XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета (НВГУ): сборник статей (г. Нижневартовск, 3–4 апреля 2018 года)
статья по теме
Сборник подготовлен по материалам докладов участников XX Всероссийской студен- ческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного универси- тета в рамках секций «Технологии менеджмента и маркетинга в развитии экономики регио- на», «Отраслевые особенности внедрения бережливых технологий», «Актуальные проблемы экономики и финансов», «Правовые аспекты экономической деятельности», «Экономиче- ское образование: современные педагогические технологии и тенденции развития», «Фор- мирование туристского комплекса региона».
Для студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений, специалистов-практиков.
ISBN 978–5–00047–449–5
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»
XX ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Часть 6
Экономика. Управление. Туризм
г. Нижневартовск, 3–4 апреля 2018 г.
Издательство Нижневартовского государственного университета
2018
ББК 72я43
Д 25
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Нижневартовского государственного университета
Ответственный редактор
Коричко А.В., кандидат педагогических наук, доцент
Редакционная коллегия:
Волкова И.А., Копылова Ю.В., Малышева М.К., Никифорова А.А., Тагирова А.В., Щербик Е.Е.
Д 25 XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневар- товского государственного университета: сборник статей (г. Нижневартовск, 3–4 апреля 2018 года) / отв. ред. А.В. Коричко. Ч. 6. Экономика. Управление. Туризм. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. 604 с.
ISBN 978–5–00047–449–5
Сборник подготовлен по материалам докладов участников XX Всероссийской студен- ческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного универси- тета в рамках секций «Технологии менеджмента и маркетинга в развитии экономики регио- на», «Отраслевые особенности внедрения бережливых технологий», «Актуальные проблемы экономики и финансов», «Правовые аспекты экономической деятельности», «Экономиче- ское образование: современные педагогические технологии и тенденции развития», «Фор- мирование туристского комплекса региона».
Для студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений, специали- стов-практиков.
ББК 72я43
Изд. лиц. ЛР № 020742. Подписано в печать 28.06.2018 Формат 60×84/8
Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. листов 75,5 Электронное издание. Заказ 2023
Издательство Нижневартовского государственного университета 628615, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 11 Тел./факс: (3466) 43-75-73, Е-mail: izd@nvsu.ru
ISBN 978–5–00047–449–5 © Издательство НВГУ, 2018
Содержание
....
ФОРМИРОВАНИЕ
ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
......
Окунцева С.В., Пенкина Н.В. | ||||
ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ РОЛИ | ||||
РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО | ||||
ТУРИЗМУ 563 |
УДК 338.48
С.В. Окунцева
магистрант
Н.В. Пенкина
канд. филос. наук, доцент г. Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет
ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ РОЛИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ
В условиях современных тенденций развития национального туризма в целом и внутрирегио- нального туризма в частности, индустрия туризма нуждается в высококвалифицированных кадрах. Об этом свидетельствуют и положения Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», утвержденной постановлением Пра- вительства РФ от 02.08.2011 г. № 644, в которых содержится комплекс мер, реализация которых предполагает совершенствование системы подготовки кадров.
Профессиональным образовательным учреждениям необходимо выявлять актуальные потреб- ности и запросы представителей рынка труда для улучшения системы подготовки специалистов, для формирования более конкурентоспособных кадров. Работодателям, в свою очередь, в целях повыше- ния качества предоставляемых услуг, необходимо обеспечить процесс оказаниях этих услуг квали- фицированными кадрами. Этой цели можно достичь только через активное взаимодействие и откры- тый диалог с профильными образовательными учреждениями разного уровня (среднего, высшего уровня и уровня дополнительного образования) [1, с. 438].
Однако, на деле, образовательные организации часто сталкиваются с ситуацией «закрытых дверей», когда каждый работодатель считает своим «долгом» придерживаться политики невмеша- тельства в образовательный процесс, считая, что это «не их вотчина». Открытого диалога не получа- ется, взаимодействие и сотрудничество носят эпизодический характер или отсутствуют в принципе. Попробуем разобраться, в чем же заключаются основные причины неэффективного взаимодействия (или отсутствия его как такового) между сферой профессионального образования и сферой профес- сионального труда.
