СИПР
рабочая программа на тему
Специальная индивидуаьная программа развития для обучающегося с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr_galits.docx | 99.62 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Председатель ПМПК __________ | Соргласовано Родители(зак пред) | УТВЕРЖДЕНА приказ от______________№_____ Директор МБОУ "Лянторская СОШ №5" ____________ Л.Г. Емелева |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
для обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
Срок реализации: сентябрь 2017 -май 2018
Ответственные за реализацию программы:
Медведева Н. В., учитель начальных классов;
Ш… О. М., педагог-психолог,
М… Ю.А.учитель-логопед
2017
- Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Г… Антон Андреевич.
Возраст ребенка: 9 лет
Место жительства: г.п.Лянтор
Мать: Г…. Оксана Николаевна
Отец: Г…… Андрей В….
Год обучения в МБОУ: второй
Ступень обучения: I
Группа (особые потребности): 2
Заключение ПМПК: Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Асинхронное развитие психических функций, несформированность языковых средств на фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи.
- Характеристика обучающегося на начало учебного года.
Ребенок посещает образовательную организацию второй год.
Семья полная, состоит из 5 человек, проживает в 2 – комнатной благоустроенной квартире. Мама – домохозяйка, отец работает в пожарной части. Родители заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в успешном развитии ребенка.
По заключению ПМПК у Антона умеренная умственная отсталость, познавательная деятельность резко снижена. Является ребенком с ОВЗ.
Мальчик очень подвижный, нарушена моторика, мелкая моторика пальцев рук, состояние слуха соответствует норме. Ребенку нравятся игры связанные с тактильными ощущениями.
С момента начала обучения ребенок находится в возбужденном состоянии: бегает, бросает предметы, кричит, рычит. При попытке усадить на стул оказывает физическое сопротивление (падает на пол, кричит, плачет, проявляет агрессию). Антону оказывается медикаментозная помощь. Большую часть учебного времени мальчик не спокоен, иногда реагирует на запрет, при этом самоагрессия не наблюдается, но по – прежнему удерживается на занятии непродолжительное время, пытается убежать.
Ребенок понимает обращенную речь на бытовом уровне, реагирует избирательно, вербальные задания выполняет выборочно, с неточностями. Не всегда реагирует на свое имя. Понимает простые речевые инструкции. Родной язык русский, речевое окружение благоприятное. Ранее речевое развитие было прервано ( до 2,5 лет гуление, лепет, первые слова, после стрессовой ситуации речевые навыки утрачены). До зачисления в школу логопедическая помощь не оказывалась. Строение артикуляционного аппарата не нарушено. Подвижность и переключаемость ребенок не дает диагностировать. Речь для него не является средством коммуникации, свои желания показывает жестами. Может иногда повторить за взрослым отдельные звуки, но не использует их в самостоятельной речи.
Игровая деятельность не сформирована, предпочтение отдает отдельным предметам быта ( плоскогубцы, половник, ложка, крышка). Отмечаются элементы предметной игры с мячом. Учебные действия не сформированы, редко смотрит на учителя, действия по подражание выполняет редко и пожеланию. Состояние Антона не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире. Навыки самообслуживания сформированы на низком уровне, требуется контроль взрослого в разные режимных моментах.
Ребенок относится к 2 группе. Требуется постоянный присмотр и частичная эпизодическая помощь.
Особенности деятельности:
-предметная- функциональное манипулирование и использование предметов;
-игровая - не умеет создавать игровые ситуации, не принимает игровые роли;
-продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация
Особенности познавательной сферы–редко проявляет интерес к получению знаний.
Особенности восприятия: пространственные представления сформированы на низком уровне. Не понимает скрытый смысл картин, метафор, пословиц, не ориентирован в схеме собственного тела. Формы, величины не воспринимает, цветовые оттенки – не воспринимает. Не ориентирован в выполнении заданий на плоскости листа.
Особенности памяти:
- лучше запоминает фигуры;
Особенности мышления: уровень низкий.
Математические представления, новый учебный материал усваивает с трудом. Полученные знания не может применить во внеурочной деятельности.
Особенности личностного развития:
Эмоционально – волевая сфера: мотивация к обучению преобладает игровая.Эмоциональная уравновешенность: неуравновешенный.
