Программа организации методического сопровождения педагогов МБОУ ДО Починковской ДЮСШ в межаттестационный период «ПРОФЕССИОНАЛ» на 2016-2019 гг.
методическая разработка по теме

Уткина Анна Алексеевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЧИНКОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

 

 

 

Принята на заседании

педагогического совета

протокол от 31.08.2016

№  4

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО Починковской ДЮСШ

________ А. В. Степашин

«__» __________ 20__ г.

 

 

                                                                                               

 

Программа

организации методического сопровождения педагогов

МБОУ ДО Починковской ДЮСШ

в межаттестационный период

«ПРОФЕССИОНАЛ»

на 2016-2019 гг.

 

 

 

 

 

Составитель  программы:

Уткина А.А.,

инструктор-методист

 

 

 

 

 

Нижегородская область,

Починковский район

с. Починки

2016 год

 

Оглавление

Паспорт программы.. 3

Введение: 4

1.    Этапы  сопровождения педагога в период аттестации. 6

1.1. Первый этап — Подготовительный. 6

Психолого-педагогическое сопровождение аттестуемого на подготовительном этапе. 7

1.2. Второй этап — «Партнерство». 8

1. Диагностическое направление, 8

2. Развивающее направление. Это создание рациональной системы мероприятий, которая воздействует на работу педагога  через: 9

Психолого-педагогическое сопровождение аттестуемого на этапе «Партнерство»: 9

1.3. Третий этап — Заключительный. 11

Заключение: 12

Приложения. 14

Лист самооценки. 14

педагогической деятельности учителя. 14

Анкета для педагогов. 17

Анкета  "Факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов"  (по Н.В. Немовой) 18

Анкета "Удовлетворенность родителей  деятельностью педагогических и руководящих работников  школы". 20

Этапы сопровождения аттестуемого. 22

«Лесенка профессионального мастерства». 22

Критерии психологического и методического анализа, деятельности аттестуемого педагога. 24

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы

1.

Наименование раздела программы.

Программа организации сопровождения педагога в период аттестации  МБОУ ДО Починковской ДЮСШ на 2016-2019 г. «ПРОФЕССИОНАЛ»

2.

Основания для разработки программы развития.

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
  • Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  • Приказ Минобрнауки России «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 24.03.2010 № 209;
  • Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Документы региональных и муниципальных органов управления образования.

3.

Основные разработчики программы.

Администрация МБОУ ДО Починковской ДЮСШ (далее – ДЮСШ)

4.

Цель программы.

Создание  и апробация внутришкольной модели научно-методического сопровождения педагогов, обеспечивающей развитие педагогического потенциала, их готовность к реализации в своей практике идей деятельностно-компетентностного  подхода.

5.

Задачи программы.

  1.  Разработать и апробировать внутришкольную модель научно-методического сопровождения педагогов.
  2. Создать условия, обеспечивающие научно-методическое сопровождение  педагогов с учетом педагогического стажа, возраста, квалификации учителя, его отношения к профессиональной деятельности (на основе дифференцированного подхода).
  3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами дополнительного образования.
  4. Осуществить переход от управленческой к менеджерской системе руководства.

6.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы.

Соответствие качества образования в МБОУ ДО Починковской ДЮСШ  базовым требованиям аттестации образовательного учреждения, что подтверждается документами о прохождении лицензирования.

    Итогом аттестации должны стать:

  • рост общей и профессиональной культуры педагогов;
  • расширение знаний в образовательных областях;
  • положительная динамика  спортивных достижений учащихся;
  • положительная мотивация аттестации: приоритетными становятся повышение профессионализма и конкурентоспособности.

7.

Система организации контроля реализации Программы, периодичность отчета исполнителей

Постоянный контроль выполнения Программы осуществляет администрация ДЮСШ с ежегодным обсуждением результатов на итоговом педагогическом совете.

Результаты контроля ежегодно публикуются  на сайте школы, представляются на научно-практических конференциях.

8.

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы

Степашин Антон Вячеславович, директор.

Телефон: 8 (83197)5-26-55

9.

Сайт образовательного учреждения

http://dush-pochinki52.ucoz.com/

10.

Постановление об утверждении программы

Решение педагогического совета от 31.08.2016 протокол № 4, утверждено приказом № 105 от 03.10.2016 г.

 

Введение

Кадровая политика современного руководителя строится не только на серьезном подборе, подготовке, организации деятельности педагогов, но и предъявляются особые требования  к оценке их работы. Поэтому значение аттестации как важнейшей организационно-правовой формы оценки профессионального труда работника образовательного учреждения повышается. В связи с переходом на «Новый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденный приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010г. №209, подлежат пересмотру и обновлению позиции администрации школы к оценке профессиональной деятельности педагогических работников.

