Презентация "В стране ЗИККУРАТОВ" (предмет- история изобразительного искусства 2 класс).
презентация к уроку на тему
Месопотамия - в переводе с греческого означает "Междуречье". Обитатели Месопотамии поклонялись звёздному небу и возводили в честь него многоярусные храмы - ЗИККУРАТЫ.
Орнаментальные знаки дворцов и храмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жилища богов
Месопотамия – в переводе с греческого означает «Междуречье». Обитатели Месопотамии поклонялись звёздному небу и возводили в честь него многоярусные храмы – Зиккураты. Вавилон и в особенности Ассирийская держава отличались необыкновенной деспотичностью и свирепостью нравов, их воинственный народ – чрезвычайной суровостью.
Культ грубой физической силы был так силён, что красивым считался человек, похожий на быка – с огромной массой мускулов, с телом, покрытым обильной растительностью. Таким предстаёт главный эпический герой Месопотамии – Гильгамеш.
Для искусства Двуречья характерен образ керубина – человека-быка с мощными крыльями, - зародившийся в те незапамятные времена, когда его обитатели поклонялись быку и хищным птицам как божествам, отождествляя с ними своего владыку. Нередко керубин изображался с царской короной на голове.
С особенностью нравов жителей Двуречья связано и почти полное отсутствие женских изображений – женщина была настолько порабощена в этом обществе, что за исключением древнейших богинь, даже не удостаивались чести быть изображённой в искусстве. В орнаментике Ассиро-Вавилонии нет ничего от утончённости, поэтичности, причудливости искусства древних египтян. Здесь всё гораздо проще, мужественнее, заземлённее и однозначнее .
Орнамент прост по рисунку, ритмика его определяется простым сочетанием геометрических ясных форм, и лишь тонкая графическая прорисовка смягчает впечатление элементарности, приобретает ему некоторое изящество. Характерный колорит ассиро-вавилонского орнамента построен на сочетании зелёного или синего с коричнево-красным и охристым цветом, так как до нас дошли главным образом фрагменты керамической поливной облицовки дворцов и храмов.
Спираль трансформировалась в узор в виде двух перевивающихся лент с двухцветным диском в центре; ромашка приобрела весьма реалистичный вид. Она здесь весьма популярна: ромашками затканы одеяния царя, она же украшает налобную повязку ассиро-вавилонского владыки.
Чрезвычайно интересна судьба линейного орнамента. Древнеегипетскому Озирису соответствовал бог, одним из символов которого было зерно. И теперь видно вместо лотоса либо зерно, либо другой элемент, очень напоминающий кедровую шишку. Кедр считался в древности священным деревом, он был использован при постройке храма Соломона, а одним из главных подвигов Гильгамеша была победа над чудовищем Хубабу – повелителем кедров.
Этот орнамент встречается не только в виде ленты, как у египтян, но и в виде квадрата или круга. Квадрат – символ четырёх времён года. Как известно, в древнем мировоззрении осень воспринималась как запад, зима – как север, весна – как восток и лето – как юг. Круг – означает идею постоянного круговорота явлений во Вселенной. Таким образом, ассиро-вавилонский орнамент круг или квадрат – это некий моментальный снимок Бытия, его остановившееся мгновение. Поэтому в центре квадрата видим ромашку солнце, а в ряде случаев круг сам трансформируется в ромашку.
В линейном орнаменте есть не встречающееся в Египте сочетание трёх элементов – полураспустившегося бутона, цветка и плода. Причём форма плода-шишки в точности соответствует форме закрытого бутона, т.е. это одновременно и бутон и плод.
Очень характерна раскраска многих орнаментов Месопотамии: либо шеврон – знак воды (синее или зелёное с коричневым), либо составленные из тех же цветов пульсирующие ленты, как бы подводящие воду к растению, питающие его соком жизни. Другой типичный для Месопотамии вариант линейного орнамента – мотив повторяющейся трёхступенчатой пирамиды, чрезвычайно простой на первый взгляд. Но эта простота кажущаяся, она таит в себе глубокий смысл, ибо в древних орнаментах вообще нет ничего случайного.
Задолго до того, как возникла в Месопотамии религия, местные жители представляли себе устройство мира в виде трёх ярусов – неба, земли и подземного царства, которыми соответственно управляли боги Эну, Бен и Энлиль. Поэтому поначалу здесь строились трёхъярусные зиккураты, сменившиеся впоследствии семиярусными, означающих семь известных в древней Месопотамии корон ассиро-вавилонских царей носила ту же трёхъярусную форму.
