Использование ресурсов ИНТЕРНЕТ и инструментов социальной сети в процессе обучения и воспитания. Электронное портфолио студента
методическая разработка на тему

Мещерякова Ольга Владимировна

Методический материал для кураторов групп по формированию электронного портфолио студентов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ресурсов ИНТЕРНЕТ и инструментов социальной сети в процессе обучения и воспитания.

Электронное портфолио студента

Категория – кураторы студенческих групп.

Цель – представить единство образовательного и воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС СПО по ТОП -50 на примере работы куратора группы 1ИС1-2017 н.

Задачи:

  1. Реализация требований ФГОС в части организация процесса воспитания обучающихся.
  2. Формирование общекультурных компетенций на примере специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
  3. Использование интернет-ресурсов и инструментов социальной сети как единой платформы  образования и воспитания.
  4. Раскрыть цели, задачи формирования портфолио студентами.
  5. Обучение кураторов тренингу по формированию командообразования.

Рефлексия:

  1. Отметить в разделе «Плюс» моменты, которые понравились.
  2. Отметить в разделе «Минус» моменты, не вызвавшие интереса.
  3. Отметить в разделе «Интересно» моменты, к которым хотелось бы вернуться и получить дополнительную информацию.

http://delaisam.org/wp-content/uploads/2016/07/Networking.jpg

Тезисы

Основная задача.

Единство требований к образовательному и воспитательному процессу в части реализации требований ФГОС СПО ТОП-50 09.02.04 «Информационные системы и программирование».

Воспитательная работа выстраивается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «Информационные системы и программирование», согласно которому куратор и преподаватель должен формировать в рамках образовательного процесса общекультурные компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Социальная адаптация первокурсников – приоритетная задача начала обучения в колледже. Без комфортного самочувствия студента, без налаженных коммуникативных связей со сверстниками и преподавателями невозможно обеспечить качественное освоение образовательной программы и формирования профессиональных компетенций.

На первом этапе используя методы  анкетирования родителей и студентов, наблюдения, изучения документов личного дела, формировался социальный портрет группы, который наглядно можно представить на Рис. 1

http://elementy.ru/images/bookclub/superconductivity_fig2_300.jpg

Напоминает Броуновской движение.

Цель – достичь стадии «Горящий факел»

https://fs00.infourok.ru/images/doc/298/297815/640/img3.jpg

Выявлены следующие проблемы:

  1. Слабая физическая подготовка.
  2. Большой процент студентов имеющих 2 и 3 группу здоровья, из них 2 ребенка инвалида. В процессе обучения обострились хронические заболевания
  3. Высокий процент пропусков занятий у студентов, имеющих не выявленные ранее заболевания. И вынужденные в связи с новой для себя нагрузкой проходить дополнительные медицинские обследования.
  4. Отсутствие сформированного коллектива и творческого актива.
  5. Социально-психологические проблемы как индивидов, так и коллектива в целом.
  6. Слабая дисциплинарная ответственность.
  7. Культура поведения в новых обстоятельствах.

Предпринимаемые меры:

  1. Совместно с родителями проведение профилактических бесед о здоровом образе жизни, питании.
  2. Вовлечение в спортивные секции и кружки.

  1. Проведены родительского собрания по темам, раскрывающие вопросы адаптации первокурсника и вопросы профилактики асоциального поведения студентов.
  2. Для студентов систематически согласно плану воспитательной работы проводятся классные часы по актуальным темам, во внеурочное время проводятся индивидуальные консультации, в том числе совместно с родителями.

Так как кураторство ведется в группе будущих специалистов по информационным системам, то и основные методы и средства воспитания и обучения выбираются с применением информационно-коммуникационных технологий. Так реализуются общекультурные компетенции: «Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности», «Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности», «Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие».

Был сделан акцент на привлечение социальных сетей к процессу воспитания и обучения студентов.

Преимущества социальных сетей.

  1. Воспитательное значение использования социальной сети. 
  2. Очень удобно наличие группы в соцсети для решения задач классного руководства. Такой формат позволяет сделать для студентов в круглосуточной доступности расписание и всю необходимую для учебно-воспитательного процесса информацию - объявления о предстоящих мероприятиях, праздничных днях, репетициях и пр. Кроме этого в подобной группе студенты имеют возможность выкладывать фотографии и видеоролики с мероприятий, в которых они участвовали, что само по себе является сплачивающим фактором. Также есть возможность организации обсуждений по важным вопросам предстоящих мероприятий. Куратору это также дает возможность лучше узнать интересы студентов своей группы. 

2. Наполнение новостной ленты можно использовать в воспитательных целях. Для мотивации учения и достижений в этой области можно выкладывать небольшие интересные статьи о великих людях и их достижениях, качественные фильмы, которые послужат противовесом фильмам-однодневкам, качественную музыку, ролики социально-нравственного содержания, яркие слайды с глубокими интересными философскими высказываниями, качественную информацию о психологии отношений. Все это можно связать с предметом обучения и таким образом данная информация в полной мере будет соответствовать образовательным целям. 
3. Использование аккаунта преподавателя в воспитательных целях. Студентов, как правило, очень интересуют факты жизни преподавателя. Данный интерес можно также использовать в воспитательных целях. Когда преподаватель одобряет заявку студента в "друзья", он тем самым получает возможность заинтересовать его хорошей качественной информацией социального, культурного, психологического, педагогического характера. 