Аттестация педагогических кадров — очень важная процедура в оценке профессионализма и качества  работы. С помощью аттестации в конечном итоге обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования.

В свете многочисленных инноваций последнего времени в сфере дополнительного  образования (новая система оплаты труда, изменение формы аттестации педагогических работников и т.п.) педагоги пребывают в состоянии дискомфорта, неуверенности, психологического напряжения, а иногда и просто депрессии, потому что функционал учителя существенно расширен.

Выделим ряд проблем, существенно осложняющих процедуру аттестации,

среди них:

1. Недостаточный учет психологических факторов, влияющих на проведение аттестации. Многие педагоги отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации.

2. Непонимание отдельными руководителями своей роли в стимулировании роста квалификации, развитии профессиональной компетентности педагога и, как следствие, выбор для себя в ходе подготовки и проведения аттестации педагогических кадров позиции стороннего наблюдателя.

3. Отсутствие согласованности в действиях администрации, психологической службы учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемых.

Для успешного решения этих задач была разработана модель взаимодействия администрации  и экспертной группы (в лице директора,  заместителя по УВР, инструктора-методиста образовательного учреждения) с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации.

Перед нами встали вопросы: Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной?

Для себя мы выделили ряд задач, решение которых осуществлялось пошагово:

Первый шаг — выработка общей позиции в вопросах подготовки педагогов к аттестации. На этом этапе аттестация рассматривалась нами как система, обеспечивающая развитие профессионала и психологическую поддержку личности педагога. Это не разовая акция, а длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности.

Второй  шаг — определение принципа текущего, повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период.

Третий шаг—построение определенной модели методического и психологического сопровождения аттестуемого.

Качественные изменения, происходящие в образовании, в содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, требуют существенных изменений в целях, методах и технологиях работы методической и психологической службы учреждения.

Все большее значение придают сегодня сами педагоги повышению своего профессионального мастерства и психологической компетентности.

Практика показывает, что к аттестации педагоги относятся по-разному. По данным опроса работников МБОУ ДО Починковская ДЮСШ, среди положительных сторон аттестации они отмечают повышение оплаты труда, возможность проявления творческой инициативы, повышение профессиональной компетенции, продуктивности педагогического труда.

В данных методических рекомендациях предлагается модель взаимодействия администрации,  педагога- психолога с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации.

Модель нашей деятельности предполагает использование таких методов работы, которые позволяют органично соединять исследования, обучение и практическое решение.

Эта работа ведется в три этапа:

— «Подготовительный этап»;
— «Партнерство»;
— «Заключительный этап».

Рассмотрим более подробно этапы работы.

  1. Этапы  сопровождения педагога в период аттестации

1.1. Первый этап — Подготовительный

Цель подготовительного этапа: формирование у педагога представлений о механизме прохождения аттестации с анализом и первичной диагностикой уровня развития собственной педагогической деятельности.

Обозначим некоторые важные моменты, реализация которых будет способствовать эффективной организации аттестационного процесса:

1. Четко определенные цели участников образовательного процесса по отношению к аттестации:

— Руководитель учреждения способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога;
— Зам. директора по УВР. курирующий данное направление,  организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем;
— Педагог-психолог обеспечивает повышение психологической компетентности педагога, способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога; улучшает эмоциональное самочувствие педагога.

Психолого-педагогическое сопровождение аттестуемого на подготовительном этапе

— Аттестуемый педагог повышает профессиональное мастерство и психологическую компетентность;
— Экспертная группа  проводит оценку профессионального соответствия педагога определенным крите­риям.

2. Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций, доказательство своей надежности, что особенно важно для установления доверительных отношений с педагогом.

3. Составление плана методической учебы педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе листа самоанализа (Приложение 1) и анкетирования (Приложение 2; 2.1; 2.2)

4. Комплектование банка нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей.

5. Оформление портфолио, документов необходимых педагогу для участия в аттестации.

На этом этапе педагог изучает требования квалификационных характеристик и их уточнение относительно заявленной категории и анализирует собственную деятельность за некоторый период (но не более 5 лет). (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования")

Требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий

1.2. Второй этап — «Партнерство»

Цель данного этапа: информирование педагогов о порядке проведения аттестации, правах и обязанностях аттестуемых.

Работа на данном этапе проводится в нескольких направлениях:

1. Диагностическое направление,

которое позволяет дать объективную оценку педагогической деятельности, выявить уровень воспитательно­образовательной работы. На основе проведенного психолого-педагогического анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса.

