РП ОД 02.01. История мировой культуры
рабочая программа на тему

История Мировой культуры в СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_od02.01.istoriya_mirovoy_kultury_18g.doc323 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Рассмотрено и принято

на Педагогическом Совете СПб ГБПОУ

 «Колледж отраслевых технологий

«Краснодеревец»

Протокол №____ от «___»_____________20___ г.

                                                                                                                                                         «Утверждаю»

                                                                                       Директор СПб ГБПОУ  

«Колледж отраслевых технологий

 «Краснодеревец»

 ___________З.Ш. Джгамадзе

 «____»__________________20___ г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОД.02.01. «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

по специальности

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

углубленной подготовки в области культуры и искусства

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

2018

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.02.01. «История мировой культуры» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по специальности  54.02.01 «Дизайн (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1391 от 27 октября 2014 года (далее – ФГОС), зарегистрированного в Минюсте России 24 ноября 2014 года №34861 и учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец» 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» углубленной подготовки

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Разработчик: Григорьева А.П., преподаватель спецдисциплин.

Редактирование: Бокшицкая Е.Н. преподаватель спецдисциплин.

Рассмотрено на заседании МК  

Протокол №____

от «___» ___________20___ г.

__________________

Согласовано                                                                  Зам. директора по УМР

 ____________________________

«___» _____________ 20____ г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 19

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ                   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  22

        

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

ОД.02.01. «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.02.01. «История мировой культуры» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии ФГОС по специальности СПО 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» углубленной подготовки. 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОД.02.01. «История мировой культуры» относится к циклу профильных учебных дисциплин ОД.02. «Профильные учебные дисциплины» и предназначена для овладения студентами системой теоретических знаний и представлений об истории культуры и искусства как о неотъемлемом базисе для специалиста гуманитарного профиля. Дисциплина является одним из основных предметов, закладывающих фундамент научно-гуманистического мировоззрения и формирующим целостную картину мира. Содержание дисциплины является логически связанным с содержанием дисциплин «История», «Основы философии», «История искусств», «История русского искусства».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Целью освоения учебной дисциплины является формирование у будущих дизайнеров системы представлений о закономерностях развития истории искусства и культуры, основных этапах формирования культурно-художественной среды, основных фактах и исторических персоналиях, оказавших влияние на формирование истории искусства.

В результате изучения профильной учебной дисциплины федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования обучающийся должен:

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества;

знать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

Перечисленное является основой для формирования следующих компетенций (в соответствии с ФГОС СПО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ОППО)):

Общекультурных:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

Профессиональных:

ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 204 часа, в том числе:

–   обязательная аудиторная  учебная  нагрузка – 136 часов,

–   самостоятельная  работа обучающегося – 68 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 

Таблица №1.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

204

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

136

в том числе:

- лабораторные работы

не предусмотрено

 -практические занятия

36

 -контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

68

Промежуточная аттестация в форме экзамена в 6-ом семестре


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

 ОД.02.01. «История мировой культуры».

                Таблица № 2.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

III семестр

32

ВВЕДЕНИЕ

Содержание учебного материала

2

1

Понятия «культура», «художественная культура». Этапы и закономерности развития мирового культурного процесса. Основные сферы культуры общества. Структура художественной культуры общества. Классификация и характеристика основных видов искусства.

РАЗДЕЛ 1. Художественная культура первобытного мира

4

Тема 1.1.

Художественная культура первобытного мира

Содержание учебного материала

2

1

Первобытная культура как традиционный тип культуры, его особенности.

Историческая периодизация, этапы развития первобытной культуры (каменный, бронзовый, железный век). Мифологическое мышление и мифологическая картина мира. Области распространения первобытной культуры. Характерные особенности первобытного художественного творчества. Теории происхождения искусства. Виды художественного творчества; материалы и техника исполнения, своеобразие изображений разных периодов первобытного творчества. Художественное творчество каменного века, эпохи бронзы, железа.

