Презентация "Стиль причудливых строгостей" классицизм-барокко. Предмет: история изобразительного искусства
учебно-методический материал на тему

Мухамедова Людмила Владимировна

Во второй половине XVI столетия органичная культура Возрождения распадается, образуя два новых стиля -- классицизм и барокко.

Классицизм взял в наследство от Ренессанса логическую ясность и выверенность пропорций, лишившись его полнокровной жизнеутверждающей силы, приобретя регламентирующую строгость и сухость.

Барокко -- стиль, в котором ренессансное, гармонично-организующее начало оказалось как бы разрушительным, освободившим внутренние порывы масс и ритмов. Одной из главных причин такого расслоения явилось то, что глобальные географические открытия XVI в., успехи астрономии и прочих наук как бы взорвали в сознании европейцев традиционную картину мироздания, заставили глубоко усомниться в, казалось бы, вечных истинах бытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stil_prichudlivyh_strogostey._.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стиль причудливых строгостей (классицизм – б арокко) Презентация по предмету: история изобразительного искусства. Преподаватель класса «Живопись» Мухамедова Л.В. «Ольховская детская школа искусств». Предмет

Слайд 2

Во второй половине XVI столетия органичная культура Возрождения распадается, образуя два новых стиля – классицизм и барокко. Классицизм взял в наследство от Ренессанса логическую ясность и выверенность пропорций, лишившись его полнокровной жизнеутверждающей силы, приобретя регламентирующую строгость и сухость. Барокко -- (от итальянского barokko -- странный, причудливый) стиль, в котором ренессансное, гармонично-организующее начало оказалось как бы разрушительным, освободившим внутренние порывы масс и ритмов. Одной из главных причин такого расслоения явилось то, что глобальные географические открытия XVI в. (путешествие Колумба в Америку, кругосветные плавания), успехи астрономии (Галилей и Кеплер) и прочих наук как бы взорвали в сознании европейцев традиционную картину мироздания, заставили глубоко усомниться в, казалось бы, вечных истинах бытия.

Слайд 3

Классицизм

Слайд 4

Ампир переходящий в классицизм

Слайд 5

Родиной барокко была Италия. После гениального взлёта культуры здесь начинается полоса глубокого пессимизма, усталости, в значительной мере обусловленная завоеванием И талии, как и ряда европейских стран, Испанией. В искусстве возникают мотивы лихорадочного возбуждения, особенно явственно ощущаются в творчестве Лоренцо Бернини , который наряду с поздним Микеланджело считается основоположником итальянского барокко. Утеря независимости под пятой Испании поколебала спокойствие духа и ранее цветущей Фландрии, где работал основоположник живописи барокко Рубенс.

Слайд 6

Лоренцо Бернини

Слайд 7

Микеланджело

Слайд 8

Питер Пауль Рубенс

Слайд 9

Родиной же классицизма стала Франция, которая во второй половине XVI века забирает у Италии пальму первенства в европейской культуре. Здесь происходит небывалая концентрация политических и экономических сил, сделавшая эту страну образцовой державой. Это позволило королю Людовику XIV , более 17 лет находившемуся на французском престоле, высказать ставшее крылатым изречение: «Государство – это я!» Классицизм, наиболее ярко выразившийся в живописи французского художника Николя Пуссена, в творчестве ряда французских архитекторов, был порождением абсолютизма.

Слайд 10

Никола Пуссен

Слайд 11

Никола Пуссен

Слайд 12

Во второй половине XVII века недалеко от Парижа был построен Версаль – громадный дворцовый комплекс, который стал не просто главной резиденцией короля.

Слайд 14

Одним из важнейших приобретений явился регламент – чёткий, неизменный распорядок, установленный королём, охватывающий подробно все стороны жизни двора – момент пробуждения короля, процедуру его туалета, аудиенцией, приёма пищи. Манеру обращаться к королевскому величеству и прочим смертным соответственно их рангу, форму реверансов, костюмов и прочее. Всё и вся должны были знать своё место и правила поведения на все случаи жизни. Да, классицизм был порождением абсолютизма. Но если мы обратимся к искусству Франции в целом, не говоря уже о других европейских государствах, и в особенности к орнаментально-декоративной культуре XVII века, то не увидим здесь его господства. Для XVII века классицизм не мог быть единственным стилем, способным в полной мере выразить мощь и великолепие культуры абсолютизма. Пряный Восток подарил Европе не только регламентирующее начало. Он привил ей вкус к изобильной роскоши, многочисленным удовольствиям.

Слайд 16

Жизнь королевского двора была связана с длительными, многодневными празднествами, включающими в себя театральные представления, пиры, балы, фейерверки. Эта искусственно созданная среда обитания занимала умы не только её участников, но и всех жителей страны, так что наряд, в котором господин отправился на королевскую охоту, интересовал его поданных гораздо более, чем виды на будущий урожай. И вся эта сложная, витиеватая пышность имела изнутри жёсткий каркас, строго управлялась неограниченной королевской властью. Нарушение правил установленного королём бытия для дворянина любого ранга грозило тяжкими последствиями – опалой, заточением в Бастилию… Для того чтобы выразить нравы и обычаи времени, орнаменту понадобился язык барокко. Вычурные композиции из цветов и плодов. Пышные гирлянды вперемешку со сценами, изображающими невероятные, фантастические события, в которых принимали участие боги, люди, животные, птицы.

