Психологические проблемы депривированных детей и их профилактика
учебно-методический материал по теме

Заметка для учителей и родителей при работе с детми,  которые испытывают агрессию, гнев, страх и тревогу и тд. Рассмотрена сущность эмоций, чувств, так же выделены возможные причины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл таблица24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические проблемы депривированных детей и их профилактика

Составила: 

педагог-психолог МАОУ "Лицей №121" Габдрахманова А.И.

Тип эмоции, чувства, реакции, симптомы.

Сущность

Причины

Профилактика

Агрессия

  • В переводе с латинского языка "агрессия" означает "нападение". Настоящее время термин "агрессия" употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями 
    (например, гневом) и с негативными мотивами (например, стремление навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями. В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление) проявляющиеся в реальном поведении или фантазировании с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

-Боль;

-жара;

-атакующее поведение;

-теснота;

-возбуждение;

-алкоголь;

-ревность.

    Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст).

   Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.

   Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.

   Важно признать необходимость поиска путей решения. «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу».

    Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.

     Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.

     Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек.

     Агрессия - это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Ваша задача – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками.

Гнев

Фундаментальная человеческая эмоция, которая дана была с той целью, чтобы индивидуум мог выжить в дикой и опасной среде.

Физические или психологические  препятствия, мешающие удовлетворению потребностей или достижению целей человека.

Наладьте взаимоотношения с ребенком так , чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно – это поможет вам в дальнейшем не бояться открытого проявления чувств, даже если вы чем-то расстроены;

 слушайте  ребенка;

 - проводите вместе с ним как можно больше времени;

- делитесь с ним своим опытом;

- рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах;

- если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

   Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный взрыв по отношению к ребенку;

 - не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите;

- не позволяйте выводить себя из равновесия;

 - умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального взрыва и не допускайте этого.

   К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

Страх и тревога

Реакция на вполне определенные ситуации или ситуации, т.е. страх имеет в качестве своего возбудителя какого-то конкретного  человека или объект, какой-то предмет, например, ребенок может бояться больших собак или грома и молнии. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, а бывает мнимым плодом воображения;

Беспредметный страх часто называют тревогой.

Является в присутствие чего-то угрожающего либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность, ощущение смутной тревоги или неминуемой опасности.

Предчувствие других форм наказания, особенно физического.

Детей никогда не следует  пугать ради послушания. По мере развития ребенка ему указывают на реальные опасности , но никогда не запугивают мнимыми коллизиями.

   Не следует оставлять маленького ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного для ребенка. Ребенок должен оказаться в неизвестной ему ситуации только рядом с взрослым. Не берите с собой ребенка на "взрослые" мероприятия - на стадионы, многочасовые шоу, эмоционально окрашенные зрелища, в гости, где будет большое скопление людей; чужие эмоции возбуждают и не дают возможности успокоиться.

  Следите за своим эмоциональным состоянием. Дети с самого рождения очень чувствительны  к эмоциональному состоянию мамы и других близких.

  Следите за своей речью, за тем , что вы говорите в присутствии ребенка.

   Избегайте переноса на ребенка своих страхов и переживаний.

    Обратите внимание на развитие самостоятельности ребенка, она впрямую связана с уверенностью ребенка в себе и помогает бороться с робостью и тревожностью.

Ощущение горя

Эмоциональная реакция  на событие, когда человек падает духом, чувствует одиночество, испытывает жалость к себе и стремится к уединению;

Ощущение лишения чего-то ценного и любимого, к чему имелась сильная эмоциональная привязанность.

Связано с сильными эмоциональными привязанностями к людям, предметам, идеям.

Потеря близких.

Взрослые могут помочь ребенку при встрече с горем, используя следующие рекомендации:

Говорите открыто и честно

• Незамедлительно расскажите о смертном случае и дайте конкретную информацию о том, что произошло.

• Скажите, что умерший никогда не вернется.

• Расскажите о церемонии прощания и похоронах.

Избегайте неясностей

• Не говорите о «путешествии» или «сне».

• Избегайте абстрактных объяснений.

• Давайте объяснения, подходящие возрасту ребенка.

Помогите ребенку понять

• Выделите время, чтобы поговорить с ребенком о тяжелом.

• Отвечайте на вопросы ребенка, даже если он повторяет их из раза в раз.

• Пройдите через то, как разворачивались события, несколько раз.

• Прислушивайтесь к мыслям и пониманию ребенком того, что произошло.

• Позволяйте ребенку рисовать и играть, чтобы он таким образом высказал свои чувства.

• Позвольте ребенку старшего возраста написать о произошедшем в дневнике, стихотворение, сочинение.

Сделайте потерю реально ощутимой

• Позвольте ребенку видеть мертвого.

• Позвольте ребенку присутствовать на похоронах.

• Не скрывайте от ребенка своих мыслей и чувств.

• Часто вспоминайте ушедшего, сделайте фотоальбом, смотрите на фотографии и видео.

• Берите ребенка с собой на кладбище.

• Печаль, тоска – естественные реакции даже у детей. Покажите, что такие чувства разрешены.

Не отступайте от заведенного порядка

• Постарайтесь не разлучать ребенка с родителями. Даже кратковременное отсутствие из дома может быть причиной беспокойства.

• Попытайтесь сохранить заведенный порядок вашего дома.

