Методическая разработка. О культуре общения.
методическая разработка на тему
05.12.2018г.
Вопрос о культуре общения не нов . Над этой проблемой работают многие ученые как в нашей стране так и за рубежом. Они исследуют законы управления личными контактами людей , их взаимным влиянием друг на друга. Это вызвано тем , что незнание человеком механизмов общения , неспособность выбирать правильную линию поведения, неумение вести себя среди людей приводят к серьезным издержкам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П. Байкузова»
Утверждаю: Зам. директора по УВР Пиняскина Е.В. «___»_________2018 г. |
Методическая разработка урока культуры
«Ты живешь на свете не один»
Подготовила Силантьева Т.П.
2018 г.
Цель урока культуры:
Познакомить студентов с формой общения, содержанием и их внешним оформлением;
вызвать у них искреннее желание приносить людям радость;
выработать у студентов отрицательное отношение к негативным чертам характера и вызвать стремление к самосовершенствованию.
Ход урока культуры:
- Вступительное слово педагога и сообщение темы урока культуры.
- Основная часть:
- Рассказ педагога о формах общения ,об их содержании и внешнем оформлении;
- Беседа со студентами о том ,что мешает общению , Сценки из жизни.
- Разговор о «технике общения»
- Заключительное слово педагога.
1.Вступительное слово педагога:
XXI век. Можно с уверенностью утверждать , что история еще не знала времени, когда человек был бы лично связан со столь огромным количеством людей.
Мы соприкасаемся друг с другом в самых различных ситуациях. Вступают во взаимодействие непохожие , иногда просто противоположные взгляды , вкусы , темпераменты ,характеры. И какое многообразие форм ,оттенков , нюансов в этом общении : со взрослым ведешь себя не так , как с ребенком, с близким человеком иначе, чем с незнакомым; со вспыльчивым по иному, чем со сдержанным.
И от того , приятным были эти контакты с этими людьми или они принесли горечь , обиду, досаду зависит наше настроение , наш успех в работе или учебе , и , если хотите, даже наше здоровье.
Вопрос о культуре общения не нов . Над этой проблемой работают многие ученые как в нашей стране так и за рубежом. Они исследуют законы управления личными контактами людей , их взаимным влиянием друг на друга. Это вызвано тем , что незнание человека и механизмов общения , неспособность выбирать правильную линию поведения, неумение вести себя среди людей приводят к серьезным издержкам.
Вы скоро покинете учебное учреждение . Круг ваше общения расширится. Вы войдете в рабочие коллективы. И от того, сумеете ли вы наладить деловые и товарищеские отношения с членами нового коллектива, будет зависеть очень многое . вот почему , я считаю, необходимым поговорить с вами о культуре человеческого общения ,
( Учитель открывает доску с аналогичным названием темы урока)
2. Основная часть .
- Рассказ педагога
Разговор о культуре общения можно начать с вопроса:
- С помощью чего люди общаются друг с другом?
(Студенты могут назвать слово как
форму общения, т.к. это знакомо им.
Но вряд ли они в своих ответах
упомянут о других формах общения.)
В своем же рассказе педагог познакомит студентов с общепринятыми формами общения :словом, жестом, поступком.
В каждом из них говорит учитель , заключено сжатое выражение определенного содержания , своеобразный психический код.
Даже в беглом « извините» зашифровано довольно существенная информация : допустивший оплошность не хотел причинить неприятность окружающим его людям , это получилось против его воли; тем не менее он огорчен , хотел бы загладить свою вину и просить пострадавших извинить его и не судить о нем плохо . Вот так много заключено в одном слове!
Человеческое слово – главное средство общения . И потому , как человек владеет этим средством общения , судят о его культуре и воспитанности .Вот такой пример : в автобусе на переднем сидении расположилась молодая , красивая, изысканно одетая женщина, на коленях у нее лежал ребенок , она трогательно поправила ослепительные кружева , поминутно заглядывая в лицо малышу. Нельзя залюбоваться этой картиной, этим юным, красивым, каким-то особо интеллигентным материнством.
На остановке молодая мать поднялась, чтобы выйти , но ее пожилая соседка замешкалась, и шофер уже закрыл дверь. И вдруг тишину прорезал резкий , визгливый голос:
- Водитель ослеп чтоли? Расселись тут , не пройдешь!
Она вышла. Очарование рассеялось. Голос , вульгарный и крикливый ,грубые и злые слова выдали невоспитанность с головой.
О культуре речи много говоря и много пишут.
Но мне хотелось бы поразмыслить не о культуре речи, а о культуре речевого общения.
