторная работа №7. Прерывания

Исследование прерываний в компьютерах типа Pentium, AMD и др.

Сравнение прерываний в компьютерах другого вида (4 ч)

ЛЗ

6

2

90

Контрольная работа по разделу 3

Тестирование по теме «Программы для микропроцессора»

К.т.3

КР

1

3

Итого по разделу лекций

практических занятий

лабораторных занятий

проверочных работ

внеаудиторная самостоятельная работа

10

0

12

1

12

Экзамен

6

Всего

135

Характеристики уровня освоения учебного материала:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия:

  • лаборатории «Информационно-коммуникационные системы»

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Информационно-коммуникационные системы»

  • автоматизированное рабочее место преподавателя;
  • автоматизированные рабочие места обучающихся;
  • персональные компьютеры;
  • корпуса системных блоков персональных компьютеров;
  • блоки питания;
  • системные платы;
  • микропроцессоры;
  • модули оперативной памяти;
  • видеоадаптеры;
  • звуковые карты;
  • сетевые карты;
  • накопители на жестких дисках;

Технические средства обучения:  

  • персональные компьютеры;
  • проектор;
  • экран;
  • комплект учебно-методической документации;
  • раздаточный материал к лабораторным и практическим занятиям;
  • лицензионное программное обеспечение.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Сенкевич А. В. Архитектура ЭВМ и вычислительные системы : учебник для
    студ. учреждений сред. проф. образования — М. : Издательский центр «Академия», 2016. — 240 с.
  2. Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2015. – 512 с.

Дополнительная литература:

  1. Колдаев В.Д., Лупин С.А. Архитектура ЭВМ. Учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.- 384 с.
  2. Антоненко Т.В. Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 320 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Учебник «Архитектура ЭВМ и вычислительные системы» -  http://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment/101113136/101113136f.pdf
  2. Электронный учебник "Архитектура ЭВМ и вычислительных систем" - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98659037.
  3. Тесты по Архитектуре ЭВМ - http://apx2013.ucoz.ru/tests.

3.3. Межпредметные связи

Рабочая программа осуществляет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: Информатика и ИКТ, Информационные технологии, Элементы математической логики.

3.4. Применяемые педагогические технологии

Технологии организации общения, технология коллективной учебно-познавательной деятельности, технология игрового обучения, технологии организации самостоятельной

Работы.

3.5. Методы и формы работы

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы работы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые,  методы самостоятельной работы, метод учебных проектов.

3.6. Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1

Комплект для промежуточной аттестации

2

бумага

2

Комплект контрольных работ

5

бумага

3

Комплекты проверочных работ

20

бумага

4

Электронное учебное пособие

2

Сетевой диск

5

Рабочая  программа

1

бумага, электронный вариант

6

Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)

1

бумага

7

Рекомендации по организации самостоятельной работы

1

бумага, электронный вариант

8

Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических работ

1

бумага, электронный вариант

9

Опорный конспект лекций

10

бумага

10

Тесты (входные, промежуточные, итоговые)

20

бумага

3.7. Требования к квалификации педагогических кадров

Реализация программы учебной дисциплины «Архитектура компьютерных систем» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Раздел

тема

Результаты обучения

(освоенные компетенции, умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Тип и вид контроля

№ контрольной точки

Способ оценки

Инструментарий контроля

подход

шкала

Раздел 1.

Базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем

ОК 1- ОК 9; ПК 1.1 -  ПК 1.3

Умения: получать информацию о параметрах компьютерной системы.

1.Умение собрать информацию об аппаратных характеристиках,  сетевом оборудовании, программном обеспечении и сетевых подключениях персонального компьютера, работающего под управлением ОС MS Windows:

- количество и  объем жестких дисков, объем ОЗУ,  чипсет, процессор, видеоадаптер, BIOS ;

количество разделов на жестком диске, параметры файла подкачки, режима DEP .

Контрольная работа

Промежуточный обобщающий педагогический контроль

1

критериальный

бальная

Инструкционно-технологическая карта с заданием.