Оценка деятельности педагога представляет собой сложный интегральный показатель, включающий в себя отражение целой совокупности факторов.

Данная оценка должна соответствовать следующего рода требованиям:

объективность (предполагает оценку педагога по конечному результату его деятельности);
универсальность (предложенные критерии должны быть применимы для педагога );
точность (строгое соблюдение определенных правил при оценивании педагогов);
надежность (требует проверки выдвинутых критериев на практике);
гибкость (наряду с жесткими показателями оценка должна включать интегральные критерии, позволяющие развивать приоритетное направление работы педагога);
своевременность.

С нашей точки зрения комплексная оценка деятельности педагога — это углубленный, всесторонний анализ его личности со стороны ценностных ориентаций, профессиональных установок и профессионально важных личностных качеств, направленный на решение педагогических задач, гармонизацию личности педагога и повышение эффективности процессов профессионального роста и психолого-­педагогической экспертизы.

Результаты диагностики становятся исходным пунктом для развивающей деятельности, но прежде они обязательно должны быть проанализированы. Поэтому связь между диагностикой и развивающей деятельностью опосредованная, она преломляется через функцию психолог педагогического анализа.

Итак, главная задача нашей деятельности — не в том, чтобы дать педагогу экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению своих профессиональных проблем. Только от желания самого педагога зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и само актуализации.

Для роста педагогического мастерства и развития педагогических способностей педагогов мы взяли за основу по рекомендации А.К. Марковой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности:

— педагогические способности: коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность;
— профессиональные знания: методики преподавания, знания педагогики и психологии;
— гуманистическая направленность: интересы, ценности, идеалы;
— педагогическая техника: умение управлять собой, умение взаимодействовать.

2. Развивающее направление. Это создание рациональной системы мероприятий, которая воздействует на работу педагога  через:

— внесение поправок и устранение недочетов; 

—методическая помощь в написании статей, программ, проектов;
— обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение аттестуемого на этапе «Партнерство»:

— расширение знаний в области педагогики, психологии и смежных дисциплин;
— повышение уровня профессионализма и психологической компетентности;
— создание условий для возможности проявления творчества, новаторства и вовлечение педагога в исследовательскую, экспериментальную деятельность;
— развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога;
— формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами.

Система мероприятий, проводимых в рамках модели, на данном этапе направлена на достижение педагогом цели своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах.

Здесь главным для нас является реализация индивидуального подхода, создание условий для успешного восхождения по «лесенке профессионального мастерства» (Приложение 3)

Особенности индивидуальной работы с педагогом зависят от уровня его самооценки и стажа педагогической деятельности. Самооценка подразумевает оценку своей деятельности, положения в коллективе и своего отношения к членам коллектива. От нее зависит активность личности и стремление к самосовершенствованию. Педагогический стаж, особенности профессионально­педагогической деятельности оказывают непосредственное влияние на становление педагога как профессионала. Важно учитывать также статус педагога в коллективе, его преобладающее эмоциональное состояние.

На этом этапе мы также стараемся учесть те условия, которые необходимы для обеспечения профессионального выполнения развивающей функции воспитателя с учетом современных Федеральных Государственных Требований (ФГТ). Под развивающей функцией мы понимаем деятельность педагога, направленную на научно обоснованное (психологически оправданное) стимулирование психического развития дошкольников, которое базируется на совокупности специальных условий, методов и средств (психодиагностических и развивающих), а также собственной позиции педагогапрофессионала. Профессиональное выполнение развивающей функции обеспечивается содержанием знаний, умений и профессиональноличностных качеств.

Определяя сущность и содержание развивающей функции, мы проанализировали имеющиеся позиции по данной проблеме.

При планировании воспитательно-образовательной деятельности в школе педагогам необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;

         При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  • любознательный, активный;
  • эмоционально отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • овладевший необходимыми умениями и навыками.

         Таким образом, наиболее перспективными и оптимальными с точки зрения современных педагогических ценностей являются условия, в которых упор делается на развитие интегративных качеств ребенка. Эти ценности и определяют требования к знаниям, умениям и профессионально­личностным качествам педагогов нашего учреждения. Для этого нами были выделены основные критерии психологического и методического анализа деятельности, аттестуемого педагога.

Коррекционное направление предполагает профессиональную поддержку и оказание помощи аттестуемому в преодолении проблем:

— формирование у педагога интереса к практической психологии;
— предотвращение стереотипизации профессиональной деятельности;
— формирование способности к восприятию нового, (ИКТ);
— коррекция нарушений личностных дисгармоний и мобилизация скрытых психологических ресурсов, обеспечивающих самостоятельное решение проблем, и т.д.