Гиперактивность: да.
Двигательная расторможенность: да.
Адекватность самооценки: заниженная.
Уровень тревожности: тревожен.
Упрямство, устойчивость собственного мнения: присутствует.
Самоконтроль: низкий, погруженности в себя - наблюдается, не открыт для общения. Произвольная регуляция поведения сформирована на низком уровне: не владеет собой в ситуациях, предполагающих сосредоточенность.
Умение учиться, обучаемость:
Отношение к учебной деятельности: в целом положительное.
Особенности мотивации: стремление к похвале, поощрению.
Заключение – уровень развития низкий, нуждается в индивидуальном подходе.
Ребенок относится к 2 группе. Требуется постоянный присмотр и частичная эпизодическая помощь.
Приоритетное содержание обучения и воспитания:
1. Базовые учебные действия.
2. Коммуникативные навыки.
- Индивидуальный учебный план.
Предметы | |||
Предметные области | учитель | учитель-логопед | |
Язык и речевая практика | Русский язык | 2 | |
Чтение | 1 | ||
Речевая практика | 1 | ||
Математика | Математика | 2 | |
Естествознание | Мир природы и человека | 1 | |
Искусство | Музыка | 2 | |
Изобразительное искусство | 1 | ||
Физическая культура | Физическая культура | 1 | |
Технология | Ручной труд | 2 | |
Коррекционно-развивающая область | |||
Итого | 13 | ||
Внеурочная деятельность | Социально- бытовая ориентировка | 1 | |
Коррекционные курсы | Занятия с психологом | 1 | |
Занятия с логопедом | 2 | ||
Итого | 17 |
4. Содержание образования.
4.1. Базовые учебные действия.
| I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, и др.) и сверстниками | ||||
- принятие контакта, инициированного взрослым | ||||
- установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса | ||||
- ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса:
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
- планирование учебного дня | ||||
- ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий) | ||||
- следование расписанию дня | ||||
2. Формирование учебного поведения | ||||
- поддержание правильной позы | ||||
- направленность взгляда: | ||||
| ||||
| ||||
- подражание простым движениям и действиям с предметами | ||||
- выполнение простых речевых инструкций:
| ||||
- принятие помощи взрослого | ||||
- использование по назначению учебных материалов | ||||
- выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию) | ||||
- выполнение действий с предметами (по подражанию) | ||||
- выполнение простых действий с картинками (по подражанию) | ||||
- соотнесение одинаковых предметов (по образцу) | ||||
- соотнесение одинаковых картинок (по образцу) | ||||
- выполнение простых действий с предметами и картинками (по образцу) | ||||
- соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу) | ||||
- сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии | ||||
- принятие помощи учителя на групповом занятии | ||||
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определеннымихарактеристиками | ||||
- выполнение задания полностью (от начала до конца) | ||||
- выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи песочных часов) |
Коррекция поведенческих проблем.
Проблемы поведения | Способы и методы коррекции | III четверть | IV четверть |
Агрессия и аффективные вспышки агрессии: 1. агрессия, направленная на людей - бьет рукой, бьет по лицу, кусает за лицо; 2. агрессия, направленная на вещи – кидает игрушки, предметы мебели. | 1.Обучение ребенка адекватным способам получения желаемого (учить вербально выражать свои желания, обращаться за помощью: «дай», «хочу», «помоги). 2.Подкрепление отсутствия проблемного поведения (шариковый бассейн).
