Экзаменационный материал по русскому языку
учебно-методический материал на тему

Карагодина Светлана Геннадьевна

Письменный экзамен

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamen_pprks.docx53.26 КБ
Файл ekzamen_ppssz.docx52.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Марксовский политехнический колледж».

                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                        Директор ГАПОУ СО «МПК»

                                                        ______________ А. В. Шаталин

                                                        «____» ________________2018 г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

по учебной дисциплине «Русский язык»

образовательной программы среднего профессионального образования

для профессий 19.01.17 Повар, кондитер, 23.01.03 Автомеханик,

35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

Рассмотрено на заседании цикловой методической

комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от «___» _____________________ 2018 г.

Председатель ЦМК         ____________ /Н. А. Курилова/

Преподаватель                ____________ /С. Г. Терехина/

г. Маркс, 2018 г.


Вариант 1

Ответами к заданиям 1-24 является цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задание 1-3

  1. Современная наука рассматривает художественное творчество не само по себе, а в контексте культурной и личностной коммуникаций. (2) … понуждает сама природа художественного творчества. (3) Ведь, обращаясь к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения, мы вступаем в диалог – диалог культур, диалог сознаний, в котором три участника: художник, само произведение и тот, кто воспринимает произведение (читатель, зритель, слушатель).

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Рассмотрение художественного творчества в контексте культурной и творческой коммуникаций обусловлено самой природой творчества как диалога между тем, кто воспринимает произведение, художником, его создавшим, и самим произведением.

2) Читатель, зритель, слушатель, подчиняясь самой природе художественного творчества, рассматривает любое художественное произведение в контексте культурной и личностной коммуникаций.

3) Замысел произведения помогает вступить в диалог с автором художественного произведения.

4) При обращении к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения происходит диалог культур, диалог  сознаний.

5) Сама природа художественного творчества заставляет науку рассматривать творчество не изолированно, а в контексте культурной и личностной коммуникаций между художником, самим произведением и тем, кто это произведение воспринимает.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

                        Несомненно, что

                        К этому

                        Поэтому

Например

Дело в том, что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.

  1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая природа (неорганический мир: не растения, не животные). Живая природа (органический мир).
  2. Весь неорганический и органический мир и его противопоставление человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.
  3. Места вне города (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу.
  4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). Природа социальных отношений. Вирусная природа заболевания.

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

                        вОвремя

                        граждАнство

                        воссоздалА

                        щЁлкать

                        свЕрлит

5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите однокоренное слово.

Велимир Хлебников – русский поэт, один из ЗАЧИНАТЕЛЕЙ футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка.

Приглашаем вас присоединиться к поздравлениям и порадовать ваших знакомых приятными и ПРАКТИЧНЫМИ подарками!

Перед тем как ОДЕТЬ линзу, необходимо убедиться, что она влажная и сухая, что на ней нет разрывов, трещин и других видимых дефектов.

Закаливание холодом повышает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма простудным заболеваниям.

ЭТИЧЕСКИЙ кодекс врача, содержащий важнейшие понятия этой профессии, первые был составлен в Индии.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ПОЛУТОРА часов                                ЧЕТВЕРО саней

пара БОТИНОК                                        упал с ПЛЕЧ

взлетал более ВЫШЕ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите к каждой букве соответствующую цифру.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ                                        ПРЕДЛОЖЕНИЯ

                ОШИБКИ

А) неправильное построение предложения        1) В. И. Даль был морским офицером и врачом, участвовал

с косвенной речью                                в войнах и походах, но мы знаем Даля прежде всего как

                                                составителя «Толкового словаря».

Б) нарушение связи между подлежащим                 2) Самгину казалось то, что хозяина слушают только из

и сказуемым                                        вежливости.

                                                3) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли

В) неправильное построение предложения        завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце взойдёт

с причастным оборотом                                в глубокой тишине.

                                                4) Вся точно прикрытая природа вуалью пряталась за

Г) нарушение построения предложения                прозрачную матовую дымку.

с несогласованным приложением                5) Если в мире и существует нечто интересное, то это т

                                                только непрерывно растущий человек.

Д) ошибка в построении сложноподчиненного        6) Алексей прошёлся по пустынной набережной, поглядел

предложения                                        в воду, проносящуюся у подножия каменной стены, и

                                                начал медленно подниматься по ступенькам.

                                                7) К. Г. Паустовский вспоминал о том, что «моя встреча с

                                                Бетховеном впервые произошла в Бонне».