Реализация данного направления включает проведение педагогом­психологом и экспертной группой: занятий; психологических тренингов, индивидуального консультирования, решений педагогических задач, занятий  по ИКТ, заполнения листа  готовности педагога к аттестации.

Показателями эффективности нашей работы на этапе «Партнерство» являются:

— повышение психолого-­педагогической компетентности педагогов;— повышение информационно компьютерной компетентности педагогов;— улучшение эмоционального самочувствия педагогов;
— снятие напряжения и чувства дискомфорта;
— создание наиболее комфортных условий для воспитания и развития ребенка.

1.3. Третий этап — Заключительный

На этом этапе определяются цели и задачи по представлению аттестующимся результатов своей педагогической деятельности экспертной группе. Здесь проходит обобщение педагогического опыта, подготовка необходимых документов, проектов, программ, презентация портфолио, совместное решение примерных педагогических ситуаций, составление конспекта занятий, экзамен по ИКТ и заполнение аттестационного листа.

 

 

План психолого­-педагогического сопровождения аттестуемого

Содержание

Участники

Результат

Экспертная группа

Инструктор-методист

Заключительный этап

Изучение документов, проектов, статей, программ,  приложений, результатов анкетирования.

Представление личного опыта  педагога (показ открытых занятий, мастер – классов, решение педагогических ситуаций, экзамен по ИКТ)

Заполнение листа самооценки

Повышение уровня научно-методической культуры педагогов

Аттестация педагогов

    
 

Мы для себя выделили несколько критериев:

1. Помощь в подготовке к прохождению аттестации педагогами учреждения.
2.Участие педагогов в городских, краевых и российских мероприятиях.
3. Изучение профессионального самопознания педагогов.
4. Изучение достижений педагога — Лестница Мастерства.
5. Изучение социально­-психологического климата в коллективе.
6. Качество подготовки дошкольников к начальному школьному обучению.

Заключение:

Анализируя результаты, можно отметить, что в коллективе сохраняется благоприятный социально­-психологический климат. Практика показала, что внедрение модели методического и психологического сопровождения педагогов в период аттестации создает условия веры педагога в себя, в свои силы, а это, в свою очередь, позволяет повысить качество образования и мастерство наших педагогов. За 3 последних  года  в учреждении по новой модели прошли аттестацию 3 педагогов, 1 педагог подтвердил свою квалификационную категорию, 2 педагога получили I квалификационную категорию, 1 педагог получил высшую квалификационную категорию.

Итак,  внедрение  данной  методической, психолого-педагогической модели управления  аттестацией педагогических кадров в образовательном учреждении позволяет создать оптимальные условия, благоприятные для успешного внедрения в практику Нового порядка аттестации педагогических работников. В конечном итоге послужит мощным стимулом для роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического  и управленческого труда, развитию творческой инициативы  педагогических кадров.

       Новый порядок предусматривает два вида аттестации: обязательную и добровольную. Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Добровольная аттестация осуществляется по желанию учителя для установления соответствия уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет.

Итогом аттестации должны стать:

  • рост общей и профессиональной культуры педагогов;
  • расширение знаний по преподаваемому предмету;
  • положительная динамика качества знаний учащихся;
  • положительная мотивация аттестации: приоритетными становятся повышение профессионализма и конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Лист самооценки

педагогической деятельности учителя

______________________________________________________________(ФИО),  ___________________________________________образовательное учреждение, преподаваемый предмет) __________(имеющаяся квалификационная категория)______(категория, на которую Вы претендуете)

Уважаемый педагог!

Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.

Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти балльную шкалу.

5 – Вы абсолютно согласны с утверждением.

4 – Вы скорее согласны с утверждением

3 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов.

2 – Вы скорее несогласны с утверждением

1 – Вы абсолютно несогласны с утверждением

Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.

Заранее благодарим за сотрудничество!

 

Утверждения

 1

2

3

  4

5

1.

Я безразличен(-на) к критике в свой адрес

 

 

 

 

 

2.

Знание результатов деятельности никак не влияет на ее эффективность

 

 

 

 

 

3.

Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся

 

 

 

 

 

4.

Если на занятии возникают неожиданные ситуации, я корректирую намеченный план работы

 

 

 

 

 

5.

Мое знание нормативных документов, отражающих требования к содержанию и результатам образовательнойдеятельности требует существенного улучшения

 

 

 

 

 

6.

Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям

 

 

 

 

 

7.

Считаю важным различать  цель и тему занятия

 

 

 

 

 

8.

Мое знание теории воспитательной работы требует серьезного улучшения

 

 

 

 

 

9.

Новаторство – кредо каждого хорошего воспитателя

 

 

 

 

 

10.

