Использование информационных ресурсов в процессе обучения
статья на тему
В статье описан опыт использования информационных ресурсов в процессе изучения профессиональных модулей в системе СПО, в том числе при формировании общепрофессиональных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ir_v_protsesse_obucheniya.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных ресурсов в процессе обучения.
Одним из способов повышения уровня профессиональной культуры является развитие личности, которое предполагает постоянный процесс совершенствования, получения новых знаний, использования современных информационных ресурсов для саморазвития.
«Сегодня профессиональное образование постепенно перестает быть исключительно процессом подготовки человека только к профессиональной деятельности. Его назначение все больше заключается также в выполнении определенной совокупности гуманистических задач и функций по воспитанию ученика СПО, формированию и развитию его личности, привитию общей культуры, духовности, морально-этических принципов и убеждений. Это значит, что сегодня общество требует от профессионального образования эффективной подготовки человека к успешной жизни и деятельности в чрезвычайно сложных и динамичных условиях современного меняющегося мира»
От воспитания и образования будущих специалистов зависят социально- экономические, политические и культурные изменения общества. Содействие совершенствованию культуры учащихся на основе обогащения социокультурного опыта человечества является главным назначением образовательно — воспитательной деятельности.
Внедрение системы ЕГЭ в качестве основной оценки уровня знаний учащихся наряду с положительными моментами принесло и некоторый отрицательный результат: одним из очевидных минусов современной системы обучения в школе является то, что процедура подготовки к сдаче ЕГЭ предполагает выбор готового ответа из уже существующих вариантов ответов: весь процесс обучения ориентирован на то, чтобы научить отвечать школьников на тестовые вопросы. В результате на выходе у учащихся не достаточно хорошо развито умение связно излагать свои мысли, аргументировать ответ, отстаивать свою точку зрения. Наличие сформулированного ответа несколько упрощает задачу - не нужно рассуждать, делать логические выводы, анализировать противоречия, правильно выстраивать предложение.
Ориентация на подготовку специалистов с развитыми общими и профессиональными компетенциями предполагает наличие таких способностей, что особенно актуально для специалистов, имеющих управленческие функции.
В настоящее время происходит развитие и формирование самоуправленческой культуры, поэтому учет психологических факторов также будет полезен в условиях интеграции высших духовных ценностей.
В процессе подготовки специалистов в системе среднего специального образования предполагается формирование управленческих навыков, выполнение специалистами управленческих функций. Каждое направление, как правило, имеет профессиональный модуль, направленный на формирование профессиональных компетенций, предполагающих в качестве базовой основы:
Самостоятельность мышления;
Умение аргументировать свою позицию;
Умение выстраивать диалог;
Умение использовать элементы риторики;
Умение использовать актуальную информацию.
В качестве примера рассмотрим дисциплины и профессиональные модули для направлений колледжа (табл. №1)
Табл. 1 Дисциплины и профессиональные модули
Направление | Квалификация | Дисциплина Модуль по ФГОС |
Гостиничный сервис | Менеджер гостиничного хозяйства | Менеджмент Управление персоналом |
Технология машиностроения | Техник | Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения |
Обслуживание и ремонт автомобилей | Техник | Управление коллективом исполнителей |
Туризм | Специалист | Управление персоналом |
Необходимо учитывать также тот факт, что управленец любого уровня несет социальную ответственность перед обществом, он должен обладать широким кругозором, уметь анализировать происходящие события в экономической и политической жизни, соблюдать определенные этические нормы. Процесс обучения включает в себя, в том числе и воспитание, что подтверждается необходимостью формирования общих компетенций.
Возможность самореализации и развития личности является одной из базовых потребностей человека и представляет собой процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности.
Для нынешнего социума вопрос самореализации в профессиональной сфере деятельности становится ключевым.
Профессиональные качества характеризуют любого грамотного специалиста и обладание этими качествами служит необходимой предпосылкой к выполнению обязанностей руководителя: стремление к приобретению новых знаний, постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности.
Менеджер должен постоянно учится быть в курсе текущих экономических, политических и культурных событий, уметь адекватно и критично оценивать происходящие события, уметь аргументировать и отстаивать личное мнение.
Одной из серьезных проблем, характерных для современной системы образование, является отсутствие критического мышления у студентов отсутствие умения принимать решение в неординарных ситуациях.
Для личностного роста можно использовать все многообразие информационных ресурсов.
Исходя из этого можно предложить более активно использовать в процессе обучения элементы развивающего обучения для формирования у обучающихся навыков решения конкретных задач по управлению на современных примерах политического управления, примерах из художественных фильмов, художественной литературы. Для наглядного представления материала желательно использовать видеоролики, отрывки из фильмов, анализировать на примерах современную экономическую и политическую ситуацию.