Каждому человеку случается рассказать о событиях , делах , поездках, фильмах, отвечать урок у доски. ,Какое же уныние наводит рассказчик, который путаясь , перескакивает с одного на другое, увязает в деталях , забывает о главном , и как приятно слушать человека, речь которого образна, эмоциональна, выразительна.
Особого умения требует беседа. Кто из нас может похвалиться, что умеет завязать , направить, поддержать живую непринудительную беседу? Такое умение – редкость. И этому надо учиться .Учиться у замечательных людей нашей эпохи.
Вспомните ,каким замечательным собеседником был В.И. Ленин . он не только умел интересно рассказывать, но и умел слушать. Он всегда горячо отстаивал в беседе свою точку зрения , но и уважительно относился к точке зрения собеседника . А вспомните, как застенчивый и скромный Белинский в споре смело и принципиально отстаивал дорогие ему убеждения. Он барсом бросался на противника, вспоминает А.И. Герцен в «Былом и думах. Да убеждения именно так и отстаивают. Но ведь люди часто палят из пушки по воробьям , решая проблему «Спартак» или «Динамо», « в кино или на танцы». В таком споре, даже будучи абсолютно уверенным в своей правоте , можно уступить ради мира и согласия.
Лучше всего улаживают дело шутки. Вообще , чувство юмора часто выручает в самых трудных ситуациях, помогая избежать конфликтов и столкновении при общении как с незнакомыми , так и с близкими людьми. Однако надо умело пользоваться шуткой.
Стремление во что бы то ни стало прослыть остроумным при отсутствии необходимых данных- свидетельство невоспитанности и дурного вкуса.
Очень помогают общению людей жесты. Жесты – лишь дополнение к человеческой речи . Выразительные , энергичные или плавные , они подчеркивают ,усиливают, смягчают сказанное , придают ему различные оттенки. У разных народов свои правила этикета относительно жестов. И то ,что вполне прилично энергичному ,горячему итальянцу, едва ли приемлемы для немногословного , скупого жеста фина. Традиция нашей страны , касающиеся жестов ,довольно строги и требуют сдержанности . Даже в самом горячем споре ни к чему бурная жестикуляция.
Поступок-тоже определенная форма общения .
Иногда они совершаются молча .но говорят всегда о многом. Например: соседка купила молоко больной одинокой женщине. Последняя не просила об этом, но соседка знала о том , что маленький поступок , но как много он рассказывает об обеих женщинах. О сдержанности и не желании обременять окружающих одной и чуткости ,человечности другой.
Поступки бывают красивыми или некрасивыми . Но какими не были , они всегда говорят о человеке ,о его воспитанности. Воспитанность человека проявляется не только в содержании поступка, слов, жеста. Она проявляется и во внешнем оформлении эти поступков ,жестов и слов.
Внимание к человеку, услуги, формы вежливости все это может быть совершенно обесценено некрасивой формой выражения. Учитель приводит классический пример: парень с недовольным видом уступает место пожилой женщине ,охватился за поручень и повис над ее головой являя собой живой укор совести. Как тут не вспомнить автора старинной книги , говорит учитель, который советовал оказывать услуги « с величайшим приятством». « сильнейший должен подавать помощь. Что же стоит присовокупить к себе улыбку!». Учитель может предложить студентам привести примеры умелого и неумелого оформления вежливости из студенческой жизни, примеры книг и фильмов.
Включение их разговоров о внешнем оформлении форм общения позволит сделать коллективный вывод:
Хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено приветливостью, корректностью.
- Беседа со студентами
Продолжая разговор о культуре общения ,учитель предлагает студентам подумать над вопросом :
- А что же мешает людям общаться?
Причем ,я имею в виду такое общение , которое бы принесло взаимное удовлетворение
(студенты , разумеется, назовут многие
отрицательные черты характера человека,
которые отталкивают от них окружающих,
мешают общению . Это может быть и эгоизм ,и мелочность,
и грубость ,и заносчивость и т.п. , и упрямство, бестактность.)
Преподаватель обобщая их ответы ,подчеркивает, что отрицательные черт ы характера мешаю человеку общаться с окружающими его людьми , рекомендует студентам заниматься самовоспитанием ,вырабатывать в себе сдержанность , способность контролировать свои чувства.
А мешает ли общению застенчивость? И что делать чтобы побороть ее?
(студенты, конечно, правильно ответят , что излишняя застенчивость очень мешает общению , особенно с незнакомыми людьми. Однако , вряд ли они сумеют дать совет застенчивому человеку, который хочет побороть свои недостатки. Поэтому преподаватель особо подчеркивает , что застенчивость – самый приятный из всех человеческих недостатков. Разумеется , не для того, кто им обладает, а для окружающих. В само деле , как приятно видеть застенчивую девушку с зардевшимся от смущения лицом , входящую в танцевальный зал. Но девушке –то не очень приятно и даже тяжело. Испытав смущение раз, она вряд ли захочет испытать его вторично.)