Системный блок.

Устройства ввода-вывода. Необходимое программное обеспечение

Знания: базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем;

типы вычислительных систем и их архитектурные особенности.

1.Знать базовые компоненты универсального компьютера и принцип его функционирования, архитектуру фон Неймана

2.Знать представление информации в вычислительных системах

 3. Знать принципы построения параллельных вычислительных систем

4.Знать классификацию вычислительных систем.

Контрольная работа

Промежуточный обобщающий педагогический контроль

1

критериальный

бальная

Инструкционно-технологическая карта с заданием.

Системный блок.

Устройства ввода-вывода. Необходимое лицензионное программное обеспечение

Раздел 2.

Архитектура и структура вычислительных машин и систем

ОК 1- ОК 9; ПК 2.3 - ПК 2.4

Умения:

подключать дополнительное оборудование и настраивать связь между элементами компьютерной системы; 

1.Правильная физическая установка оборудования  (принтера, сканера, модема) с необходимыми для его работы драйверами.

2. Правильная установка  необходимых для работы драйверов и настройка оборудования

3. Устранение конфликта устройств , когда несколько разных устройств пытаются одновременно получить доступ к одному и тому же системному ресурсу. Применение  способа распределения номеров IRQ вручную.

Контрольная работа

Промежуточный обобщающий педагогический контроль

2

критериальный

бальная

Инструкционно-технологическая карта с заданием.

Системный блок.

 Принтер, сканер, модем, драйверы устройств, лицензионное программное обеспечение.

Знания:

организацию и принцип работы основных логических блоков компьютерных систем;

процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур.

1. Знать логические основы ЭВМ, элементы и узлы.

2. Знать внутреннюю организацию процессора.

3.Знать организацию работы памяти компьютера.

4  Знать режимы работы процессора, современные процессоры.

Контрольная работа

Промежуточный обобщающий педагогический контроль

2

критериальный

бальная

Инструкционно-технологическая карта с заданием.

Системный блок.

Устройства ввода-вывода. Необходимое лицензионное программное обеспечение для синтеза логических схем.

Раздел 3.

Типы вычислительных систем и их архитектурные особенности

ОК 1- ОК 9; ПК 3.1,  ПК 3.2, ПК 3.4

Умения:

производить инсталляцию и настройку программного обеспечения компьютерных систем.

1.Качество установки ОС MS Windos, OC Linux,  Windows XP Professional.

2. Качество  настройки ОС MS Windos, OC Linux ОС Microsoft Windows XP Professional.

3. Диагностика сети средствами операционной системы ОС Microsoft Windows XP Professional.

Контрольная работа

Промежуточный обобщающий педагогический контроль

3

критериальный

бальная

Инструкционно-технологическая карта с заданием.

Системный блок.

Устройства ввода-вывода. Необходимое лицензионное программное обеспечение

Знания:

основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем;

основные принципы управления ресурсами и организации доступа к этим ресурсам.

1. Знать встроенные инструментальные средства ОС MS Windows для отладки связности и диагностики сети.

2.Знать настройки сетевой платы и встроенные инструментальные средства ОС MS Windows анализа трафика на сетевых интерфейса.

Контрольная работа

Промежуточный обобщающий педагогический контроль

3

критериальный

бальная

Инструкционно-технологическая карта с заданием.

Системный блок.

Устройства ввода-вывода. Необходимое лицензионное программное обеспечение

ЭКЗАМЕН

Уметь:

получать информацию о параметрах компьютерной системы;

подключать дополнительное оборудование и настраивать связь между элементам компьютерной системы;

производить инсталляцию и настройку программного обеспечения компьютерных систем.