Практическая работа.

Таблица «Характеристика первобытной культуры»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств культуры первобытного мира.

2

2,3

РАЗДЕЛ 2. Художественная культура Древнего мира

10

Тема 2.1.

Древний Египет

Содержание учебного материала

4

1

Характеристика египетской культуры и искусства, связь с религией, мифологическим мышлением. Характерные особенности и основные темы искусства. Заупокойный культ и его роль в развитии отдельных искусств. Периоды развития искусства Древнего Египта. Особенности развития архитектуры, основные типы древних храмов, их конструктивные элементы. Развитие изобразительного искусства, характер скульптурных, живописных изображений; канон в живописи, скульптуре. Музыка, литература Древнего Египта.

Практическая работа.

1)Таблица: «Характеристика Древнего Египта».

2) Рисунок «Символика Египта» (формат А3).

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1) Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Древнего Египта.

2

2,3

Тема 2.2.

Месопотамия

Содержание учебного материала

2

1

Периоды, очаги развития культуры Месопотамии. Культурные достижения Месопотамии. Виды, своеобразие искусств, особенности развития архитектуры, тип храма зиккурат; характерные черты скульптуры; темы, типы изображения в живописи; глиптика. Литература Месопотамии.

Самостоятельная работа обучающихся:

1) Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Месопотамии.

2

2,3

РАЗДЕЛ 3. Художественная культура Востока

8

Тема 3.1.

Древняя Индия

Содержание учебного материала

2

1

Древняя Индия. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Ступа в Санчи. Особенности буддийского рельефа. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты. Особенности индуистской храмовой архитектуры и скульптурного декора. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо.

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Древней Индии.

2

2,3

Тема 3.2.

Древний Китай

Содержание учебного материала

2

1

Древний Китай. Гармония инь и ян – основа китайской культуры. Самобытные черты древнекитайской культуры, искусства, культурного и художественного

мышления. Религиозно-философские системы Древнего Китая и развитие искусств. Шедевры древнекитайского зодчества и изобразительного искусства; Великая Китайская стена. Особенности живописи Древнего Китая, её связь с поэзией; связь поэзии с музыкой. Древняя столица Чанлань – образец дворцовой застройки. Садово-парковое искусство.

Самостоятельная работа обучающихся: 

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Древнего Китая.

2

2,3

Тема 3.3.

Древняя Япония

Содержание учебного материала

2

1

Древняя Япония. Культ природы – кредо японской архитектуры. Святилище Аматэрасу в Исе. Японский дом – «прибежище пустоты». Японские сады – сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Типы японских садов.

Практическая работа.

Ребус по изученным темам (покомандная работа):

1)Древняя Индия;

2) Древний Китай;

3)Древняя Япония.

2

2

 Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Древней Японии.

Творческий проект (презентация) «Икебана как образ мира».

2

2,3

РАЗДЕЛ 4.

Античная культура

8

Тема 4.1.

Древняя Греция

Содержание учебного материала

3

1

 Древняя Греция. Эстетика равновесия сил – основа греческой античности. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов. Афинский Акрополь – идеал красоты Древней Греции. Парфенон – образец высокой классики и отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Греческий рельеф – пластический образ синтеза архитектурных форм и декора храма. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Метопы храма Афины в Селинунте. Метопы храма Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона в Афинах. Греческая скульптура – художественное воплощение мироощущения древних греков. Эволюция греческой скульптуры от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Диадумена – образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия – вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме. Родосская школа: Лаокоон, Ника Самофракийская. Сюжетный характер греческой вазописи. Миф Эсхил. «Орестея». Софокл. «Электра». Еврипид. «Электра».

Практическая работа. 

Чертеж «Греческие архитектурные ордера».

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Древней Греции.

2

2,3

Тема 4.2.

