«Готовность ребёнка к школе»
методическая разработка на тему

Некрасова Татьяна Валерьевна

Актуальность.

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

-            социальный,

-            психологический,

-            эмоционально – волевой.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для  оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

И.Шванцара определяет школьную зрелость - как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Для родителей очень важно понимание проблемы готовности ребёнка к школе, для снижения родительской тревожности, позитивного настроя родителей и ребёнка, успешной адаптации.

Цель: информирование родителей о компонентах готовности к школе.

Адресат: педагоги-психологи.

Контингент: родители будущих первоклассников.

 

Ход занятия:

Слайд 1.

 Ведущий: В семье волнующее, радостное событие: в этом году ваш сын или дочь поступают в первый класс.

Несомненно, в каждом доме ребенку купят новенькую одежду, бережно уложат в ранец письменные принадлежности, приготовят и запасут впрок множество нужных мелочей.

А готов ли сам ребенок к такому серьезному шагу в своей жизни?

Слайд 2.

Ведущий: Готовность ребенка к школе определяется, прежде всего, его физическим и психическим развитием.

 Обсудим сначала физические показатели.

Любые отклонения в здоровье будут помехой учению.

Главным в укреплении здоровья должно быть четкое выполнение режима дня. Ребенок должен вовремя ложиться спать, уметь рано просыпаться, делать зарядку. В любую погоду обязательно бывать на воздухе, причем не просто гулять, а активно двигаться.

Особое внимание надо обратить на состояние нервной системы вашего ребенка. К моменту поступления в школу у ребенка еще недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения. Он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется.

Не заставляйте ребенка перенапрягаться. От долгого сидения за столом, особенно при неправильной посадке, от длительных упражнений в письме возможны переутомление мышц, искривления позвоночника и мелких костей пальцев и кистей рук. А сильное утомление ведет к раздражительности, агрессивности ребенка. Излишняя возбудимость или заторможенность снижают способность: к обучению, а в дальнейшем ведут к нежеланию учиться, ходить в школу. Что отрицательно сказываются на отношениях с одноклассниками.

Слайд 3.

Ведущий: Ещё одним важным показателем готовности к обучению является объем знаний, которыми овладел ребенок до школы, наличие у него определенного кругозора, на который опирается учитель в школьном обучении.

У ребенка, как правило,  накоплен богатый чувственный опыт: представления о предметах и явлениях окружающего мира, об отношениях людей. Должны быть накоплены и знания о нашей Родине, труде людей, о важнейших технических достижениях (освоении космоса, применении роботов и автоматов в производстве). Он должен иметь представления о пространстве и времени, знания о числе, счете. Многие дети, идя в 1 класс,  знают о букве и звуке, умеют читать.

Слайд 4.

Ведущий: В дошкольном возрасте, дети должны овладеть и системой различных действий: уметь себя обслуживать, выполнять несложные физкультурные упражнения, владеть ножницами, иглой, карандашом, кистью.

Дети должны уметь слушать рассказ, объяснение, выполнять поручения, наблюдать.

Если ребенок воспитывается дома, постарайтесь, чтобы он тоже овладел перечисленными навыками и умениями.

Слайд 5.

Ведущий:  У детей дошкольного возраста должны быть сформированы и определенные интеллектуальные умения: ребенок должен уметь слушать, запоминать, решать несложные задачи. Задавайте детям вопросы: как? почему? Учите их рассуждать, доказывать, объяснять, делать выводы из наблюдений.

Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Учите ребенка связно говорить, четко излагать мысли. Почаще просите пересказать прочитанное. Это не только тренирует память, но и обогащает речь.

Ведь недаром говорят: «Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры».

Спросите любого учителя, каким он хочет видеть первоклассника, и услышите: собранным, организованным, умеющим слушать, выполнять требования учителя, считаться с окружающими людьми, то есть умеющим жить и работать в коллективе. Учите этому вашего ребенка.

Слайд 6.

Ведущий: Очень важно с раннего возраста привить детям навыки культурного поведения. Дети должны уметь обращаться на «вы» к взрослым и вообще старшим, особенно незнакомым, людям. Излагая просьбу или желание, употреблять «волшебные» слова: «пожалуйста», «будьте добры». Дети должны вежливо извиниться, если допустили оплошность, попросить прощения, если нечаянно кого-то обидели. Приветливый, вежливый ребенок приятен в общении, выгодно отличается от грубых, невоспитанных сверстников. У него легко складываются отношения с товарищами, старшими.

