"Педагог года - 2018"
материал на тему
Мой "небольшой" опыт работы с удивительными камешками марблс, завораживающими своей красотой и взрослых, и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская идея | 24.91 КБ |
Конкурсное занятие | 48.5 КБ |
Мастер-класс | 37.5 КБ |
Буклет. Волшебные камешки марблс | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр с камешками марблс.
Разрешите представить Вашему вниманию авторскую идею в моей педагогической практике «Коррекция речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр с камешками марблс».
Однажды, моя дочь Арина попросила купить блестящие разноцветные камешки. Дома я долго наблюдала, с каким восторгом она их перебирала и рассматривала. Вскоре в детской «сокровищнице» моей дочки появилась целая коллекция «кристаллов», как она их называла.
По словам психолога Марии Осориной, дети 5-7 лет любят сокровища, относятся к своей «сокровищнице» с трепетом. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы. Особенно им нравится блеск и малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой детской сокровищнице есть «кристаллы». Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал ввести в практику работу с блестящими камешками.
Я очень люблю всё новое и необычное! Мне стало интересно, что это за камни, чем они привлекают детей, и как можно применить их в работе учителя-логопеда? Я стала искать книги, картотеки к этим камешкам. В книжных магазинах ничего нет, никто не слышал о марблс. Тогда мне на помощь пришел интернет. Я нашла сайт «Логопед дома» и уже, готовые, красочные картотеки и методические пособия. Так в моей педагогической копилке появились первые игры-бродилки и картотека «Волшебные камешки марблс».
Применение камешков марблс – это особый дидактический материал, идущий от потребностей ребенка. Это нетрадиционный способ коррекции речи, побуждающий активность и интерес ребенка, одновременно развивающий речь и мелкую моторику.
Изучая работы психиатра, невропатолога и физиолога, основоположника рефлексологии в России, Бехтерева Владимира Михайловича я узнала, что простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Российский физиолог Марионилла Максимовна Кольцова была права, утверждая, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «Мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так, эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей в противовес новейшим высокотехнологичным игрушкам.
Поэтому я поставила для себя цель: коррекция речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр с камешками марблс.
Использование камешков марблс в работе с детьми для достижения поставленной цели, позволяет решать следующие задачи, которые представлены на слайде:
- Развивать мелкую моторику рук ребенка.
- Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать связную, фразовую речь.
- Развивать фонематические процессы, закреплять правильный образ буквы.
- Проводить работу по автоматизации поставленных звуков.
Для решения проблемы преодоления речевых нарушений я использую следующие игровые упражнения. Перед постановкой звука я рисую ребенку в тетради артикуляцию звука, а ребенку предлагаю выложить образ буквы на шаблоне.
Цель: Формирование образа звука - буквы.
Дети выкладывают из камешков букву.
Вводить звук в слогах помогает игра с деревянными рамками
Цель: Автоматизация звуков в прямых и обратных слогах.
Заполнение пяти рядов рамки и проговаривание отраженно за взрослым прямых и обратных слогов.
А для формирования умения делить слова на части (слоги) предлагаю воспитанникам заполнить «Гроздь винограда». Нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего, зеленого, черного, фиолетового цвета (на выбор ребенка).
Показываю картинку и называю слово, а ребенок делит слово на части (слоги) и на веточке винограда ищет веточку, соответствующую количеству слогов, берет столько же камешков. Одна маленькая веточка – слово из одного слога, один камешек, две веточки – слово из двух слогов, два камешка и т.д.
Слова: кошка, колесо, лимон, вода, машина, дым, рука, коса, мяч, сом, самолёт, конфета.
Автоматизировать звук в словах помогают Игры-бродилки, где дети помогают полюбившемуся герою. В данном случае дети помогают Русалочке добраться до замка. Для этого они должны правильно назвать картинки (или повторить слово). С каждым правильно произнесенным словом берут камешек и выкладывают дорожку от Русалочки к замку. Правильно произнося звук [Л].
Формировать грамматический строй речи помогает Игра «Чудесный мешочек».
Ребёнок достает камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:
зелёный камешек – зелёный крокодил, зелёная лягушка и т.д.
синий камешек – синий шарик, синие колокольчики и т.д.
жёлтый камешек – жёлтые бананы, жёлтое солнце, жёлтый лимон и т.д.
Самая любимая игра – это, конечно же, «Сокровища».
В сундучке среди шариков и камешков марблс спрятаны мелкие игрушки (пуговицы), в названии которых есть автоматизируемый звук. Дети находят сокровища, называют слово, а после чего определяют место заданного звука в слове.
В коррекционно-образовательной работе важно иметь тесную взаимосвязь с родителями, как с равноправными участниками образовательного процесса. Чтобы повысить родительскую компетентность, практикую такие формы взаимодействия, как показ индивидуального занятия, мастер-классы и родительские встречи.
