Материалы на областной конкурс «Педагог года Тюменской области - 2015»
проект на тему
Материал включает презентацию, пояснительную записку и эссе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 53.86 КБ |
esse.docx | 16.76 КБ |
petrova_a.i._metodicheskiy_seminar.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правовой компетентности обучающихся по специальности среднего профессионального образования 26.02.03 Судовождение в процессе подготовки к профессиональной деятельности
К числу обязательных требований к работнику речного флота относится знание законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, нормативных правовых актов, определяющих условия соблюдения дисциплины работниками водного транспорта, обеспечивающих безопасность плавания, сохранность имущества, предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиту и сохранение окружающей среды.
Низкий уровень правовой компетентности может не только поставить выпускника в условия социальной незащищённости, сложной адаптации к дальнейшей профессиональной деятельности, но и привести к участившимся в последние годы авариям, транспортным происшествиям, связанным с нарушениями требований обеспечения безопасности судоходства и правил эксплуатации внутреннего водного транспорта.
В связи с этим формирование правовой компетентности следует рассматривать как неотъемлемую часть общего процесса профессионального становления специалиста внутреннего водного транспорта.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблемы формирования правовой компетентности обучающихся по программам СПО неюридического профиля в процессе профессиональной подготовки освещаются в работах многих отечественных исследователей, основанных на фундаментальных положениях педагогической, психологической и юридической наук. Однако, анализ учебной, учебно-методической литературы свидетельствует о том, что обучение праву этой категории обучающихся осуществляется с недостаточным учётом специфики их будущей профессиональной деятельности, а учебно-методическое оснащение правовых дисциплин остаётся на низком уровне.
Таким образом, актуальность проблемы формирования правовой компетентности обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение обусловлена наличием следующих противоречий:
- между квалификационными требованиями к правовым знаниям и умениям специалистов внутреннего водного транспорта и реальным уровнем их правовой компетентности;
- между необходимостью повышения уровня правовой компетентности обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение и недостаточным учебно-методическим обеспечением правовых дисциплин;
- между сложившейся системой профессиональной подготовки обучающихся, ориентированной на знаниевый подход, и недостаточной разработанностью компетентностного подхода к становлению специалиста новой формации.
Выявленные противоречия, актуальность формирования правовой компетентности обучающихся определили проблему исследования, которая заключается в необходимости создания педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования правовой компетентности обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность данной проблемы в науке обусловили выбор темы исследования: Формирование правовой компетентности обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение в процессе подготовки к профессиональной деятельности.
Объект исследования: процесс подготовки обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение к профессиональной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие формирование правовой компетентности обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение в процессе подготовки к профессиональной деятельности.
Цель исследования: создание педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования правовой компетентности обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование правовой компетенции обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение будет эффективным, если:
- определена структурно-содержательная характеристика правовой компетентности;
- образовательный процесс формируется на основе структурно-содержательной характеристика правовой компетентности;
- организация и содержание образовательного процесса обеспечивается комплексом необходимых педагогических условий;
- разработан критериально-оценочный аппарат, позволяющий определить сформированность правовой компетенции.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1) разработать структурно-содержательную характеристику правовой компетентности;
2) выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования правовой компетентности обучающихся;
3) разработать содержательный и оценочный инструментарий обучения по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности»;
4) проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность процесса формирования правовой компетентности обучающихся с помощью разработанного критериально-оценочного аппарата (Приложение 1).
Правовая компетентность представляет собой совокупность качеств, отражающих уровень правовых знаний, умений, готовности и способностей, необходимых для решения правовых вопросов в сфере профессиональной деятельности.
Основываясь на требованиях ФГОС СПО по специальности 06.02.03 Судовождение и отраслевых требований к квалификации специалиста составлена структурно-содержательная характеристика правовой компетентности техника-судоводителя (Приложение 2).
Эффективность формирования правовой компетентности будущих судоводителей обеспечивает система педагогических условий, включающая элементы:
1. Создание информационно-образовательной среды предметной области, в которую студент погружен на протяжении всего периода профессиональной подготовки.
С целью формирования правовой культуры и правовой компетентности обучающихся в колледже создана информационная правовая микросреда, в рамках которой осуществляется правовое просвещение (информирование) и обучение студентов.
2. Качественное методическое обеспечение дисциплины, как ресурсной базы формирования правовой компетентности обучающихся.