 Если поручили ему какое-то дело, проверьте, как он его выполнил; если он начал рисовать или лепить, пусть доведет дело до конца; если его желания не совпали с желаниями товарищей, младшего братишки или сестренки, пусть прислушается к их мнению, уступит в чем-то. Пусть не шумит, если бабушка легла отдохнуть, не отвлекает старшего брата, если тот делает уроки, то есть пусть ваш ребенок научиться уважать окружающих людей.

Слайд 7.

 Ведущий: И наконец, очень важна личностная готовность ребенка к обучению. Она выражается в желании учиться, в интересе к школе, учителю. Известно, что уже с раннего дошкольного возраста дети любят играть в «школу». Но сначала это интерес к внешним признакам школы: звонок, игра на перемене, указка в руках учителя, портфель у ученика. А в возрасте 5–6 лет дети, играя в «школу», уже объясняют, слушают, задают вопросы и решают задачи, то есть у них уже сформирован интерес к учебной деятельности, они хотят учиться.

Родители должны поддерживать это желание учиться, интерес к школе. Ни в коем случае нельзя пугать детей школой и учителем. Обычно так бывает, если ребенок непослушен, не хочет заниматься. Прибегая к такой угрозе, родители даже не подозревают, какой вред наносят своему ребенку, как усложняют его будущую школьную жизнь.

Слайд 8.

Ведущий: В завершение я вам предлагаю отдохнуть и посмотреть видеосюжет. (песенка первоклассника. Алла Пугачева)

Слайд 9. Спасибо за внимание.

 

 

Приложение. (Раздаточный материал)

 

 

Рекомендациями родителям о готовности детей к школе:

Личностная готовность.

Очень важна личностная готовность ребенка к обучению. Она выражается в желании учиться, в интересе к школе, учителю. Известно, что уже с раннего дошкольного возраста дети любят играть в «школу». Но сначала это интерес к внешним признакам школы: звонок, игра на перемене, указка в руках учителя, портфель у ученика. А в возрасте 5–6 лет дети, играя в «школу», уже объясняют, слушают, задают вопросы и решают задачи, то есть у них уже сформирован интерес к учебной деятельности, они хотят учиться.

Родители должны поддерживать это желание учиться, интерес к школе. Ни в коем случае нельзя пугать детей школой и учителем. Обычно так бывает, если ребенок непослушен, не хочет заниматься. Прибегая к такой угрозе, родители даже не подозревают, какой вред наносят своему ребенку, как усложняют его будущую школьную жизнь.

Родители должны способствовать формированию у детей следующих качеств: умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, если есть разумная необходимость, чувство товарищества. Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.

Волевая готовность. Это условие характеризуется отношением ребенка к трудностям и способам их преодоления. Здесь главное значение имеет воспитание мотивов достижения целей, умение принять трудности и стремление разрешить их.

Интеллектуальная готовность. Это наличие определенного кругозора, запаса конкретных знаний о живой и неживой природе, общественной жизни. В этом возрасте логическая форма мышления доступна, но не характерна. Важная роль отведена наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению.

О чтении до школы. Главная ошибка, которую допускают взрослые при обучении,  – это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки родного языка неправильно, с призвуками: [мэ] – вместо [м], [эн] – вместо [н] и т. д.

О развитии речи. Разговаривать с ребенком можно об очень многом, стоит только взглянуть на окружающий мир. Каждый день делитесь с ребенком своими впечатлениями о музыке, о людях, о природе – обо всем, что волнует вас. В ответ на это вам раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом становясь все самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же.

Всем родителям необходимо своевременно проконсультировать сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребенку исправить дефекты речи.

О письме. Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, что-то мастерили, успешно овладевают навыками письма.

О математике. Что должны знать и уметь дети до школы:

прямой и обратный счет до 10, количественный («сколько») и порядковый («который») счет;

предыдущие и последующие числа в пределах десятка;

составлять числа первого десятка;

разделить предмет на 2–4 равные части;

измерять высоту, длину, ширину при помощи палочки или веревочки, сравнивать предметы;

изображать треугольник, четырехугольник, круг.

 

Уважаемые родители! Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ваш ребенок. Не отмахивайтесь от детских вопросов, но и не пичкайте их готовыми знаниями: сначала дайте возможность приобрести их самостоятельно (книги, библиотеки, наблюдения, тактильные ощущения и т. д.). Познавая окружающий мир, ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.