Таким образом, я пришла к выводу, что этот материал универсален в работе с детьми дошкольного возраста. Камешки марблс не только приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильно удовольствие, но и являются настоящей находкой для логопедов в коррекционной работе с детьми.
Уважаемые коллеги! Думаю, Вы согласитесь со мной, что, как правило, мотивы обучения на занятии не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «украшать» занятие наглядностью, игровыми приёмами, сюрпризными моментами, чтобы коррекционно-образовательный процесс привлекал дошкольников. Но ведь подлинная цель взрослого не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения детьми предметных знаний, в данном случае коррекции речи.
Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала лишь о некоторых играх, которые, исходя, из своего опыта показали высокую результативность. (Мониторинг звукопроизношения)
Практическая ценность предоставляемого мною материала еще малоизвестна в педагогическом сообществе, но который, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, и может быть успешно использован в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
организованной образовательной деятельности с детьми
Составитель: Кристя Алена Валерьевна, учитель-логопед Детского сада «Алёнушка», филиала Детского сада «Светлячок»
Тема: «Звук [Р] учу, я красиво говорить хочу!»
Возрастная группа: подготовительная группа, дети 6-7 лет
Количество: 6 детей
Форма ООД: игровая деятельность
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Цель: Создание условий для автоматизации звука [Р] изолированного, в слогах, словах, фразе.
Задачи:
- автоматизировать звук [Р] изолированного, в слогах, словах, фразе;
- упражнять в умении определять место звука [Р] в слове;
- познакомить детей с камешками марлбс;
- вызвать у детей удовольствие от работы с камешками марлбс.
Методы: словесные (объяснение, вопросы к детям, словесная инструкция), практические (выкладывание камешек марблс в рамке, в схеме, игре-бродилке; наглядно-зрительные (показ, использование наглядных пособий (презентация с фрагментами мультфильма).
Средства: проектор и ноутбук, рамка деревянная – 6 шт., камешки марблс разных цветов небольшого размера 25 шт.(на одного ребенка), сундучок с камешками и шариками марблс, деревянные пуговицы- фигурки, игра-бродилка «Помоги Лизе», крупные камешки для игры 6 шт., предметные картинки 6 шт., сюрпризы для детей камешки марблс – рыбки.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Умение определять место звука [р] в слове с использованием схемы, использовать камешки марблс в звуковом анализе слова.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Вводно- организационный момент | Обращение внимания детей на предстоящую деятельность: эмоционально-психологический настрой, сюрпризный момент камешки марблс, лежащие на мягком модуле.
| Игровой момент «Кем хочешь стать?» | Непосредственное общение-знакомство с детьми. Стоя в кругу, дети называют свою будущую профессию на каждый камешек марблс. | Положительный эмоционально-психологический настрой на предстоящую деятельность. Выявление знаний детей о профессиях, о значении «сценической речи». |
2. Проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия. | Дети смотрят фрагмент мультфильма «Барбоскины», 139 серия «Сценическая речь». | Вопросы к детям: Из какого мультфильма представлен фрагмент? Кто герои? Кем хочет быть Лиза? С какой проблемой она столкнулась? | Осмысление проблемы сценической речи и пути её решения. | Готовность к предстоящей деятельности. |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | Работа по автоматизации звука [Р]. | 1. Игровое упражнение на звукоподражание «Как рычит тигр?» 2. Настольная игра «Рамки» (заполнение рамок камешками, проговаривание прямых и обратных слогов). 3. Игра «Сокровища» (проговаривание слов со звуком [р]). 4. Работа со схемой «Определение места звука в слове». 4. Игра-бродилка «Помоги Лизе» (индивидуальная работа). | Принимают инструкцию педагога и следуют ей. Участвуют в образовательной деятельности: подражают рычанию тигра, проговаривают слоги и слова; выделяют заданный звук [Р] и обозначают место звука в слове; проговаривают чистоговорки. | Умение определять место звука [р] в слове с использованием схемы, использовать камешки марблс в звуковом анализе слова. |
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | 1. Просмотр фрагмента мультфильма. 2. Рефлексия. 3. Сюрпризный момент. | 1. Ребята, вы догадались, какая моя профессия? Какое решение приняла Лиза Барбоскина? 2. Что сегодня было трудно? А какое задание было лёгким? Почему так важно уметь правильно и красиво говорить? 3. Я рада знакомству с вами и в благодарность дарю вам сувениры (камешек марблс – рыбка) | Делятся впечатлениями. | Развитие умения анализировать собственную деятельность на занятии. |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Волшебные камешки МАРБЛС»
Цель: Использование игр с камешками марблс для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с нетрадиционной технологией использования камешков марблс в обучении детей;
- мотивировать педагогов на применение камешков марблс в индивидуальной работе с дошкольниками;
- использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас всех приветствовать на моем мастер-классе. Тема моего мастер-класса «Волшебные камешки МАРБЛС».
