Рабочая программа "КОНСТРУИРОВАНИЕ"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Приложение 11
к образовательной программе
дошкольного образования на 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«КОНСТРУИРОВАНИЕ»
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
РАЗДЕЛ «КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ) №11, №12
на 2018-2019 учебный год
Разработчики: воспитатели
Петрова Татьяна Владимировна
г. Югорск, 2018г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка.
- Введение,
- возрастные и индивидуальные особенности воспитанников группы;
- цель, задачи программы
- режим занятий (непрерывной образовательной деятельности);
- учебный план непрерывной образовательной деятельности
2.Содержание программы;
3. Календарно-тематическое планирование
1. Пояснительная записка
Введение
Программа «Конструирование» для детей подготовительной группы (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «Снегурочка». Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Данная программа включена в часть программы, формируемой участниками образовательного процесса МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» с целью развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, формирования первичных представлений о технике и ее свойствах, назначении в жизни человека.
Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Конструктивно – модельная деятельность» с использованием робототехнического модуля «Технолаб» (предварительный уровень) и методических рекомендаций к данному модулю.
Срок реализации программы – 1 год обучения.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря конструкторам различных видов, в том числе электрофицированных, на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Актуальность программы заключается в следующем:
-востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в техническом направлении;
-отсутствие методического обеспечения формирования основ технического творчества;
-необходимость ранней пропедевтики научно – технической профессиональной ориентации в связи с особенностями градообразующих предприятий города Югорска: внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов. Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Возрастные особенности воспитанников группы.
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Индивидуальные особенности воспитанников группы №10
Контингент | Количество |
Всего детей | 28 |
Девочки | 14 |
Мальчики | 14 |
Дети со статусом «инвалид детства» | 1 |
Дети подготовительной медицинской группы для занятий физической культурой | - |
Данные логопедического обследования: ФНР ФФНР ОНР НВОНР Зачислено на логопункт | 1 17 1 - 11 |
Данные психологического обследования: Низкий уровень развития психических процессов Низкий уровень развития эмоционально-чувственной сферы Поставлено на учёт ПМПк | 4 5 1 |
Индивидуальные особенности воспитанников группы № 12
Контингент | Количество |
Всего детей | 27 |
Девочки | 12 |
Мальчики | 15 |
Дети со статусом «инвалид детства» | 1 |
Дети подготовительной медицинской группы для занятий физической культурой | - |
Данные логопедического обследования: ФНР ФФНР ОНР НВОНР Зачислено на логопункт | 2 12 1 2 9 |
Данные психологического обследования: Низкий уровень развития психических процессов Низкий уровень развития эмоционально-чувственной сферы Поставлено на учёт ПМПк | 4 4 2 |
Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки робототехнических средств;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Программа основывается на следующих принципах:
1) обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Этапы детского творчества
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
- Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
- Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
Учебный план
Образовательная область | Непрерывная образовательная деятельность (НОД) | Подготовительная кол-во | ||
нед | мес | год | ||
«Художественно-эстетическое развитие» | Конструирование | 1 | 4 | 30 |
Продолжительность занятия (мин) | 30 | - | - |
Режим занятий (непрерывной образовательной деятельности)
на 2018– 2019 учебный год
Группа | Подготовительная группа № 12 | Подготовительная группа № 11 |
День недели | Пятница | Пятница |
Время | 09.40 – 10.10 | 10.20 – 10.50 |
2. Содержание программы
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, интегрируясь со следующими направлениями развития (образовательными областями):
Познавательное развитие.
Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.
Создание действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Демонстрация умения работать с технологическими системами.
Сборка и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции.
Измерение времени в секундах и минутах. Оценка и измерение расстояния. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.
Называние и конструирование плоских и объемных моделей.
Социально – коммуникативное развитие.
Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Подготовка и проведение демонстрации модели. Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.
Речевое развитие.
Общение в устной форме с использованием специальных терминов. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить схему рассказа. Написание сценария с диалогами с помощью моделей. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования.