Созданный учебно-методический комплекс включает нормативные, методические и учебные материалы по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» и представляет собой иерархическую базу данных, составленную по модульному принципу, что позволяет существенно повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся, даёт возможность проводить обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, с учётом индивидуальных запросов обучающихся.
3. Применение педагогических технологий и методов обучения, позволяющих интенсифицировать компетентностное обучение.
Правовая компетентность предполагает наличие критического мышления, т.е. способности понимать, перерабатывать, анализировать информацию, формировать к ней собственное отношение и принимать обоснованные решения в профессиональных и социальных условиях. Применение базовой модели технологии критического мышления («вызов-реализация-рефлексия») позволяет обеспечить развитие у обучающихся критического правового мышления, основанного на понимании правовых явлений, знании законодательства, развитии логики и творческого подхода.
Кроме того, в сфере права необходимы развёрнутая аргументация, использование особых речевых оборотов, выстраивание сложных логических «цепочек». Кейс-метод является практикоориентированным, даёт возможность применять полученные правовые знания в конкретных жизненных ситуациях, в профессиональной деятельности.
Метод проектов позволяет развить познавательные навыки обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Практические задания-проекты постепенно усложняются и предполагают развитие профессиональных компетенций обучающихся.
В целях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
4. Комплексный подход к формированию правовой компетентности обучающихся в рамках учебной деятельности, деятельности в период практики, исследовательской и социально-культурной деятельности (Приложение 3).
О результативности исследования свидетельствуют следующие показатели:
- положительная динамика уровня сформированности правовой компетентности (Приложение 4);
- активное участие обучающихся в мероприятиях правовой направленности;
- публикации работ обучающихся в сборниках научно-практических конференций, на сайтах сетевых сообществ и проектов;
- победы и призовые места обучающихся в конкурсах различных уровней;
- успешная профессиональная адаптация выпускников.
Общие результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что организация процесса формирования правовой компетентности обучающихся на основе разработанной структурно-содержательной характеристики при обязательном соблюдении комплекса педагогических условий является эффективной.
Основные теоретические положения и результаты исследования отражены в работах, опубликованных в сборниках материалов конференций различного уровня.
Список литературы:
Высоцкий Л. А. Формирование правовой компетентности студентов колледжа на основе интегративно-модульных технологий обучения // Человек и образование. - 2011. - № 4(29). - С. 105-109.
- Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. 166 с.
- Матвеев Р.Ф. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учеб. пособие для ССУЗ / Р.Ф. Матвеев – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИД «Форум»-Инфра-М., 2013. -212 с.
Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики [Текст] / И. Ф. Рябко. – М.: НОРМА-ИНФРА 2001. – 157 с.
Приложение 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
обучающихся по специальности 06.02.03 Судовождение
Социальный заказ общества и государства на подготовку специалиста сферы ВВТ, обладающего правовой компетентностью | Требования ФГОС СПО по специальности 06.02.03 Судовождение к результатам освоения ППССЗ | |
Цель: Формирование правовой компетентности обучающихся | ||
Компоненты правовой компетентности обучающихся | ||
Система гуманистических и правовых ценностей, положительная мотивация, уважение к праву | Система правовых знаний | Готовность и способность применять правовые знания в профессиональной деятельности |
Критерии сформированности правовой компетентности обучающихся | ||
Степень сформированности ценностных установок и мотивации правомерного поведения | Степень правовой информированности | Степень сформированности умений и навыков правомерного поведения |
Показатели сформированности правовой компетентности обучающихся | ||
Признание значимости правовых ценностей в обществе, выраженность учебных, профессиональных и познавательных мотивов к получению правовых знаний и их применению в будущей профессиональной деятельности, потребность повышать уровень правовой компетенции. | Знание основ теории государства и права, Конституции РФ, основных нормативно-правовых актов РФ, знание нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность. | Умение самостоятельно осуществлять поиск, анализ и применение правовой информации, умение применять правовые знания для определения необходимого порядка действий в конкретных ситуациях, умение применять правомерные решения в конкретных ситуациях, возникающих при осуществлении профессиональной деятельности. |
Уровни сформированности правовой компетентности | ||
Низкий | Средний | Высокий |