Древний Рим

Содержание учебного материала

3

1

Древний Рим. Архитектура как зеркало величия государства. Римская ячейка – модуль римской архитектуры. Специфика римского градостроительства. Пантеон – образец синтеза греческих и римских строительных идеалов. Архитектура, декор, мебель римского дома. Дом Веттиев в Помпеях. Вилла Армерина на Сицилии. Скульптурный портрет.

Практическая работа.

Таблица «Характеристика Древнего Рима»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: 

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Древнего Рима.

Анализ архитектуры Древнего Рима.

2

2

IV семестр

36

РАЗДЕЛ 5. Раннехристианское искусство

4

Тема 5.1.

Раннехристианское искусство

Содержание учебного материала

4

1

Типы раннехристианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. Христианская символика.

РАЗДЕЛ 6.

Художественная культура Средних веков

11

Тема 6.1.

Византия и Древняя Русь

Содержание учебного материала

5

1

Византия и Древняя Русь. Византийский стиль в архитектуре. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса. Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма. Порядок размещения декора – свидетельство единства Церкви земной и небесной. Церковь Санта-Мария дель Аммеральо (Марторана) в Палермо.

Стилистическое многообразие древнерусских крестово-купольных храмов (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школы). Ренессансные тенденции в архитектуре Архангельского собора Московского Кремля. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Византийский стиль в иконописи. Образ Спаса и святых в творчестве

Феофана Грека. Московская школа иконописи. Андрей Рублев. Икона «Троица» – символ национального единения. Высокий русский иконостас – символ становления Церкви воинствующей и связи Ветхого и Нового Заветов. Знаменный распев. Орнаментальность русского искусства в деревянной резьбе, мебели, шитье, изделиях прикладного искусства – синтез византийских и национальных традиций.

Практическая работа. 

Таблица «Искусство Византии IV–XV вв.»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: 

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Византии и Древней Руси. Анализ произведения живописи (на выбор).

4

2,3

Тема 6.2.

Культура Западной Европы

Содержание учебного материала

4

1

Культура Западной Европы. «Каролингское Возрождение». Архитектура и декор до романских культовых зданий. Капелла Карла Великого в Ахене. Базилика Сен-Мишельде Кюкса в Лангедоке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Энергия роста – кредо западноевропейской архитектуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, каменном и фресковом декоре романских монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Готический храм – образ мира. Архитектура, скульптура, витраж – символ связи Ветхого и Нового Заветов. Собор Нотр-Дам в Шартре. Григорианский хорал. Эволюция стилистических черт Средневековья в интерьере замков (мебель, шпалеры, изделия).

Практическая работа. 

Таблица «Культура Западной Европы в Средние века»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Западной Европы.

На выбор:

1. Виртуальная экскурсия.

2. Анализ архитектуры европейского средневековья.

3

2,3

РАЗДЕЛ 7.

Художественная культура эпохи Возрождения

XVII века

11

Тема 7.1.

Возрождение в Италии

Содержание учебного материала

4

1

Возрождение в Италии. Гуманизм – основа культуры Возрождения. Раннее Возрождение во Флоренции. Новое пространственно-временное восприятие мира. Беноццо Гоццоли. Фресковый цикл «Шествие волхвов» в капелле дворца Медичи — Риккарди. Воплощение ренессансной идеи «идеального» города в

архитектуре. Филиппо Брунеллески. Ренессансный реализм в живописи и скульптуре раннего Возрождения. Мазаччо. «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта- Мария дель Кармине во Флоренции. Донателло. Статуя св. Георгия в церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции. Рельеф «Пир Ирода» в Сиене. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота и магия пространства. Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Рафаэль Санти. «Обручение Марии». Образ Мадонны – идеальный сплав христианских и языческих представлений о красоте. «Сикстинская Мадонна». Скульптура. Микеланджело Буонаротти. Образ человека-борца.

Статуя Давида. Особенности венецианской школы живописи. Тициан. «Вакх и Ариадна», «Св. Себастьян», «Пастух и нимфа». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. Карло Джезуальдо.

Практическая работа.

