Научные труды магистрантов и аспирантов Нижневартовского государственного университета. Выпуск 14. Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017.
статья по теме
Сборник научных трудов магистрантов и аспирантов Нижне- вартовского государственного университета посвящен актуаль- ным проблемам философии, культурологии, истории, педагогики, психологии, спорта, филологии, документоведения, естественных и технических наук.
Адресован магистрантам, аспирантам, и студентам высших учебных заведений, преподавателям и сотрудникам образова- тельных учреждений.
ISBN 978–5–00047–304–8 (Вып. 14)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ
МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ВЫПУСК 14
Издательство Нижневартовского государственного университета
2017
ББК 72
Н 34
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Нижневартовского государственного университета
Ответственный редактор:
кандидат педагогических наук, доцент А.В. Коричко
Н 34 Научные труды магистрантов и аспирантов Нижневар- товского государственного университета. Выпуск 14 / Отв. ред. А.В. Коричко. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. – 517 с.
ISBN 978–5–00047–304–8 (Вып. 14)
ISBN 978–5–89988–381–8
Сборник научных трудов магистрантов и аспирантов Нижне- вартовского государственного университета посвящен актуаль- ным проблемам философии, культурологии, истории, педагогики, психологии, спорта, филологии, документоведения, естественных и технических наук.
Адресован магистрантам, аспирантам, и студентам высших учебных заведений, преподавателям и сотрудникам образова- тельных учреждений.
ББК 72
ISBN 978–5–00047–304–8 (Вып. 14) © Издательство НВГУ, 2017
ISBN 978–5–89988–381–8
Изд. лиц. ЛР № 020742. Подписано в печать 22.05.2017 Формат 60×84/16. Электр.
Гарнитура Times. Усл. печ. листов 33,25 Тираж 300 экз. Заказ 1853
Отпечатано в Издательстве Нижневартовского государственного университета
628615, Тюменская область, г.Нижневартовск, ул.Дзержинского, 11
Тел./факс: (3466) 43-75-73, Е-mail: izdatelstvo@nggu.ru
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ТУРИЗМ
.....
Окунцева С.В.
магистрант кафедры социально-гуманитарных наук и туризма Научный руководитель: канд. филос.наук, доцент Н.В. Пенкина
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ
В сегодняшней системе профессионального образования в сфере туризма особое значение уделяется качеству подготовки специалистов, что позволит обеспечить успешное развитие ту- ризма в России в целом, так и в отдельно взятом регионе. Следо- вательно, система профессионального образования является не- отъемлемым элементом сферы туризма, без профессиональной подготовки кадров (на каком бы уровне она не осуществлялась) отрасль не сможет эффективно функционировать, а тем более развиваться.
Понятие системы образования сводится к представлению со- вокупности функционирующих на территории страны институ- ций образовательно-воспитательного профиля. Образовательная система призвана обеспечивать готовность молодых людей к труду, адекватному восприятию общества и внутренней жизни государства.
Право на образование гарантируется статьей 43 Конституцией Российской Федерации [1]. В нашей стране различные аспекты образования представлены в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2].
Все государственное и частное образование построено на плавном перемещении с одной ступени на следующую. Первой стадией служит система дошкольного образования, разделенная на три подвида – семейное, ясельное и в детских садах. Это не- обязательный тип обучения и зависит сугубо от родительской занятости и желания. Осуществляется данное обучение в госу- дарственных и частных структурах для детей возрастом до 6–8 лет.
Следующая стадия обучения служит важнейшим компонентом системы образования и обязательной для граждан развитых стран
- это среднее или школьное образование. Система общего обра- зования состоит из:
- Начального;
- Базового;
- Общего среднего обучения.
Однако, в рамках данной темы нас больше интересует ступень профессионального образования. Система профессионального образования устроена так, что специалист занят непрерывным пополнением знаний и умений для повышения своей квалифика- ции. Зачастую базовых навыков, полученных на заре трудовой деятельности, для дальнейшего самосовершенствования бывает недостаточно, что может негативно сказаться на развитии самого человека и отрасли в целом. Для того чтобы находиться в квали- фикационном «тонусе», необходимо постоянное совершенство- вание, которое может быть достигнуто постепенным обучением.