Ключевых аспектов в данном вопросе несколько:
- во-первых, работодатели зачастую не понимают своей роли и не видят своего места в про- цессе формирования профессиональной компетентности выпускника;
- во-вторых, даже при понимании всей важности своего участия в образовательном процессе, у работодателей зачастую отсутствует должный уровень мотивации. Здесь, ключевыми причинами отказа от сотрудничества могут быть недостаток времени у руководителя предприятия или его со- трудников, отсутствие или недостаточно высокий уровень оплаты затраченного времени, неуверен- ность в результативности потраченных усилий;
- в-третьих, у потенциальных работодателей уровень собственной компетенции может быть невысоким, следовательно, возникает неуверенность в возможности поделиться передовым опытом. В рамках данного аспекта также можно указать отсутствие навыков и личностных качеств, необхо- димых для обучения;
- в-четвертых, формы и направления взаимодействия, которые предлагаются образователь- ными учреждениями работодателям, могут быть им непонятны с точки зрения целесообразности, ме- тодики организации, оценки их эффективности;
- в-пятых, работодатели могут просто отказать в сотрудничестве, если уже имели негативный опыт взаимодействия либо с молодыми специалистами-выпускниками этого учреждения, либо со студентами-практикантами.
Каждый из указанных аспектов в той или иной степени усложняет или делает невозможным процесс сотрудничества образовательных организаций и фирм-работодателей. Однако, как было вы- явлено ранее, образовательные организации оказывают значительное влияние на обеспечение турин- дустрии квалифицированными кадрами. Следовательно, можно сделать вывод, что обе стороны – и образовательные учреждения, и работодатели – заинтересованы в сотрудничестве, а значит, обе сто- роны просто обязаны стремиться создать такие векторы и направления взаимодействия, при которых будет достигаться максимально эффективный и, главное, обоюдно полезный результат:
- образовательные организации будут иметь возможность выполнения государственного за- дания по части трудоустройства выпускников;
- работодатели – возможность готовить кадры индивидуально «под себя», свои запросы и стандарты.
Для образовательных учреждений госзаказ имеет превалирующее значение, так как показатели качества работы учреждения в первую очередь отражаются таким критерием (индикатором) как про- цент трудоустройства выпускников по окончанию обучения. Данный показатель достаточно сложно обеспечить при условии острой конкуренции кадров на рынке труда, а также при условии, что рабо- тодатели, предъявляя высокие требования к уровню подготовки кадров, не проявляют должной ак- тивности в подготовке этих кадров и обеспечении своих предприятий квалифицированными сотруд- никами. Отсюда и появляется необходимость систематического анализа уровня удовлетворенности работодателей качеством подготовки обучающихся и выпускников, а также выявления направлений взаимодействия с образовательными учреждениями, цель которого формировать профессиональную компетентность будущих специалистов по туризму.
Организация маркетинговых исследований – это один из наиболее эффективных инструментов организации «диалога» между образовательным учреждением и рынком труда. Маркетинговые ис- следования служат своего рода связующим звеном между выявлением запросов рынка труда и опре- делением возможностей образовательного учреждения удовлетворить эти запросы. Как правило, в результате проведения маркетингового исследования производятся поиск и интерпретация необхо- димой специфической информации для решения актуальных проблем, стоящих перед учреждением. Итак, рассмотрим проект маркетингового исследования, который может реализовывать образова- тельная организация с целью выявления роли работодателей в профессиональном становлении спе- циалистов по туризму.
Тема исследования может варьироваться в зависимости от того, на выявление какого конкретно аспекта взаимодействия с фирмами-работодателями хочет сделать акцент само образовательное уч- реждение. Например:
- Оценка уровня удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов по специальности 43.03.02 Туризм, профиль – Технология и организация туроператорских и турагент- ских услуг.