1. Таблица «Возрождение в Италии»

2. Таблица  «Выдающиеся деятели эпохи Возрождения в области литературы и науки»

3

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств эпохи Ворождения Италии.

На выбор:

Подготовить анализ произведения живописи и скульптуры

3

2,3

Тема 7.2. Северное Возрождение

Содержание учебного материала

2

1

Специфика Северного Возрождения. Смеховой характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры из серии «Апокалипсис»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Архитектура и интерьеры замка

Франциска I и Генриха II в Фонтенбло как отражение новой эстетики. Театр Уильяма Шекспира – энциклопедия человеческих страстей.

Практическая работа.

Письменный опрос.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: 

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Северного Возрождения.

Презентация «Изобразительное искусство Северного Возрождения»

2

2,3

РАЗДЕЛ 8.

Художественная культура XVII века

10

Тема 8.1.

Барокко

Содержание учебного материала

2

1

Барокко. Стили и направления в искусстве Нового времени. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Лоренцо Бернини. Архитектурные ансамбли Рима. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Архитектура и декор интерьеров Екатерининского дворца в Царском Селе. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. «Большой стиль» Питера Пауэла Рубенса. Микеланджело Караваджо.

«Обращение апостола Павла». Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Пир Валтасара». Диего Веласкес. «Христос в доме Марфы». Музыка барокко. Опера Клаудио Монтеверди. Сoncertogrosso Арканджело Корелли. Иоганн Себастьян Бах.

Практическая работа.

Письменный опрос.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Барокко.

На выбор:

1. Сравнительный анализ

2. Подбор картин живописцев барокко (на выбор).

4

2,3

Тема 8.2.

Классицизм

Содержание учебного материала

5

1

Классицизм. «Большой королевский стиль» Людовика XIV –  сплав классицизма в архитектуре дворца и регулярного парка Версаля с барокко в оформлении интерьеров (мебель, гобелены, плафоны). Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Триумф Флоры». Театр французского классицизма. Пьер Корнель. «Гораций». Жан Расин. «Андромаха». Комедии Мольера.

Практическая работа:

Таблица «Западноевропейская культура XVII века»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: 

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Классицизма.

2

2

V семестр

32

РАЗДЕЛ 9.

Художественная культура XVIII – первой половины XIX века

20

Тема 9.1.

Рококо

Содержание учебного материала

2

1

Рококо. «Галантные празднества» Антуана Ватто. Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше.

Практическая работа.

Анализ и интерпретация картины художника

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств стиля Рококо

Творческий проект с мультимедийным сопровождением «Рококо – как завершение барокко».

2

2,3

Тема 9.2.

Неоклассицизм, ампир

Содержание учебного материала

6

1

Неоклассицизм, ампир. Эстетика Просвещения в музыке. Йозеф Гайдн. Вольфганг Амадей Моцарт. Людвиг ван Бетховен. Михаил Иванович Глинка. Эстетика Просвещения в архитектуре. Неоклассицизм и ампир в архитектурных ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XVв Париже. Карл Иванович Росси. Площадь Искусств в Петербурге. Интерьеры классицизма и ампира. Жак Анж Габриэль. Малый Трианон в Версале. Карл Иванович Росси. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге. Эстетика Просвещения в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Франсиско Гойя. «Капричос».

Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи».

Практическая работа.

Анализ и интерпретация картины художника.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Неоклассицизма, ампир.

4

2,3

Тема 9.3.

Романтизм

Содержание учебного материала

6

1

Романтический идеал и его воплощение в музыке. Национальные школы. Франц Шуберт. Рихард Вагнер. Гектор Берлиоз. Иоганнес Брамс. Живопись романтизма. Ее роль в оформлении жилого интерьера. Величественное в немецкой пейзажной живописи. Каспар Давид Фридрих. «Меловые скалы на острове Рюген».

Практическая работа.

Таблица «Западноевропейская культура XVIII века».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Романтизма

Анализ произведения живописи «Романтизм в живописи».