Так постепенно в человеке вырабатывается нелюдимость , которая приносит много неприятностей человеку. Причины застенчивости различны. Но одна из них прямо связана со степенью воспитанности . Если человек нетвердо усвоил правила этикета , он не знает ,как вести себя в той или иной ситуации ,его природная застенчивость от этого усиливается , его поведение становится принужденным ,не ловким ,лишенным грации. Это привлекает внимание окружающих и еще больше увеличивается смущение.
Непринужденность движений, культуры речи ,поступков, поведение вообще дают ощущение уверенности в себе, уменьшают застенчивость . Однако , предупреждает преподаватель, нельзя путать эту принужденность поведения с развязонностью, самоуверенностью. Очень помогает преодолеть застенчивость, продолжает учитель, разносторонность знаний. Человек , много читающий, знающий искусство, разбирающийся в политике, экономике, всегда будет чувствовать себя уверенно в беседе. Человек , одетый со вкусом , просто и элегантно , всегда будет чувствовать себя спокойно и непринужденно. И наоборот, человек, редко читающий газеты и журналы , мало знающий литературу, живопись ,музыку, будет плохим собеседником в компании. Не прибавит ему уверенности и крикливая, броская одежда и прическа.
- А мешает ли общению дурная привычка?
( Этот вопрос не вызывает не каких затруднений с
ответом. Однако, поговорить о дурных привычках ,
думается , необходимо, т . к . многие из ребят считают,
что дурные привычки следует скрывать только в
обществе незнакомых или малознакомых людей.
В своей же семье , среди своих одногруппников это
делать необязательно. Преподаватель же должен убедить их
в том, что дурные привычки типа говорить только о себе и
своих интересах , громко и по каждому поводу смеяться,
вмешиваться в личную жизнь, когда об этом не просят ,
разбирать и критиковать одежду собеседника или квартиру
хозяев , у которых вы в гостях и многие другие- отталкивают
от нас людей , не вызывают у них желания встретиться еще раз)
Затем преподаватель предлагает посмотреть оценки из жизни, проанализировать мотивы поведения действующих лиц, последствия их поступков , слов и жестов.
Сценка « В магазине»:
( ее разыгрывают заранее подготовленные студенты)
Магазин. Отдел подарков . За прилавком – молодая девушка. Подходят два покупателя (отец и дочь).
Отец:
- Девушка , покажите мне коричневую сумочку.
Девушка –продавец любезно подает коричневую сумочку. Покупатель долго рассматривает ее, пробует прочность ручек, качество кожи.
-А теперь покажите вот эту, нет, нет , нет правее . Да ,вот эту.
В руках у нее белая сумочка . И опять он долго рассматривает ее, проверяя на прочность и качество.
-А теперь подайте мне вот эту, цветную.
Продавщица , безропотно подает цветную сумочку и с тревогой на лице наблюдает , как придирчивый покупатель рассматривает сумочку.
-А теперь покажите черную ( опять пристальный разбор ее достоинств затем он с возмущением говорит продавщице:
-И куда вы только смотрите? Ведь это сплошной брак! Эта ручка отвалится завтра , а замок…
-Папа ,говорит дочь, перебивая отца,-пойдем домой, не хочу я никакой сумочки!
-Нет , постой, я же сказал тебе , что ты в свой день рождения получишь самую дорогую сумочку . И ты ее получишь! Но имею я право за свои деньги получить вещь, а не барахло! Понимаешь!?
Сценка «за обедом»:
За обеденным столом сидит ученица. Мама подает ей тарелку с супом.
Дочь ,попробовав суп , капризно отстраняет тарелку:
-Не буду я есть!
-Почему?
-Сама попробуй. Бурда какая-то.
-Но отец ел только что перед тобой и ничего не сказал растерянно пытается возразить женщина.
- Это он деликатность проявил , сама наверное и не пробовала, да?
Мать пробует суп:
-Да , действительно пересолила.
Женщина огорченно вздыхает .
- Ты чего ,расстроилась? – снисходительно спрашивает дочь- не волнуйся , я молоко попью.
Студенты анализируют данные ситуации, объясняют мотив поведения действующих лиц, последствия их бестактности , черствости.
Обобщая их ответы , преподаватель подчеркивает , что в обоих случаях налицо было невоспитанность . Покупатель- отец , возможно, и был прав. Сумочке не хватило изящества ,а ее ручкам прочности , но форма выражения его правоты была такова, что зачеркнула саму правоту . Ворчливость ,въедчивость , публичная экзекуция , которой была подвергнута молоденькая продавщица – все это было отвратительно.
