«Исследовательская компетентность обучающихся как один из основных факторов выявления творческого потенциала специалиста в сфере рынков и сквозных технологий НТИ»
проект на тему
Цель проекта:
· построение системы развития исследовательской компетентности обучающихся, направленной на повышение эффективности профессиональной подготовки;
· расширение кругозора обучающихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
· выявление наиболее одарённых обучающихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
· совершенствование умений и навыков самостоятельной работы обучающихся, повышение уровня знаний и эрудиции в сфере рынков и сквозных технологий НТИ;
активизация процесса обучения и придание ему исследовательского, творческого характера
Основные задачи проекта:
- изучить состояние проблемы по организации исследовательской деятельности обучающихся и определить теоретико-методологические подходы к ее эффективному решению;
- разработать систему организации научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профессионального становления и внедрить ее в практику обучения.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- сформированное у большинства обучающихся умение выбрать направление индивидуального развития и способности строить собственную образовательную траекторию;
- сформированные рефлексивные навыки и творческие способности;
- овладение обучающимися навыками исследовательской деятельности в силу их индивидуальных творческих способностей;
- развитые креативные способности;
- повышение количественных и качественных показателей участия в технологических соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях различных уровней, побуждающих к исследованию и творчеству в сфере рынков и сквозных технологий НТИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kruzhkovoe_dvizhenie_nastavniki.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»
«Исследовательская компетентность обучающихся как один из основных факторов выявления творческого потенциала специалиста в сфере рынков и сквозных технологий НТИ»
Направление «Наставники»
Лидер проекта: Дорошенко И.В.,
кандидат технических наук, доцент;
Никифорук Т.А.,
преподаватели специальных дисциплин.
Парамзина Т.Г.
Заместитель директора колледжа по УПР
Моршанск, 2017 г
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ВЫЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ РЫНКОВ И СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НТИ»
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица
Цель проекта:
- построение системы развития исследовательской компетентности обучающихся, направленной на повышение эффективности профессиональной подготовки;
- расширение кругозора обучающихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
- выявление наиболее одарённых обучающихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы обучающихся, повышение уровня знаний и эрудиции в сфере рынков и сквозных технологий НТИ;
- активизация процесса обучения и придание ему исследовательского, творческого характера.
Основные задачи проекта:
- изучить состояние проблемы по организации исследовательской деятельности обучающихся и определить теоретико-методологические подходы к ее эффективному решению;
- разработать систему организации научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профессионального становления и внедрить ее в практику обучения.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- сформированное у большинства обучающихся умение выбрать направление индивидуального развития и способности строить собственную образовательную траекторию;
- сформированные рефлексивные навыки и творческие способности;
- овладение обучающимися навыками исследовательской деятельности в силу их индивидуальных творческих способностей;
- развитые креативные способности;
- повышение количественных и качественных показателей участия в технологических соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях различных уровней, побуждающих к исследованию и творчеству в сфере рынков и сквозных технологий НТИ.
Реализация данного проекта позволит развить следующие способности у обучающихся:
- включаться в решение практических задач с научной позиции;
- находить и формулировать проблемы;
- мыслить альтернативно, решать нестандартные задачи;
- формировать привычки к интеллектуальному труду, способность получать удовольствие от занятия интеллектуальной деятельностью;
- сознавать личную сопричастность к разработке научных концепций, раскрытию вопросов, важных для профессионального сообщества.
Реализация данного проекта позволит нацелить:
- профессионально-педагогический коллектив - на выявления творческого потенциала у специалиста сварочного производства в сфере рынков и сквозных технологий НТИ, успешного в профессиональной деятельности, с инициативным и творческим подходом к исполнению трудовых обязанностей, с соответствующей мотивацией, повышенной мобильностью и быстрой адаптацией к различным условиям;
- коллектив обучающихся - на понимание значения развития творческих способностей для саморганизации и будущего карьерного роста;
- наставников - социальных партнеров – на совместную с педагогическим коллективом деятельность по формированию творческого потенциала одаренных технологических энтузиастов в сфере рынков и сквозных технологий НТИ.
Контроль за исполнением проекта:
администрация ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж» г. Моршанск.