4

2,3

РАЗДЕЛ 10.

Художественная культура второй половины XIX века

12

Тема 10.1.

Реализм

Содержание учебного материала

4

1

Реализм. Социальная тематика в живописи. Гюстав Кубе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты»

Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова».

Русская пейзажная живопись. Алексей Кондратьевич Саврасов. «Грачи прилетели» Исаак Ильич Левитан. «Над вечным покоем».

Национальный стиль «la russee» в культовой и гражданской архитектуре. Альфред Александрович Парланд. Церковь Воскресения («Спас-на-крови») в Петербурге. Николай Иванович Поздеев. Дом Игумнова в Москве. Стиль бидермайер в оформлении европейских интерьеров.

Направления в развитии русской музыки. «Могучая кучка». Социальная тема в музыке Модеста Петровича Мусоргского. Обращение к русскому обряду как к проявлениюнародности в музыке Николая Андреевича Римского-Корсакова. Историческая тема в музыке Александра Порфирьевича Бородина Лирико-психологическое начало в музыке Петра Ильича Чайковского.

Практическая работа.

Анализ произведений живописи.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Реализма.

Создание художественной галереи известных живописцев.

2

2,3

Тема 10.2.

Импрессионизм, символизм,

постимпрессионизм

Содержание учебного материала

4

1

Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм.

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Осенний день в Аржантее». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. Эстетика «fin de siecle». Роман Шарля Мари Гюсманса «Наоборот». Символизм в живописи. Гюстов Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсет Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Радующиеся».

Практическая работа

Таблица «Культура Западной Европы XIX века»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Импессионизма, Символизма, Постимпрессионизма

Анализ произведения музыки (с мультимедийным сопровождением)

«Импрессионизм в музыке Клода Дебюсси».

4

2,3

VI семестр

36

РАЗДЕЛ 11.

Художественная культура рубежа ХIХ - XX веков

34

Тема 11.1.

Модерн

Содержание учебного материала

8

1

Модерн. Культ абсолютной красоты в искусстве модерна.

Знаковое выражение стиля. Единство художественного образа – кредо стиля модерн. Антонио Гауди. Дом Батло в Барселоне.

Федор Осипович Шехтель. Особняк А. В. Морозова в Москве.

Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи. Михаил Александрович Врубель. «Фауст». Триптих.

Русский модерн в музыке. Александр Николаевич Скрябин.

Практическая работа.

Анализ музыкального произведения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Модерна.

Представление творчества музыканта-модерниста: «Модерн в музыке  – А.Н. Скрябин».

4

2,3

Тема 11.2.

Модернизм

Содержание учебного материала

6

1

Модернизм. Художественные течения модернизма в живописи. Новое видение красоты: агрессия цвета в фовизме Анри Матисса; деформация форм в кубизме Пабло Пикассо; отказ от изобразительности в абстракционизме Василия Васильевича Кандинского; иррационализм подсознательного в сюрреализме Сальвадора Дали. Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Советский конструктивизм Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. «Органическая» архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония Антона фон Веберна. «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Стиль Ар Деко в архитектуре и декоре.

Практическая работа.

Анализ произведения живописи.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Модернизма

Творческий проект (презентация) «Модернизм в живописи»

4

2,3

Тема 11.3.

Синтез в искусстве ХХ века

Содержание учебного материала

7

1

Синтез в искусстве ХХ века. Театральная культура: режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольда Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Условный театр Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Спектакль по пьесе Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец «Потемкин». Роберто Росселини. «Рим – вечный город».

Практическая работа.

Сравнительного анализа (таблица).

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств XX века

Сообщение на тему: «Российский театр XX века.»

4

2,3

Тема 11.4.

Постмодернизм

Содержание учебного материала

7

1

Постмодернистское мировосприятие – возвращение к мифологическим истокам. Новые виды массового искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан». Архитектура и интерьер постмодернизма.

Практическая работа. 

Таблица «Постмодернизм»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнение словаря. Карточки для картотеки произведений искусств Постмодернизма.