Не менее отвратителен другой случай. Дочь обидела мать . Ну и что же , что суп пересолен? Неужели нельзя было найти причину отказаться от него ?
Ни в первой , н во второй ситуациях не было прямых оскорблений, грубых слов. Но в обоих случаях забыто внимание к человеку , с которым в данный момент вступил в контакт; в обоих случаях- отсутствие культуры общения. В результате – слезы у матери и на весь день испорченное настроение у продавщицы.
3.Разговор о « технике общения»,
Преподаватель:
- Ребята, теперь вы знакомы с такими формами общения как слово, жест, поступок. На примерах убедились , что любая форма общения должна быть красива по содержанию и красиво оформлена внешне.
А теперь мне бы хотелось познакомить вас с «техникой общения» .
Дело в том, что вы должны понимать сущность тех процессов , которые происходят в психике ваших партнеров по общению. Понимать , почему человек поступает так, а не иначе. И знать, как вам себя вести в тот момент. Вот вам несколько ситуаций для размышлений:
- К вам пришел друг, взвинченный какой-то обидой на вас. Не желая разобраться ,осыпал вас обидными словами. Как вам поступить в данном случае?
( После обсуждения делается вывод: не надо пытаться оправдываться , доказывать. Надо предложить другу отложить разговор. Тем более , не «заряжаться» взвинченностью друга. Иначе конфликт лишь углубиться.)
- Вам встретился человек , который не достоин уважения. Стоит ли приветствовать его обычным « здравствуйте», быть с ним вежливым в разговоре, если он вдруг с вами заговорит? Или продемонстрировать ему свое невнимание, подчеркнув этим призрение к нему?
(После коллективного обсуждения все приходят к выводу:
Вежливость не избирательна. Здесь же не враг , а твой товарищ , который совершил неприличный поступок . Презрение к нему лишь вызывает озлобление , дружеская же требовательность и принципиальность помогут ему исправить свою ошибку. И не надо спешить осуждать товарища. Надо постараться понять мотив его поступка)
- К вам в класс пришел новичок . По характеру он не доверчив и подозрителен. Как вам вести себя по отношению к нему?
(Общение с такими людьми требует терпение и осторожность)
- Ваша подруга капризна. Вот и сегодня ,решая вопрос о проведении очередного выходного дня, капризничает. Как вести себя с ней?
(В обращении с капризными людьми нужен спокойный тон , но твердый)
- На лыжной прогулке вы случайно познакомились с парнем . Все в нем было ладно. Однако , уже через час общения с ним вы устали от его хвастливости. Какой тон выбрать в дальнейшем разговоре с ним?
(Самодовольных и хвастливых хорошо ставить на место ирония)
В заключении преподаватель говорит о необходимости уметь разбираться и в своем собственном характере , в своей психике: если ты человек вспыльчивый , старайся избежать конфликта; если ты человек робкий , застенчивый- работай над собой с тем, чтобы побороть эту робость ,стать общительнее.
Знание особенностей своего характера и характера партнера по общению помогут избежать конфликта, помогут поддерживать с людьми хорошие отношения, помогут расширить круг общения, создадут обстановку доброжелательности.
Всегда и во всем старайтесь быть требовательнее к себе чем к другим, стремитесь отдать людям больше , чем взять. И тогда ваша жизнь будет светлой и радостной . Тогда с вами легко и приятно будет окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Методическая разработка «Физическая культура – основное условие развития здорового поколения»
laquo;Физическая культура – основное условие развития здорового поколения»....
Методическая разработка урока учебной дисциплины "Деловая культура в гостиничном бизнесе". Тема урока "Культура телефонного общения. Деловой телефонный разговор"
Урок разработан в соответствии с требованиями, прдъявляемыми к современному урока. План-конспект урока оформлен в виде таблицы. Чётко обозначены все этапы урока, указана деятельность обучающихся и пре...
Методическая разработка по теме "Отличительные черты стиля Барокко" к разделу "Художественная культура Нового времени" по дисциплине ОДБ.09.Мировая художественная культура
Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме поисковых групп. В процессе игры ребята расширят знания об искусстве 17-18 века, о стиле барокко как явлении культуры XV...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для студентов по теме: Понятие об общении. Коммуникативная сторона общения.
Общение - один из основных видов деятельности человека. Каждый день мы вступаем в контакты как по работе , так и в личной жизни.Выражаем свои мысли,идеи, желания с помощью слов. жестов и мимики.На лек...
Методическая разработка «Особенности профессионального общения в рамках деловой самопрезентации»
Разработка содержит подробное описание этапов проведения занятия...
Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»
Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...