Социальная среда образовательной организации
презентация к уроку на тему

Капитонова Марина Николаевна

Реферат

Тема:  Социальная среда образовательной организации.

Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

профиль «Методическая и организационно-управленческая деятельность в образовательных организациях»

Форма подготовки очная

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальная среда образовательной организации Исполнитель: Капитонова М.Н .

Слайд 2

«Социальная среда" это всё то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определённом этапе их развития. (Энциклопедический словарь) совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп ( Википедия ) Общеобразовательная организация основное звено системы непрерывного образования. Оно представляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах Федеральных государственных образовательных стандартов. 2

Слайд 3

Социальная с реда образовательной организации (компоненты) Содержательно-методический компонент Пространственно-семантический компонент Коммуникационно - организационный компонент

Слайд 4

Социальная Среда образовательной организации (по основаниям) по характеру отношения к социальному опыту и его передаче по стилю взаимодействия внутри среды по степени творческой активности по характеру взаимодействия с внешней средой

Слайд 5

5 Социальная среда Техническая подсистема Подсистема целей и ценностей Структурная подсистема Психологическая подсистема Управленческая подсистема

Слайд 6

Социальная Среда образовательной организации (элементы) 1) персонал организации; 2) социальную инфраструктуру организации; 3) условия труда и быта, систему охраны труда; 4) социально-психологический климат; 5) меры социальной защищенности работников; 6) механизмы мотивации и вознаграждения за труд; 7) условия для культурного досуга работников и членов их семей. 6

Слайд 7

7 Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ

РЕФЕРАТ

ТЕМА:  Социальная среда образовательной организации.

Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

профиль «Методическая и организационно-управленческая деятельность в образовательных организациях»

Форма подготовки очная

Выполнила: Капитонова М.Н. гр. 2102 е

Руководитель: д.п.н., Кречетников К.Г.

2018

Определения и понятия:

В работах древних греков, преимущественно у Сократа (470--399 до н.э.), Платона (427--347 до н.э.) и Аристотеля (394--322 до н.э.), под "средой" понимается комплекс факторов, который оказывает существенное влияние на весь процесс становления и развития человеческих взаимоотношений.

Древние римляне в содержание данного понятия вкладывали преимущественно социально-правовые отношения, которые должны определять устойчивость функционирования всей государственной системы и ее управления.

Широкое распространение понятие "социальная среда" получило среди философов, педагогов и психологов, изучавших процесс определения места человека в социуме, и наоборот, влияния социума на становление и развитие личности.

В Энциклопедическом словаре даётся следующее определение понятию "социальная среда": это всё то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определённом этапе их развития 

Во-первых, социальная среда организации включает в себя совокупность материальных условий и общественных отношений, в которых работники организации трудятся и взаимодействуют между собой.

Во-вторых, социальная среда создает основу для духовно-нравственных отношений, которые складываются между отдельными личностями, группами и отражают их морально-этические ценности.

В-третьих, социальная среда является источником отношений по поводу распределения и потребления благ.

Остановимся на определение социальной среды данное Л. Б. Буевой: "то конкретное поле социальной деятельности и отношений личности, где формируются и реализуются ее способности, где каждый человек непосредственно включается в жизнедеятельность общества", что близко соотносится с образовательной средой.

Общеобразовательная организация- основное звено системы непрерывного образования. Оно представляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах Федеральных государственных образовательных стандартов.

Всякое образовательное учреждение отличается своей культурно-образовательной (социальной) средой. Она характеризует общие и специфические особенности конкретного образовательного учреждения, существенно влияющие на процесс подготовки будущего специалиста, формирование его личности.

В общем виде среда любого образовательного учреждения может иметь следующие структурные компоненты.

Пространственно-семантический компонент:

  • архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);
  • символическое пространство (различные символы — герб, гимн, 136 традиции и др.).

Содержательно-методический компонент:

  • содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);
  • формы и методы организации образования (формы организации занятий — уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).

Коммуникационно-организационный компонент:

  • особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.);
  • коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.);
  • организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).

Социальная среда как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, может быть типологизирована по разным основаниям:

  1. по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная — кооперативная, гуманистическая — технократическая и т.д.);
  2. по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная — инновационная, национальная — универсальная и т.д.);
  3. по степени творческой активности (творческая — регламентированная);
  4. по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая — замкнутая).

Необходимо отметить, что любая типология социальная среды условна. В одном образовательном учреждении может быть сочетание разных, иногда весьма противоречивых условий среды

В системе среды взаимодействуют пять основных подсистем:

  1. Техническая подсистема: техника, оборудование процессы и вспомогательные средства, используемые при производстве товаров и/или услуг;
  2. Подсистема целей и ценностей: стратегические цели, методы их достижения, философия, миссия и обязательства организации по отношению к внешней среде и к своим сотрудникам;
  3. Структурная подсистема: формальные описания работы, правила и процедуры, формальные властные и коммуникативные связи, система кадровой работы и функциональные обязанности работников:
  4. Психологическая подсистема: действия конкретных работников, ролевая и должностная иерархия, групповая динамика и схемы влияния внутри организации;
  5. Управленческая подсистема: управленческие цели, планирование, организационная деятельность, контроль и осуществление связи организации с ее внешней средой.