формулирование основных понятий;

знание формул;

точность выполнения;

Экзамен

Итоговый

критериальный

бальная

Экзаменационные билеты для устного ответа и задания для письменных работ

Знать:

базовые понятия и основные принципы построения архитектур вычислительных систем;

типы вычислительных систем и их архитектурные особенности;

организацию и принцип работы основных логических блоков компьютерных систем;

процессы обработки информации на всех уровнях компьютерных архитектур;

основные компоненты программного обеспечения компьютерных систем;

основные принципы управления ресурсами и организации доступа

к этим ресурсам


Шкала оценивания

При оценивании знаний студентов используется фиксированная  форма для устных, письменных и лабораторных работ. Для тестовых заданий используется рейтинговая система.  Данная система выбрана с учетом используемых педагогических технологий.

Фиксированная оценка отражает промежуточные или завершенные успехи студента, его прилежание на занятии. Обычно выражается количественно в одном из ранговых значений 5-балльной шкалы:

   «5» – владеет в полной мере (отлично); 

   «4» – владеет достаточно (хорошо); 

   «3» – владеет недостаточно (удовлетворительно); 

   «2» – не владеет (неудовлетворительно).

При оценке знаний необходимо учитывать основные качественные характеристики овладения учебным материалом: имеющиеся у студентов фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами обозначения и записи.

Результат оценки зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или в письменной работе. Среди погрешностей можно выделить ошибки, недочеты и мелкие погрешности. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что студент не овладел основными знаниями и умениями и их применением. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или отсутствии знаний, которые в соответствии с программой не считаются основными. Недочетом также считается погрешность, которая могла бы расцениваться как ошибка, но допущена в одних случаях и не допущена в других аналогичных случаях. К недочетам относятся погрешности, объясняемые рассеянностью или недосмотром, небрежная запись. 

К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Зачеркивания и исправления ошибкой считать не следует.  Задание считается выполненным безупречно, если содержание ответа точно соответствует вопросу, указывает на наличие у студента необходимых теоретических знаний и практических навыков, окончательный ответ дан при правильном ходе решения и аккуратном оформлении.  Задание считается невыполненным, если студент не приступил к его выполнению или допустил в нем погрешность, считающуюся в соответствии с целью работы ошибкой.

Оценка «5» выставляется, если студент: 

  • безошибочно излагает материал устно или письменно; 
  • обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой; 
  • сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы; 

точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах; 

  • свободно применяет полученные знания на практике. 

Оценка «4» выставляется, если студент: 

  • обнаружил знание программного материала; 
  • осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны; 
  • обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы; 
  • в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

Оценка «3» выставляется, если студент: 

  • обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов преподавателя; 
  • предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера; 
  • испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы; 
  • в устных и письменных ответах допускает ошибки. 

Оценка «2» выставляется, если студент: 

  • имеет отдельные представления о материале; 
  • в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.

Оценивание тестовых заданий производится по рейтинговой системе. Перевод рейтинговой шкалы в отметку производится по правилу: полученные баллы за каждый ответ суммируются и высчитывается максимально возможное количество баллов.

90–100% «5» отлично;

80–89% – «4»хорошо;

70–79% – «3» удовлетворительно;

менее 70% – «2» не удовлетворительно.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзамена.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОМПЛЕКТ КИМ

Задание 1. Перевести десятичное число в троичную, пятеричную, семеричную, двенадцатеричную системы счисления. Подробно записать действия.

Номер варианта

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

349

521

755

603

687

268

576

419

591

894

Задание 2. Перевести десятичное число в двоичную систему счисления, оставляя после двоичной запятой пять знаков. Подробно записать действия.

Номер варианта

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

0,715

0,876

0,357

0,345

0,915

0,752

0,455

0,265

0,965

0,565

Задание 3. Выполнить следующие действия:

а) А8 – В4 = Х5                б) С3 + D6 = X4                в) E9 – F10 = X3

Номер варианта

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

A

762

214

344

177

312

574

432

505

734

445

B

222

232

132

103

123

101

201

221

331

321

C

2112

1121

1101

1120

2001

1002

2001

1110

2010

1201

D

204

315

405

552

512

305

310

425

104

503

E

123

278

543

687

516

740

845

813

604

457

F

78

58

48

98

65

84

67

82

75

93

Задание 4.

