Межпредметные связи в подготовке парикмахеров
статья на тему
Материал представляет собой авторскую публикацию (статью) по обмену педагогическим опытом в направлении подготовки обучающихся по профессии "Парикмахер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_svyazi_v_podgotovke_parikmaherov.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая статья по обмену опытом
Инициалы и фамилия автора:
И.Н. Иванова. I.N. Ivanova
Полное название образовательного учреждения, место работы автора, должность, контактный телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес с индексом: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Луховицкий аграрно-промышленный техникум»; преподаватель специальных дисциплин; заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
8-916-947-29-16 (моб.); 8(49663)-3-15-28 (дом.); 8 (49663)-57-1-40 (раб.);
IrianaIv@yandex.ru; 140500 г. Луховицы Московской области, ул. Жуковского, д.30 кв.60
Название статьи:
Межпредметные связи в подготовке парикмахеров
Intersubject communications(connections) in preparation of the hairdressers(barbers)
Аннотация статьи:
Данная статья поднимает актуальную проблему подготовки квалифицированных рабочих кадров по профессии «Парикмахер». Рассмотрены действенные средства, влияющие на повышение качества знаний и умений учащихся в рамках смежных дисциплин по курсу «Основы художественного проектирования прически». Предложены элементы нового подхода к планированию и проведению занятий, приведена схема взаимосвязи учебных дидактических единиц и образцы творческих работ учащихся.
Given clause lifts a urgent problem of preparation of the qualified workers of the staff on a trade "Hairdresser"("barber"). The effective means influencing increase of quality of knowledge and skills learning within the framework of adjacent disciplines at the rate " of a Basis, of learning within the framework of an adjacent disciplines are considered. The elements of the new approach to planning and realization of employment (occupations) are offered, the circuit of interrelation educational дидактических of units and samples of creative works of the pupils is given.
Ключевые слова:
Мотивация Motivation
Контроль Control
Качество Quality
Творчество Creativity
Профессионализм Professionalis
Текст статьи:
Межпредметные связи в подготовке парикмахеров
Прошли века, но с древнейших времен магическая сила прически притягивает наше воображение. Прическу можно считать одним из символов той или иной эпохи. Во все времена она являлась элементом престижа и произведением искусства. И сегодня, принимая новые модные тенденции, мы можем создать или изменить имидж, улучшить свою жизнь и повысить самооценку. Поэтому, современный специалист, создающий прическу, должен быть не просто парикмахером, а дизайнером, стилистом, который сумеет прочувствовать внутренний мир клиента и гармонично воплотить идею в особый художественный образ.
В нашем лицее, работая над подготовкой специалистов парикмахерского искусства, мы убедились в том, что наилучший эффект можно достигнуть, продуктивно применяя практику межпредметных связей, в реальном тандеме всех преподавателей специальных дисциплин. Ведь парикмахерское искусство, как и всякое искусство, опирается на талант, вдохновение, технику, технологию и историю. И в этом большая роль принадлежит учебной дисциплине «Основы художественного проектирования прически», дополненной факультативными занятиями по графике, историческим стилям в прическе, дизайну ногтей, которые помогают сформировать у учащихся художественное видение с акцентом на парикмахерское дело.
Начало процесса моделирования – это впечатление и полет фантазии, но этот интуитивный процесс требует соблюдения четких законов и технологий, прежде чем превратиться в реальную прическу. Меня неоднократно удивлял тот факт, что многие учащиеся, хорошо выполняющие прически с точки зрения технологии, часто не могут полностью завершить создаваемый образ. И мешают им, казалось бы, мелочи: неудачно подобранный цвет помады, выбивающиеся из общего стиля украшения, неудачно выбранный акцент прически и др. Позже стало ясно – недооценивается, а то и вовсе опускается один из важнейших этапов проектирования образа – создание рисунка. А ведь именно с рисунка начинается воплощение любой творческой идеи. Почему учащиеся теряются во время характеристики художественного своеобразия причесок, с осторожностью и даже страхом приступают к рисованию? Как раскрепостить будущих парикмахеров в творчестве? Как убедить их в необходимости перейти от замысла к рисунку, и только потом к технологии? Этот и многие другие вопросы заставили всерьез задуматься над проектированием современного учебного занятия. Помочь учащимся постигнуть мудрость красоты через настоящее искусство оказалось нелегко…
Тесная взаимосвязь содержания программ по специальному рисунку и основам моделирования прически продиктовала необходимость нового концептуального подхода к планированию и проведению занятий. Это повлекло за собой некоторые изменения в тематическом планировании, с учетом взаимосвязи всех спецдисциплин.