Взаимодействие этих подсистем показывает, что поведение людей на работе обусловлено множеством взаимовлияющих факторов. Применительно к конкретному работнику можно определить переменные, влияющие на его жизнь в организации:

  1. Техническая подсистема определяет уровень требований к профессиональной компетенции работника и к его стремлениям к овладению новаторскими методами работы;
  2. Подсистема целей и ценностей определяет уровень овладения работником организационной культурой и степень соответствования его личных ценностей организационным:
  3. Структурная подсистема дает возможность работнику обозначить свое место в организации и отношение к этому месту;
  4. Психологическая подсистема создает организационный климат (общее мнение членов организации по поводу того, как она относится к своим членам и своему внешнему окружению);
  5. Управленческая система определяет политику руководства в вопросах оплаты труда, поощрений и наказаний для конкретного работника и позволяет ему ориентироваться на своем рабочем месте в организационном поведении.

Социальная среда вбирает в себя систему государственного социального обеспечения граждан и законодательно установленных социальных прав и гарантий, а также опирающиеся на традиции и обычаи людей морально-нравственные нормы поведения.

Образовательная Организация, являясь своего рода микрообществом, формирует свою социальную среду, включающую элементы, а именно:

  1. персонал организации;
  2. социальную инфраструктуру организации;
  3. систему охраны труда;
  4. социально-психологический климат;
  5. меры социальной защищенности работников;
  6. механизмы мотивации и вознаграждения за труд;
  7. условия для культурного досуга работников и членов их семей.

Персонал организации, в состав которого включаются все работники по принципу занятости на различных условиях (в отличие от кадрового состава, в который включаются работники не только по характеру постоянной занятости, но и имеющие профессиональную квалификацию и определенное должностное положение), можно дифференцировать по разным основаниям, выделяя различные группы.Так, по профессионально квалификационным признакам выделяют категории руководителей, педагогов, рабочих обслуживающего труда или административно-управленческий, инженерно-технический и вспомогательный персонал и т.д. Помимо социальных характеристик, немаловажное значение имеют психологические характеристики персонала, такие как адаптивность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, преобладающий психологический настрой (оптимизм, пессимизм), внутренний или внешний локус контроля, конфликтность, особенности организационного поведения - активность, пассивность, лояльность, приверженность и др., потому что они влияют на процессы групповой динамики, формирование коллектива не как объединения индивидов, а собирательной личности. Таким образом, социальная структура организации представляет собой категории работников, имеющих различный социальный статус, а также совокупность устойчивых социальных связей между ними.

Социальную инфраструктуру организации составляют все объекты социально-бытового назначения, которыми организация располагает на праве собственности или оперативного управления. наличие в организации объектов социально-бытового и культурного назначения может являться требованием к организации деятельности и условием лицензирования, аккредитации (например, для учреждений системы образования обязательно наличие пункта горячего питания и др.).

Условия и охрана труда рассматриваются с технической, психофизиологической, организационной, эргономической, санитарно-гигиенической, безопасной сторон и включают множество характеристик рабочих мест и участков. Так, технические условия предполагают оснащенность современной техникой и средствами труда, доступ к современным средствам коммуникации; организационные - нормирование и организацию труда с учетом современных достижений и требований в отношении времени работы и отдыха, распределения полномочий и ответственности; психофизиологические должны предусматривать профилактику перегрузки и утомляемости, снижение монотонности, ритмичность труда и т.д.; эргономические - соответствие оборудования, оформления рабочих зон психофизиологическим характеристикам работников; санитарно-гигиенические условия должны обеспечивать соблюдение норм гигиены с точки зрения чистоты, освещенности, шума, вибрации, предоставлять возможность работникам для проведения необходимых санитарно-гигиенических процедур.

Социально-психологический климат рассматривается как преобладающий и устойчивый психический настрой коллектива, складывающийся из отношений людей к труду и их отношения друг к другу, это система прежде всего психологических условий, влияющих на продуктивность совместной деятельности и самоощущение личности в организации. Благоприятный социально-психологический климат возникает при условии совпадения индивидуальных целей, предпочтений и ценностей персонала с целями и ценностями организации.