В указанном выше Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в Главе 1 Статье 10 (пункт 5) устанавли- ваются следующие уровни (ступени) профессионального образо- вания:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование – бакалавриат;
- высшее образование – специалитет, магистратура;
- высшее образование – подготовка кадров высшей квалифи- кации [2].
Есть также еще две обособленные ступени, не входящие на- прямую в структуру указанных выше уровней:
- дополнительное образование (курсы повышение квалифи- кации, курсы профпереподготовки);
- самообразование (самостоятельное обучение). Рассмотрим представленные уровни подробнее.
Среднее профессиональное образование имеет целью подго- товку специалистов среднего звена, удовлетворение потребно- стей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Высшая школа (или высшее профессиональное образование) в России – наиболее динамично развивающееся звено системы не- прерывного образования. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право зани- маться профессиональной деятельностью или перейти к следую- щему этапу образования.
Уровни (или ступени) высшего образования определены в Фе- деральном законе от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послеву- зовском профессиональном образовании». В главе 2 статье 6 (Уровни высшего профессионального образования, сроки и фор- мы его получения) устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» – бакалавриат;
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степе- ни) «магистр» [3].
Образование специалиста не завершается в вузе, оно форми- руется и наполняется новым содержанием в течение всей его профессиональной деятельности. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнитель- ного образования является непрерывное повышение квалифика- ции специалиста в связи с постоянным совершенствованием фе- деральных государственных образовательных стандартов.
Дополнительное образование осуществляется путем реализа- ции дополнительных профессиональных образовательных про- грамм:
- программы профессиональной переподготовки свыше 250 часов с выдачей диплома о профессиональной переподготовке, дающего право на работу в соответствующей сфере,
- программы повышения квалификации объемом от 16 до
250 часов с выдачей удостоверения установленного образца о повышении квалификации сертификата установленного образца.
Наиболее востребованными в сфере туризма являются два на- правления профессиональной подготовки – это специалисты по туризму (менеджеры, агенты), а также специалисты по гостинич- ному сервису (администраторы, агенты по бронированию). Более того, большинство организаций профессионального образования предлагают на рынке образовательных услуг также именно эти два направления, при этом дополняя их различными курсами (на- пример, «Гид-переводчик», «Экскурсионное дело», «Рекламный агент»), которые позволяют расширить область профессиональ- ной компетенции.
В соответствии с Приказом Министерства образования и нау- ки РФ от от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального обра- зования» утверждена следующая укрупненная группа специаль- ностей для сферы туризма – 43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ, кото- рая включает в себя такие направления профессиональной подго- товки, как:
- 43.02.10 «Туризм», с присвоением квалификации «Специа- лист по туризму»;
- 43.02.11 «Гостиничный сервис», с присвоением квалифика- ции «Менеджер» [4].
Выпускник по специальности «Туризм» должен быть готов для профессиональной деятельности в области формирования, продвижения и реализации туристического продукта, организа- ции комплексного туристического обслуживания [6].
Выпускник по специальности «Гостиничный сервис» должен быть готов для профессиональной деятельности в области орга- низации обслуживания в гостиницах, туристических комплексах и других средствах размещения [7].
В соответствии с Приказом Министерства образования и нау- ки Российской Федерации «Об утверждении перечней специаль- ностей и направлений подготовки высшего образования» от 12 сентября 2013 г. № 1061 утверждена следующая укрупненная группа специальностей для сферы туризма – 43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ, которая включает в себя такие направления профес- сиональной подготовки, как:
- 43.03.02 «Туризм»
- 43.03.03 «Гостиничное дело»
По окончанию обучения и при успешной сдаче итоговой атте- стации присваивается квалификация «бакалавр» [5].
Выпускник по направлению подготовки «Туризм» должен быть готов к профессиональной деятельности в области разра- ботки и реализации туристского продукта, обладающего качест- вами, удовлетворяющими требования потребителей, организации комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии [8].