                                                8) Показ фильмов последнего кинофестиваля состоится в

                                                кинотеатре «Художественном».

                                                9) Те, кто жил рядом с А. П. Чеховым, рассказывал, что

                                                писатель был очень внимателен к окружающим его людям.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

соб…рательство        пл…вец        конс…рвировать         с…мптомы        д…коративный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

        испо…тишка, о…делка                        ни…послать, и…брать

        об…явить, раз…ём                                пр…берёг, пр…рвать

        об…ск, сверх…дейный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

        разве…ться                        цел…вой                        обналич…л

        отверд…вать                        хитр…цы

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

        меч...щийся                        закл…нный                        (флаги) ре…т

        кол…щий                        пен…щийся

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тяжёлый день позади, и можно уснуть, но мне отчего-то (НЕ) СПИТСЯ.

Спектакль оказался (НЕ) ИНТЕРЕСНЫМ, а скучным.

Мишенька, (НЕ) ПРИЯТЕЛЬ ли твой тебя обидел?

Ничуть (НЕ) ПРИМЕТНЫЙ ручеёк тихонько скользил по гладким камешкам к большой полноводной реке.

Бортовой компьютер уже несколько лет является (НЕ) ОТЪЕМЛЕМОЙ частью управления современным автомобилем.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Чтобы унять боль, Петька на секунду зажал ладони (ПОД) МЫШКАМИ, а потом снова полез (В) ВЕРХ.

(ПО) МИМО отличного качества и тщательной проверки аппаратуры, в процессе работы над макетным образцом спутника мы (ТАК) ЖЕ требовали от разработчиков высокой культуры производства и оформления.

Решено было (В) ОДИНОЧКУ, ЧТО (БЫ) не обнаруживать себя, осторожно пробираться к своим.

(НЕ) СМОТРЯ на то, что к нам привозили пока лишь технологические приборы, мы всё равно попросили представить положенную техническую документацию. (ТО) ЕСТЬ паспорта, инструкции на проведение автономных и комплексных испытаний.

В процессе работы над макетным образцом спутника мы смогли (НЕ) ТОЛЬКО выяснить возможности космического корабля, но и оценить надёжность работы его систем и всего корабля (В) ЦЕЛОМ.

14. Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) пишется НН.

Слева, за барьером, в гигантском провале, находится пусты(1)ый зал, где происходят все почтовые операции. Над ним возносится стекля(2)ый купол. Его краше(3)ые в синий цвет рамы и само стекло создают ощущение открытого пространства.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На красноватый фон обожжённой глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их лаком.

2) Под актёрской игрой понимается искусство представления персонажа на сцене или перед камерой посредством мимики жестов и голоса.

3) Искусство Возрождения стремилось не только наполнить храмы и дворцы но и найти себе место на городских площадях перекрёстках улиц и фасадах домов.

4) Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир и всё нам тогда казалось ярким.

5) Вечером пройдёт майский дождь и прогремит гроза.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая (-ые).

Алексей (1) возмущённый несправедливым замечанием (2) быстро вышел из комнаты начальника (3) и (4) ни на кого не смотря (5) направился к выходу.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).

                        Наедине с тобою (1) брат (2)

                        Хотел бы я побыть:

                        На свете мало (3) говорят (4)

                        Мне остаётся жить!

                        Поедешь скоро ты домой:

                        Смотри ж… Да что? моей судьбой,

                        Сказать (5) по правде (6) очень

                        Никто не озабочен.

                        Отца и мать мою (7) едва ль

                        Застанешь ты в живых…

                        Признаться (8) право (9) было б жаль

                        Мне опечалить их…

                                                        (М. Ю. Лермонтов)

 

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).

        Серьезным конкурентом поршневым двигателям на бензиновом и дизельном топливе (1) стали газотурбинные двигатели (2) первые испытания (3) функционирования (4) которых (5) проводились уже в 1950-х и 1960-х годах.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).

        На далёком западном крае неба (1) исступлённо метались белые молнии (2) и (3) хотя гроза не собиралась двигаться в нашу сторону (4) всё же что-то тревожное было в этом таинственном ожидании природы.

Прочитайте текст и выполните задания 20-24

(1) Детство редко дает возможность угадать что-либо о будущем ребенка. (2) Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3) Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4) На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5) Больше того, человек предназначен для детства, рожден для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека…

(6) Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7) Не потому, что дальше было хуже. (8) И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9) Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, не было ещё чувства долга, не было обязанностей. (10) Детство безответственно. (11) Это потом стали появляться обязанности по дому. (12) Сходи. (13) Принеси. (14) Помой… (15) Появились школа, уроки, появились часы, время.