1.Чему равно х = 1678 – 5916?

1)1118
2) 111
16
3) 36
8
4) 36
16

2. Записать в однобайтовом формате прямой код числа 103?

3. Найти десятичное представление числа, записанного в дополнительном коде: 10100100.

4. Выполните вычитание чисел в формате 1 байт: 27 – 61.

5. Какое целое положительное десятичное число соответствует двоичному коду, представленному в одном байте в формате с фиксированной точкой.

1

0

0

0

1

0

1

1

Задание 5.

Сложить числа (15)10 +(-38)10 в дополнительных кодах. Доказать наличия или отсутствия переполнения (согласно признакам переполнения) и правильность полученного результата, переведя код суммы в десятичное число.

Задание 6.

Получить прямой код

Получить прямой код положительного (табл. 1, задание 1) и отрицательного (табл. 1, задание 2) чисел.

Получить обратный код положительного (табл. 1, задание 3) и отрицательного (табл. 1, задание 4) чисел.

Получить дополнительный код положительного (табл. 1, задание 5) и отрицательного (табл. 1, задание 6) чисел.

Таблица 1. Варианты заданий для машинных кодов

№ варианта

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

1

+31

-21

+32

-22

+33

-23

2

+32

-22

+33

-23

+34

-24

3

+33

-23

+34

-24

+35

-25

4

+34

-24

+35

-25

+36

-26

5

+35

-25

+36

-26

+37

-27

6

+36

-26

+37

-27

+38

-28

7

+37

-27

+38

-28

+39

-29

8

+38

-28

+39

-29

+40

-30

9

+39

-29

+40

-30

+41

-31

10

+40

-30

+41

-31

+42

-32

Практическая работа

     Задание 1. Переведите число из указанной системы счисления (см. вариант) в десятичную систему счисления.

Варианты

Задание

Варианты

Задание

1.

242,38

2.

A2F,C16

3.

161,28

4.

12B,816

5.

146,28

6.

22C,816

7.

103,248

8.

172,28

9.

11D,416

10.

12F,816

11.

214,48

12.

22D,316

 

     Задание 2. Переведите число (см. вариант) из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления с точностью 3 знака после запятой.

Варианты

Задание

Варианты

Задание

1.

51,7610

2.

57,4910

3.

39,5410

4.

64,510

5.

56,4210

6.

61,2910

7.

47,2910

8.

54,6110

9.

45,3110

10.

65,5210

11.

36,7410

12.

66,3610

 

     Задание 3. Переведите число (см. вариант) из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления с точностью 4 знака после запятой.

Варианты

Задание

Варианты

Задание

1.

82,210

2.

71,610

3.

84,910

4.

52,1510

5.

73,810

6.

73,410

7.

67,210

8.

91,310

9.

80,410

10.

86,510

11.

 

12.

 

 

     Задание 4. Выполните указанные действия над двоичными числами:

Варианты

Задание

Варианты

Задание

1.

  1. 110012 + 10012;
  2. 10112 * 1012.

2.

  1. 100012 + 1112;
  2. 10102 * 112.

3.

  1. 1100102 + 11012;
  2. 1012 * 1012.

4.

  1. 101012 + 10112;
  2. 1002 * 112.

5.

  1. 1010112 + 10012;
  2. 10112 * 112.

6.

  1. 100012 + 101012;
  2. 1112 * 1012.

7.

  1. 110102 + 10112;
  2. 10002 * 112.

8.

  1. 10012 + 10012;
  2. 10012 * 10012.

9.

  1. 100012 + 10112;
  2. 1002 * 1012.

10.

  1. 100012 + 1112;
  2. 101012 * 112.

11.

  1. 1101102 + 10112;
  2. 1012 * 1112.

12.

  1. 111012 + 10112;
  2. 1012 * 112.