Актуальность проекта
Стратегической целью Национальной технологической инициативы является реализация «дорожной карты» по модернизации экономики и инновационному развитию России (утверждена главой правительства РФ Медведевым Д.А. 18 июля 2017 года).
В связи с этим одной из задач является приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и сквозных технологий НТИ. В этих условиях актуальной остаётся такая форма организации учебного процесса как научно-исследовательская работа обучающихся, т. к. в процессе этой деятельности формируются такие приоритетные качества современного специалиста как самостоятельность, толерантность, предприимчивость, активность креативной проектной деятельности, индивидуальных достижений.
После окончания колледжа начинающий специалист должен успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать свои знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных обстоятельств, быстро адаптироваться к условиям труда и быть готовым к дальнейшему профессиональному совершенствованию. Уже на этапе обучения он должен решать профессиональные задачи, а после окончания успешно включаться в работу по специальности. Такие задачи могут быть решены только при условии развития творческих возможностей обучающихся. Вовлекая обучающегося в творческую деятельность, преследуется три фактора: формирование мотивации, развитие интеллектуальных способностей, стимулирование исследовательской творческой активности личности.
Проект является основой для переориентации процесса обучения в направлении подготовки специалиста сварочного производства, имеющего высокий уровень сформированности творческого потенциала, самостоятельно отыскивающего поле для творчества, умеющего ставить творческие задачи, создавать объективно и субъективно новые способы деятельности и положительно реализовывать их, создавать объекты, не имеющие аналогов.
Актуальность проекта также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
В проекте процесс подготовки обучающихся к исследовательской деятельности рассматривается как система, проходящая в своем развитии ряд этапов, которые представляют единую программу сквозной подготовки будущего специалиста к реализации исследовательской функции в профессиональной деятельности.
Представленный проект дает возможность вести работу системно и координировано, а реализация проекта позволит распространить данный опыт внутри и за пределами коллектива.
Мероприятия по реализации проекта:
1. Разработка основных форм организации научной и исследовательской деятельности по специальности «Сварочное производство»:
- научно-исследовательская деятельность, встроенная в учебный процесс (включение элементов исследования в учебные занятия);
- научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс (подготовка научных рефератов, презентаций, выступлений на заданную тему);
- научно-исследовательская деятельность в рамках «кружкового движения»;
- научно-исследовательская деятельность вне учебного процесса (работы, выполняемые по заказу ООО «Завод «Моршанскхиммаш»);
- дипломные проекты с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;
- индивидуальные научно-исследовательские работы студентов под руководством конкретного научного руководителя;
- участие обучающихся в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (колледжные, региональные, всероссийские), стимулирующие развития как системы научно-исследовательской деятельности, так и творчество каждого студента (научные конференции, семинары-конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады, технологические конкурсы профессионального мастерства).
2. Создание на муниципальном уровне творческой мини лаборатории специальности «Сварочное производство» согласно программе стратегии развития колледжа в проекте научно-исследовательской деятельности, который тесно переплетается с программой «Социальное партнерство».
3. Формирование состава творческой мини лаборатории:
Дорошенко И.В. – преподаватель специальных дисциплин, к.т.н., доцент, руководитель мини лаборатории;
Мурадян А.В. – главный сварщик ООО «Завод «Моршанскхиммаш», член мини лаборатории;
Пономарева О.А. – начальник бюро сварки отдела Главного сварщика ООО «Завод «Моршанскхиммаш», член мини лаборатории;
Ярышкин Д.Н. – инженер - технолог отдела Главного сварщика ООО «Завод «Моршанскхиммаш», член мини лаборатории;
Никифорук Т.А. – преподаватель специальных дисциплин, член мини лаборатории;
Матырская Н.В. – преподаватель экономических дисциплин, член мини лаборатории;
Трякин С.А. – преподаватель специальных дисциплин (информационные технологии), член мини лаборатории;
Лепешев А.В. – мастер производственного обучения, член мини лаборатории;
обучающиеся колледжа - члены мини лаборатории.
4. Постановка основной цели работы мини лаборатории - выявление и поддержка одаренных обучающихся, стремящихся совершенствовать свои знания, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научной и исследовательской деятельности под руководством наставников - преподавателей и представителей работодателя.