(16) Я жил среди травы, ягод, гусей, муравьев. (17) Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть конем, автомобилем, паровозом. (18) Мог заговорить с любым взрослым. (19) Это было царство свободы. (20) Не только наружной, но и внутренней. (21) Я мог часами смотреть с моста в воду (что я там видел?) (22) Подолгу простаивал в тире. (23) Волшебным зрелищем была кузница.

(24) Любил в детстве лежать на теплых бревнах плота; не сводя глаз с воды, наблюдать, как играют там в рыжеватой глубине, поблескивают уклейки.

(25) Повернешься на спину, в небе плывут облака, а кажется, что плывет мой плот. (26) Под бревнами журчит вода, куда плывет? – конечно, в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (27) В детских странах не было небоскрёбов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона – у него всё снежное, метельное, морозное.

(28) Детство – это черный хлеб, теплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зеленый горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (29) Куда исчезает еда нашего детства? (30) И почему она обязательно исчезает? (31) Постный сахар, пшённая каша с тыквой…

(32) Столько было разного счастливого, веселого… (33) Детство остается главным и с годами хорошеет. (34) Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (35) К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (36) Именно жизни. (37) Не были ни любви, ни славы, ни путешествий – только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом. (38) Еще не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, все это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…

                                                                (По Д. А. Гранину)

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Детство – это подготовка к взрослой жизни, так как в детстве ребёнок только начинает постигать устройство мира.

2) Попытки родителей понять, каким будет будущее их ребёнка, чаще всего безуспешны.

3) С творчеством Ф. Купера и Дж.Лондона рассказчик познакомился во взрослой жизни, когда совершил путешествие в дальние страны.

4) Рассказчика с детства приучили быть ответственным, выполнять обязанности по дому, работать в кузнице.

5) Рассказчик считает детство самой счастливой порой, несмотря на то что потом в его жизни было еще много хорошего.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 3, 4 поясняют содержание предложения 2.

2) В предложениях 6-9 содержится рассуждение.

3) В предложениях 16-20 представлено повествование.

4) В предложении 28 представлено повествование.

5) Предложение 31 содержит ответ на вопросы, сформулированные в предложениях 29, 30

22. Из предложений 24-27 выпишите один фразеологизм.

23. Среди предложений 1 – 6 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи определительного и личного местоимений. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы проанализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите цифры в правильной последовательности.

24. «Вспоминая детство, Д. А. Гранин использует различные приёмы, в частности (А) _____________ («детство» в предложении 5), а также тропы: (Б) ________________ («волшебным зрелищем» в предложении 23, «сладкие туманные грёзы» в предложении 38),(В)________________(«детство – самостоятельное царство» в предложении 4, «царство свободы» в предложении 19). Детство сменяется другой порой, которую лучше всего в тексте характеризует синтаксическое средство – (Г) __________________ (предложения 12-14)».

        Список терминов:

  1. синонимы
  2. метафора
  3. эпитеты
  4. лексический повтор
  5. фразеологизм
  6. антонимы
  7. односоставные предложения
  8. вопросительные предложения
  9. обращение


Вариант 2

Ответами к заданиям 1-24 является цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задание 1-3

  1. На разных этапах истории существовало множество теорий устройства нашего мира. (2) Все они изображались в виде рисунков, схем, моделей. (3) … время и достижения  научно-технического прогресса расставили все на свои места, и гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы - это уже аксиома.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Благодаря достижениям научно-технического прогресса гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы изображалась в виде рисунков и схем.

2) Гелиометрическая математическая модель Солнечной системы, отражающая устройство нашего мира и в настоящее время являющаяся аксиомой, появилась сл временем благодаря научно-техническому прогрессу.

3) Все изображения гелиоцентрической математической модели Солнечной системы в виде рисунков и схем благодаря техническому прогрессу стали аксиомой.

4) Благодаря достижениям научно-технического прогресса множество теорий устройства нашего мира, которые существовали в разные периоды истории, со временем сменила гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы, ставшая аксиомой.

5) На разных этапах истории гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы отражала множество теорий устройства нашего мира.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов)

                        Наоборот

                        Поэтому

                        Лишь бы

                        Тем не менее

                        Зато

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем  предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ, -и, ж.

