Готовность родителей к школе, или Как не превратить выполнение "домашки" в ад?
консультация
Несколько практических советов родителям, которыке "недавно" пошли в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации родителям | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорогие родители!
Наступил новый учебный год. А, как известно, это стресс не только для детей, но и для нас родителей. Мы тоже разомлели в лучах прекрасного летнего солнца, забыли об уроках и погрузились в посадку, полив и сбор урожая. Но вот уже отгремело первое сентября, и нам нужно «взяться за ум».
Как же справиться с навалившимся домашним заданием, с не очень хорошими отметками и не выместить свою злость на ребенка?
Мы подготовили для вас несколько практических советов.
Что нужно делать?
Желательно заранее менять режим дня
В летние каникулы позволяли ребенку всласть поспать, однако, начиная с 1 сентября, ему надо будет вставать очень рано. Если к этому заранее не подготовиться, будут проблемы. Поэтому заблаговременно начинаем будить ребенка пораньше. Но это должно быть оправданным в глазах вашего чада, поэтому обосновываем ранние подъемы важными и интересными для него делами, ради которых он проснется без возмущения: поездка в зоопарк, на какой-нибудь праздник на открытом воздухе, на рыбалку, в турпоход.
Что ещё? Ещё придётся бороться с нежеланием идти в школу.
Бывает и так, что ребенок просто не хочет идти в школу. У первоклассника это может быть от того, что он боится нового коллектива или неправильно представляет себе школу. А те, кто постарше, быть может, не хотят снова встречаться с противной учительницей или задиристыми одноклассниками. Как сделать так, чтобы школа перестала быть негативным фактором для ребенка?
Попробуйте пообщаться со всеми преподавателями, уточните их мнение о своем ребенке. Познакомьтесь с родителями одноклассников своего школьника. Проведите разговор по душам с ребенком, найдите причины его нежелания идти в школу, научите его принципам выхода из конфликтных ситуаций, если это главная причина стресса.
И, конечно, после активного отдыха, придётся блокировать вредные привычки
Бывает так, что ребенок после летнего пребывания в деревне или в лагере набрался нехороших выражений. Как с этим поступать? Разъяснение насчет эдаких новых слов в лексиконе ребенка должно соответствовать возрасту. Если чадо совсем юное, достаточно просто объяснить, что некоторые слова – плохие. А значит, культурные люди в обществе ими не пользуются. Если ребенок - подросток, он уже должен понимать, что публичное употребление бранных слов неэтично. Проявите понимание: крепкие выражения, скорее всего, не более чем средство самоутверждения подростка среди сверстников, однако в семье они определенно недопустимы. При каждом употреблении чадом нехороших слов надо твердо, но без озлобленности констатировать, что это вам не нравится и не соответствует домашней атмосфере.
Постарайтесь не надоедать друг другу.
Недостаток внимания и заботы ощущается детьми болезненно. Но и перебор - тоже! Не стоит набрасываться на школьника со своей «любовью» и вниманием. Не забывайте о том, что и ему и вам нужна разрядка. Выделите один день в неделю или хотя бы полдня, которые вы посвятите исключительно себе. Не бойтесь доверить ребенка бабушкам и дедушкам, няням, друзьям. Пользуйтесь тем, что во многих школах есть воспитатели, которые могут иногда последить за вашим ребенком, проверить уроки, занять его играми, пока вы занимаетесь своими делами. И еще - планируйте на каникулы отдельную программу для ребенка и отдельную для себя, тогда вы сами отдохнете от своих родительских обязанностей, а школьник отдохнет от вас.
И самое главное, не забывайте, что в школу пошли не вы, а всё – таки ваш ребенок.
Дайте возможность своему чаду самостоятельно одеться, собрать портфель и позавтракать.
Уроки тоже задают ему, а не вам. Нет, контроль, безусловно, важен. Но это не значит, что вы должны сесть рядом и следить за каждым его движением.
Рассмотрим некоторые аспекты выполнения домашнего задания.
Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и на два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младшего школьника примерно 30 минут (а у некоторых меньше).
Для начала надо знать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на приготовление уроков дома. В 1 классе – до 1 часа, во 2 классе – до 1,5 часов, в 3-4 классе – до 2 часов.
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если Вы будете соблюдать следующие рекомендации:
Не требуйте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше выполнить задание один раз, но качественно.
Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут (30 - 40 минут для 3 - 4 класса) занятий нужны 10 - 15 минут перерыва. (восстанавливается внимание, отдаляется утомление).
Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна. Если же ребёнок учится во 2 смену, то вечером домашнее задание просматривается, разбираются вопросы сложные для ребёнка, а работа выполняется в первую половину дня с 10 до 12 часов.
Во время письма следует делать перерыв, выполняя физминутки, гимнастику для кистей рук (сжимание, разжимание пальчиков, массаж), упражнения для глаз.
Логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения.
По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.
О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, предположим, готовите у плиты, а он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте.
Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, было достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, нарушению зрения.
Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон. Желательно, чтобы ребёнок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а отдохнул какое – то время.
В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Не высмеивайте ошибки своих детей. Старайтесь избегать само слово «ошибка».
Проверяя выполненную работу, не злорадствуйте ("Я так и знал, что ты их наделаешь"), если же ошибки действительно есть, все равно найдите возможность похвалить ребенка за затраченное усилие, отметьте любые, даже незначительные успехи ("А вот эта буква у тебя получилась лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").
Никогда не используйте выполнение домашнего задания как средства наказания за проступки.
Постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями, формируйте отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому.
Если ребёнку с трудом даётся учёба, наберитесь терпения. Не пытайтесь решить этот сложный вопрос криком и нотациями. Запаситесь терпением!
Объясняя что-то ребёнку, не позволяйте себе ироничных высказываний в его адрес. Самое безобидное, на ваш взгляд, сравнение может вызвать сильную обиду. Если постоянно называть ребёнка «глупым, ленивым, тупым, бестолковым», в конце концов, он поверит в это. Иногда роль репетиторов больше удаётся старшим братьям и сёстрам: они хорошо помнят программу, у них больше терпения и им легче понять проблемы младшего.
Не бойтесь опережать школьную программу, если какой-то вопрос интересен ребёнку (например: определение времени, сложение и вычитание в пределах 10 - 20, почему ночью нет солнца…). Это не только развитие познавательных процессов, но и развитие уверенности в своих силах (т.к. ребёнок будет чувствовать себя на равных с более подготовленными детьми).
При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь им выработать навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно. Но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка. Поддержите ребёнка в его желании стать школьником и добиться успеха. Будьте искренне заинтересованы в его школьных делах и заботах. В любом деле находите то, за что можно похвалить и морально поддержать. Дайте ребёнку почувствовать значимость своей деятельности (это способствует повышению самооценки, развивает уверенность в себе). Научите ребёнка делиться своими радостями и проблемами.
Естественно, ненавязчиво, проявляя искренний интерес к успехам детей, надо учить детей навыкам организации учебного труда. Помощь и контроль родителей не должны быть муштрой, изматывающим ребенка.
И если уж он всё же принёс плохую отметку, не стоит сразу же придавать его товарищескому суду и лишать всех земных радостей. Попробуйте разобраться в причинах, спокойно обсудите, в чём корень зла. Договоритесь о сроках исправления оценки.
И еще. С наступлением сентября вы не должны лишать своего ребёнка возможности дышать воздухом, гонять на велосипеде и общаться с друзьями. Не стоит, потакая реалиям современного общества, отдавать его сразу на пять иностранных языков, верховую езду, гольф и кружок «IT – технологий». Пусть у вашего отпрыска всё же будет несколько свободных часов в день, которые он смог бы провести так, как хочет.
И не забывайте, родители! Школа – это прекрасная пора. Пора, когда вы можете обсудить прочитанную книгу, поехать на экскурсию с классом и посетить общешкольный субботник. И всё это ВМЕСТЕ!
А ведь по большому счёту – это самое главное!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест на готовность ребенка к школе
Очень важно знать, дошколенок готов к школе?!...
методика готовности ребенка к школе
Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображ...
Консультация для родителей "Психологические аспекты готовности к школе"
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в с...
«Готовность ребёнка к школе»
Актуальность.Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 4...
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе»
Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети и...
консультация для родителей "Психологическая готовность к школе"
информация для родителей, дети которых идут в школу...
Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе. Предпосылки для успешного овладения письмом и чтением».
Наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. Для успешной учебы ребенок должен располагать...