В ассиро-вавилонском орнаменте мы видим ещё отражение одной общей для других культур легенды о происхождении жизни на земле. Она гласит, что у её истоков находится некое Древо Жизни. Изображение этого Древа – устойчивый элемент в орнаментике Востока. Дальнейшее развитие этой легенды включило в неё представление о существах, которые охраняют Древо Жизни. Эти существа изображались по-разному: в виде летающих собак, львов, грифонов. Они располагались парой, симметрично по обоим сторонам Древа. В более поздних образцах орнамента само Древо часто заменялось цветком или фигурой человека.
Искусствоведы называют её трёхчастной композицией. В искусстве Ассиро-Вавилонии она обретает весьма специфический вид. В центре, как правило диск, означающий круговорот Бытия, либо ромашка, а по сторонам – изображение человека с крыльями, с корзиной в одной руке и зерном – в другой.
Следы трёхъярусной композиции встречаются в орнаментике разных народов. С Месопотамии она проникает в Персию, которая, завоевав государства Междуречья, становится известным в Византии и Западной Европе, откуда он приходит и к нам в Россию. В его истории наступает момент, когда исчезает изображение Древа Жизни, а охранители его – главным образом птицы – начинают сливаться в единое фантастическое существо. Так, в частности, возник и наш двуглавый орёл.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ http://kartinki-na-rabochiy-st…http://www.forum-grad.ru/forum…http://kartinki-na-rabochiy-st…http://www.mota.ru/wallpapers/…http://epidemzz.net/tv/13464-t…http://www.mk.ru/science/artic…http://costabrava.deimand.com/…http://www.pravmir.ru/bibliya-…http://www.moidagestan.ru/blog…http://homeweek.ru/news/3656http://www.sunhome.ru/image/54…http://olk.wef.pp.ua/?er=fg&ty…http://gym1505.ru/node/13397http://hotelexecutive.ru/rubri… http://www.gorodvkusa.ru/userf…http://www.amadina.ru/index.ph…http://www.fromuz.com/forum/in…http://www.salon-bogemia.ru/fa…http://a-watch.ru/mehanicheski…http://www.worldzap.ru/tehnika…http://svetlanavedernikova.ru.…http://www.history-names.ru/k/…http://www.wallpampers.ru/plac…http://peugeot.infocar.com.ua/…http://vse.kz/topic/479804-evr…http://lenoblast.bezformata.ru…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-523008-1415773964.jpg)
Презентация "Искусство Эгейского моря" (предмет- история изобразительного искусства 2 класс).
Эгейская культура -- её называют ещё крито-микенской, одна из самых загадочных в мире. Она существовала на островах и берегах Эгейского моря одновременно с культурами Древнего Египта и Месопотпмии. Эт...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-523008-1415773964.jpg)
Реферат-лекция о живописи и музыке "Мир у рояля" на педагогический совет школы искусств (предмет - история изобразительного искусства 4 класс)
Европейская живопись XIX столетия. Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог."Музыка была вдохновляющим импульсом, когда создавались картины, проникнутые искренней любовью к жизни и искусст...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/15/picture-797945-1465998263.jpg)
Презентация открытого урока истории изобразительного искусства "Реконструкция исторического костюма.Древнеегипетский костюм" для обучающихся 2 класса отделения "Живопись" ДШИ
Цель урока: Закрепить знания обучающихся об искусстве Древнего Египта. Выполнить реконструкцию древнеегипетского костюма Задача урока:ОбучающиеПолучить дополнительные знания по искусству Др...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-523008-1415773964.jpg)
Презентация "Готический стиль" (предмет: история изобразительного искусства.
Готика, готический стиль -- художественный стиль, завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе.Соборы стремятся вверх, этот эфект достигается за счё...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему: «Искусство Италии XVII века. Архитектура барокко»
Презентация по дисциплине "История изобразительного искусства" на тему "Искусство Италии 17 века. Архитектура барокко", выполненная преподавателем ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А., может ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство барокко в творчестве Лоренцо Бернини»
Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях в колледжах соответствующей направленности, уроках МХК и ИЗО в общеобразовательных школах, в художественных ш...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1219352-1653812155.jpg)
Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему:«Искусство Фландрии XVII века»
Презентация преподавателя Серовой Т.А. на тему: "Искусство Фландрии XVII века" может использоваться преподавателями и обучающимися, как на занятиях по "Истории изобразительного искусств...