  1. Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.
  2. Тип, марка конструкции. Новая марка автомобиля.
  3. Образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-нибудь, а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м.платья. М.для литья. Модели для скульптур.
  4. Схема, описание какого-нибудь физического объекта или явления. М.атома. М.искусственного языка.

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

                        снЯтый

                        кОнусов

                        вероисповедАние

                        облилАсь

                        нарвалА

5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите однокоренное слово.

     По итогам юниорского первенства страны и пятого этапа Кубка России ПРЕТЕРПЕЛ изменения рейтинг Союза биатлонистов.

     СКРЫТЫЙ человек избегает откровенности, малообщителен, другим ничего не рассказывает о себе, утаивает свои чувства, помыслы, настроения.

     По оценкам современных психологов словарный запас учащегося средней школы составляет около 5000 слов.

     Я потянул удочку из воды, но рыба сорвалась – на ветру затрепетал лишь ОБРЫВРК лески.

     Питательные вещества клубня способствуют быстрому росту КОРНЕВОЙ системы цветка.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вкусные ТОРТЫ                        воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ

нет СВЕЧЕЙ                                в ДВУХ тысячи пятом году

МЯГЧАЙШИЙ зефир

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите к каждой букве соответствующую цифру.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ                                        ПРЕДЛОЖЕНИЯ

                ОШИБКИ

А) ошибка в построении предложения                1) У широкой дороги, названной большим шляхом,

с однородными членами                                отара овец.

Б) нарушение в построении предложения        2) Собака испугалась не на шутку, но не желая выдавать

С деепричастным оборотом                        своего страха, громко залаяла.

В) Ошибка в построении                        3) В твоей книге «Текст как объект лингвистического

сложноподчиненного предложения                исследования» И. Р. Гальперин исследует и рассуждает

Г) нарушение связи между подлежащим                о проблемах лингвистика текста.

и сказуемым                                        4) Оказавшись на выставке Ван Гога, меня поразила

Д) нарушение в построении предложения        картина «Ирисы».

с несогласованным приложением                5) В картине «Портрете сына» В.А.Тропинина чувствуются

                                                и отцовская привязанность, и безграничная любовь к сыну.

                                                6) Шесть картин, посвященных северной русской природе,

                                                Ф. А. Васильев написал в Крыму.

                                                7) Город Сочи стали столицей проведения XXII зимних

                                                Олимпийских игр!

                                                8) Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек,

                                                умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает

                                                подлинный восторг.

                                                9) Нельзя сказать то, что в доме рыбака было

                                                привлекательно и уютно.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Пол…мизировать        в…рсистый        м…ценатство                с…тевой (шнур)        зерк…ло

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

                        Раз…единил, в…езд

                        О…бирал, на…пись

                        Пр…смешной, пр…крыл

                        С…знова, вз…мать

                        И…жарить, …делка

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Быстр…нько                          фасол…вый                        обид…ться        

неуживч…вость                подразум…вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

Стро…щийся                        вер…щий                        (они) жмур…тся

ка…щийся                        (они) вячисл…т

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Выпало два холодных утренника, и (НЕ) УСПЕВШИЕ отцвести хризантемы поблекли.

Все обратили внимание, что кабина пилота вовсе (НЕ) СЛЕПАЯ, как мы предполагали раньше.

Всякий раз, когда я подымал об охоте разговор, у Ярмолы находился какой-нибудь предлог для отказа: то ружье у него (НЕ) ИСПРАВНО, то собака болеет, то ему некогда.

Серёжка мастерил что-то из ракушек, наклонив голову и ничего (НЕ) ЗАМЕЧАЯ вокруг.

Яблони у нас в садах (НЕ) РАЗВЕСИСТЫЕ, а аккуратные, похожие одна на другую, округлые.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

При конструирование современных автомобилей большое внимание уделяется вопросам безопасности, но аварии ВСЁ (ТАКИ) происходят, ПОТОМУ ЧТО их главная причина – сам человек.

Пережив некоторый экономический спад (В) НАЧАЛЕ 1990-х годов, страна добилась существенного роста не только (ЗА) СЧЁТ нефтяного сектора, но и благодаря развитой сфере услуг.

(ЗА) ТЕМ менеджер быстро вышел из кабинета начальника и, ни на что (НЕ) СМОТРЯ, направился к выходу.

ЧТО (БЫ) сберечь природные ресурсы и уменьшить загрязнение окружающей среды. Машиностроители (В) МЕСТО бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания предлагают газовые турбины и аккумуляторные электромоторы.

