Статья на тему: "Организация самостоятельной работы обучающихся по МДК"
статья на тему

Григорьева Галина Владимировна

Организация самостоятельной работы обучающихся по МДК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы обучающихся по МДК

Григорьева Г.В., мастер производственного обучения, преподаватель

СПб ГБ ПОУ  Колледж  Петербургской моды

Новое поколение образовательных стандартов начального профессионального образования (НПО) разработано  на модульно-компетентностной  основе.

Под “модулем” в системе модульного обучения понимается самостоятельная учебная единица знаний, объединенных определенной целью, методическим руководством его освоения и контроля.

Образовательное учреждение обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)  НПО регламентирует объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин и междисциплинарных курсов  профессиональных модулей.

Комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы происходит на уроках учебной  и производственной практики.

МДК направлен на формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП НПО по основным видам профессиональной деятельности. Задачей МДК является освоение рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.

Неотъемлемой частью любого образовательного процесса является самостоятельная работа обучающихся. Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в годы обучения.

В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная по предмету, междисциплинарному курсу,

выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

  • внеаудиторная по предмету, междисциплинарному курсу,

выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

       Любая самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
  • формирования общих и профессиональных компетенций;
  • развития исследовательских умений.

       Правильная организация самостоятельной работы имеет огромное образовательное и воспитательное значение.

       Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках МДК – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности обучения.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса. Только при этом условии  у  обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления мастером самостоятельной работой обучающихся на уроках учебной практики:

  • дифференцированный подход к обучающимся с соблюдением посильности учебных заданий;
  • планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
  • постепенное отдаление мастера и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
  • переход от контроля мастера к самоконтролю.

       По типу внеаудиторную самостоятельную работу можно разделить на следующие группы:

  • воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
  • реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
  • эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
  • творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности.

Формы внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по предмету МДК:

  •  чтение основной и дополнительной литературы;
  • самостоятельное изучение материала по литературным источникам;
  • поиск необходимой информации через Интернет;
  • просмотр видеоматериала;
  • выполнение видеозаписей по заданной теме;
  • самостоятельное выполнение практических заданий;
  • выполнение творческих заданий, портфолио;
  • подготовка к участию в конкурсе, творческом соревновании;
  • самостоятельная разработка технологической карты.

         Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии,  данной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающихся.

       Формы контроля внеаудиторной самостоятельной работы:

  • просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем;
  • организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе;
  • обсуждение результатов выполненной работы на занятии;
  • организация творческих конкурсов;
  • организация конференций.

       Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень освоения  учебного материала;
  • уровень умения  использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
  • уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий.

Использование различных видов самостоятельных работ помогает педагогу оптимизировать познавательную активность обучающихся, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

                                                                                 

                                                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"

Самостоятельная работа– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая деятельность обучающихся, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляет...

Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и ...

статья на тему "Организация работы методического объединения преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения"

В данной статье раскрыты общие понятия о методической работе образовательного учреждения. Представлен опыт методической работы образовательного учреждения по повышению профессианализма педагогов и мас...

Методическая разработка по теме : “ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Данная методическая разработка поможет преподавателяи так построить учебный процесс, чтобы студенты могли самостоятельно приобретать  новые знания и научились применять их на практике....

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Организация разноуровневой самостоятельной работы обучающихся на уроках профдисциплин в системе СПО

Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей обучающихся, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся колледжа

СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня       МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема:Организация и контроль самостоятельной работы обу...