На моих занятиях воспитанники делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно

 

 

 

 

 

11

Мой общий кругозор достаточно ограничен

 

 

 

 

 

12

Все воспитанники должны принимать участие в постановке целей и задач занятия

 

 

 

 

 

13

Я плохо ориентируюсь в социальной ситуации, и практически не учитываю взаимоотношения воспитанников

 

 

 

 

 

14

Лучше лишний раз похвалить воспитанника, чем наказать его, пусть и за провинность

 

 

 

 

 

15

Я считаю, что всех  воспитанников надо оценивать по одинаковыми критериям

 

 

 

 

 

16

Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной

 

 

 

 

 

 

 

Утверждение

 1

2

3

  4

5

17

У меня достаточно поверхностное представление о  возрастных особенностях воспитанников

 

 

 

 

 

18

Я регулярно применяю в своей работе новые информационно-коммуникативные технологии

 

 

 

 

 

19

Я умею разрешать конфликты оптимальным способом

 

 

 

 

 

20

Для меня характерно «держать себя в руках»

 

 

 

 

 

21

Я не трачу время на выяснение того, как воспитанники поняли тему занятия

 

 

 

 

 

22

Давая  воспитаннику низкую оценку, я не считаю нужным говорить о ее позитивной роли

 

 

 

 

 

23

У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов

 

 

 

 

 

24

Я абсолютно равнодушен(-на) к проблемам других

 

 

 

 

 

25

Я отдаю предпочтение самостоятельным и творческим воспитанникам

 

 

 

 

 

26

При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия неважны

 

 

 

 

 

27

Считаю, что воспитатель не обязан комментировать воспитанникам выставляемые им оценки

 

 

 

 

 

28

Я не обращаю внимание на плохое настроение своих коллег

 

 

 

 

 

29

Я не считаю «маленькую быструю победу» важной для воспитанников

 

 

 

 

 

30

Я так организую занятия, чтобы воспитанники рассуждали, дискутировали, решали задания типа «ловушек» и т. д.

 

 

 

 

 

31

Я могу обосновать выбор материала для проведения занятий

 

 

 

 

 

32

Я не считаю необходимым насыщать общение с воспитанниками положительными эмоциями и чувствами

 

 

 

 

 

33

У меня легко получается решать несколько задач одновременно

 

 

 

 

 

34

Лишь некоторые воспитанники с большой заинтересованностью работают на моих уроках

 

 

 

 

 

35

При подготовке к занятиям, помимо основного материала, я использую дополнительные материалы: книги, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.

 

 

 

 

 

36

Мне приходится часто слышать, что воспитанники не поняли изложенный мною материал

 

 

 

 

 

37

Все мои воспитанники хорошо осознают причины своих успехов и неудач

 

 

 

 

 

38

Я не считаю, что необходимо побуждать воспитанников самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности

 

 

 

 

 

39

Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации

 

 

 

 

 

40

В непредвиденных ситуациях у меня не всегда получается сохранять спокойствие

 

 

 

 

 

41

Я заранее объясняю воспитанникам критерии оценивания их работы

 

 

 

 

 

42

Я достаточно легко управляю ходом беседы или переговоров

 

 

 

 

 

43

Я считаю, что воспитанники не способны самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами

 

 

 

 

 

44

Я не умею дозировать задачи так, чтобы воспитанники почувствовали свой успех

 

 

 

 

 

45

Я всегда готовлю разные варианты проведения занятий для воспитанников из разных групп

 

 

 

 

 

46

Моя программа (план) воспитательной работы недостаточно обоснована

 

 

 

 

 

47

Меня привлекает совместная работа по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.

 

 

 

 

 

48

На моем рабочем месте всегда порядок

 

 

 

 

 

49

На моих занятиях воспитанники могут ответить на вопрос "Что должно быть достигнуто в результате занятия?"

 

 

 

 

 

50

Мотивация воспитанников – это ответственность педагога

 

 

 

 

 

51

В процессе формирования новых знаний и умений я не опираюсь на имеющиеся у воспитанников знания и умения

 

 

 

 

 

52

Каждый воспитатель должен уметь вносить корректировки в программу  (план) воспитательной работы

 

 

 

 

 

53

Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний

 

 

 

 

 

54

Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими предметами темы

 

 

 

 

 

55

Все воспитанники на моих занятиях принимают участие в постановке целей и задач

 

 

 

 

 

56

Я смог (смогла) обеспечить заинтересованность воспитанников в проводимых мною занятиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждение

 1

2

3

  4

5

56

Я смог (смогла) обеспечить заинтересованность воспитанников в проводимых мною занятиях

 

 

 