Главной достопримечательностью острова (ПО) ПРАВУ считаются исполинские черепахи: их здесь насчитывается (С) ВЫШЕ 150 тысяч особей.

14. Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) пишется Н.

Печё(1)ая картошка – традицио(2)ое блюдо туристов. Некоторые путешестве(3)ики, чтобы картошка не обугливалась, готовят её в жестя(4)ой банке или ведре, прикрыв песча(5)ым слоем.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Над маленьким полковым аэродромом то гуськом то журавлиными косяками то развёрнутым строем плыли и плыли бомбардировщики.

2) Вечереет и в густой синеве мерцает вечерняя гроза.

3) Эстетическое образование требуется не только писателю и художнику но и рабочему.

4) После разговора с отцом Андрей стоял ни жив ни мертв.

5) Листья эвкалипта широко используют для заживления ран и для лечения ангины и для изготовления духов и мыла.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая (-ые).

        Раскинув могучие крылья (1) и (2) напружинив (3) сильные когтистые лапы (4) готовые к удару (5) птица кружилась над серединой реки.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).

        Более мягкий климат тундры способен обеспечить пищей многочисленных птиц и зверей (1) однако (2) и в  более суровых полярных областях тысячам живых существ (3) представьте себе (4) удаётся найти пропитание.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).

        У организма животных есть потребность в тепле; его функционирование (1) является следствием целой серии химических реакций (2) скорость (3) прохождения (4) которых (5) тесно связана с температурой.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).

        В эту музыку вложена такая полнота нежности (1) что (2) когда Петр Ильич тихонько напевал про себя эту широко раскидывающуюся светлую мелодию (3) то что0то перехватывало ему горло (4) в глазах появлялись слёзы.

Прочитайте текст и выполните задания 20-24

(1) В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, все горели и светило вместе с солнцем. (2) Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. (3) Было прохладно и легко, а потому и весело. (4) Осенний запах леса – особенный, неповторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метром Бим чуял хозяина.

(5) Теперь хозяин сел на пенек, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил её рядом на землю и смотрел на листья. (6) И слушал тишину леса. (7) Ну конечно же, он улыбался! (8) Он был сейчас таким, как всегда перед началом охоты.

(9) И вот хозяин встал, расчехлил ружьё, вложил патроны. (10) Бим задрожал от волнения. (11) Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим ещё больше разволновался.

- (12) Ну, мальчик, ищи!

(13) Бим пошёл! (14) Малым челноком пошёл, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти бесшумно. (15) Иван Иваныч потихоньку двинулся за ним, любуясь работой друга. (16) Теперь лес со всеми красотами остался на втором плане: главное – Бим, изящный, страстный, легкий на ходу. (17) Изредка подзывая его к себе, Иван Иваныч приказал ему лежать, чтобы дать успокоиться. Втянуться. (18) А вскоре Бим уже пошел ровно, со знанием дела. (19) Великое искусство – работа сеттера! (20) Вот он идет легким галопом, подняв голову, ему не надо опускать её и искать низом, он берет запахи верхом, при этом шелковистая шерсть облегчает его точеную шею, оттого он так и красив, что держит голову высоко, с достоинством, уверенностью и страстью.

(21) Лес молчал. (22) Лишь чуть-чуть играли золотые листья березы, купаясь в блестках солнца. (23) Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом – отцом и прародителем. (24) Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. (25) А на палой желтой листве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека. (26) Ни единый мускул не дрогнет! (27) Вот что такое классическая стойка в желтом лесу!

- (28) Вперед, мальчик!

(29) Бим поднял вальдшнепа на крыло.

(30) Выстрел!

(31) Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом. (32) Казалось, береза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. (33) Дубы охнули, как богатыри. (34) Осины, что рядом, торопливо посыпали листьями.

(35) Вальдшнеп упал комом. (36) Бим подал его по всем правилам. (37) Но хозяин, приласкав Бима и поблагодарив за красивую работу, подержал птицу на ладони, посмотрел на нее и сказал задумчиво:

- Эх, не надо бы…

(38) Бим не понял, вглядывался в лицо Ивана Иваныча, а тот продолжал:

- Для тебя только, Бим, для тебя, глупыш. (39) а так – не стоит.

(40)Вчера был счастливый день. (41) Все как надо: осень, солнце, желтый лес, изящная работа Бима. (42) В всё-таки какой-то осадок на душе. (43) Отчего бы?