Характеризуется несформированностью ценностно-мотивационного компонента правовой компетенции, поверхностными правовыми знаниями, то есть минимальным или недостаточным пониманием правовой информации, юридической терминологии, отсутствием умения анализировать правовую информацию. У обучающихся отсутствует положительная мотивация и стремление к правовому обучению. | Характеризуется частичной сформированностью компонентов правовой компетенции, при этом обучающиеся проявляют интерес лишь к обязательной правовой информации, правовые знания поверхностные, недостаточно четкие, в основном приближающиеся к предусмотренным учебниками. Правовой словарь ограничен, обучающиеся употребляют минимальное количество юридических терминов. Данный уровень характеризуется сформированностью некоторых правовых умений, которые не всегда достаточны для решения ситуаций правового характера. | Характеризуется сформированностью всех компонентов правовой компетенции. Обучающиеся проявляют многосторонний устойчивый интерес к правовой информации. Объем правовых знаний значительно выходит за пределы программы, знания глубоки и базируются на законах и иных нормативно-правовых актах. Данный уровень характеризуется потребностью в повышении правовых знаний и умений. Правовой словарь достаточно богат. Обучающиеся грамотно решают правовые задачи, оценивают проблемную ситуацию с позиции законодательства. |
Результат | Выпускник колледжа, обладающий правовой компетентностью. |
Приложение 2
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
выпускника по специальности 06.02.03 Судовождение
Виды профессиональной деятельности | ||||
ВПД 1. Управление и эксплуатация судна | ВПД 2. Обеспечение безопасности плавания | ВПД 3. Обработка и размещение груза | ||
Техник-судоводитель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке. | ||||
ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна. ПК 1.2. Маневрировать и управлять судном. ПК 1.3. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи. | ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности. ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна. ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара. ПК 2.4. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях. ПК 2.5. Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. ПК 2.6. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства. ПК 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды. | ПК 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки. ПК 3.2. Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса. | ||
Должен уметь: определять административные правонарушения и административную ответственность; оформлять нормативные акты по перевозке грузов, пассажиров и багажа; применять правовые акты по обеспечению безопасности судоходства; Должен знать: понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; организационно-правовые формы юридических лиц; дисциплинарную и материальную ответственность работника; административные и уголовные правонарушения и административную и уголовную ответственность; права социальной защиты граждан; правовой статус судна; международно-правовой режим морских пространств; международные и национальные нормы по квалификации и комплектованию судового экипажа; правовые основы коммерческой эксплуатации судов; нормативные акты по перевозке грузов, пассажиров и багажа; правовое регулирование хозяйственных операций; правовые акты по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства; правовое регулирование при чрезвычайных обстоятельствах; основы страхования; порядок разрешения имущественных споров; способы защиты интересов граждан и судов. | ||||
Социальный заказ общества и государства на подготовку специалиста сферы ВВТ, обладающего правовой компетентностью | Требования ФГОС СПО по специальности 06.02.03 Судовождение к результатам освоения ППССЗ |
Приложение 3
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
выпускника по специальности 06.02.03 Судовождение
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | Учебная деятельность | 1. Введение в учебный план специальности вариативных тем, разделов в инвариативные дисциплины ФГОС. Например:
2. Организация и проведение бинарных уроков по дисциплине ОП.04 «Правовые основы профессиональной деятельности» и дисциплинам ОП.06 Теория устройства судна, МДК 01.02. Управление судном и технические средства судовождения. 3. Организация курсового проектирования по дисциплине МДК 03.01 Технология перевозки грузов с обязательным включением разделов по дисциплине ОП.04 «Правовые основы профессиональной деятельности». |
Производственная практика | 1. Подведение итогов производственной практики -практическая конференция «Шуга… Сливаем воду!». 2. Организация и проведение круглых столов с участием работодателей по вопросам:
| |
Исследовательская и социально-культурная деятельность | 1. Выполнение исследовательских проектов по проблемам обеспечения безопасности судоходства в рамках работы научного общества обучающихся и самостоятельной внеаудиторной работы. 2. Выполнение социальных проектов в рамках внеурочной деятельности («Защити свои права», «Я -гражданин России»). |
Приложение 4
СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
выпускника по специальности 06.02.03 Судовождение
Предварительный просмотр:
Эссе «Я - преподаватель»
Петрова А.И., ГАПОУ ТО
«Тюменский колледж водного транспорта»
Студент, как это гордо звучит в устах родителей, которые решили отпустить свое чадо из под родительского крыла, решили выпустить в «большую жизнь». Какие они еще маленькие, робкие, стеснительные мои студенты – первокурсники. Какие они на самом деле, что видели они в свои 15 лет, с каким багажом не только знаний, но и жизненного опыта они пришли? Эти вопросы я задаю сама себе каждый раз в начале учебного года вот уже на протяжении 17 лет. И сегодня, по прошествии, такого количества времени, каждый студент – первокурсник для меня маленький росток, набирающий силу, тянущийся к свету, стремящийся расправить свои листочки во всю мощь. Смогу ли я – дать им эту силу, направить их устремления, способность к познанию в правильном направлении, почувствовать и обрести уверенность в своих силах, завтрашнем дне?
