Психологические проблемы депривированных детей и их профилактика
учебно-методический материал по теме
Заметка для учителей и родителей при работе с детми, которые испытывают агрессию, гнев, страх и тревогу и тд. Рассмотрена сущность эмоций, чувств, так же выделены возможные причины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
таблица | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические проблемы депривированных детей и их профилактика
Составила:
педагог-психолог МАОУ "Лицей №121" Габдрахманова А.И.
Тип эмоции, чувства, реакции, симптомы. | Сущность | Причины | Профилактика |
Агрессия |
| -Боль; -жара; -атакующее поведение; -теснота; -возбуждение; -алкоголь; -ревность. | Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст). Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д. Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей. Важно признать необходимость поиска путей решения. «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу». Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах. Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние. Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек. Агрессия - это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Ваша задача – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками. |
Гнев | Фундаментальная человеческая эмоция, которая дана была с той целью, чтобы индивидуум мог выжить в дикой и опасной среде. | Физические или психологические препятствия, мешающие удовлетворению потребностей или достижению целей человека. | Наладьте взаимоотношения с ребенком так , чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно – это поможет вам в дальнейшем не бояться открытого проявления чувств, даже если вы чем-то расстроены; слушайте ребенка; - проводите вместе с ним как можно больше времени; - делитесь с ним своим опытом; - рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах; - если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный взрыв по отношению к ребенку; - не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите; - не позволяйте выводить себя из равновесия; - умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального взрыва и не допускайте этого. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. |
Страх и тревога | Реакция на вполне определенные ситуации или ситуации, т.е. страх имеет в качестве своего возбудителя какого-то конкретного человека или объект, какой-то предмет, например, ребенок может бояться больших собак или грома и молнии. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, а бывает мнимым плодом воображения; Беспредметный страх часто называют тревогой. | Является в присутствие чего-то угрожающего либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность, ощущение смутной тревоги или неминуемой опасности. Предчувствие других форм наказания, особенно физического. | Детей никогда не следует пугать ради послушания. По мере развития ребенка ему указывают на реальные опасности , но никогда не запугивают мнимыми коллизиями. Не следует оставлять маленького ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного для ребенка. Ребенок должен оказаться в неизвестной ему ситуации только рядом с взрослым. Не берите с собой ребенка на "взрослые" мероприятия - на стадионы, многочасовые шоу, эмоционально окрашенные зрелища, в гости, где будет большое скопление людей; чужие эмоции возбуждают и не дают возможности успокоиться. Следите за своим эмоциональным состоянием. Дети с самого рождения очень чувствительны к эмоциональному состоянию мамы и других близких. Следите за своей речью, за тем , что вы говорите в присутствии ребенка. Избегайте переноса на ребенка своих страхов и переживаний. Обратите внимание на развитие самостоятельности ребенка, она впрямую связана с уверенностью ребенка в себе и помогает бороться с робостью и тревожностью. |
Ощущение горя | Эмоциональная реакция на событие, когда человек падает духом, чувствует одиночество, испытывает жалость к себе и стремится к уединению; Ощущение лишения чего-то ценного и любимого, к чему имелась сильная эмоциональная привязанность. | Связано с сильными эмоциональными привязанностями к людям, предметам, идеям. Потеря близких. | Взрослые могут помочь ребенку при встрече с горем, используя следующие рекомендации: Говорите открыто и честно • Незамедлительно расскажите о смертном случае и дайте конкретную информацию о том, что произошло. • Скажите, что умерший никогда не вернется. • Расскажите о церемонии прощания и похоронах. Избегайте неясностей • Не говорите о «путешествии» или «сне». • Избегайте абстрактных объяснений. • Давайте объяснения, подходящие возрасту ребенка. Помогите ребенку понять • Выделите время, чтобы поговорить с ребенком о тяжелом. • Отвечайте на вопросы ребенка, даже если он повторяет их из раза в раз. • Пройдите через то, как разворачивались события, несколько раз. • Прислушивайтесь к мыслям и пониманию ребенком того, что произошло. • Позволяйте ребенку рисовать и играть, чтобы он таким образом высказал свои чувства. • Позвольте ребенку старшего возраста написать о произошедшем в дневнике, стихотворение, сочинение. Сделайте потерю реально ощутимой • Позвольте ребенку видеть мертвого. • Позвольте ребенку присутствовать на похоронах. • Не скрывайте от ребенка своих мыслей и чувств. • Часто вспоминайте ушедшего, сделайте фотоальбом, смотрите на фотографии и видео. • Берите ребенка с собой на кладбище. • Печаль, тоска – естественные реакции даже у детей. Покажите, что такие чувства разрешены. Не отступайте от заведенного порядка • Постарайтесь не разлучать ребенка с родителями. Даже кратковременное отсутствие из дома может быть причиной беспокойства. • Попытайтесь сохранить заведенный порядок вашего дома. • Согласитесь с тем, что ребенок нуждается в вашей близости и защите. |