Сведения, касающиеся композиции прически отрабатываются параллельно на занятиях по технологии, специальному рисунку, производственном обучении. Знакомство с анатомией головы человека происходит на уроках рисования, закрепляется на занятиях по основам физиологии кожи и волос. Изучение исторической прически происходит на специальном рисунке, а также на факультативе «Мода и стиль». Особенности моделирования современных причесок, их связь с макияжем и общим обликом человека занимают центральное внимание в дисциплинах профессионального и специального циклов: основы художественного проектирования прически, технология модельной прически. Понятие композиции рисунка переходит в композицию прически, рисунок головы человека соединяется с темой «Макияж и прическа», изображение современных стрижек и причесок перерастает в проектирование моделей причесок, особенности их моделирования с учетом модных веяний.
Живой интерес учащихся вызывает тема «Проектирование прически с помощью компьютерных технологий», где предоставляется возможность познакомиться с компьютерной графикой прически на ЭВМ. Все составляющие программ дисциплин «Специальный рисунок» и «Основы моделирования прически» способствуют осознанию и внедрению в практику современного понятия «Дизайн прически», вплотную связанного с технологией прически (см схему).
Занимаясь рисованием с ребятами, заметила, что для усиления интереса к работе конкретные учебные задачи в художественной графике необходимо подкреплять какой-либо творческой «изюминкой». К примеру, показать в рисунке асимметрию не в какой-то абстрактной, а в своей прическе, или выявить динамику объема, изобразив одну и туже стрижку с разных сторон. Эскиз, выполненный на уроке по спецрисунку, служит опорой при создании прически или стрижки на занятиях по технологии. Это создает атмосферу творческого поиска и способствуют развитию умений проектировать новые образы в прическах. Самое сложное здесь – преодолеть первый страх перед рисунком, который часто сопровождается высказываниями типа: «Я – не художник, а парикмахер». Однако, когда учащиеся поймут, что эти два понятия гармонично дополняют друг-друга, их деятельность действительно становится творчеством.
Формы проведения занятий включают экскурсии на художественные выставки; просмотр и обсуждение видеофильмов; отработку навыков одноцветного и цветного рисунков; самостоятельное эскизное проектирование и выполнение причесок и их элементов; сбор дидактического материала для собственной творческой папки. Музыкальное сопровождение практических занятий является неотъемлемой частью процесса обучения и повышает качество учебного труда.
С особым интересом мы занимаемся эскизным проектированием причесок для лицейского театра моды «Гармония», где прическа, макияж, костюм и аксессуары являются единым целым сценического образа. Такая работа, имеющая конкретную жизненную цель, является особенно продуктивной. Учащиеся разрабатывают эскизы моделей причесок, подчиненных определенной теме и воплощают их в жизнь в соответствии с идеей коллекции костюма. Данная деятельность осуществляется не только во время учебных занятий, но и вне уроков. Например, в ходе подготовки к конкурсам профессионального мастерства. Такая работа сплачивает учащихся, повышая интерес к профессии и показывая ее практическую значимость.
Не могу не отметить, что один из ведущих факторов, влияющих на мотивацию к учению и, в конечном счете, на качество знаний и умений – оценивание достижений учащихся. При грамотном подходе к построению занятий, контрольно-оценочная деятельность педагога постоянно воздействует на развитие учащихся и присутствует практически на всех стадиях урока. Эта система построена на сочетании самых разнообразных видов корректирующего и констатирующего контроля.
Введение в учебную деятельность, где создается учебная мотивация и закладывается интеллектуальная программа начинающегося занятия, важно сопровождать вопросами или ситуациями проблемного характера. К примеру, можно создать игровую ситуацию, приближенную к производственной, разбив учащихся на группы и предложив поработать им в воображаемых салонах красоты. При этом, можно распределить роли с учетом наклонностей учащихся и дать возможность им проявить себя в роли художника по прическе, парикмахера-визажиста или парикмахера-стилиста. Такое занятие могут провести совместно педагог по специальному рисунку и педагог по технологии прически. Таким образом, одновременно выявляются уже имеющиеся знания и отрабатываются новые умения с творческим подходом к работе.