Благоприятный социально-психологический климат характеризуется следующими признаками:

  • все члены трудового коллектива доверяют друг к другу и в то же время проявляют высокую требовательность;
  • критика носит конструктивный и деловой характер, она обращена не к личности человека, а к его конкретным действиям, поступкам;
  • принято свободно выражать различные мнения при обсуждении организационных проблем;
  • руководство признает право работников участвовать в управлении и принятии значимых для коллектива решений, отсутствует давление руководителей;
  • члены коллектива хорошо информированы о задачах организации, текущем состоянии дел и стратегии развития;
  • коллектив организации отличает высокая степень групповой сплоченности и готовности к взаимопомощи в сложных ситуациях, положительный эмоциональный настрой;
  • ответственность за состояние дел в организации разделяется всеми сотрудниками;
  • работники испытывают удовлетворенность принадлежностью данному коллективу.

На социально-психологический климат в организации влияют различные факторы, среди которых первостепенное значение имеет культура труда и управления, стиль руководства, роль и особенности личности руководителя, культура общения и взаимоотношений работников друг с другом. Следует отметить, что неблагоприятный социально-психологический климат отрицательно воздействует на работников, вызывая различные изменения личности. Они опосредуются ухудшением физического и психического состояний человека, принимающим хронический характер. Наиболее часто встречается хроническое утомление.

Именно поэтому благоприятный социально-психологический климат в организации важен не только для психического здоровья личности, но и общества в целом.

Социальная защищенность работников является результатом предоставления ему социальных льгот и гарантий, установленных действующим законодательством РФ, а также коллективным договором, трудовым соглашением и другими локальными нормативными актами.

К числу обязательных мер социальной защиты относится установление минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада), оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней, возмещение вреда здоровью, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей, обязательное социальное и пенсионное страхование, выплата пособий по временной нетрудоспособности, сохранение рабочего места на период обучения и профессиональной подготовки и др.

Система социальной защиты предназначена как для повышения благосостояния работников, так и для придания чувства стабильности, уверенности в защите своих прав и привилегий.

Механизмы мотивации и вознаграждения за труд включают прежде всего принципы установления размера заработной платы, других компенсационных выплат.

Меры социальной поддержки педагогических работников на локальном уровне Образовательные организации в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» участвуют в правовом регулировании вопросов, касающихся мер социальной защиты педагогических работников.

 Образовательные организации в целях поддержки педагогических работников разрабатывают в основном два вида локальных актов, которые касаются 1) материальной поддержки педагогических работников, 2) нематериальной поддержки педагогических работников.

К первому виду нормативных документов образовательных организаций относятся такие локальные акты, как: Положение об установлении выплат стимулирующего характера; Положение о материальном поощрении работников образовательных организаций; Положение о премировании по результатам работы; Положение о фонде доплат и надбавок работникам стимулирующего характера по категориям и др.

Ко второму виду относятся такие локальные акты, как:  Положение о молодом специалисте общеобразовательного учреждения, устанавливающие формы координации и коррекции работы по профессиональному становлению начинающих специалистов, их успешной адаптации; Положение о наставничестве; Положение о школе начинающего педагога; Положение о творческой лаборатории педагогических технологий, Положение о временной творческой группе и т.д. 

К нематериальной поддержке педагогов относятся также акты морального поощрения, которое, как правило, осуществляется в виде объявления благодарности с занесением в трудовую книжку; награждениями почетными грамотами  образовательной организации; представление к награждению управлением образования муниципального, регионального или федерального уровня; представление к награждению отраслевым наградным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»; представление к присвоению почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» и др.

Социальная среда- это особенности образовательного учреждения в целом, его профессорско-преподавательского состава, богатство традиций и культура отношений в нем, возможности в предоставлении качественного образования, материальная база и информационные возможности для самостоятельной работы обучаемых. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ 20 февраля 2017 года Об участии в празднике, посвященного Дню Защитника Отечества«Состязания молодых бойцов» среди студентов 1-2 курса профессиональных образовательных организаций г. Смоленска и Смоленской области.

Приказ 20 февраля 2017 года Об участии в празднике, посвященного Дню Защитника Отечества«Состязания молодых бойцов» среди студентов 1-2 курса профессиональных образовательных организаций г...

«Смоленский политехнический техникум» Об участии в открытой военно-спортивной игре "Звезда" среди студентов профессиональных образовательных организаций (20 апреля 2018 года)

laquo;Смоленский политехнический техникум» Об участии в открытой военно-спортивной игре "Звезда" среди студентов профессиональных образовательных организаций (20 апреля 2018 год...

«Горжусь своим прадедом, дедом, отцом!»:материалы Всероссийской научно-практической конференции среди школьников и студентов профессиональных образовательных организаций. Май 2021 г./Лискинский промышленно- транспортный техникум имени А.К.Лысенко.-Лиски

Азизов Д.А., Завьялова С.В. Прадеды - участники Великой Отечественной войны. С. 25Манжетова А.О., Завьялова С.В. Треугольники судьбы. С. 29Капустина К.М., Завьялова С.В. Прадедушка - ветеран Великой О...

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...

Материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней профессионализации как условии построения ка...

Создание современной цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования

В статье рассмотрены вопросы  применения современных информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании, а также  использования интерактивных электронных образовательных ресур...