 

 

57

Я всегда исправляю сразу при воспитанниках свои неверно построенные фразы, ошибочные записи, другие действия

 

 

 

 

 

58

Обычно я озвучиваю цель занятия несколько раз

 

 

 

 

 

59

Мои воспитанники не любят браться за трудные задачи

 

 

 

 

 

60

Мне не удается достичь высоких образовательных результатов в рамках реализуемой программы

 

 

 

 

 

61

Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на занятиях недирективными методами

 

 

 

 

 

62

Я всегда пошагово прописываю этапы достижения цели

 

 

 

 

 

63

Учитель не отвечает  за негативное отношение обучающихся к учебе

 

 

 

 

 

64

Нет "каверзных" вопросов от воспитанников, а есть незнание воспитателя

 

 

 

 

 

65

Мои методические и дидактические разработки неоднократно становились победителями конкурсов

 

 

 

 

 

66

Мои воспитанники часто используют дополнительную информацию: книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.

 

 

 

 

 

67

Гуманизм воспитателя не является важным критерием оценки его работы

 

 

 

 

 

68

Я часто затрудняюсь сделать цели занятий личностно значимыми для воспитанников

 

 

 

 

 

69

Бывает, что я ставлю воспитанникам высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ

 

 

 

 

 

70

Анализ уровня развития воспитанников – это не моя задача

 

 

 

 

 

71

Я никогда не изменяю принятое решение под влиянием новой информации

 

 

 

 

 

72

Формирование навыков самооценки у воспитанников относится к задачам воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2

Анкета для педагогов.

Для того чтобы максимально подготовить вас к процедуре аттестации, просим ответить на предложенные вопросы:

Ф.И.О. ______________________________________________________________________

1. Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений вы отдали бы при этом большее предпочтение в первую, вторую… очередь (укажите номер):

— самообразование
— семинар­-практикум
— творческие группы
— курсовая переподготовка
— открытые просмотры, конкурсы

2. Перечислите положительные и отрицательные стороны аттестации:

___________________________________________________________________________

3. Какие затруднения вы испытываете в организации учебно-воспитательного процесса

___________________________________________________________________________

4. Какие пособия, материалы и литература вам необходимы ____________________________

5. Связываете ли вы свои трудности с тем, что недостаточно глубоко знаете теоретические вопросы детской психологии ___________________________________________________________

6. По каким направлениям профессиональной подготовки вы хотели бы усовершенствовать свои знания в первую, вторую… очередь (укажите номер):

— научно-теоретическая подготовка
— методическая подготовка
— психолого­-педагогическая подготовка
— нормативно-правовая база
— другое (укажите)

7. Какие затруднения вы испытываете в работе с ИКТ__________________________

________________________________________________________________________

8. По каким направлениям вы хотели бы усовершенствовать свои знания в работе с ИКТ

-Работа с Word;                                                                                                                                             -Работа с электронными таблицами         - Работа с программой  MSPowerPoint- Работа в сети Интернет                                                                                                                                   - Работа с оргтехникой.

 

Приложение 2.1

Анкета 
"Факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов" 
(по Н.В. Немовой)

Значения баллов оценки реализации потребностей педагогов в профессиональном развитии:

  • 5 – да (препятствуют или стимулируют);
  • 4 – скорее да, чем нет;
  • 3 – да и нет;
  • 2 – скорее нет;
  • 1 – нет.

Факторы, препятствующие профессиональному развитию педагогов

Препятствующие факторы

Оценка

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Собственная инерция

 

 

 

 

 

Разочарование из-за прежних неудач

 

 

 

 

 

Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей

 

 

 

 

 

Недоброжелательность окружающих (зависть, ревность и т. п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему

 

 

 

 

 

Состояние здоровья

 

 

 

 

 

Нехватка времени

 

 

 

 

 

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства

 

 

 

 

 

Средний балл:

 

 

 

 

 

 

Факторы, стимулирующие профессиональное развитие педагогов

Стимулирующие факторы

Оценка

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Методическая работа в  школе

 

 

 

 

 

Обучение на курсах

 

 

 

 

 

Пример и влияние коллег

 

 

 

 

 

Пример и влияние руководителей

 

 

 

 

 

Организация труда в школе

 

 

 

 

 

Внимание к этой проблеме руководителей

 

 

 

 

 

Доверие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самообразование

 

 

 

 

 

Интерес к работе

 

 

 

 

 

Возрастающая ответственность

 

 

 

 

 

Возможность получения признания в коллективе

 

 

 

 

 

Средний балл:

 

 

 

 

 

 

Оцененные факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла. Коэффициент профессионального развития (Кр) вычисляется по формуле:

Кр =   

Кфакт

,

Кмакс

 

где Кфакт – сумма баллов, проставленных в анкетах;

       Кмакс – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Количество педагогических работников

Факторы

Стимулирующие

Препятствующие

В процентном выражении

 

 

Коэффициент профессионального развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.2

Анкета "Удовлетворенность родителей 
деятельностью педагогических и руководящих работников  школы"

Вопросы

Ответы

Да

Нет

Не знаю

абс. цифры

%

абс. цифры

%

абс. цифры

%

1. Вы получаете информацию:

а) о целях и задачах образовательного учреждения в области обучения и воспитания вашего ребенка;

 

 

 

 

 

 

б) режиме работы образовательного учреждения 
(часах работы, праздниках, нерабочих днях);

 

 

 

 

 

 

в) питании (меню)

 

 

 

 

 

 

2. В образовательном  учреждении проводится специальная работа по адаптации детей (беседа 
с родителями.

 

 

 

 

 

 

3. Педагоги обсуждают с родителями вопросы, касающиеся пребывания ребенка в школе (дисциплина, питание, гигиенические процедуры и т. п.)

 

 

 

 

 

 

4. Вы имеете возможность присутствовать
в школе, участвовать в экскурсиях с детьми

 

 

 

 

 

 

5. Вы получаете информацию о повседневных происшествиях в школе, успехах ребенка в обучении и т. п. (информационный стенд, устные сообщения сотрудников)

 

 

 

 

 

 

6. Вас информируют о травмах, изменениях в состоянии здоровья ребенка, его привычках в еде и т. д.

 

 

 

 

 

 

7. Вы имеете возможность обсудить с сотрудниками школы успехи детей на совместных собраниях (не реже раза в год)

 

 

 

 

 

 

8. Сотрудники школы интересуются, насколько их работа удовлетворяет вас (беседы, анкетирование)

 

 

 

 

 

 

9. Вас удовлетворяют уход, воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей и т. д.), которые получает ваш ребенок в школе

 

 

 

 

 

 

10. Вы чувствуете, что сотрудники школы доброжелательно относятся к вам и вашему ребенку

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворенность родителей деятельностью педагогических 
и руководящих работников школы

Год

Количество заполненных анкет

Ответы

Да

Нет

Не знаю

абс. цифры

%

абс. цифры

%

абс. цифры

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Этапы сопровождения аттестуемого

«Лесенка профессионального мастерства»

Этапы

Цель

Задачи

Методы работы

Блок 1. Диагностическая
деятельность

Всестороннее изучение личности и деятельности педагога

Изучение теоретических знаний учителя-предметника

— Опрос. 
— Анкетирование. 
— Самоанализ педагогических знаний

Изучение специальных умений и навыков учителя

— Наблюдение. 
— Интервью с педагогом.
— Посещение и анализ уроков

— Самоанализ педагогической деятельности.
— Психологический анализ педагогической деятельности

Изучение личностных особенностей и профессионально значимых качеств

— Психологическое тестирование: опрос, тесты, наблюдения.

Блок 2. Развивающая деятельность

Обеспечить профессиональный рост и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение знаний основ педагогики и психологии

— Лекции.
— Консультации, занятия.
— Семинары.
— Тренинги.
— Сообщения                                    — Мастер-классы

Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности педагога

— Информирование педагога о возможностях его профессионального роста. 
— Презентация педагогического опыта.
— Курсы повышения квалификации.
— Психолого-педагогические семинары.
— Тренинги.
— Консилиумы.
— Методические объединения.
— Написание статей
 

Создать условия, дающие учителю возможность проявить творчество, новаторство

— Мастер­-класс.
— Конкурсы профессионального мастерства.
— Педагогические мастерские.
— Творческие проектные группы.
— Информирование о деятельности педагога в школе

Развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога

— Тренинги личностного роста.
— Индивидуальные

консультации

Формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями; администрацией и коллегами по работе

— Тренинги.
— Индивидуально - консультативная помощь.
— Коммуникативные тренинги.
— Групповые формы организации досугов по интересам                                    — «Родительские клубы».

Блок 3. Коррекционная деятельность

Оказание помощи в преодолении профессиональных и личностных проблем

Формирование у педагогов интереса к практической психологии

— Цикл лекций, консультаций, бесед о практической психологии, имеющих увлекательный характер.
— Организация занятий, дающих практический опыт психологической самопомощи

Предотвращение стерео типизации профессиональной деятельности, формирование способности к восприятию нового

— Ролевая игра. 
—  Психогимнастика.
— Чтение литературы.
— Педагогические игры

Профессиональная поддержка и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем

— Групповая дискуссия.
— Чтение литературы.
— Разбор педагогических ситуаций                                          — Занятия по ИКТ.