Обеспечение учебной рефлексии на следующем этапе занятия, представляет собой не тотальный контроль преподавателя, а самоанализ учащихся. В данной ситуации, главной задачей является не констатация ошибок, а направление усилий учащихся на самостоятельную ликвидацию ошибок или затруднений. Большое значение играет диалог, благоприятный психологический фон занятия и продуктивные вопросы: «Что не получилось?», «Почему?», «Как из этого выйти?». Действия преподавателя должны помогать учащимся постоянно совершенствовать сделанное, повышая интерес к работе и веру в собственные силы.
Такие традиционные элементы учебного занятия, как опрос, беседа, диалог, полилог, рассказ могут превратиться в интересные формы корректирующего контроля. Практика показала, что учащиеся, вложившие много усилий в выполнение творческой работы, с удовольствием демонстрируют и комментируют ее перед сверстниками. В этой связи, мы стали устраивать традиционные выставки-вернисажи рисунков, где каждый из учащихся стремиться показать новую, особенную идею в эскизе. При этом более высокой формой мотивации становится не оценка, поставленная в журнал, а мнение педагога и сверстников.
Искусство проектировать и выполнять прическу невозможно без прочных теоретических знаний. В этой связи, разработаны вопросы для самопроверки и взаимопроверки по каждой теме программы. Предположим, по теме «Дизайн прически» учащимся предлагается определить понятия: «Стиль», «Дизайнер», «Дизайн-форма»; выявить разницу в профессиональной деятельности парикмахеров-модельеров, художников-модельеров, визажистов и стилистов.
С целью усиления межпредметных связей, разработано два комплекта тестовых заданий, которые являются гибким пересечением разных тем всех специальных дисциплин по профессии «Парикмахер» и, поэтому могут быть успешно использованы на итоговом квалификационном экзамене. Кроме того, своеобразной визитной карточкой каждого учащегося является папка творческих работ, в которой представлены лучшие работы за весь период обучения по всем смежным дисциплинам: эскизы макияжа, причесок, дизайна ногтей; фото собственных модельных стрижек и причесок; набор дидактического материала по основам моделирования прически. Данная папка является прекрасным дополнением к основной части итоговой квалификационной работы.
Таким образом, балансируя между искусством изображать и искусством реально создавать прическу, наши учащиеся включаются в настоящий творческий процесс. Умелое использование межпредметных связей позволяет улучшить качество подготовки будущих специалистов по прическе, помогает в развитии их художественного вкуса, формировании целостного, разностороннего отношения к профессии.
Библиографический список:
- Голубева Е. Секреты моделирования, М., Эксмо, 2003
- Новиков А. . Методология образования, М., Академия, 2007
- 3Рыжкова М. Подбор прически макияжа, Питер, Пресс, 2007
- Черниченко Т., Плотникова Ю. Моделирование причесок и декоративная косметика, М., Академия, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТРАСЛИ» И «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
Целью работы являлось изучение особенностей, способов и методов проведения занятий с применением информационных технологий, а также формирование навыков применения информационных технологий у ст...
Межпредметные связи.
многие экономические дисциплины связаны между собой. Например, расчитывая статистические показатели, мы непременно должны знать математику и не только уметь выполнять арифметические действия, но и вла...
Методическая разработка по теме "Межпредметные связи при изучении спецдисциплин"
Методическая разработка по теме "Межпредметные связи при изучении спецдисциплин"...
Роль межпредметных связей в процессе практической и научно-теоретической подготовка студентов
Роль межпредметных связей в процессе практической и научно-теоретической подготовка студентов...
Усовершенствование межпредметных связей в преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» как способ повышения качества подготовки специалистов
Цель статьи — определить эффективность использования МПС в системе педагогических категорий и значение их усовершенствования как педагогическим коллективом, так и отдельными преподавателями в среднем ...
Межпредметные связи между структурными элементами программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих
Презентация «Межпредметные связи между структурными элементами программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих» подготовлена для выступления на ...
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В данной статье освещается проблема подготовки потенциальных специалистов для предприятий в контексте инновационной экономики. Здесь рассматриваются методические вопросы современного образования и пол...