Таким образом, социальная сеть «ВКонтакте», являясь популярной среди молодежи, позволяет использовать ее ресурсы в образовательных и воспитательных целях. Ее использование позволяет педагогу «идти в ногу со временем», повышает авторитет преподавателя среди студентов, а также позволяет максимально эффективно организовывать процесс самостоятельной работы. 

Никакие социальные сети не заменят личного общения.

Поэтому  приоритет в формировании общекультурных компетенций, таких как:

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

- отдан активным методам и технологии командообразования, межличностной коммуникации, сотрудничества и партнерства.

Образовательное значение использование социальной сети

Предполагает использование при организации проектной деятельности студентов как в воспитательной работе, так и в процессе обучения.

Приложение № 1  Презентация

Электронное портфолио судента

Основной целью создания портфолио студента является накопление и сохранение документальных подтверждений собственных достижений студента в процессе его обучение в ВУЗе. Задача составления портфолио решается студентом самостоятельно. Сотрудники ВУЗа могут лишь дать студенту общие рекомендации по ведению портфолио и посодействовать в размещении готово портфолио для ознакомления с ним потенциальных работодателей. Созданное в процессе обучения студента портфолио будет являться наглядной демонстрацией его достижений и может послужить одним из факторов, основываясь на котором работодатель примет решение о приеме на работу именно автора портфолио. Однако помимо повышения конкурентоспособности будущего специалиста при помощи портфолио могут быть выполнены и некоторые другие функции [1, с. 24]:

-Мотивации к образовательным достижениям. При условии ведения студентов собственного портфолио, вполне естественно, что он будет стремиться к его наполнению: участию в конкурсах, семинарах, получению высоких оценок, успешном прохождении практики.

-Приобретение опыта к деловой конкуренции. Необходимость составления портфолио прививает студенту навыки в представлении собственных достижений в выгодном свете по отношению к потенциальным конкурентам.

-Обоснованная реализация самообразования для развития профессиональных компетентностей. Необходимость составления портфолио, стремление к получению преимуществ по сравнению с другими студентами, часто приводит к желанию получения дополнительных знаний в профессиональной области и повышения собственной профессиональной компетенции.

-Выработка умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей. Необходимость представления собственных достижений в более выгодным, по сравнению с другими студентами, свете приводит к тому, что автор портфолио стремится подчеркнуть и, в конечном итоге, развить свои наиболее сильные стороны.

Рассмотрев основные задачи, которые решаются путем составления портфолио, стоит рассмотреть и практические детали его реализацию. Начать данный обзор следует со структуры портфолио. На практике каждый из студентов может самостоятельно определить структуру и содержание своего портфолио. Ниже мы попытаемся раскрыть полный список разделов, которые могут содержаться в портфолио студента [7, с. 58]:

-Часть 1 «Введние» - краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях.

-Часть 2 «Мои достижения» - материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта.

-Часть 3 «Я в мире людей» - материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п.

-Часть 4 «Взгляд не себя и в будущее» - материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления.

-Часть 5 «Заключение» - обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях Вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах.

Рекомендация-предложение:

  1. Подготовить Положение о формировании Электронного портфолио студента
  2. Провести внутриколледжный конкурс «Портфолио студента».
  3. Принять участие во всероссийском конкурсе «Электронное портфолио студента»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование социальных сетей для работы со студентами

даны методические рекомендации по регистрации личной страницы ВКонтакте, настройки её приватности и способах общения и передачи информации студентам и коллегам...

Использование информационных ресурсов в процессе обучения

В статье  описан опыт использования информационных ресурсов в  процессе изучения профессиональных модулей в системе СПО, в том числе при формировании общепрофессиональных компетенций. ...

Методические рекомендации для педагогов по созданию мини-сайта (портфолио) с помощью онлайн-сервиса http://nsportal.ru «Социальная сеть работников образования»

Портфолио профессиональной деятельности или мини-сайт педагогического работника в настоящее время рассматривается как современная форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной ко...

Участие в заседании областной секции преподавателей экономических дисциплин. Выступление с докладом "Использование социальных сетей в дистанционном обучении"

6 декабря 2018 г. на базе ОБПОУ «КМТ» состоялось заседание областной секции преподавателей экономических дисциплин ПОО Курской области. Семинар-практикум посвящен актуальной проблеме: &laq...

Выступление "Общие сведения о безопасности ПК и Интернета. Этикет общения в интернете. Публикация информации в социальных сетях

Общие сведения о  безопасности ПК и Интернета. Этикет общения в Интернете. Публикация информации в социальных сетях»Развитие информационного общества предполагает внедрение информационных т...