 

     Задание 5. Переведите число из указанной системы счисления (см. вариант) в двоичную и восьмеричную(шестнадцатеричную) системы счисления. (Примечание. Использовать Табл.3)

Варианты

Задание

Варианты

Задание

1.

2AC,3B16

2.

426,358

3.

9A1,F216

4.

173,468

5.

42A,1816

6.

532,418

7.

8E1,A16

8.

D2,A16

9.

412,738

10.

317,128

11.

5A,1916

12.

D3,С16

 

     Задание 6.

Варианты

Задание

1.

Выберите число, которое является минимальным среди следующих чисел: 10000002, 628, 3916, 5210.

2.

Расположите числа в порядке возрастания: 1100102, 738, 4016, 6110.

3.

Выберите число, которое является максимальным среди  следующих чисел: 1000012, 528, 4216, 6310.

4.

Расположите числа  в порядке убывания: 1010012, 438, 3616, 5210.

5.

Выберите число, которое является минимальным среди следующих чисел: 1001102, 238, 2316, 2310.

6.

Расположите числа  в порядке убывания: 1101112, 768, 3A16, 5410.

7.

Выберите число, которое является максимальным среди  следующих чисел: 110012, 248, 2416, 2410.

8.

Выберите число, которое является минимальным среди следующих чисел: 110012, 238, 2316, 2310.

9.

Расположите числа  в порядке убывания: 1100102, 738, 2B16, 7410.

10.

Расположите числа  в порядке возрастания: 1000102, 328, 3216, 3210.

 

     Задание 7. Если обратный код целого числа X имеет указанный вид (см. вариант), то чему будет равно его значение в десятичной системе счисления.

Варианты

Задание

Варианты

Задание

1.

111000012

2.

110001102

3.

000001012

4.

111101102

5.

111100012

6.

111110012

7.

111011012

8.

111101012

9.

111100112

10.

000011012

11.

101100012

12.

111101012

 

     Задание 8. Какой вид имеет дополнительный двоичный код указанного числа (см. вариант) в однобайтовом формате.

Варианты

Задание

Варианты

Задание

1.

-510

2.

210

3.

-410

4.

310

5.

-210

6.

710

7.

1010

8.

910

9.

1310

10.

-810

11.

-610

12.

-710

 

     Задание 9. Найдите основание системы счисления, если

Варианты

Задание

Варианты

Задание

1.

1410 = 16X

2.

1010 = 12X

3.

510 = 12X

4.

1710 = 11X

5.

410 = 11X

6.

310 = 11X

7.

2110 = 15X

8.

2410 = 30X

9.

2210 = 26X

10.

210 = 10X

11.

510 = 12X

12.

510 = 11X

 

     Задание 10. Установите соответствие между указанным выражением (см. вариант) и выражением в дополнительном двоичном коде.

Варианты

Задание

Варианты

Задание

1.

(-310 + 1010 =)

2.

(910 - 310 =)

3.

(-1010 - 110 =)

4.

(-810 - 410 =)

5.

(-1210 + 210 =)

6.

(1410 - 510 =)

7.

(-1210 + 410 =)

8.

(-1310 - 310 =)

9.

(-1010 - 510 =)

10.

(1410 - 710 =)

11.

(-1010 - 210 =)

12.

(1410 - 310 =)

Составитель: М.Г. Хиндогина                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Устройство и функционирования информационных систем"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401 Информационные с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы архитектуры, устройство и функционирование вычислительных систем

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Техническая механика» для специальности среднего профессионального образования 07.02.01 «Архитектура»

Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика» разработана на основе ФГОС СПО по специальности 07.02.01 Архитектура,  и примерной программы учебной дисциплины, рекомендованной Экспер...

Рабочая программа учебной дисциплины "Рисунок и живопись" для специальности 07.02.01 Архитектура

Рабочая программа по дисциплине "Рисунок и живопись" разработана в соответствии с учебным планом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ специальность «Компьютерные сети»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее  –  ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Инженерная компьютерная графика

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 09.02.02  Компьютерн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 АРХИТЕКТУРА АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 «Информационн...