5. Формулировка этапов работы мини лаборатории - исследовательская деятельность по сквозной формуле:
Кружок → курсовой проект → дипломный проект → внедрение на производстве.
Творческая мини лаборатория
Творческая мини лаборатория является добровольной организацией педагогических работников, представителей работодателей и обучающихся, проявляющих интерес к творческой и исследовательской работе, к активному участию в жизни колледжа и ООО «Завод «Моршанскхиммаш». Данная мини лаборатория организована в целях привлечения молодежи колледжа под руководством наставника к активному участию в исследовательской и творческой работе, способствующей повышению интеллектуального и культурного уровня обучающихся, стремящихся к развитию творческих способностей.
Цель создания творческой мини лаборатории:
- сформировать у обучающихся такие качества личности, как творческая самостоятельность, критичность, независимость суждений, самостоятельность и системность мышления;
- развитие исследовательских навыков путем решения творческих задач, в том числе и в сфере компьютерных технологий.
Задачи творческой мини лаборатории:
- предоставить обучающимся творческую и исследовательскую работу как единую систему;
- развивать интерес к углубленному изучению учебных дисциплин и профессиональных модулей;
- развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;
- способствовать развитию творческого потенциала у обучающихся.
В процессе работы творческой мини лаборатории у обучающихся должны быть сформированы:
- умения и навыки самостоятельной творческой и исследовательской деятельности;
- умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
- навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
- навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире.
Примерный план работы Творческой мини лаборатории по специальности «Сварочное производство»
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма проведения и задачи мероприятия | Сроки проведения | Ответственное лицо |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Согласование плана деятельности Творческой мини лаборатории с зам. директора по УПР, утверждение директором колледжа | План работы творческой мини лаборатории | сентябрь-октябрь | Руководитель мини лаборатории |
2 | Создание банка данных о творческих способностях, уровне сформированности исследовательской компетентности обучающихся, их одаренности | Психолого-педагогическое тестирование, индивидуальные собеседования и непосредственное наблюдение практической деятельности. | август-сентябрь | Члены мини лаборатории, преподаватели |
3 | Создание методической и материально-технической базы для организации исследовательской деятельности | Методический материал, заявки на приобретение основного материала, сварочных материалов, инструмента | август | Зам. директора по УПР, руководитель мини лаборатории |
4 | Определение темы, объекта, предмета исследования; цели и задачи, гипотезы | Тематика исследования с учетом требований работодателей: «Исследование путей повышения производительности при различных режимах ручной дуговой сварки покрытыми электродами»; «Оптимизация процесса ручной дуговой сварки покрытыми электродами»; «Изучение послесварочных деформаций»; «Анализ эффективности способов сварки корпуса отстойника реактора», «Экологичность сварочных работ», «Выбор оптимального способа восстановления узлов аппарата» | сентябрь | Зам. директора по УПР, руководитель мини лаборатории |
5 | Составление индивидуальной рабочей программы; индивидуального творческого, исследовательского задания | Индивидуальные графики, содержание работ | октябрь | Руководители исследователь-ских работ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Поиск и анализ материала для исследования, отбор фактического материала. | Литературные источники, интернет ресурсы | ноябрь | Руководители исследователь-ских работ |
7 | Организация консультирования участников творческой и научно-исследовательской деятельности | Устная беседа; Яндекс-почта irina.doroshenko0519@yandex.ru, tanikiforuk@mail.ru, natalja.matyrskaya@yandex.ru; Видеосвязь по «Скайп» | в течение года | Руководители творческих и исследователь-ских работ |
8 | Оформление исследовательской, творческой работы в соответствии с требованиями | Устная беседа | апрель-май | Руководители творческих и исследователь-ских работ |
9 | Защита исследовательской работы с привлечением социальных партнеров | Презентация, открытая защита Выступление: качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией. | июнь | Зам. директора по УПР, руководитель проекта |
10 | Участие в конференциях, конкурсах исследовательских, поисковых работ | По отдельному плану | в течение года | Зам. директора по УПР, руководитель и члены мини лаборатории, |
11 | Заседание Творческой мини лаборатории согласно плану | Круглый стол членов мини лаборатории | 1 раз в 2 месяца | Руководитель мини лаборатории |
12 | Координация работы кружков «Сварщик», «Инженерная графика» | Работы и экспонаты технического творчества обучающихся; Материал для опорных конспектов, плакаты, презентации с применением специализированных программ и информационных технологий. | в течение года | Руководитель мини лаборатории |