| ||
Самоагрессия (царапает себя) | Прерывание (крепкие объятия). Переключение на другой вид деятельности («Нумикон», раскрашивание картинок с девочками). | ||
Неадекватный крик | Прерывание ситуации, переключение на другие действия (когда Л. кричит, ее просят ответить на вопрос). | ||
Двигательные стереотипии (падает на пол, катается по полу, залезает на перила, дверь) | Замещение. Вместо одной стереотипии предлагаем ребёнку другую, несколько более адекватную, и ограничиваем время и условия, в которых стереотипия проявляется (катание по полу заменяем катанием на «крокодиле», залезание на высокие предметы заменяем лазанием по шведской стенке и др.) |
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | Iчетверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Речевая практика | ||||
- выделение персонажей русской народной сказки «Репка»:
| ||||
- ответы на вопросы по содержанию сказки «Репка»:
| ||||
- определение последовательности событий в сказке «Репка» | ||||
- выделение персонажей русской народной сказки «Колобок»:
| ||||
- ответы на вопросы по содержанию сказки «Колобок»:
| ||||
- определение последовательности событий сказки «Колобок» | ||||
- выделение персонажей русской народной сказки «Теремок»:
| ||||
- ответы на вопросы по содержанию сказки «Теремок»:
| ||||
- определение последовательности событий в сказке «Теремок» | ||||
- выделение персонажей белорусской народной сказки «Пых»:
| ||||
- ответы на вопросы по содержанию сказки «Пых» | ||||
- определение последовательности событий в произведении «Пых» | ||||
- выделение персонажей русской народной сказки «Волк и семеро козлят»:
| ||||
- ответы на вопросы по содержанию сказки «Волк и семеро козлят»:
| ||||
- определение последовательности событий в сказке «Волк и семеро козлят» | ||||
- выделение персонажей русской народной сказки «Маша и медведь»:
| ||||
- ответы на вопросы по содержанию сказки «Маша и медведь»:
| ||||
- определение последовательности событий в сказке «Маша и медведь» | ||||
- выделение персонажей русской народной сказки «Заюшкина избушка»:
| ||||
- ответы на вопросы по содержанию сказки «Заюшкина избушка»:
| ||||
- определение последовательности событий в произведении «Заюшкина избушка» | ||||
Математика | ||||
Представления о форме | ||||
- узнавание геометрических тел:
| ||||
- различение геометрических тел:
| ||||
- группировка предметов по форме | ||||
Представления о величине | ||||
- различение предметов по величине (большой, маленький) | ||||
- сравнение 2-х предметов по величине:
| ||||
- составление упорядоченного ряда из нескольких предметов:
| ||||
- группировка предметов по величине (такой - не такой) | ||||
Количественные представления | ||||
- нахождение одинаковых предметов | ||||
- различение множеств:
| ||||
- образование множеств:
| ||||
- разъединение множества | ||||
- объединение множества | ||||
Мир природы и человека | ||||
Животный мир | ||||
- знание одного из основных признаков животного (шерсть) | ||||
- узнавание диких животных (на картинках): | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
- узнавание домашних животных (на картинках): | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
- знание строения лисы:
| ||||
- знание строения зайца:
| ||||
- знание строения волка:
| ||||
- знание строения медведя:
| ||||
- знание строения коровы:
| ||||
- знание строения лошади:
| ||||
- знание строения свиньи:
| ||||
Растительный мир | ||||
- узнавание фруктов по внешнему виду: | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
- узнавание фруктов по запаху:
| ||||
- узнавание фруктов по вкусу:
| ||||
- узнавание овощей по внешнему виду: | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
- узнавание овощей по вкусу:
| ||||
- узнавание овощей по запаху:
| ||||
Социально-бытовая ориентировка | ||||
Самообслуживание | ||||
Прием пищи | ||||
- еда вилкой | ||||
Обращение с одеждой и обувью | ||||
- узнавание предметов одежды:
| ||||
- различение предметов верхней одежды
| ||||
- различение предметов одежды:
| ||||
- знание назначения предметов одежды | ||||
- узнавание предметов обуви:
| ||||
-различение предметов обуви:
| ||||
- застегивание:
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Туалет | ||||
- сообщение о желании сходить в туалет | ||||
- пользование туалетной бумагой | ||||
- соблюдение последовательности действий в туалете:
| ||||
Гигиена тела | ||||
- регулирование температуры воды | ||||
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук:
| ||||
- соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта:
| ||||
- расчесывание волос | ||||
Представление о себе | ||||
- идентификация себя как мальчика | ||||
- узнавание частей головы:
| ||||
- различение частей головы:
| ||||
Чтение | ||||
-беседа на тему «Летний отдых детей». Артикуляционная гимнастика. | ||||
-рассматривание иллюстраций. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа); 3-4 звуков (там, мама и т. д.). | ||||
-беседа на тему «Я и моя семья». Понятие «слово». | ||||
-короткие и понятные стихотворения А. Барто. Слушание «Зайка», «Мячик». Разучивание «Мишка» с голоса учителя. | ||||
-понятие «предложение». Составление простых предложений по картинкам и по вопросам. | ||||