 

Мобилизация скрытых психологиче­ских ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение 
проблем

— Интимноличностное консультирование. 
— Проективное рисование.
— Домашняя работа (ведение дневниковых записей)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Критерии психологического и методического анализа, деятельности аттестуемого педагога.

Критерий

Показатель

Метод исследования показателя

Оценка (в баллах)

1

2

3

4

5

1. Реализация нормативно-правового и документационного обеспечения

1.1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов образования

Изучение и анализ документов

 

 

 

 

 

1.2. Применение на практике основных положений педагогики, психологии и педиатрии

Анкетирование, беседа, наблюдение, контроль

 

 

 

 

 

1.3. Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья детей

Наблюдение, контроль

 

 

 

 

 

1.4. Культура делопроизводства педагогов

Анализ документов, контроль

 

 

 

 

 

1.5. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей (законных представителей), общества

Анкетирование, беседа, самооценка, мониторинг

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 1:

 

 

 

 

 

 

2. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования

2.1. Объем педагогических знаний

Наблюдение, экспертиза, аттестация

 

 

 

 

 

2.2. Реализация современных образовательных программ и методик

Наблюдение, экспертиза, контроль, мониторинг

 

 

 

 

 

2.3. Эффективность педагогических приемов и технологий в воспитании и обучении детей

Тестирование, анкетирование, самооценка, анализ, мониторинг

 

 

 

 

 

2.4. Использование информационных технологий

Беседа, анализ

 

 

 

 

 

2.5. Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития воспитанников

Изучение документов, анализ планирования, самооценка, контроль

 

 

 

 

 

2.6. Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образовательных программ

Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 2:

 

 

 

 

 

 

3. Создание предметно-развивающей среды

3.1. Использование инновационных методов, средств и форм

Наблюдение, анализ, контроль, экспертиза

 

 

 

 

 

3.2. Создание современной, эстетически привлекательной предметно-развивающей среды

Наблюдение, экспертиза, самооценка, контроль

 

 

 

 

 

3.3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей школьного  возраста

Наблюдение, анализ, контроль, экспертиза

 

 

 

 

 

3.4. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологической комфортности в детском коллективе

Наблюдение, анализ, экспертиза

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 3:

 

 

 

 

 

 

4. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности

4.1. Участие в творческой, экспериментальной работе по проблемам образования

Анкетирование, самооценка, анализ, беседа, аттестация, мониторинг

 

 

 

 

 

4.2. Осуществление самовоспитания и самообразования

Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа

 

 

 

 

 

4.3. Использование профессиональной компетентности в вопросах воспитания и обучения детей

Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа, контроль, мониторинг

 

 

 

 

 

4.4. Дисциплинированность, ответственность

Наблюдение, самооценка, контроль

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 4:

 

 

 

 

 

 

5. Результативность образовательного процесса

5.1. Реализация образовательных программ в полном объеме

Анкетирование, самооценка, беседа, анализ, контроль

 

 

 

 

 

5.2. Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки)

Мониторинг, анализ, беседа

 

 

 

 

 

5.3. Диагностика развития (знаний, умений, навыков) детей

Наблюдение, контроль, мониторинг, анализ

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 5:

 

 

 

 

 

 

6. Коррекция педагогической деятельности

6.1. Координация образовательного процесса, степень его соответствия требованиям ГОС дошкольного образования

Наблюдение, контроль, анализ

 

 

 

 

 

6.2. Взаимодействие с социальными институтами по вопросам образования

Беседа, наблюдение, экспертиза, анализ

 

 

 

 

 

 

6.3. Педагогическое образование родителей (или законных представителей) воспитанников

Анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, анализ

 

 

 

 

 

Средний балл по критерию 6:

 

 

 

 

 

 

Итоговый средний балл:

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования

Данные методические рекомендации помогут преподавателям колледжа и других учреждений среднего профессионального образования организовать самостоятельную деятельность студентов на основании деятельност...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогич...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА « ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

Внеаудиторная самостоятельная работа преследуетследующие задачи:- Формирование умений и навыков выявлять оющее и частное;- Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Модель воспитательной работы классного руководителя 2016-2019

Рассмотрены цели, задачи и направления работы классного руководителя в группе по этапно. Также представлены мониторинг и достижения обучающихся...

Анализ успеваемость трех групп по профессиональному модулю ПМ. 02 Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных организаций за три года (2016-2019)

Анализ успеваемости обучающихся по специальности 35.02.08. "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства" третий курс профессиональный модуль ПМ. 02 Обеспечение электроснабже...