- Анализ квалификационных требований, предъявляемых компанией «N» к выпускникам об- разовательной организации «X» по специальности 43.03.02 Туризм, профиль – Технология и органи- зация туроператорских и турагентских услуг.
- Выявление направлений сотрудничества профессиональной образовательной организации
«Х» с фирмами-работодателями по части организации практикоориентированных мероприя- тий/конкурсов профессионального мастерства/научно-исследовательских работ для студентов специ- альности 43.03.02 Туризм, профиль – Технология и организация туроператорских и турагентских ус- луг».
Цели исследования в этом случае напрямую зависят от выбранной тематики. Например:
- Выявить уровень удовлетворѐнности работодателей (в целом) или конкретно фирмы «N» качеством подготовки обучающихся/выпускников профессионального образовательного учреждения
«Х».
- Проанализировать перечень основных и дополнительных квалификационных/личностных
/психологических требований, предъявляемых работодателями (в целом) или конкретной фирмой
«N» к обучающимся/выпускникам по специальности «43.03.02 Туризм, профиль – Технология и ор- ганизация туроператорских и турагентских услуг».
- Выявить направления взаимодействия (сотрудничества) работодателей (в целом) или кон- кретной фирмы «N» с профессиональным образовательным учреждением «Х».
Объектом/объектами исследования в данных случаях будут выступать либо фирмы-работода- тели города в целом, либо конкретные фирмы, у которых уже установились партнерские отношения с образовательной организацией.
Предмет исследования в свою очередь зависит не только от темы, но и от конкретной цели ис- следования.
Методы исследования должны быть современными, легкими в освоении и применении, не об- ременительными для участников исследования в процессе сбора и анализа данных. Одним из таких методов является анкетирование с использованием электронной анкеты, разработанной в бесплатном онлайн-офисе Google Docs.
Содержание вопросов в анкете, безусловно, зависит от выбора конкретной тематики и цели, ко- торую преследует исследование. Также, прежде чем приступить к разработке анкетных вопросов, не- обходимо подумать о том, в каком русле будут применяться полученные сведения, как они будут ис- пользоваться дальше? Ценность методик маркетингового исследования и состоит в том, чтобы они давали результаты, имеющие полезность для принятия каких-либо решений.
Для примера авторами была разработана анкета, вопросы которой ориентированы на выявление степени удовлетворенности работодателей и фирм-партнеров текущим и/или итоговым качеством подготовки обучающихся/выпускников (см. таблицу 1). При условии, что работодатели проявят вы- сокий уровень мотивации и заинтересованности при заполнении данной анкеты, можно гарантиро- вать высокую степень полезности и практической применимости данных, полученных по итогам ис- следования.
Таблица 1
Примерный перечень анкетных вопросов для опроса работодателей с целью выявления уровня удовлетворенности качеством подготовки обучающихся/выпускников
Вопрос | Варианты ответов |
Насколько Вы удовлетворены уров- нем теоретической подготовки выпу- скников по специальности «…» и их умением применять данные знания в практической деятельности | А. Удовлетворѐн в значительной степени; Б. Удовлетворѐн; В. Неудовлетворѐн |
Насколько Вы удовлетворены уров- нем практической подготовки выпу- скников по специальности «…» ? | А. Удовлетворѐн в значительной степени; Б. Удовлетворѐн; В. Неудовлетворѐн |
Укажите основные недостатки в под- готовке выпускников нашего образо- вательного учреждения? |
|
На что Вы рекомендуете обратить внимание (что необходимо улуч- шить) в подготовке обучающих- ся/выпускников нашего образова- тельного учреждения? |
|
Желает ли Ваша организация прини- мать студентов на производственную практику? |
|
Вы намерены в будущем принимать наших выпускников на работу? |
|
Также, дополнительно можно использовать анкету по выявлению желания работодателей уча- ствовать в организации и проведении различных мероприятий совместно с образовательным учреж- дением (см. таблицу 2). При положительной реакции, то есть при наличии готовности предприятия взаимодействовать с колледжем/университетом, данная анкета поможет выявить направления взаи- модействия. При отрицательной реакции – выявить причины отказа, и в перспективе рассмотреть ва- рианты преодоления указанных причин.