Творческий проект (презентация) «Шедевры искусства постмодернизма».

4

2,3

Экзамен

2

ВСЕГО

136

Самостоятельная работа при изучении учебной дисциплины

68

Выполнение рефератов

Выполнение слайд-презентаций

Анализ произведения живописи

Анализ произведения скульптуры

Анализ произведения архитектуры

Доделка практических работ, начатых на уроке

Выполнение картотеки по эпохам

Составление словаря

68

ИТОГО:

204

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Лекционные занятия:

  • комплект электронных презентаций/слайдов;
  • аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер);
  • стулья, столы.

Практические занятия:

  • аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер);
  • стулья, столы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. История Изобразительного искусства. Учебник. Н.М.Сокольникова, Е.В.Сокольникова. Москва Издательский центр «Академия» 2015г.
  2. Мировая художественная культура учебник для 10 класса Л.Г.Емохонова Москва Издательский центр «Академия» 2015г.
  3. Мировая художественная культура учебник для 11 класса Л.Г.Емохонова Москва Издательский центр «Академия» 2015г.
  4. Мировая художественная культура Часть 1 Древний мир О.Б.Лисичкина. Москва. АСТ. Астрель Санкт-Петербург СпецЛит 2001г.
  5. Мировая художественная культура Часть 2 Возрождение О.Б.Лисичкина. Москва. АСТ. Астрель Санкт-Петербург СпецЛит 2000г.
  6. Мировая художественная культура Часть 2 Средние века О.Б.Лисичкина. Москва. АСТ. Астрель Санкт-Петербург СпецЛит 2001г
  7. История мировой культуры / Научный редактор Г.В. Драч. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.– 512 с.
  8. Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 600 с.
  9. Культурология. Краткий тематический словарь./ Под ред. проф. Г.В. Драч, проф. Т.П. Матяш. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 192 с.
  10. Мировая художественная культура / Под ред. проф. Б. А. Эренгросс. – М.: Высшая школа, 2001. – 767 с.

Дополнительные источники:

1 Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.

2. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.

3. Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М., 2003.

4. Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. – СПб., 2007.

5. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998.

6. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.

7. Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2005.

8. Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. – М., 2000.

9. Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб., 2000.

10. Даниэль С.М. Рококо / С.М.Даниэль. – СПб., 2007.

11. Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма / Л.Г.Емохонова. – М., 2007.

12. Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама / Л.Г.Емохонова. – М., 2007.

13. Искусство : в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. – М., 1987—1989.

14. Искусство : энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.

15. История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005.

16. История уродства / под общ. ред. У.Эко. – М., 2007.

17. Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.

18. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. – СПб., 2005.

19. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. – СПб., 2007.

20. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции Н.А.Кун. – М., любое издание.

21. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб., 2007.

22. Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

23. Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М.,

      2000.

24. Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

25. Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / А.А.Нейхардт. – М., любое издание.

26. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. – СПб., 2000.

27. Русская живопись : энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003.

28. Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.

29. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.

30. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века / А.В.Степанов. – СПб.,

       2005.

31. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. – СПб., 2007.

32. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.

33. Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.

Интернет-ресурсы:

Рекомендуемые интернет-ресурсы:

http:// www.culturologia.info/

http://www.countries.ru/librari.htm

http://yaca.yandex.ru/yca/ungrp/cat/Culture/Organizations/Galleries/ http://www.world-art.ru/painting/ http://www.archi.ru/files/Img_arc/Img_hist_0.htm http://corbis.library.tver.ru/catalog/

http://www.culturology/ru/

http://www.mosconsv.ru/

http://www.rsl.ru/

http://www.domgogolya.ru/

http://www.amkmgk.ru/

http://www.libfl.ru/

http://mkrf.ru/

Горелов А. А. История мировой культуры. Учебное пособие [Электронный ресурс].–

URL:http://www.biblioclub.ru/book/7351/

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Том 3 [Электронный ресурс].–

URL:http://www.biblioclub.ru/book/38916/

Мировая художественная культура: библиотека электронных пособий.