• Согласитесь с тем, что ребенок нуждается в вашей близости и защите.

Гиперактивность

Состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму.

-Генетическая предрасположенность (наследственность);

- биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);

-социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

  Выделить специальное время для занятий с ребенком, которые проводились бы вместе с ним в тихой комнате  с минимумом отвлекающих факторов. Вначале это может быть лишь одна-две минуты. Увеличить время нужно лишь тогда, когда ребенок спокойно сможет переносить эти занятия.

  Подбирать игрушки и занятия с учетом временных интересов и привязанностей ребенка.

   Во время занятий стараться постоянно привлекать внимание ребенка репликами: "Посмотри!", "Послушай!".

    Разрядить нервное напряжение ребенка могут помочь игры, требующие больших физических усилий. Игры с ребенком должны быть короткими и успешными.

Замкнутость

Склонность блокировать свой ум, чувства и разум от стороннего влияния, проявлять отъединённость от общения, уходить от взаимодействия с окружающими.

- Переутомление, недомогание, ссора с близким другом, непонимание сверстников в детском коллективе;

  -недостаток общения и внимания в семье;

   - сдерживание ребенком, возникающих у него эмоций и желаний;

   - чувство незащищенности;

    - недостаточное проявление родительской ласки и любви.

К очень замкнутым детям подход должен быть постепенным. Надо быть очень терпеливыми и готовыми затратить много времени, пока появится первая ответная реакция. Если у ребенка отсутствует игровой опыт, то регулярные занятия с ним позволят такой опыт приобрести. Для этого понадобится немного времени – каждый день показывать ребенку, как пользоваться игрушкой, постепенно подключая его к играм других детей. Радость от игры – лучшее подкрепление опыта ребенка.

 У ребенка из интерната замкнутость – это реакция на невнимание со стороны взрослых, на ситуацию «беспризорничества». Такому ребенку надо дать время привыкнуть и научиться переносить постоянное физическое соседство взрослого. Лучшим выходом тут могут быть ежедневные игры рядом с ребенком. Но не надо втягивать его в игру насильно. Дружественные отношения (на равных), интересные занятия и приятельская болтовня без требования ответов могут постепенно вызвать чувство доверия.

Замкнутый ребенок может не знать, как обратиться к взрослым, особенно к приемным родителям. Он может нервничать или даже пугаться их соседства. Завоевать доверие ребенка может физическая ласка. Но надо помнить, что не всякий ребенок в ней нуждается. Некоторые дети, особенно пережившие различного рода насилие, могут не переносить физических контактов. В дальнейшем необходимо приложить некоторые усилия с тем, чтобы ребенок стал доверять и другим людям, сходился со сверстниками. Но этот процесс не будет быстрым.

Чувство вины

Состояние, страдание, которое испытывает человек, когда совершает поступок, противоречащий его представлениям  о добре, чести, долге, порядочности, нравственности, справедливости.

   Реальный поступок, повлекший опасные или вредные последствия для других людей.

  Мысли о подобном поступке.

  Нарушение социальных норм.

    Ущемление собственных интересов и потребностей ради чьих-то личностных или общественных идей, чувство неправильности жизни, зажатости потенциала.

    Разрушающий стиль семейного воспитания.

    Неоправданные ожидания, несоответствие чужим или своим требованиям.

Манипуляция со стороны, внушением вины. Поддаются мнительные, скромные, безынициативные и неопределившиеся люди без собственного мировоззрения.

Прекратить воспринимать неудачи как проблемы, начните видеть в них возможности для личностного роста.

Осознать, что вина – это тормоз в личностном развитии. Она не дает двигаться, заставляет зацикливаться..

Понять причину чувства вины, и составить план по разрешению ситуации. Набраться мужества поговорить с человеком.

Осознать бессмысленность пустых тревог и переживания прошлого. Это случилось, нужно принять, сделать выводы и подумать, как сгладить ситуацию. Подумайте, чему вас это научило и как не допустить этого в будущем.

Воспользоваться методом исповеди, выговориться.

Сконцентрировать  внимание на сохранении своей индивидуальности и самооценки. Именно по ним бьет чувство вины.

   Расширить видение мира. Концентрируясь на проблеме,  провоцируется сужение сознания. В итоге окружающие возможности и пути решения остаются незамеченными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового возраста» или «Как узнать себя лучше»

Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового  возраста» или «Как узнать себя лучше» поможет помочь выявить и обсудить основные проблемы, переживаемые подростками, показать некото...

Презентация к занятию на тему "Психологические особенности развития детей в период новорожденности и младенчества"

Презентация к занятию на тему "Психологические особенности  развития детей в период новорожденности и младенчества"...

Опыт участия в НПК "Шаг в будущую профессию" в качестве научного руководителя с работой "Изготовление кукол (игрушек) в целях психологической коррекции поведения детей".

Опыт участия в научно-практической конференции "Шаг в будущую профессию", в качестве научного  руководителя. В статье дается кратное описание исследования....

практическое занятие Психологические проблемы дошкольников с сфере взаимоотношений

Практическое занятие предназначено для студентов по специальности Дошкольная педагогика. В работе предложены педагогические ситуации и выход из них по методике "активного слушания", а также ...

Комплексное оказание психологической помощи родителям детей-инвалидов.

Комплексное оказание психологической помощи родителям детей-инвалидов....