13 | Проведение факультативных занятий на малоамперных тренажерах МДТС 05.01 с обучающимися | Повышение качества проведения сварочных работ для последующего сокращения времени выполнения творческих и исследовательских работ, уменьшения материально-технических затрат. | в течение года | Преподаватели специальных дисциплин |
14 | Участие в проведении предметных недель технологических дисциплин | Выставка творческих работ, конкурса электронных газет, технических чтений обучающихся | в течение года | Члены мини лаборатории |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15 | Мониторинг развития метапредметных и личностных результатов обучающихся, вовлеченных в проектную и исследовательскую деятельность | Мониторинг, таблицы | ноябрь | Зам. директора по УПР, руководитель мини лаборатории |
16 | Практический семинар | Оценка педагогического опыта внедрения творческой и исследовательской инновационной деятельности в УВП | март – апрель | Зам. директора по УПР, руководитель мини лаборатории |
17 | Анализ работы Творческой мини лаборатории с заслушиванием на Педагогическом Совете. | Круглый стол членов мини лаборатории, выступление на Педагогическом Совете | июнь | Зам. директора по УПР, руководитель мини лаборатории |
18 | Подведение итогов работы Творческой мини лаборатории; определение тем исследовательских и творческих работ на следующий учебный год | Круглый стол членов мини лаборатории | июнь | Зам. директора по УПР, руководитель и члены мини лаборатории, |
19 | Подготовка сборника методических материалов по итогам творческой и исследовательской инновационной деятельности, рекомендаций по их внедрению в производственный процесс ООО «Завод «Моршанскхиммаш»,УВП колледжа | Обобщение и распространение опыта работы членов творческой лаборатории | июль- август | Зам. директора по УПР, руководитель мини лаборатории |
Заключение
На основе представленного проекта можно сделать вывод о том, что творческая и научно- исследовательская деятельность - это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы обучающегося, обеспечение которой берет на себя наставник, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного творческого и исследовательского процесса.
Для этого в образовательном учреждении должна быть:
- Создана образовательная среда, направленная на развитие познавательного интереса и самостоятельности обучающихся.
- Выявлены возможности проблемного обучения в формировании готовности обучающихся к творческой и исследовательской деятельности:
- ориентация на потенциальные возможности личности;
- осознания обучающимися ценности и смысла творческой и исследовательской деятельности;
- превращение обучающегося в субъекта творческой и исследовательской деятельности в процессе поиска путей разрешения проблемных ситуаций;
- организация субъект-субъектных отношений между наставником и обучающимися.
Вся деятельность по организации творческой и исследовательской работы обучающихся должна носить системный характер и решаться на основе системного подхода.
Конечным результатом творческой, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении является формирование личностных качеств обучающегося, его мотивации, рефлексии и самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии.
Развитие творческих способностей учащихсяна уроках технологии посредством смены объектов труда....
Исследовательская работа "Декорирование одежды - один из методов исследования творческого потенциала и профессионально важных качеств обучающихся"
Результатом развития творческих способностей и профессионально важных качеств, является воспитание у обучающихся: воображения, фантазии, творческого мышления, трудолюбия, стремление к проф...
Методическая разработка "Положительная мотивация к учёбе и творческий потенциал-фундамент развития одарённых детей" ( Всероссийская научно-практическая конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"
Участие во Всероссийской научно-практической конференции " Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"...
Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала обучающихся
Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала обучающихся...
Развитие творческого потенциала личности обучающихся на практических занятиях МДК 02.01 «Технология реставрации декоративно-художественных покрасок» по профессии 54.01.17 «Реставратор строительный»
Теоретический курс «Технологии реставрации декоративно-художественных покрасок» как основополагающий в успешном освоении профессии и специальности. Курс направлен на формирование творческо...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"
Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...
Методы профессионального обучения для выявления творческого потенциала у студентов, обучающихся по специальности парикмахерское искусство.
Рассматривается роль практических работ предусмотренных в профессиональных модулях для выявления у студентов творческого потенциала. Рассматриваются возможные методики проведения практических за...