Технология профессионального обучения
материал на тему

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является массовое освоение новых педагогических технологий, формирующих активную роль обучаемого.
         Одна из основных задач - сформировать у обучаемого профессиональные навыки самостоятельной работы со знаниями.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технология профессионального обучения

Зарипова Л.Ф. ГАПОУ «Актанышский технологический техникум», Актаныш

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является массовое освоение новых педагогических технологий, формирующих активную роль обучаемого.
             Одна из основных задач - сформировать у обучаемого профессиональные навыки самостоятельной работы со знаниями.
             Это значит: уметь точно формулировать проблемы; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; гарантированно придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений проблем.

Одним из новых понятий для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности. Вместе с тем дальнейшее развитие педагогической науки показывает, что появление этого термина и направления исследований в педагогике не является случайностью. Тема данной квалификационной работы является актуальной, так как главной задачей технологии профессионального обучения является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

«Для достижения нового качества общего и профессионального образования необходимо обеспечить информацию образования и методов обучения, активное использование технологий открытого образования; углубление интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с высокими технологиями».

В настоящее время существует множество педагогических технологий различающихся по целям, задачам, структуре, методике ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры, дистанционное обучение и т.д. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. До разработки универсальной технологии обучения, опираясь на которую каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации обучения, использование которых делает обучающий процесс более эффективным.

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему учащихся. Поэтому целью моей исследовательской работы  работы является определение современного понимания и использования категории «технологии профессионального обучения» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «технологии профессионального обучения», следует решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме «технологии профессионального обучения»;

2. Определить современное понимание и использование «технологий профессионального обучения».

Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования.

Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся .

Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя:

• анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения;

  • планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи (различными способами) новых фрагментов учебного материала;
  • осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся;
  • организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала;

•        анализ и оценку результатов обучения.

 Профессионально-познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В ней могут быть выделены следующие компоненты:

  • анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;
  • осознание и принятие цели и задач профессионального обучения;
  • планирование и организация своей учебной деятельности;
  • самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;

•        самоанализ и самооценка результатов.

Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависит также и от активности обучающихся. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования и уровнем личностного и профессионального развития учащихся.

Таким образом, процесс профессионального обучения — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения.


Литература

  1. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования : Учеб. / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков.; под ред. В. А. Сластенина. - М.: ACADEMIA, 2008.
  2. Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2007.
  3. Ивлева И.А., Панасюк В.П., Чернышева Е.К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. – СПб., 2001.
  4. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ./ А.П. Панфилова; под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  5. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm  Педагогические технологии и инновации
  6. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии
  7. http://oio.tpu.ru/publ_2004/article2004_5.html Педагогические технологии и технология учебного процесса. Логический анализ понятий
  8. http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm  Педагогические технологии
  9. http://www.sooro.ru/science-lib/pedsis/?PHPSESSID=i6rpls5ddlrbidgsc1tf1aiat1 Педагогические системы и технологии
  10. http://coop.chuvashia.ru/kartuzov/site/4_3/2.htm  Структура педагогических технологий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

Технология группового обучения как средство достижения учебно-воспитательных задач в профессиональном колледже.

Технология группового обучения как средство достижения учебно-воспитательных задач в профессиональном колледже. ...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

дистанционное обучение информационные технологии в профессиональном обучении

дистанционное обучение информационные технологии в профессиональном обучении памятка для учащихся...

Методическое пособие Тема 2.2 Технология изготовления брюк по ПМ.01 Выполнение работ по обработке тек-стильных изделий из различных материалов МДК 01.02 Технология швейных изделий для профессионального обучения по профессии 16185 Оператор швейного оборудо

Методическое пособиеТема 2.2 Технология изготовления брюк по ПМ.01 Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материаловМДК 01.02 Технология швейных изделий для профессионального о...

Практика разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с использованием сетевых форм взаимодействия на базе мастерских по направлению «Информационные и коммуникационные технологии»

Аннотация: опыт взаимодействия с сетевыми партнерами в рамках дополнительного образования техникума по направлению ИКТ; перспективы развития сетевого взаимодействия с образовательными организациями ра...

Рабочая тетрадь «Технология обработки рыбы» по учебным дисциплинам: «Технология кулинарного производства», «Технология приготовления кулинарных блюд» для специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (Технология продукции общественного питания)

В рабочей тетради сформированы все практические работы, которые необходимы для закрепления теоретического материала у обучающихся по теме «Технология обработки рыбы». Представленные п...