Статья на тему: "Организация самостоятельной работы обучающихся по МДК"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Организация самостоятельной работы обучающихся по МДК
Григорьева Г.В., мастер производственного обучения, преподаватель
СПб ГБ ПОУ Колледж Петербургской моды
Новое поколение образовательных стандартов начального профессионального образования (НПО) разработано на модульно-компетентностной основе.
Под “модулем” в системе модульного обучения понимается самостоятельная учебная единица знаний, объединенных определенной целью, методическим руководством его освоения и контроля.
Образовательное учреждение обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) НПО регламентирует объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин и междисциплинарных курсов профессиональных модулей.
Комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы происходит на уроках учебной и производственной практики.
МДК направлен на формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП НПО по основным видам профессиональной деятельности. Задачей МДК является освоение рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
Неотъемлемой частью любого образовательного процесса является самостоятельная работа обучающихся. Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в годы обучения.
В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:
- аудиторная по предмету, междисциплинарному курсу,
выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
- внеаудиторная по предмету, междисциплинарному курсу,
выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Любая самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования общих и профессиональных компетенций;
- развития исследовательских умений.
Правильная организация самостоятельной работы имеет огромное образовательное и воспитательное значение.
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках МДК – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности обучения.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса. Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления мастером самостоятельной работой обучающихся на уроках учебной практики:
- дифференцированный подход к обучающимся с соблюдением посильности учебных заданий;
- планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
- постепенное отдаление мастера и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
- переход от контроля мастера к самоконтролю.
По типу внеаудиторную самостоятельную работу можно разделить на следующие группы:
- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности.
Формы внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по предмету МДК:
- чтение основной и дополнительной литературы;
- самостоятельное изучение материала по литературным источникам;
- поиск необходимой информации через Интернет;
- просмотр видеоматериала;
- выполнение видеозаписей по заданной теме;
- самостоятельное выполнение практических заданий;
- выполнение творческих заданий, портфолио;
- подготовка к участию в конкурсе, творческом соревновании;
- самостоятельная разработка технологической карты.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии, данной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающихся.
Формы контроля внеаудиторной самостоятельной работы:
- просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем;
- организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе;
- обсуждение результатов выполненной работы на занятии;
- организация творческих конкурсов;
- организация конференций.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий.
Использование различных видов самостоятельных работ помогает педагогу оптимизировать познавательную активность обучающихся, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"
Самостоятельная работа– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая деятельность обучающихся, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляет...
Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и ...
статья на тему "Организация работы методического объединения преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения"
В данной статье раскрыты общие понятия о методической работе образовательного учреждения. Представлен опыт методической работы образовательного учреждения по повышению профессианализма педагогов и мас...
Методическая разработка по теме : “ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Данная методическая разработка поможет преподавателяи так построить учебный процесс, чтобы студенты могли самостоятельно приобретать новые знания и научились применять их на практике....
Статья на тему: «Организация проектной деятельности в детском саду: система работы».
Проектная деятельность в детском саду...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Организация разноуровневой самостоятельной работы обучающихся на уроках профдисциплин в системе СПО
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей обучающихся, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся колледжа
СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема:Организация и контроль самостоятельной работы обу...