Гиперактивность | Состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. | -Генетическая предрасположенность (наследственность); - биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности); -социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания). | Выделить специальное время для занятий с ребенком, которые проводились бы вместе с ним в тихой комнате с минимумом отвлекающих факторов. Вначале это может быть лишь одна-две минуты. Увеличить время нужно лишь тогда, когда ребенок спокойно сможет переносить эти занятия. Подбирать игрушки и занятия с учетом временных интересов и привязанностей ребенка. Во время занятий стараться постоянно привлекать внимание ребенка репликами: "Посмотри!", "Послушай!". Разрядить нервное напряжение ребенка могут помочь игры, требующие больших физических усилий. Игры с ребенком должны быть короткими и успешными. |
Замкнутость | Склонность блокировать свой ум, чувства и разум от стороннего влияния, проявлять отъединённость от общения, уходить от взаимодействия с окружающими. | - Переутомление, недомогание, ссора с близким другом, непонимание сверстников в детском коллективе; -недостаток общения и внимания в семье; - сдерживание ребенком, возникающих у него эмоций и желаний; - чувство незащищенности; - недостаточное проявление родительской ласки и любви. | К очень замкнутым детям подход должен быть постепенным. Надо быть очень терпеливыми и готовыми затратить много времени, пока появится первая ответная реакция. Если у ребенка отсутствует игровой опыт, то регулярные занятия с ним позволят такой опыт приобрести. Для этого понадобится немного времени – каждый день показывать ребенку, как пользоваться игрушкой, постепенно подключая его к играм других детей. Радость от игры – лучшее подкрепление опыта ребенка. У ребенка из интерната замкнутость – это реакция на невнимание со стороны взрослых, на ситуацию «беспризорничества». Такому ребенку надо дать время привыкнуть и научиться переносить постоянное физическое соседство взрослого. Лучшим выходом тут могут быть ежедневные игры рядом с ребенком. Но не надо втягивать его в игру насильно. Дружественные отношения (на равных), интересные занятия и приятельская болтовня без требования ответов могут постепенно вызвать чувство доверия. Замкнутый ребенок может не знать, как обратиться к взрослым, особенно к приемным родителям. Он может нервничать или даже пугаться их соседства. Завоевать доверие ребенка может физическая ласка. Но надо помнить, что не всякий ребенок в ней нуждается. Некоторые дети, особенно пережившие различного рода насилие, могут не переносить физических контактов. В дальнейшем необходимо приложить некоторые усилия с тем, чтобы ребенок стал доверять и другим людям, сходился со сверстниками. Но этот процесс не будет быстрым. |
Чувство вины | Состояние, страдание, которое испытывает человек, когда совершает поступок, противоречащий его представлениям о добре, чести, долге, порядочности, нравственности, справедливости. | Реальный поступок, повлекший опасные или вредные последствия для других людей. Мысли о подобном поступке. Нарушение социальных норм. Ущемление собственных интересов и потребностей ради чьих-то личностных или общественных идей, чувство неправильности жизни, зажатости потенциала. Разрушающий стиль семейного воспитания. Неоправданные ожидания, несоответствие чужим или своим требованиям. Манипуляция со стороны, внушением вины. Поддаются мнительные, скромные, безынициативные и неопределившиеся люди без собственного мировоззрения. | Прекратить воспринимать неудачи как проблемы, начните видеть в них возможности для личностного роста. Осознать, что вина – это тормоз в личностном развитии. Она не дает двигаться, заставляет зацикливаться.. Понять причину чувства вины, и составить план по разрешению ситуации. Набраться мужества поговорить с человеком. Осознать бессмысленность пустых тревог и переживания прошлого. Это случилось, нужно принять, сделать выводы и подумать, как сгладить ситуацию. Подумайте, чему вас это научило и как не допустить этого в будущем. Воспользоваться методом исповеди, выговориться. Сконцентрировать внимание на сохранении своей индивидуальности и самооценки. Именно по ним бьет чувство вины. Расширить видение мира. Концентрируясь на проблеме, провоцируется сужение сознания. В итоге окружающие возможности и пути решения остаются незамеченными. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового возраста» или «Как узнать себя лучше»
Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового возраста» или «Как узнать себя лучше» поможет помочь выявить и обсудить основные проблемы, переживаемые подростками, показать некото...
Презентация к занятию на тему "Психологические особенности развития детей в период новорожденности и младенчества"
Презентация к занятию на тему "Психологические особенности развития детей в период новорожденности и младенчества"...
Опыт участия в НПК "Шаг в будущую профессию" в качестве научного руководителя с работой "Изготовление кукол (игрушек) в целях психологической коррекции поведения детей".
Опыт участия в научно-практической конференции "Шаг в будущую профессию", в качестве научного руководителя. В статье дается кратное описание исследования....
практическое занятие Психологические проблемы дошкольников с сфере взаимоотношений
Практическое занятие предназначено для студентов по специальности Дошкольная педагогика. В работе предложены педагогические ситуации и выход из них по методике "активного слушания", а также ...
Комплексное оказание психологической помощи родителям детей-инвалидов.
Комплексное оказание психологической помощи родителям детей-инвалидов....
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Сказки для детей...