Выпускник по направлению подготовки «Гостиничное дело» должен быть готов к профессиональной деятельности в области разработки и реализации на основе регламентов и процессов обеспечения гостиничной деятельности, соответствующих со- временным стандартам и удовлетворяющим требования потреби- телей [9].
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) в рамках фе- деральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездно- го туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» реализует пилотный проект по созданию общенациональной системы под- готовки кадров для сферы туризма и гостеприимства. Общена- циональная система предусматривает повышение квалификации специалистов туристской индустрии, в том числе линейного пер- сонала в очном и дистанционном режимах. Сроки реализации проекта 2015–2018 годы. Базой для реализации данной целевой программы выступает Московский государственный институт индустрии туризма (далее – МГИИТ)
На базе МГИИТ осуществляется подготовка и повышение квалификации специалистов индустрии туризма по следующим программам:
- Повышение квалификации сотрудников службы приѐма и размещения гостиниц.
- Повышение квалификации сотрудников службы эксплуата- ции номерного фонда.
- Повышение квалификации персонала предприятий питания или службы питания средства размещения.
- Повышение квалификации персонала организаций, осуще- ствляющих туристскую деятельность.
- Инновационные технологии организации деятельности гос- тинично-туристских комплексов.
- Управление качеством на предприятиях индустрии госте- приимства.
- Брендинг туристских дестинаций.
- Управление туристско-рекреационными проектами.
- Региональное планирование в туризме [10].
Таким образом, образование – одна из важнейших сфер соци- альной жизни, от функционирования которой зависит интеллек- туальное, культурное, нравственное состояние общества. Необ- ходимость образования (в частности, профессионального) заклю- чается в отражении нужд общества в специалистах и просто лю- дях, имеющих некий уровень развитости. Такого уровня можно достичь только в системе непрерывного образования посредст- вом образовательных организаций различного уровня и типа.
Литература
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосова- нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014
№ 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
3. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп., всту- пающими в силу с 01.02.2012).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 г. № 1199
«Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессио- нального образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г.
№ 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 01.10.2015
№ 1080).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014 г. № 474
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014 г. № 475
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 Гостинич- ный сервис».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.12.2015 г. № 1432
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (уровень бакалавриата)».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. № 1463 «Об утверждении федерального государственного образо- вательного стандарта высшего образования по направлению подготовки
43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата)».
- Общенациональная система подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма. ТУРОБРАЗОВАНИЕ. URL: http://www. ту- робразование.рф (дата обращения: 15.02.2017).
СОДЕРЖАНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ТУРИЗМ
.....
Окунцева С.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА
В РОССИИ 427
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные исследования: экономика, управление и право»
26 мая 2016 г. в Курском институте социального образования (филиал) ФГБОУ ВПО РГСУ состоялась Региональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные научные иссл...
XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (НВГУ): сборник статей (г. Нижневартовск, 3–4 апреля 2018 года)
Сборник подготовлен по материалам докладов участников XX Всероссийской студен- ческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного универси- тета в рамках секций «Технологии...
Филиал ФГБОУ ВО "Самарский государственый университет путей сообщения" в г. Казани. Сборник статей по итогам III международной научно-практической студенческой конференции "Актуальные проблемы транспортной отрасли" 25.05.2020 г.-29.05.2020 г. Казань, 2020
Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Востребованность профессии машиниста - поезда в настоящее время. С. 77Архипова А.С., Завьялова С.В. Имена, личности судьба, которых связана с Горьковской железной дорогой...
Программа окружной научно-методической конференции «Основы российской государственности» 27-28.03.2023. г. Нижний Новгород. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
программа научно-методической конференции "Основы российской государственности"...
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМНОСТЬ УЧЕТНО-АНАЛИТИКО-КОНТРОЛЬНОЙ Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2017. № 4. С. 7-17./
Формирование учетно-отчетной информации, отвечающей принципам международных стандартов и потребностям участников экономических процессов, требует переосмысления одного из важнейших положений бухгалтер...