Новое время выдвинуло новые требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных. В центре внимания поставлены личность, уважение к ней, но, в первую очередь, личность должна уважать себя. Этому тоже необходимо учиться.
Первые робкие ответы даже по школьному материалу должны быть услышаны, отмечены, пусть даже взглядом, кивком головы и ты видишь, как распрямляется спина, поднимается голова, загораются глаза того испуганного мальчишки, который был в классе пять минут назад. Следующий шаг –ты уже знаешь их по именам, удивление смешанное с чувством радости приносит свои плоды. Встречая тебя в коридоре, они здороваются, задают вопросы, главным из которых становятся: «А когда мы с вами увидимся, что нового будет на уроке?». Значит я им интересна, значит, они готовы сотрудничать, слушать меня, учиться слушать других. Значит мы вместе, а вместе мы сможем добиться многого.
Мне всегда везет со студентами. Они отзывчивые, понимающие и сообразительные. Пусть говорят, что в колледжи и техникумы добровольно идут только те, кто уверен, что ЕГЭ провалит, или те, кто не выдержал конкуренции в вуз, главное, правильно смотивировать и тогда, найдутся желающие постигать гранит науки, стать успешными и конкурентоспособными в сегодняшнем быстроменяющемся мире.
Убеждена, что смысл и значение профессиональной деятельности для каждого человека во многом определяется ее общественной значимостью – тем, насколько она востребована в обществе и что она дает для него. Через свою профессию, стараюсь показать своим студентам, что нет ненужных профессий, вместе с ними через нетрадиционные уроки, классные часы, походы в музеи знакомимся с их профессиональным выбором и вместе с ними радуюсь, когда их юношеские мечты совпадают с реальностью практической во время плавательной практики.
Преподаваемые мною дисциплины позволяют рассказать и показать моим студентам, что мир вокруг нас не только огромен, но и удивителен и неповторим. Текстов из учебников для этого недостаточно, для таких уроков нужна дополнительная подготовка, появилось желание перечитать художественную и специальную литературу, пошла в местные библиотеки за дополнительными знаниями для своих студентов, но и как оказалось для себя. Как сказал Д.Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового». Я учусь, и учусь вместе со своими учениками. Каждый день я встречаюсь с разными студентами, любознательными и не очень, сильными и слабыми, с жизнерадостными и полными тревог, но каждый из них желает получать новые знания, развивать свой внутренний мир. Поэтому, стараюсь использовать такие методы и приемы, которые позволяют студенту мыслить и действовать, получать знания и приобретать практический опыт, усваивать правила и нормы общественного поведения. Большое счастье для меня – верить, что я смогла научить их добывать знания, а не использовать готовые, быть мобильными и коммуникабельными, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Каждая удача студентов – это и моя удача, каждый неуспех – вопрос для меня: что было сделано не так?
Размышления о работе педагога натолкнули меня на интересную метафору… Представьте себе большие хрустальные песочные часы… И песок в них – и есть педагог. Золотые песчинки - это знания, обогащенные опытом, трудовым стажем, пережитыми эмоциями и многим другим… Это настолько тонко, если позволите, эфемерно… Но, одновременно, должно завораживать ученика, увлекать за собой в мир изучаемого предмета.
Каждый день я наслаждаюсь своей работой, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время. Моя работа - это не только знания и опыт, это и величайшее терпение, и огромная любовь.
Маленькая детская мечта – быть учителем, привела меня сегодня в огромный океан человеческих отношений, любви, великих свершений и надежд.
