Программа "Мой выбор"
методическая разработка

Шмонова Татьяна Николаевна

Программа создана для реализации с детьми 5-х классов в период адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Мой выбор"23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Мой выбор» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности « Всё, что тебя касается». Деятельность рассчитана на учащихся 5-х классов.

Здоровье и здоровый образ жизни не являются ценностью, когда тебе

11-12 лет. В этот период человек не может быть сосредоточен на том,

чем и так обладает в полной мере. У него другие приоритеты: он ак-

тивно познает мир вокруг себя и себя в этом мире. Здоровье – не са-

моцель, а средство для достижения цели. Средство для того, что бы

стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным

авторитетом и успешным профессионалом. При этом мы понимаем, что запасы здоровья – не бесконечны. И здесь уместна аналогия с природными ресурсами. В преддверии экологической катастрофы человечество осознало, что нельзя хищнически относиться к природным богатствам, иначе будущее просто не наступит. Так и со здоровьем: мы не достигнем никаких целей, если ресурс нашего здоровья будет по-глупому истрачен в юности. Светлое будущее может и не наступить!

Основные принципы программы :

Принцип актуальности

 Программа основана на ценностях, актуальных для человека

11-12 лет. В этом возрасте идет активный поиск ответов на множество

вопросов. Кто я? Какой я? С кем я? Как меня воспринимают? Почему

я так поступаю? Почему так поступают со мной? Кем и каким я буду?

Именно на эти вопросы участники (самостоятельно!) должны найти

ответы в процессе наших занятий.

Принцип позитивности

Одна из задач  программы - показать подростку, что все его пот-

ребности можно реализовать позитивно, и даже проблемные ситуации

имеют конструктивный способ их разрешения.

Принцип активности

Этот принцип, в основном, базируется на мастерстве ведущего и его

способности реагировать и изменять занятие в соответствии с тре-

бованиями аудитории. Тогда информация, которую он предоставляет,

будет всегда актуальна, интересна и востребована. Кроме того, очень

важен и принцип активного участия группы. Древнее высказывание

гласит: «Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай мне поу-

частвовать - я пойму». Занятия строятся с максимальным вовлечением участников в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группах, ролевых игр.

Цели и задачи программы

Основная цель программы – способствовать форми-

рованию уверенной в себе личности, уважающей себя и дру-

гих, умеющей анализировать и контролировать ситуацию

и свое поведение, осознающей ответственность за свое

здоровье.

Для достижения этой цели необходимо  решить следующие задачи, которые можно разделить на три группы:

1. Сообщение новой информации. Участники должны узнать,

 кризисные ситуации, конфликт и его типы

2. Формирование заинтересованного отношения к теме здоровья.

Через «эмоциональную включенность» участники должны сфор-

мировать собственное отношение к разным формам рискованного

поведения и конструктивным способам решения проблем; понять,

что их здоровье - в их руках.

3. Формирование поведенческих навыков ответственного отноше-

ния к своему здоровью.  Метамотивация – мотивация поведения, вызываемого потребностями и ценностями роста.

Описание программы

Данная программа состоит из двух частей:

1. Основная программа: курс тренинговых занятий.

2. Организация досуга: дополнение к тренинговому курсу

Посещение библиотеки им. Маяковского- квест-игры, по договорённости. Участие  в социальных акциях городского и школьного уровней.

Курс тренинговых занятий

Тренинговый курс состоит из 17 тематических занятий, а также ввод-

ного и заключительного занятий.

Темы занятий:

1. Искусство общения.                                                  1  ч.            

2. Жизненные ценности.                                               1  ч.

3. Эмоции.                                                                      1  ч.

4. Мужчина и женщина.                                                 1  ч.

5. Разрешаем конфликты                                              1  ч.    

(конструктивное поведение в конфликтах)

6. Критическое мышление.                                            1 ч.

7. Скажи курению НЕТ                                                   1 ч.

8. Сопротивление давлению.                                        1 ч.

9. Наркотики: не влезай – убьет!                                   1 ч.

10.Мы знаем, как себя защитить.                                  1 ч.

11. Развитие характера (уверенное поведение)         .1 ч.

12. Я абсолютно спокоен                                                1 ч.

(поведение в стрессовых ситуациях)

13. Кризис: выход есть.                                                    1 ч.

14. Алкоголь: мифы и реальность.                                  1  ч.

15. Мое мнение.                                                                1 ч.