 

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает Вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обяза­тельно спрашивайте Вашего ребенка о его одноклассниках, де­лах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успе­ваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если чувствуете, что мало знаете о школьной жизни Вашего ребенка, или о его про­блемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем Вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем выразите свое стремле­ние сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успевае­мость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ре­бенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можноimage даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Выра­жайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в шко­ле, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном вы­полнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений, например: «Ты на полчаса больше можешь посмотреть телеви­зор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие». Та­кие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

Знайте программу и особенности школы, где учится Ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь Вашего ре­бенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, ор­ганизуемые родительским комитетом и педагогическим коллек­тивом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как Ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информа­цию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, уста­новленных в школе и классе, различных возможностях обуче­ния, предоставляемых школой Вашему ребенку.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет Вам сформировать у ребенка хорошие привычки к обучению. Про­демонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к Вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти отве­ты самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучае­мыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь  ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количест­во краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддер­живать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, на­чало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избе­жать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Не забывайте похвалить юного ученика, поощрить его за старание,

 

Родительская помощь:

Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первокласснику полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.

«Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.

«Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклассник скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.

Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.

2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел пере возбудиться от домашних игр и развлечений.

3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.

4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.

5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.

6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»

7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных эмоциях. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»

8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»

9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

10. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

 

 

 

Список литературы для родителей и педагогов - психологов:

 

  1. Анисимова Т.Б. Ваш ребенок идет в школу: Тревоги и страхи детей и родителей. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. (Данная книга поможет родителям ответить на такие вопросы: сможет ли, справится ли, как будет выглядеть мой ребенок на фоне других детей, готов ли он к школе психологически, как поддержать здоровье ребенка в этот непростой период?)

 

  1. Бабаева Т.И.   У школьного порога, М.: Просвещение , 1993.
  2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. –М., 2000
  3. Бикеева А.С.   Семья особого назначения, или Рецепты позитивного

 родительствовния на каждый день . М.: Генезис , 2009.

 

  1. Венгер А. А., Дьяченко О. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

 

  1. Все о младшем школьнике. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Москва, «Вентана-Граф», 2004 г.
  2. Готовность к школе / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.
  3. Общаться с ребенком. Как?  Ю.Б.Гиппенрейтер. Москва, 2009 г.
  4. Продолжаем общаться с ребенком. Так?  Ю.Б.Гиппенрейтер. М.-2009 г.
  5. Ребенок идет в школу. М.М.Безруких. Москва, «Дрофа».
  6. Леворукий ребенок в школе и дома. М.М.Безруких. Москва, «Дрофа».
  7. Развивающие книги для дошкольников. М.М.Безруких. Москва, «Ювента».
  8. Дьяченко О.М., Астаськова Н.Ф., Дети, в школу собирайтесь.- М.;Просвещение, 1996г.
  9. Газман О.С., Харитонова Н.Е., В школу с игрой.- М.;Просвещение, 1991г.
  10. Венгер Л.А., Венгер А.Л., Готов ли ваш ребенок к школе.- М.;Знание, 1991г.
  11. Колесникова Е.В.   Готов ли ваш ребенок к школе? Ювента, 2001.
  12. КругловаН. Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – СПб., 2004.
  13. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., Ступеньки у школе.- М.;ТЦ «Сфера», 1999г.
  14. Дробинская А.О., Скоро в школу.- М.; Школьная пресса,  2005г.
  15. Овечкина А.Н., Школа АБВГДейка.- М.; Школьная пресса,  2008г
  16. Кулагина И.Ю., Личность школьника.- М.;ТЦ «Сфера», 1999г.
  17. Ефимова С.П., Как готовить ребенка к школе.- М.;Просвещение, 1992г.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                              Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация с вашими детьми может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону! Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат Вы хотите от этого получить. Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.

  • В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

  • Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

  • Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

  • Заставьте себя слышать доводы ребенка.

  • Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

  • Умейте вовремя остановиться.

  • Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

  • Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

  • Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

  • Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

  • Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте ими ребенка.

  • Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
  • Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

  • За то чтобы перестать быть ребенком.
  • 3а прекращение посягательств на его физическое начало, за неприкосновенность.
  • За утверждение среди сверстников.
  • Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

  • Необходимо помочь подростку найти гармонию души и тела.

  • Все замечания делать доброжелательным спокойным тоном, не используя ярлыков.

  • Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.

  • Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник педагогической практики первые дни ребёнка в школе

Наблюдение за первоклассниками в первые дни обучения. Поведение детей и педагога....

Тест на готовность ребенка к школе

Очень важно знать, дошколенок готов к школе?!...

методика готовности ребенка к школе

Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображ...

Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе.

Проблема готовности ребёнка к школе. Специалисты дошкольного образования предлагают рассмотреть проблему подготовки к школе, исходя из индивидуальных потребностей ребёнка, с учётом его ...

Готовность родителей к школе, или Как не превратить выполнение "домашки" в ад?

Несколько практических советов родителям, которыке "недавно" пошли в школу....

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе»

Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети и...

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе. Предпосылки для успешного овладения письмом и чтением».

Наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. Для успешной учебы ребенок должен располагать...