То буря, то тишь… То яркое солнце, то проливной дождь.. Эта стихия не терпит слабых, неподготовленных, неуверенных в своих знаниях… Я капитан своего маленького корабля. Я четко знаю цель своего плавания, я видела много берегов и несла туда свои знания. Парусами была любовь к своему предмету, вера в то, что я могу помочь подрастающему поколению обрести свой путь в жизни, внести пусть маленький, но вклад в развитие личности… Колледж – это моя стихия, педагог – это не профессия, а образ жизни. Какой учитель не мечтал о том, чтобы однажды кто-то сказал: «Ваши уроки помогли мне многое объяснить, благодаря им я стал тем, кто я есть»…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правовая компетентность - необходимый компонент профессиональной деятельности работника ВВТ Обязательные требования к работнику речного флота : знание законодательства в области внутреннего водного транспорта РФ, нормативных правовых актов, определяющих условия соблюдения дисциплины работниками водного транспорта, обеспечивающих безопасность плавания, сохранность имущества, предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиту и сохранение окружающей среды. Низкий уровень правовой компетентности : -ставит выпускника в условия социальной незащищённости, сложной адаптации к дальнейшей профессиональной деятельности, -может привести к участившимся в последние годы авариям, транспортным происшествиям, связанным с нарушениями требований обеспечения безопасности судоходства и правил эксплуатации ВВТ. Методологическая база Выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы Использование компетентностного подхода в образовании Формирование правовой компетентности Формирование правовой компетентности обучающихся в ОО неюридическго профиля К.Э.Безукладников В.Д.Шадриков Е.А.Певцова А.А.Черемисина В.Е.Егоров Т.В.Монько
Актуальность проблемы обусловлена наличием следующих противоречий : между квалификационными требованиями к правовым знаниям и умениям специалистов ВВТ и реальным уровнем их правовой компетентности; между необходимостью повышения уровня правовой компетентности обучающихся ПОО и недостаточным учебно-методическим обеспечением правовых дисциплин; между сложившейся системой профессиональной подготовки студента, ориентированной на знаниевый подход, и недостаточной разработанностью компетентностного подхода к становлению специалиста новой формации Кто постигает новое, лелея старое, Тот может быть учителем. Конфуций
Проблема исследования: с оздание педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования правовой компетентности обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение Тема исследования: ф ормирование правовой компетентности обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение в процессе подготовки к профессиональной деятельности Объект исследования: процесс подготовки обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение к профессиональной деятельности Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие формирование правовой компетентности обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение в процессе подготовки к профессиональной деятельности Цель исследования: создание педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования правовой компетентности обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование правовой компетенции обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение будет эффективным, если: определена структурно-содержательная характеристика правовой компетентности; образовательный процесс формируется на основе структурно-содержательной характеристика правовой компетентности; организация и содержание образовательного процесса обеспечивается комплексом необходимых педагогических условий; разработан критериально-оценочный аппарат, позволяющий определить сформированность правовой компетенции.
Задачи исследования Р азработать структурно-содержательную характеристику правовой компетентности. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования правовой компетентности обучающихся. Разработать содержательный и оценочный инструментарий обучения по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности». Проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность процесса формирования правовой компетентности обучающихся с помощью разработанного критериально-оценочного аппарата.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ выпускника по специальности 26.02.03 Судовождение Социальный заказ общества и государства на подготовку специалиста сферы ВВТ, обладающего правовой компетентностью Требования ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение к результатам освоения ППССЗ Цель Формирование правовой компетентности обучающихся Низкий Средний Высокий Результат Выпускник колледжа, обладающий правовой компетентностью
Правовая компетентность - совокупность качеств, отражающих уровень правовых знаний, умений, готовности и способностей, необходимых для решения правовых вопросов в сфере профессиональной деятельности.
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ выпускника по специальности 26.02.03 Судовождение Требования ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение к результатам освоения ППССЗ Виды профессиональной деятельности ВПД 1. Управление и эксплуатация судна ВПД 2. Обеспечение безопасности плавания ВПД 3. Обработка и размещение груза ОК 1 - 10 ПК 1.1 – 1.3 ПК 2.1 – 2.7 ПК 3.1 – 3.2 Знания, умения Социальный заказ общества и государства на подготовку специалиста сферы ВВТ, обладающего правовой компетентностью
Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования правовой компетентности обучающихся Создание информационно-образовательной среды предметной области. Качественное методическое обеспечение дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельн6ости», как ресурсной базы формирования правовой компетентности. Применение педагогических технологий и методов обучения, позволяющих интенсифицировать компетентностное обучение. Комплексный подход к формированию правовой правовой компетентности обучающихся в рамках учебной деятельности, деятельности в период практики, исследовательской и социально-культурной деятельности.