16. Толерантность.                                                           1 ч.

17. Мое будущее. Стратегии успеха.                              1 ч.

Каждая из тем, приведенных выше, занимает одно тренинговое заня-

тие, продолжительность которого составляет 45 минут.

Организация досуга: дополнение к тренинговому курсу.

Эта часть программы включает в себя:

  • тренинги по командообразованию;
  • проведение городских акций и флеш - мобов;
  • проектно- исследовавательскую деятельность;
  •  чтение и обсуждение  мини- рассказов В.А.Сухомлинского  в разделе « Красота – радость жизни»

Основные Принципы Общения Равных

Доброжелательность:  не выказывать осуждения, отрица-

тельных эмоций по отношению к другим.

Уважение:

уважать достоинство, ценности, чувства и мысли каждого человека.

Терпимость:

принимать людей такими, какие они есть, даже если их образ жизни, манера одеваться, национальность, взгляды, интересы отличаются от его собственных.

Внимательность: уметь слушать и слышать других, а также

замечать, слушают ли его. Иногда улыбка, жест, взгляд могут сказать

больше, чем слова.

12

Точность: всегда предоставлять точную информацию, которая будет понята однозначно и не нанесет вреда участникам.

Искренность: говорить о своих чувствах искренне, ничего не

придумывая. Однако он имеет право выбирать, что говорить, а что -

нет. Неполная правда гораздо лучше, чем заведомая ложь.

Честность:  честно признаваться в том, что у него нет готового

ответа на вопрос или решения проблемы. Ты имеешь право сказать: «В данный момент я не могу ответить на этот вопрос, но постараюсь ответ найти».

Открытость: открыто рассказывать о целях и методах мероприятий, которые он проводит. Подростки участвуют в мероприятиях добровольно и имеют право знать о них все, прежде чем решат,

принимать участие или нет.

Каждый  тренинг строится по следующей схеме:

  • Приветственное слово ведущего;
  • Разминка;
  • Блок «Вспомним все»;
  • Основная часть занятия;
  • Рефлексия всего занятия;
  • Итоговый вывод;
  • Традиционное прощание «Мы вместе».

  • Анализ упражнений:
  •  Все ли способы выхода из ситуации были угаданы верно?
  • Что вызвало наибольшее затруднение? Почему?
  • Почему не все конфликтные ситуации можно и нужно разрешать с помощью компромисса и сотрудничества?

Рефлексия всего занятия

Что запомнилось на занятии?

Что нового вы узнали?

Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше? 5-10 минут

Если осталось мало времени от занятия и/или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии.

Ожидаемые результаты

По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • метод контроля;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • исследовательский;
  • творческий метод.

Литература:

  1. Методическое пособие по программе формирования ЗОЖ подростков по программе «Все, что тебя касается»/ /Издание 2-е исправленное и дополненное. /

Фонд «Здоровая Россия», 2010 г.//

2.Учебно- методическое пособие для учителей средней школы                  « Мой выбор»,автор Ирина Ахметова

3.  Методическое пособие по воспитательной рабрте, автор Правдина О.В.

4.Рабочая тетрадь « Мой выбор» по курсу, автор Ирина Ахметова

5.Энциклопедия материалов « Мой Выбор»,автор Кищенкова О.В.

6. Книга методик « Мой выбор», автор Ершова В.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология определения жизненных целей и выбора карьеры

На свете мало недостижимыхвещей; будь у нас больше настойчивости,мы могли бы отыскать путь почти к любой цели.Ф. ЛарошфукоКнут воли, топор действияи салют мечты – вот истинныепричины успеха. Совр...

Профоринтация или профанация? Выбор за школой

Проблема выбора пути встаёт перед молодым человеком ещё в школе, в тот момент, когда он пока не обладает жизненным опытом. Между тем, именно на этом этапе жизни он должен сделать важный для себя выбор...

программа Предмет по выбору "Сочинение,импровизация"

Данная программа направлена на раскрепощение и развитие творческого потенциала учащегося, расшире­ние музыкального кругозора,  глубокое проникновение в суть музыкальных про­изведений, соеди...

Оператор выбора

план урока...

Сценарий профориентационного мероприятия "Выбор профессии - выбор будущего!"

Цель данного мероприятия: информирование учащихся школ города и районов Забайкальского края о профессиональной деятельности Краснокаменского горно-промышленного техникума, оказание им помощи в выборе ...