Форма доступа — mpk@mihspk/ru

Коллекция «Мировая художественная культура» - http://artclassic/edu.ru

Музыкальная коллекция - http://music.edu.ru

Архитектура России - http://www.archi.ru

 «Культура России» - http://www.russianculture.ru

Музеи России - http://www.museum.ru

Antiqua - энциклопедия древнегреческой и римской мифологии

    http://www.greekroman.ru

Archi-tec.ru – история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура http://www.architec. ru

 ARHTYX.ru. Всеобщая история искусств. http://www.artyx.ru

Belcanto.Ru – в мире оперы. - http://www.belcanto.ru

 Классическая музыка - http://www.classic-music.ru

 Мировое искусство - http://www.world.art

Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению - http://e-project.ru/mos/

 Виртуальная картинная галерея Александра Петрова. - http://petrov-gallery.narod.ru

Виртуальный каталог икон. - http://www.wco.ru/icons/

 Виртуальный музей живописи - http://www.museum-online.ru

 Виртуальный музей Лувр. - http://louvre.historic.ru

 Государственный Русский музей. - http://www.rusmuseum.ru

 Государственная Третьяковская галерея. - http://www.tretyakov.ru

 Государственный Эрмитаж. - http://www.hermitagemuseum.org

 Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК. - http://www.mhk.spb.ru

Замки Европы - http://www/castles.narod.ru

Импрессионизм - http://.impressionism.ru

 История изобразительного искусства. - http://www.arthistory.ru/

Московский Кремль: - виртуальная экскурсия. - http://www.moscowkremlin.ru

Музеи Московского Кремля. - http://www.kremlin.museum.ru

Народы и религии мира. - http://www.cbook.ru/peoples/

Репин Илья Ефимович. - http://www.ilyarepin.org.ru

Российская история в зеркале изобразительного искусства. - http://www.sgu.ru/rus_hist/

 Современная мировая живопись. - http://www.wm-painting.ru

 Энциклопедия Санкт-Петербурга. - http://www.encspb.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль студентов производится в следующих формах:

- домашние письменные задания

- подготовка докладов и презентаций

- отдельно оцениваются личностные качества студента (своевременная сдача тестов и творческих работ), заинтересованное отношение к дисциплине, самостоятельность и оригинальность мышления, способность грамотно излагать материал и свою точку зрения

Рубежная аттестация студентов производится в следующих формах:

- выполнение контрольных работ

- выполнение творческих работ (эссе, подготовка презентаций)

Текущая аттестация в III, IV и V семестрах

Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в форме экзамена в VI семестре. 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

уметь

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества.
  1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы.
  2. Выявление мотивации к изучению нового материала.

3. Текущий контроль в форме:

  • защиты практических занятий;
  • тестирования;
  • домашней работы;
  • отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление реферата,   информационного сообщения). 

4. Итоговая аттестация в форме экзамена.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История русской культуры

Программа по предмету история русской культуры культурологического цикла знакомит обучающихся с путями и направлениями развития русской культуры....

МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Отечественная культура на протяжении всех веков её формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознани...

Приобщение детей к танцевальному искусству - приобщение их к мировой культуре.

АктуальностьУвлечение  народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танц...

Рабочая программа "История мировой культуры" для обучающихся СПО

представлена рабочая программа по курсу истории мировой культуры...

Рабочая программа по учебной дисциплине "История мировой культуры"

Рабочая программа по учебной дисицплине "История мировой культуры" для студентов 3 курса СПО...

"Интегрированный урок (литература, музыкальная литература, история мировой культуры) - инновационная форма обучения при подготовке педагога - музыканта"

Интегрированный урок - одна из новых форм проведения учебных занятий. Такой урок способствует творческой активности не только студентов, но и преподавателей. Подготовка к уроку должна проводиться тщат...