Слайд 20

Вместо классической ясности в орнаменте возникли запутанность, витиеватость, многословие. Более того, этот орнамент не просто украшает стены или поверхности предметов, но постоянно пытается как бы нарушить отведённые ему границы существования, проникнуть в реальную действительность и своей невероятной экспансивностью стремиться подавить эту действительность, убедить зрителя в том, что созданная им иллюзорная «вторая реальность» более достоверна, нежели та, в которой он живёт. Равновесие новой художественной системы основывалось не на гармонии и согласии, а на внутреннем напряжении, властно сдерживаемом конфликте, напрягающем его изнутри. Король считался выше только своих поданных. Он – великолепная, сияющая, но видимая всем величина, не случайно Людовика XIV поданные именовали королём – Солнце.

Слайд 21

Продолжает бытовать в орнаменте – раковина. Её симметричный куполообразный силуэт как нельзя лучше соответствует требованиям нового стиля.

Слайд 22

Она стала более сложной по форме, похожей то на корону, то на звезду. Французский вариант барокко вошёл в историю искусства под разными названиями: «большой стиль», «стиль Людовика XIV », иногда «классицирующее барокко». Крайнее проявление в декоре – это варианты полного отказа от орнамента, превращение его в свободные лишённые раппорта, симметрии, упорядоченности , вихреобразные завитки. Каждая страна, каждый мастер по-своему перерабатывали идеи многогранной художественной культуры XVII века. Создавая неповторимые варианты этого причудливого стиля. И каждая работа, произведение несёт на себе дивную печать рукотворности, ибо никакая симметрия не делает этот орнамент машинальным копированием. Здесь, как и во всяком истинном искусстве, царит «закон неправильности», неповторимости, уникальности каждого изображённого элемента.

Слайд 24

В живописи и скульптуре Северного Возрождения очень часто изображались развёрнутые пергаментные свитки с надписями. Мотив свитка попадает в орнамент барокко уже как декоративный элемент, дополненный насечками, «шишечками».В орнаменте от такого свитка остаётся одна контурная линия, изображающая его то сильно вытянутым в длину, превращённым в почти прямую линию. Этот мотив оказался очень удобным средством для упорядочения барочного орнамента, придавая ему устойчивости в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Искусство Эгейского моря" (предмет- история изобразительного искусства 2 класс).

Эгейская культура -- её называют ещё крито-микенской, одна из самых загадочных в мире. Она существовала на островах и берегах Эгейского моря одновременно с культурами Древнего Египта и Месопотпмии. Эт...

Презентация "В стране ЗИККУРАТОВ" (предмет- история изобразительного искусства 2 класс).

Месопотамия - в переводе с греческого означает "Междуречье". Обитатели Месопотамии поклонялись звёздному небу и возводили в честь него многоярусные храмы - ЗИККУРАТЫ.Орнаментальные знаки дворцов и хра...

Реферат-лекция о живописи и музыке "Мир у рояля" на педагогический совет школы искусств (предмет - история изобразительного искусства 4 класс)

Европейская живопись XIX столетия. Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог."Музыка была вдохновляющим импульсом, когда создавались картины, проникнутые искренней любовью к жизни и искусст...

Реферат-доклад на педагогический совет школы искусств "Прекрасная красотами Атона" предмет(история изобразительного искусства)

Культ солнца всегда занимал важное место в религии древних египтян. Солнцу строили храмы, слагали гимны, приносили жертвы, но никогда культ солнца не достигал такого размаха, как в начале XIV века до ...

Реферат-доклад на педагогический совет школы искусств "О лютня, плату все тебе несут..." (предмет: история изобразительного искусства).

Знаменитый "Лютнист" -- единственное произведение Микеланджело Меризи да Караваджо в советских собраниях Эрмитажа.Картина его, как и всё творчество Караваджо давно является предметом восхище...

Реферат-доклад на педагогический совет школы искусств "Музыканты в творчестве Делакруа" Музыка и живопись (предмет: история изобразительного искусства).

quot;Музыка может часто внушать глубокие мысли. Слушая её, я испытываю огромное желание творить"; "Эмоции, вызываемые музыкой, не могут сравниться ни с чем, она передаёт несравненные оттенк...

"Линейные ритмы в произведениях великих художников" Реферат-доклад на педагогический совет школы искусств (предмет: история изобразительного искусства).

Исследование художественной формы в её конкретном, содержательном и поступательном развитии, в произведениях таких  художников как: Боттичелли, Матисс, Модильяни, Дюфи, Леже, Ван Гога....