- Календарно – тематическое планирование
Месяц, № | Тема | Количество НОД |
Сентябрь 1 | Наши помощники – роботы Формирование представлений о роботах, их происхождении, предназначении и видах, правилах робототехники, особенностях конструирования. | 1 |
Сентябрь 2 | Знакомство с компонентами конструктора. Конструирование по замыслу. Освоение базовых навыков в области проектирования и моделирования объектов, направлен на стимулирование и развитие любознательности и интереса к технике | 1 |
Октябрь 3 | «Пчела» (бабочка, стрекоза) Учить сравнивать обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных объектах функционально идентичных частей. Формирование навыков коллективной работы. | 1 |
Октябрь 4 | «Фотоаппарат» Формировать представления о способах работы с конструктором, о видах деталей, о способах соединения, о работе с технологической картой. Нормализация тонуса кистей рук. | 1 |
Модуль | III. Забавные механизмы (6 занятий) | |
Октябрь 5 | «Ветряная мельница». Обучать конструированию по рисунку, самостоятельному подбору необходимого строительного материала. Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности. | 1 |
Октябрь 6 | «Миксер» Закреплять умение анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развивать логического и конструктивного мышления. | 1 |
Октябрь 7 | «Подводная лодка» Обучать конструированию по рисунку, самостоятельному подбору необходимого строительного материала. | 1 |
Ноябрь 8 | «Робот» Закреплять умение анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развивать логического и конструктивного мышления. | 1 |
Ноябрь 9, 10 | «Лебедь» (коала, белка, пингвин) Учить сравнивать обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных объектах функционально идентичных частей. Уточнять представление о животных и их повадках. | 2 |
Ноябрь 11 | «Робот в виде животного» Учить сравнивать обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных объектах функционально идентичных частей. Формирование навыков коллективной работы. | 1 |
Декабрь 12 | «Велосипед» Учить сравнивать обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных объектах функционально идентичных частей. Обучение счёту до 11-ти. | 1 |
Декабрь 13 | «Робот – спасатель» Учить сравнивать обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных объектах функционально идентичных частей. Обучение конструированию ходовой части, использующей при движении три колеса. | 1 |
Декабрь 14 | «Самоходные санки» Формирование навыки счёта в пределах 9-ти, расширять кругозор. Обучение конструированию ходовой части, использующей при движении два колеса и лыжи. | 1 |
Декабрь 15 | «Самолёт» Учить строить самолёт, используя в качестве образцов рисунки-чертежи; учить анализировать рисунки, определять тип самолёта, выделять его основные части, выбирать чертёж, вносить изменения. | 1 |
Январь 16 | «Танк » Обучать умению работать с технологической картой, конструированию ходовой части, использующей при движении ременную передачу, повторение чисел в пределах 9-ти. | 1 |
Январь 17 | «Гусеничный робот специального назначения» Обучать конструированию ходовой части, использующей при движении ременную передачу. Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности. | 1 |
Январь 18 | «Автобус» (легковой автомобиль) Расширять кругозор по видам транспорта, обучать конструированию ходовой части, использующей при движении четыре колеса. | 1 |
Февраль 19 | «Гараж для легкового автомобиля» (автобуса) Формировать понятия «высота», «вместимость»; формировать способность критически оценивать результат своей деятельности. | 1 |
Февраль 20 | «Грузовик» Расширять кругозор по видам транспорта, обучать конструированию ходовой части, использующей при движении четыре колеса. | 1 |
Февраль 21, 22 Март 23 | «Динозавр» (кролик, черепаха, олень, краб) Учить сравнивать обобщённую графическую модель на основе выделения в реальных объектах функционально идентичных частей. Повторение числе в пределах 12-ти. | 3 |
Март 24 | «Робот – исследователь» Расширять кругозор детей по функциональным назначениям роботов. Обучать конструированию ходовой части, использующей при движении четыре колеса. | 1 |
Март 25 | «Колёсный робот специального назначения» Расширять кругозор детей по функциональным назначениям мобильных роботов. Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности. | 1 |
Март 26 | «Робот - беспилотник» Знакомить детей с новыми деталями, учить свободно экспериментировать с ними. Развивать самоконтроль, умение реализовывать задуманное. | 1 |
Апрель 27 | «Четырёхногий робот» Расширять кругозор детей по видам ходовой части мобильных роботов. Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности. | 1 |
Апрель 28 | «Муравей» Обучать конструированию ходовой части, использующей при движении шесть ног. Обучать счёту в пределах 20-ти. | 1 |
Апрель 29 | «Шестиногий робот» Расширять кругозор детей по видам ходовой части мобильных роботов. Формировать способность критически оценивать результат своей деятельности. | 1 |
Апрель 30 | «Робот моей мечты» (по замыслу). Презентации творческих проектов. Формировать творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы. Развивать предпосылки универсальных учебных действий. | 1 |
ИТОГО: | 30 |
Взаимодействие с семьями расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на презентации технических изделий, подготовка фото-видео отчетов создания приборов, моделей, механизмов и других технических объектов как в детском саду, так и дома, оформление буклетов.
Интернет ресурсы рассчитаны на дифференцированный круг общения. Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и обратную взаимосвязь на уровне учреждения, а интернет ресурсы позволят расширить возможности коммуникации. Возможность привлечь семейный потенциал, организовав взаимодействие детей и взрослых на уровне всемирной паутины, позволяет найти единомышленников различного уровня продвинутости. Юные робототехники вместе с родителями смогут выкладывать в открытый интернет видео обзоры и мастер классы по конструированию и программированию творческих моделей, рассказывать о реализации своих проектов, расширяя робототехническое движение. Для этого родителям будет предоставлена информация об интернет- ресурсах и технических возможностях коммуникационного обмена. Данную информацию и ссылки на веб- сайты они могут получить на сайте детского сада.
Литература
1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
3. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
4. Программа курса «Образовательная робототехника» . Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с.
5.Интернет – ресурсы:
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15
/ http://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/
http://www.elrob.org/elrob-2011
http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69
http://www.tetrixrobotics.com/
http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm
http://www.nxtprograms.com/projects.html
http://www.robocup2010.org/index.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места
Организация рабочего места в соответствии с видамиизготовляемых блюд, выбор и обслуживание технологическго оборудования...
Рабочая программа учебной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер – является частью основной профессиональной образовательной программы ба...
Рабочая программа производственной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер
Производственная практика направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по специальности.Освоение основного вида профессиональной деятель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места" общепрофессиональный цикл основной профессиональной программы по професси 260807.01 "Повар, кондитер"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 04.01 Выполнение работ по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства»
Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» в...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...