В качестве примера можно рассмотреть, в частности, вовлечение обучающихся в обсуждение:
современных происходящих событий на основе информации СМИ;
обсуждение художественной литературы;
обсуждение художественных фильмов, мультфильмов;
обсуждение документальных фильмов.
Для развития личности и ее способностей используется развивающее обучение, обучение развитию критического мышления, проблемное обучение, в процессе которого происходит ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию путем вовлечения обучаемых в различные виды деятельности, происходит развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся, обеспечивается развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
Основная задача педагога в процессе развивающего учения — организация учебной деятельности, направленная на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, и методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.
В качестве примера использования развивающего обучения рассмотрим несколько примеров (табл.2):
Табл. № 2 Примеры использования информационных ресурсов
Мероприятие | Конкретный пример | Обсуждаемая тема |
Современные происходящие события на основе информации СМИ | Новостные сообщения (осень 2016): история о том, как осенью 1983 года едва не началась ядерная война. 26.09.1983 Мемы. Комментарий В.В. Путина при посещении выставки Серова («Девушка с персиком» Тематика экскурсий для МО “Волковское» Выступление В.В. Путина на ежегодной конференции ( ответ на вопрос о стиле руководителя) Банковская переписка «Смена щита» Обсуждение проблем делового общения в пространстве интернет0ресурсов (программа канала «Культура» ) | Принятие решений ответственность Коммуникации Коммуникации Деловое общение Стили руководителя Коммуникации, деловое общения, ответственность руководителя Взаимоподчиненность подразделений, принятие решений Деловое общение, электронные письма. обращения, смайлики |
Художественная литература | Игорь Губерман «Прогулки вокруг барака» Дина Рубина «Их бин нервоссо» Кард «Королевский обед» Б. Акунин «Последний из романов» Энтони Капелла «Вкус кофе» | Мотивация Коммуникации Принятие решений Мотивация Организация, реклама |
Художественные фильмы | Сериалы: «Кухня» «Отель «Вавилон» «Стражи Галактики» «Обмани меня» «Доктор Хаус» Отель «Будапешт» | Оргструктуры , полномочия Принятие решений Должности , профессии, обязанности в гостинице Принятие решений, ответственность за принятие решений Власть и лидерство Невербальные коммуникации |
Выставки | Романовы | Власть, личность, стиль управления |
Можно отметить следующие положительные моменты рассмотренных мероприятий:
- В процессе обсуждения книг дается краткая справка об авторе, формируется интерес к художественной литературе, чтению, как процессу;
- Формируется понимание того, что все информационное поле вокруг нас может быть источником знаний, акцентируется внимание на актуальности информации, ее свревременности;
- Удовлетворяется потребность сопричастности, реализуется возможность повышения самооценки студента (преподаватель и студенты смотрели одни и те же фильмы, сериалы, им есть что обсудить);
- Существует возможность взаимного обучения: студенты могут дать совет, как лучше использовать те или иные возможности интернет-ресурсов, научить преподавателя;
- В процессе просмотра фрагментов фильмов, сериалов проще воспринимается информация, формируется интерес, реализуются воспитательные моменты;
- Предоставляется возможность критической оценки событий, возможность личной оценки происходящего, осознания собственной значимости;
- Реализуются определенные воспитательные моменты: формирование чувства гордости за страну, за ее представителей, патриотизм.
Современные условия жизни требуют постоянного повышения профессионального уровня, что невозможно без саморазвития личности, которая предполагает непрерывный процесс самообучения , умение использовать, анализировать существующую информацию, быть в курсе событий. Думать, критически оценивать информацию, учится на чужих ошибках, перенимать существующий опыт- все это необходимо для успешного развития личности и если в процессе обучения сформируется внутренняя потребность в развитии, то одна из целей обучения будет достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа на тему: «Информационные технологии в процессе обучения музыке»
В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование....
Проблема использования информационно-коммуникационных технологий при обучении математике
В статье раскрывается проблема подготовки студентов , способных работать в условиях требований нового образовательного стандарта...
Использование информационных технологий для организации обучения на уроках химии
Применение современных образовательных технологий на уроках химии в ходе образовательного процесса...
Статья на Тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов в профессиональном обучении"
В статье изложен материал по повышению эффективности образовательного процесса через использование информационно - коммуникационных технологий....
Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку....
Использование веб-квестов в процессе обучения
Использование веб-квестов в процессе обучения...
Тема: «Достоинства и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении.»
На сегодняшний день уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, различных гаджетов. Известно всем, что всемирная сеть даёт человеку много возможностей – коммуник...