Таблица 2
Примерный перечень анкетных вопросов для опроса работодателей с целью выявления перспективных направлений взаимодействия с образовательным учреждением
Вопрос | Варианты ответов |
Готовы ли Вы к сотрудничеству с кол- леджем/университетом? |
|
Если Вы ответили ДА – укажите, по ка- ким направлениям Вы бы хотели со- трудничать с колледжем/университетом |
|
Если Вы ответили НЕТ – укажите, при- чины отказа от сотрудничества с обра- зовательным учреждением |
|
Напишите свои пожелания и предложе- ния по организации дополнительного обучения и/или повышения квалифика- ции обучающихся/выпускников образо- вательного учреждения |
Итогом исследования станет не только выявление текущего уровня удовлетворенности работо- дателей качеством подготовки обучающихся/выпускников, но и понимание актуальных направлений, по которым образовательное учреждение может сотрудничать с рынком труда. Рассмотрим некото- рые из наиболее актуальных направлений взаимодействия.
Одно из основных направлений сотрудничества – это формирование практико-ориентирован- ного обучения через организацию практических аудиторных занятий с участием представителей ту- ристических организаций, а также через организацию централизованной практики непосредственно на предприятиях. В рамках первого варианта действий предполагается, что колледж или университет будет активно привлекать действующих работников турфирм к проведению практических занятий с использованием материально-технического и программного обеспечения самой образовательной ор- ганизации (естественно, при наличии таковой). Работники, как непосредственные практики, а не тео- ретики, смогут не только более детально рассказать, но и наглядно показать, что и как необходимо выполнять. Например, как работать с профильным программным обеспечением, как работать с теле- фонными заявками, как оформляются документы в бумажном и электронном формате. Посредством реализации деловых игр или методики keys-study студенты, еще находясь в стенах кабинета, начнут
«погружение» в профессию, что, безусловно, положительно скажется на результате как прохождения производственных практик, так и освоения профильных дисциплин.
Если говорить про организацию производственных практик, то на первых порах студентам бу- дет полезно понаблюдать со стороны за деятельностью работников, отметить специфические методы и технологии общения, убеждения, продажи. В дальнейшем деятельность студентов должна быть бо- лее «практичной». Конечно, данный вариант действий осложняется как неопытностью самих студен- тов, страхом совершить ошибки, так и опасениями фирм доверить важную работу (как с финансовой, так и с юридической точки зрения) новичкам. Также, нельзя забывать и о нормах закона, которые обязаны соблюдать работники турфирмы (например, защита персональных данных клиентов и биз- нес-партнеров), в связи с чем осложняется определение перечня функций, которые могут/не могут выполнять практиканты.
По мнению авторов, наиболее значимые навыки, которые должны быть сформированы у сту- дентов в процессе прохождения таких практик – это навыки непосредственного общения с клиентами и персоналом, общения по телефону, деловой переписки. Работа в туризме – это умение выстраивать контакты с клиентами, умение находить к ним подход, выявить потребности.
Следующие направления сотрудничества можно объединить в группу мероприятий, направ- ленных на развитие у студентов таких компетенций как:
- решение актуальных профессиональных задач посредством поиска и анализа информации, ее структуризации;
- разработка конкретных рекомендаций, решений и алгоритмов действий, направленных на совершенствование той или иной деятельности;
- самоорганизация и самомотивация, стремление к саморазвитию.
- К таким мероприятиям можно причислить:
- разработка курсовых проектов и выпускных квалификационных работ по заказу работодате- ля (с конкретным практическим результатом «на выходе»);
- подготовка студентов к участию в научно-практических конференциях, форумах, профес- сиональных выставках формата Work-shop;
- разработка творческих, креативных, инновационных проектов в целях дальнейшего внедре- ния в практику предприятия.
Сам же работодатель в данных мероприятиях может выступать в роли заказчика, а лучше – ру- ководителя исследовательского/презентационного проекта.