«Распорядок дня школьника». Составление простых предложений из 2-3 слов. | ||||
-различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. | ||||
«Кто и как голос подаёт?» на материале диких животных и птиц. | ||||
-слушание, запоминание и воспроизведение трехбуквенных слов, различающихся одним звуком. | ||||
-понятие о громкой и тихой речи. Практические упражнения в изменении силы голоса в соответствии с учебным заданием, условиями игровой ситуации. Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака. | ||||
-беседа на тему «Огород». Понятие «слово», «слог-часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги. | ||||
-выделение звука «м» в начале слова. Введение синего кружка для обозначения согласного звука. | ||||
-разучивание потешки «Сидит белка на тележке…» с голоса учителя. | ||||
-слушание сказки «Колобок», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам. | ||||
-слушание сказки «Репка», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам. | ||||
-выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков). | ||||
-звук и буква «А». Выделение звука «А» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Аа. | ||||
-звук и буква «У». Выделение звука «У» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Уу. | ||||
-различение звуков и букв «А» и «У». Образование из усвоенных звуков и букв слов «ау» и «уа». Установление сходства и различия в звуковом и буквенном составе. | ||||
-звук и буква «М». Выделение звука в начале слова. Образ буквы Мм. | ||||
-чтение буквы «М». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (м-м-м - мычит бык). | ||||
-образование и чтение открытого слога МА, слова МАМА. Выделение первого слога из слова. | ||||
-сравнение слогов АМ и МА. Заучивание вслух чистоговорок. | ||||
-образование и чтение открытого слога МУ. Выделение первого слога из слова. | ||||
-сравнение слогов УМ и МУ. | ||||
-звук и буква «Оо». Выделение звука «О» в начале и в конце слов в ударной позиции. Образ буквы Оо. | ||||
-чтение буквы «О». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (о-о-о – болит коленка). Чтение букв А, У, М и слогов с ними. | ||||
-образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов МО и ОМ, сравнение их. | ||||
-образование и чтение открытых (МО, МА, МУ) и закрытых (ОМ, АМ, УМ) двухзвуковых слогов, сравнение их. Заучивание вслух чистоговорок. | ||||
-чтение буквы «С». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (с-с-с – насос качает колесо) | ||||
-звук и буква «Х». Выделение звука в начале и конце слова. Образ буквы Хх. | ||||
-звуки и буквы: а, у, о, м, с, х. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. | ||||
-гласные и согласные буквы. Чтение слогов, двусложных слов и предложений с пройденными буквами. | ||||
Музыка | ||||
- узнавание музыкальных инструментов по звучанию: | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
- различение тихого и громкого звучания музыки | ||||
Игра на музыкальных инструментах | ||||
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
Движение под музыку | ||||
- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
- выполнение под музыку действий с предметами:
| ||||
- ведение хоровода | ||||
Изобразительное искусство | ||||
Рисование | ||||
- узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования:
| ||||
- различение материалов и инструментов, используемых для рисования:
| ||||
- оставление графического следа:
| ||||
Приемы работы с карандашом и кистью | ||||
- соблюдение последовательности действий при работе с красками: | ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
- освоение приемов рисования:
| ||||
Предметное рисование | ||||
- рисование контура предмета по сплошной контурной линии | ||||
Выполнение работы в контуре | ||||
- закрашивание внутри контура:
| ||||
заполнение контура точками:
| ||||
Лепка | ||||
- узнавание пластичных материалов:
| ||||
Подготовка материала к работе | ||||
- разминание материала | ||||
Придание формы | ||||
- катание колбаски | ||||
Аппликация | ||||
Работа с бумагой | ||||
- сминание бумаги | ||||
- разрывание бумаги | ||||
Работа с клеем | ||||
- намазывание всей поверхности клеем | ||||
Составление аппликации | ||||
- сборка изображения объекта из двух деталей | ||||
Физическая культура | ||||
Физическая подготовка | ||||
Построение и перестроение | ||||
- принятие основной стойки для построения и перестроения | ||||
- построение в колонну по одному | ||||
- размыкание на вытянутые руки в стороны | ||||
- ходьба в колонне по одному | ||||
- бег в колонне | ||||
Общеразвивающие упражнения | ||||
- вдох:
| ||||
- выдох:
| ||||
- сжимание кистей рук | ||||
- разжимание кистей рук | ||||
- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой | ||||
- круговые движения:
| ||||
- движения руками в разных направлениях в положении «стоя» | ||||
- круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» | ||||
- наклоны головы:
| ||||
повороты головой:
| ||||
- круговые движения:
| ||||
- наклоны туловища вперед в разных положениях:
| ||||
- повороты туловища в разных положениях:
| ||||
- наклоны туловища в стороны в разных положениях:
| ||||
- ходьба с высоким подниманием бедра | ||||
- полуприсед | ||||
- ходьба по гимнастической скамейке:
| ||||
- прыжки на двух ногах:
| ||||
- стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке | ||||
- ходьба по кругу, взявшись за руки | ||||
- ползание:
| ||||
- лазание по гимнастической стенке:
| ||||
- броски мяча двумя руками:
| ||||
- ловля мяча двумя руками | ||||
- передача в шеренге:
| ||||
Санки | ||||
- передвижение санок за веревку | ||||
- сидение на санках с сохранением равновесия во время передвижения | ||||
- удержание равновесия при спуске санок с горы | ||||
- подъем после падения с санок | ||||
Спортивные и подвижные игры | ||||
- соблюдение правил игры «Выше ноги от земли»:
| ||||
- соблюдение правила игры «Жмурки», «Лиса и зайцы»: убегание от водящего | ||||
- соблюдение правил игры «Строим дом»:
| ||||
Русский язык | ||||
Добукварный период | ||||
-правильная посадка во время письма. Упражнения в раскрашивании. | ||||
-игровые упражнения на активизацию движений кисти рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»). Упражнения в обведении контуров. | ||||
-восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). | ||||
-рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий из начальной точки «Дождик», «Расчёска». | ||||
-рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий из начальной точки «Провода», «Покати мяч по дорожке». | ||||
-произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»). | ||||
-рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке («Ветки дерева при порыве ветра», «Ёжик»). | ||||
-конструирование простых, хорошо знакомых предметов (домик, столик, скамейка и др.) Дорисовывание предметов знакомыми линиями. | ||||
-выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (прямые наклонные справа налево). | ||||
-обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам , их закраска и штриховка. | ||||
-знакомство с тетрадью в линейку с наклонной разлиновкой. Правильное расположение тетради. | ||||
-написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямая палочка с закруглением вверху. | ||||
-написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямая палочка с закруглением внизу. | ||||
-написание основных элементов рукописных букв в тетради: овал. | ||||
-написание основных элементов рукописных букв в тетради: полуовал. | ||||
-письмо основных элементов прописных букв. | ||||
Букварный период | ||||
-письмо элементов строчной буквы а. Лепка буквы. | ||||
-письмо элементов строчной буквы у. Лепка буквы. | ||||
-письмо строчных букв а, у и их соединений ау, уа по обводке. | ||||
-письмо строчной буквы м. Лепка буквы. Упражнения в обводке и штриховке. | ||||
-письмо строчной буквы м. Упражнения в выделении первого звука в слове. Составление схем слов и предложений. | ||||
-письмо прописной буквы М по обводке и по образцу. | ||||
-анализ и письмо слогов ам и ма по обводке и по образцу. Письмо прописной буквы А. | ||||
-письмо прописной буквы У. Письмо под диктовку изученных букв. | ||||
-анализ и письмо слогов ум и му по обводке и по образцу. | ||||
-письмо строчной и прописной буквы оО по обводке и по образцу. | ||||
-письмо строчных а, у, о, м и прописных А, У, О, М по образцу. Письмо под диктовку изученных букв. | ||||
-анализ и письмо слогов по образцу и под диктовку ом, мо. | ||||
-анализ и письмо закрытых и открытых слогов (ам, ум, ом, ма, му, мо). | ||||
-письмо по обводке и по образцу строчной и прописной буквы С. | ||||
-письмо по обводке и по образцу строчной и прописной буквы х. | ||||
Занятие с логопедом | ||||
Добукварный период | ||||
-умения правильно сидеть, вставать, слушать объяснения и указания учителя | ||||
-развитие органов артикуляционного аппарата | ||||
-постановка дыхания и голоса | ||||
-исправление дефектов речи | ||||
-различение звуков окружающей действительности ( стук, звон, гудение, жужжание и тд) | ||||
-произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у—у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т. д.); 3—4 звуков (там, мама.) | ||||
-умение изобразить действия по предложенной картинке и вопросам учителя | ||||
-умение соотнести натуральный объект с его графическим изображением и последующее словесное обозначение | ||||
-умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слеванаправо, в горизонтальном положении) | ||||
-умение обвести карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов | ||||
-умение написания основных элементов рукописных букв. | ||||
Букварный период -изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х -правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции, а также различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). | ||||
-умение образовать из усвоенных звуков и букв, слов (ау, уа, ах, чтение этих слов с протяжным произношением) | ||||
-умение образовать и прочитать прямых и обратных слогов (ау, уа; ум, ма, му; ах, ох, ух, ха, хо; ас, ос, ус, са, со, су), сравнение их. | ||||
-умение составить слова с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение слогов | ||||
-усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. |
4.3. Нравственное развитие.
- Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения.
- Умение выражать свои желания.
- Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре.
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающегося с умеренной умственной отсталостью вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа направлена на решение следующих задач:
-формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
-формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;
-формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе;
-формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) дляобучающегося с учетом его возрастных, психофизических особенностей;
-формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
Цель и задачи программы реализуются на уроках по предмету: «Мир природы и человека», в ходе коррекционных занятий. Основными организационными формами на основе которых реализуется содержание программы, являются:
режим труда и отдыха, спортивно - развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, поездки и др.
Ожидаемые личностные результаты:
-осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;
-интерес и бережное отношение к природе;
-готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным особенностями состояния здоровья.
4.5. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка | Участие ребенка в мероприятии | Ответственные | |
Экскурсии в парк | Наблюдения за сезонными изменениями в природе | Родители | ||
Встреча Нового года | Участие в мероприятии | Учитель , педагог- организатор Родители | ||
День защитника Отечества | Участие в мероприятии | Учитель , педагог- организатор Родители | ||
День Победы. | подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии, возложение цветов к памятнику | Учитель , педагог- организатор Родители | ||
Последний учебный день | присутствие на торжественной линейке | Учитель, родители | ||
Организация свободного времени | ||||
Игра | игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», | Родители | ||
Прогулки на улице | игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в лес, парк | Родители |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития для данного ребенка является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Уход предполагает выполнение следующей деятельности: уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, мытье рук, лица, тела, чиста зубов и др.); выполнение назначений врача по приему лекарств; кормление и/или помощь в приеме пищи; сопровождение ребенка в туалете, раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность). Данный уход за ребенком реализуют родители.
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
Учителя класса, учитель-логопед, педагог-психолог.
7. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
| |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР |
| |
Психологическая поддержка семьи |
| |
Организация участия родителей во внеурочной деятельности |
|
8. Необходимые технические средства и
дидактические материалы.
- Материалы для пересыпания (крупа), емкости разно величины для воды и сыпучих материалов; крупные и мелкие бусины для нанизывания на нить, мелкая мозаика, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Музыкальные инструменты».
- Набор пиктограмм;
- «Нумикон», «Колорама», конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
- Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
- Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, трехколесный велосипед, лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, батут, шведская стенка, шариковый бассейн, подвесные качели.
- Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, румба, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.
- Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий | |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | зп |
- выполняет задание с частичной помощью | чп |
- выполняет заданиепо подражанию | п |
- выполняет заданиепо образцу | о |
- выполняет заданиесамостоятельно, но допускает ошибки | сш |
- выполняет заданиесамостоятельно (без ошибок) | + |
Реакция на воздействия | |
- негативная реакция | нг |
- нейтральная реакция | нр |
- положительная реакция | пр |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка СИПР
Обучение детей с ОВЗ. Разработка СИПР...
СИПР ученика 7 Б класса
Программа индивидуального обучения, направленная на коррекцию образовательного процесса по учебным предметам ученика 2 варианта обучения 7 класса коррекционной школы....
СИПР ученика 5 Б класса
Прогамма для коррекции образовательного процесса 5 Б класса, 2 варианта....