Информационно-образовательная среда предметной области Репозитарий учебно-методических материалов, федеральных законов и нормативно-правовых актов РФ Ссылки на правовые образовательные Интернет-ресурсы и библиотеки Системы информирования о мероприятиях правового характера УМК по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» М1. Фонд ММ (для преподавателей) М2. Фонд МУ (для обучаемых) М3. Фонд оценочных средств контроля Образовательные ресурсы 1.1. Методические материалы в помощь преподавателю 1.2. Нормативная документация 1.3. Тексты базовых лекций 2.1. Комплекты индивидуальных заданий 2.2. Фонд методических разработок 2.3. Фонд раздаточного материала по дисциплине 3.1. Фонд КОМ для текущего контроля успеваемости 3.2. Фонд КОМ для промежуточного контроля
Критическое мышление Критическое мышление-способность размышлять и искать истину в данной области знания. Дж. Брунер -способность понимать, перерабатывать, анализировать информацию, формировать к ней собственное отношение и принимать обоснованные решения в профессиональных и социальных условиях. Применение технологии критического мышления позволяет обеспечить развитие у обучающихся критического правового мышления, основанного на понимании правовых явлений, знании законодательства, развитии логики и творческого подхода. I фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) II фаза Осмысление содержания (получение новой информации) III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Технологические этапы
Кейс-метод Чтобы научить решать задачи, надо их решать Д. Пойа VI ступень – сравнительный анализ № 3 № 4 Кейс № 1. Крушение теплохода « Булгария ». Описание ситуации : 10 июля 2011 года на реке Волге затонул прогулочный дизель-электроход " Булгария " с пассажирами на борту. На акватории реки потерпели бедствие 76 человек: они оказались в воде, на расстоянии около трех км от берега. В это же время мимо Кейс № 2. Столкновение теплохода "Полесье" с баржей. Описание ситуации: 17 августа 2013 года пассажирский теплоход "Полесье" столкнулся с баржей. Во время аварии капитан теплохода был пьян: он арестован, полиция возбудила уголовное дело по статье "нарушение правил безопасности движения, повлекшее по неосторожности гибель двух и Кейс № 6 . Экскурсионно-прогулочная перевозка пассажиров на теплоходе «Маяк-2» . Описание ситуации : Компания специализируется на экскурсионно-прогулочной перевозке пассажиров на водном транспорте. В ходе проверки было выявлено, что компания работает без лицензии. Кроме того, все спасательные жилеты на судне находились в труднодоступном для па № 5
Метод проектов Индивидуальные или групповые проекты предполагают решение обучающимися проблемы (производственной ситуации) в результате самостоятельной деятельности с последующей презентацией результатов в виде конкретного «продукта».