И наконец, третье направление сотрудничества образовательных организаций и работодателей должно быть направленно на оценку уровня сформированных профессиональных компетенций, а именно:
- участие в разработке итоговых заданий для профессиональных экзаменов, итоговой госу- дарственной аттестации, а также для конкурсов профессионального мастерства (как на уровне обра- зовательного учреждения, так и на уровне городских, региональных конкурсов);
- участие работодателей в составе аттестационной комиссии в рамках текущих сессий (экза- мены по профессиональным модулям) и в составе комиссии итоговой государственной аттестации (особенно, если дипломные проекты пишутся «под заказ»), а также в составе жюри конкурсов про- фессионально мастерства (на различных уровнях).
Таким образом, мы видим, что направлений для участия работодателей в профессиональном становлении специалистов по туризму очень много, они разнообразны, их можно варьировать и соче- тать в различных формах [2, с. 165]. Ключевым критерием успешности и результативности подобных мероприятий всегда было и остается персональная заинтересованность каждого представителя про- фессионального сообщества. Только за счет совместных усилий профессиональных образовательных организаций и фирм-работодателей можно значительно повысить уровень подготовки будущих спе- циалистов, сделать их конкурентоспособным и востребованными на рынке труда. Как следствие, бла- годаря высокому уровню подготовки кадров, мы имеем возможность повысить качество функциони- рования туристической отрасли в целом, вывести ее на новый виток развития.
Литература
- Окунцева С.В., Пенкина Н.В. Образовательная организация как часть индустрии туризма региона (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) // Культура, наука, образование: проблемы и пер- спективы: сб. VI международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 13–15 февраля 2017 г.). Нижневартовск, 2017. С. 438.
- Пенкина Н.В. Туризм как межотраслевой хозяйственный комплекс // Наукоемкие технологии и ин- теллектуальные системы в XXI веке: сб. Международной научно-практической конференции. Пермь, 2017. С. 165.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник материалов всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием "Здоровье и образ жизни". Секция "Социально-значимые болезни" 2020г. г.Мурманск
Цель данной исследовательской работы была поставлена в рамках Плана мероприятий о реализации государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ инфекции и имела характер мультинаправленност...
«Ступени роста:от студенческого творчества–к профессиональному мастерству–2020»:материалы заочной Всероссийской студенческой научно-практической конференции.Май 2020 г./Лискинский промышленно-транспортный техникум имениА.К.Лысенко.-Лиски, 2020
Ананин К.А., Завьялова С.В.Размышляя о войне. С. 160Веселов Д.А., Завьялова С.В. Молодежь и карьера. С. 179Ксюнов С.В., Завьялова С.В. Правильный выбор профессии - путь к успеху. С. 183Мигунова К.Р., ...
Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ» с международным участием
ПРОФИЛАКТИКА БРОНХИТА У ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КОНТИНГЕНТА это важнейшая социально-медицинская проблема и считается болезнью века. Причиной этого можно считать большую распространённость, неуклонный рост з...
Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ» с международным участием
ТУБЕРКУЛЕЗ КАК СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ БОЛЕЗНЬ По данным Всемирной Организации Здравоохранения в мире насчитывается около 15 млн. больных от...
Сборник материалов всероссийской студенческой научно-практической конференции "здоровье и образ жизни" с международным участием секции "Социально-значимые болезни"
Издание адресовано обучающимся и преподавателям образовательных организаций...
Сборник материалов участников Всероссийской студенческой научно-практической конференции "Здоровье и образ жизни" с международным участием. Мурманск, 2021
Вода играет для человека огромнейшую роль. Без нее не может существовать ни один организм, в том числе человеческий. И , от ого , какого качества вода, это существование может быть прекрасным, или нао...
Сборник материалов участников Всероссийской студенческой научно-практической конференции "Здоровье и образ жизни" с международным участием. Мурманск, 2023 Секция "Профилактика заболеваний"
Сборник материалов участников Всероссийской студенческой научно-практической конференции "Здоровье и образ жизни" с международным участием, секция "Профилактика заболеваний" предна...