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные-разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем камешки считать,
Будем камешки считать
И цвета запоминать.
Громко четко говорим,
Говорим и не спешим,
Камешки в руках сжимаем,
До пяти с тобой считаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторяй за мной опять.
Первое задание: «Обследование камешков»
- Перед Вами вазы, закройте глаза, опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д)
- Откройте глаза и посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)
- А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?
- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:
Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать).
Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше).
Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)
- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)
(взять красные камешки большим и третьим) и т.д. Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо
- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.
- Что услышали? (шум)
Вот так на простом материале дети различают неречевые звуки.
Вопрос: Как Вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения).
Второе задание: игра «Чудесный мешочек»
Задание: по очереди вынуть из мешочка предметы. Что вы вынули из мешочка? (разноцветные камешки)
- Какого цвета камешек, такого цвета предмет (например: желтый камушек – желтый лимон)
Вопрос: Как Вы думаете, что формируется во время этой игры? (грамматический строй речи).
Третье задание: игра «Гроздь винограда»
Задание: нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего цвета. (например, взрослый показывает картинку или называет слова, а ребенок делит слово на слоги и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов)
Слова: кошка, сок, колесо, лимон, вода, машина, дом, рука и т.д.
Четвертое задание: игра заполнить шаблон «Цветочная поляна»
Заполняем недостающие части на цветах. Камешек можно положить тогда, когда назовешь правильно первый звук в слове:
Аист – «а»,
Облако – «о»,
Удочка – «у»,
Иглы – «и»,
Сом – «с»,
Мак – «м»,
Кот – «к»,
Лук – «л».
Игра «Тучка и дождик»
Задание: нужно подобрать слово на заданный звук. (например из тучки должен политься дождик капельками и полить цветок со звуком С в начале слова, со звуком Ш – в середине, со звуком Л –в конце и т.д.)
Игра «Жираф»
Задание: У жирафа не хватает пятнышек. Украсим его пятнышками, Назвав последний звук в слове.
Слова: дом, кит, стол, автобус, камыш, сыр.
Игра «Звукобуквенный анализ»
Задание: Слово «РАК» выложить звуковую схему слова.
Вопрос: Как Вы думаете, что формируем у детей? (Фонематический анализ слова).
Пятое задание: «Угощение для нового друга».
Задание: Додумать сюжет сказки с опорой на предложенные картинки.
Таким образом, при использовании камешков Марблс у детей развивается мелкая моторика рук, обогащается словарный запас, совершенствуется лексический строй речи и фонематические процессы, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы как в подгрупповых и индивидуальных занятиях, так и свободной деятельности.
СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конкурсу "Педагог года Москвы 2013"
Видеоролик представляет меня, преподавателя, и рассказывает о моей учебной, воспитательной и общественной деятельности, достижениях и увлечениях....
Материалы на областной конкурс «Педагог года Тюменской области - 2015»
Материал включает презентацию, пояснительную записку и эссе...
Сценарий конкурса "Педагог года-2015"
Сценарий профессионального конкурса педагогов Лискинского аграрно-технологического техникума. Конкурс проводиля с целью выявления лучших профессиональных и личных качеств педагогов, стимулирован...
Мастер класс, приуроченный к конкурсу "Педагог года"
Тема урока – Антропогенное воздействие на биосферу.Тип урока – урок «открытия» новых знаний.Цель урока: создать условия для изучения масштабности и последствий а...
Индивидуальный план профессионального развития педагога на 2018-2019 учебный год
Индивидуальный план профессионального развития педагога на 2018-2019 учебный год...
Воспитатель года 2018
Современный ритм жизни требует от педагога постоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянн...
Результативность работы педагогов над методической проблемой года (2018)
Выступление с докладом на Педсовете...
- Мне нравится (10)
Комментарии
Алена Валерьевна, читала вашу
Алена Валерьевна, читала вашу авторскую идею на одном дыхании.
Сокровище - не только камешки
Сокровище - не только камешки, но и ваша работа.
Помню вамш мастер - класс.
Помню вамш мастер - класс. Было очень интересно и необычно.
Замечательный материал.
Замечательный материал. Обязательно возьму на вооружение. Спасибо.
Хотелось бы узнай об этой
Хотелось бы узнай об этой методике больше.Подскажите? Это просто класс!!!!!!
Галина Анатольевна, спасибо!
Галина Анатольевна, спасибо! Рекомендую Вам посмотреть видео занятия "Мама учит" с камешками марблс. Много брала именно там. Сейчас есть готовые наборы в продаже для малышей игр с камешками марблс по доступной цене. Можете в "Одноклассниках" найти Олесю Мельникову (Челябинск). Много игр выставлено на продажу.