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Учебная деятельность 1. Введение в учебный план специальности вариативных тем, разделов в инвариативные дисциплины ФГОС. Например: инвариативная дисциплина ОП.06 Теория устройства судна дополнена разделом «Устав службы на судах ВВП»; инвариативная дисциплина МДК 01.02. Управление судном и технические средства судовождения дополнена разделом «Правила плавания на ВВП». 2. Организация и проведение бинарных уроков по дисциплине ОП.04 «Правовые основы профессиональной деятельности» и дисциплинам ОП.06 Теория устройства судна, МДК 01.02. Управление судном и технические средства судовождения. 3. Организация курсового проектирования по дисциплине МДК 03.01 Технология перевозки грузов с обязательным включением разделов по дисциплине ОП.04 «Правовые основы профессиональной деятельности ». Производственная практика 1. Подведение итогов производственной практики -практическая конференция «Шуга… Сливаем воду!». 2. Организация и проведение круглых столов с участием работодателей по вопросам: правового регулирования при чрезвычайных ситуациях; соблюдения правовых актов по обеспечению судоходства; применению правовых основ коммерческой эксплуатации судов . Исследовательская и социально-культурная деятельность 1. Выполнение исследовательских проектов по проблемам обеспечения безопасности судоходства в рамках работы научного общества обучающихся и самостоятельной внеаудиторной работы. 2. Выполнение социальных проектов в рамках внеурочной деятельности («Защити свои права», «Я -гражданин России »). КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ выпускника по специальности 06.02.03 Судовождение
Сформированность правовой компетентности выпускника по специальности 26.02.03 Судовождение Уровни сформированности правовой компетентности Низкий Средний Высокий Х арактеризуется несформированностью ценностно-мотивационного компонента правовой компетенции, поверхностными правовыми знаниями, то есть минимальным или недостаточным пониманием правовой информации, юридической терминологии, отсутствием умения анализировать правовую информацию. У обучающихся отсутствует положительная мотивация и стремление к правовому обучению. Характеризуется частичной сформированностью компонентов правовой компетенции, при этом обучающиеся проявляют интерес лишь к обязательной правовой информации, правовые знания поверхностные, недостаточно четкие, в основном приближающиеся к предусмотренным учебниками. Правовой словарь ограничен, обучающиеся употребляют минимальное количество юридических терминов. Данный уровень характеризуется сформированностью некоторых правовых умений, которые не всегда достаточны для решения ситуаций правового характера. Характеризуется сформированностью всех компонентов правовой компетенции. Обучающиеся проявляют многосторонний устойчивый интерес к правовой информации. Объем правовых знаний значительно выходит за пределы программы, знания глубоки и базируются на законах и иных нормативно-правовых актах. Данный уровень характеризуется потребностью в повышении правовых знаний и умений. Правовой словарь достаточно богат. Обучающиеся грамотно решают правовые задачи, оценивают проблемную ситуацию с позиции законодательства.
Результаты работы положительная динамика уровня сформированности правовой компетентности; активное участие обучающихся в мероприятиях правовой направленности; публикации работ обучающихся в сборниках научно-практических конференций, на сайтах сетевых сообществ и проектов; победы и призовые места обучающихся в конкурсах различных уровней; успешная профессиональная адаптация выпускников. Дрейлинг Максим - проект «Регламентация действий по охране судов» - диплом III степени XIV Региональной научно-практической конференции преподавателей, воспитателей дошкольных учреждений, аспирантов, студентов, г.Тобольск. Боталов Павел - проект «Проблемы применения статей Кодекса об административных правонарушениях на внутреннем водном транспорте» – диплом III степени Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива». Поздняков Дмитрий - Анализ современного состояния нормативно-правовой базы внутреннего водного транспорта на примере Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания и Правил плавания по внутренним водным путям РФ. VIII студенческая областная научно-практическая конференция «Я –специалист». Сидоров Никита - «Анализ аварийности на речном транспорте». II Международный конкурс исследовательских работ учащихся и студентов «Открываю мир» г.Чебоксары. Валерий Кузьмин – «Основные поправки 2010 года к Конвенции и кодексу ПДНВ 78». Международная научно-инновационная конференция «Открой в себе ученого», г.Санкт-Петербург. ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Представление опыта работы Публикации в сборниках материалов НПК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конкурсу "Педагог года Москвы 2013"
Видеоролик представляет меня, преподавателя, и рассказывает о моей учебной, воспитательной и общественной деятельности, достижениях и увлечениях....
Сценарий конкурса "Педагог года-2015"
Сценарий профессионального конкурса педагогов Лискинского аграрно-технологического техникума. Конкурс проводиля с целью выявления лучших профессиональных и личных качеств педагогов, стимулирован...
Защита опыта работы на областном конкурсе "Мастер года"
Защита опыта работы на тему: «Использование информационных компьютерных технологий в образовательно-воспитательном процессе»...
Мастер класс, приуроченный к конкурсу "Педагог года"
Тема урока – Антропогенное воздействие на биосферу.Тип урока – урок «открытия» новых знаний.Цель урока: создать условия для изучения масштабности и последствий а...
Эссе для областного конкурса "Учитель года Дона-2019" на тему: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека"
Эссе для областного конкурса «Учитель года Дона-2019»на тему: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».Автор: Штенская Наталья Сергеевна,учитель рус...
Конкурс Педагог года-2016
Сценарий моего открытого урока на сцене (20 минут)...
Приказ о проведении отборочного тура конкурса "Педагог года -2024"
Приказ о проведении отборочного тура конкурса "Педагог года -2024"...