(44) Мне жаль стало убивать дичь. (45) Так хорошо вокруг, и вдруг мертвая птица. (46) Я не вегетарианец и не ханжа, описывающий страдания убитых животных и уписывающий с удовольствием ух мясо. Но до конца дней ставлю себе условие: одного-двух вальдшнепом за охоту, не больше. (47) Если ни одного – еще бы лучше, но тогда Бим загибнет как охотничья собака, а я вынужден буду купить птицу, которую для меня   убьёт кто-то другой. (48) Нет уж, увольте от такого…

(49) Откуда же все-таки осадок от вчерашнего? (50) И только ли от вчерашнего? (51) Не пропустил ли я какую-то мысль?.. (52) Итак, вчерашний день: стремление к счастью. Желтый лес – и убитая птица. (53) Что это: уж не сделка ли со своей совестью?

(54) Стоп! (55) Вот какая мысль ускользнула вчера: не сделка, а укор совести и боль за всех, убивавших бесполезно. Когда человек теряет человечность. (56) Из прошлого, из воспоминаний о прошлом идет речь и все более растет во мне жалость к птицам и животным.

(57) Ах, желтый лес, желтый лес! (58) Вот вам и кусочек счастья, вот вам и место для раздумий. (59) В осеннем солнечном лесу человек становится…

20. Какое из приведенных ниже слов должно стоять на месте пропуска в предложении 59? Выпишите это слово.

                        Несчастным

                        Браконьером

                        Ханжой

                        Чище

                        Разговорчивей

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-4 содержится описание.

2) В предложениях 9-11 представлено повествование.

3) Предложение 27 содержит эмоционально-оценочное суждение о том, о чем говорится в предложении 23.

4) В предложениях 46-48 содержится повествование.

5) В предложениях 54-56 представлено рассуждение.

22. Из предложений 1-8 выпишите устаревшее слово.

23. Среди предложений 1-11 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи форм слов. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы проанализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите цифры в правильной последовательности.

24. «Ощущение, что ты оказался в лемму, создается, пожалуй. У каждого при прочтении текста Г. Н. Троепольского. И это неслучайно, ведь при описание природы писатель использует палитру языковых средств выразительности, в частности троп – (А) _______ («лес молчал», «играли листья березы», «притихли дубки» в предложениях 21-23), прием – (Б) _______ («жёлтый лес» в предложении 57, «вот вам и» в предложении 58). Особую роль в описание леса играет (В) _______ («золотые листья» в предложении 22,  «величавым исполином» в предложении 23). Этот троп помогает передать восприятие гармонии природы рассказчиком. На этом фоне еще ярче выделяется прием – (Г) __________ (в предложениях 45. 52)».

        Список терминов:

  1. Фразеологизм
  2. Аллитерация
  3. Лексический повтор
  4. Метонимия
  5. Обращение
  6. Противопоставление
  7. Литота
  8. Олицетворение
  9. Эпитет        

Ключ

Вариант 1:

1. 1, 5

2. к этому

3. 4

4. сверлит

5. надеть

6. высоко

7. А-7, Б-9, В-4, Г-8, Д-2

8. консервировать

9. объявить, разъём

10. обналичил

11. пенящийся

12. неотъемлемой

13. помимо, также

14. 1, 2, 3

15. 2, 4

16. 1, 2, 4, 5

17. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9

18. 2

19. 2, 3, 4

20. 2, 5

21. 1, 2

22. не сводя глаз

23. 3

24. 4. 3, 2, 7


Ключ

2 вариант: 
 
1. 2, 4

2. тем не менее

3. 4

4. вероисповедание

5. скрытный

6. две

7. А-3, Б-4, В-9, Г-7, Д-5

8. меценатство

9. разъединил, въезд

10. неуживчивость

11. кающийся

12. неисправно

13. чтобы, вместо

14. 1, 4, 5

15. 2, 3

16. 4, 5

17. 1, 3, 4

18. 2

19. 1, 3, 4

20. чище

21. 3, 4

22. одеяние

23. 5

24. 8, 3, 9, 6



Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Марксовский политехнический колледж».

                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                        Директор ГАПОУ СО «МПК»

                                                        ______________ А. В. Шаталин

                                                        «____» ________________2017 г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык

образовательной программы среднего профессионального образования

для специальностей 42.02.15 Поварское и кондитерское дело,

09.02.06 Сетевое и системное администрирование  

Рассмотрено на заседании цикловой методической

комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от «___» _____________________ 2017 г.

Председатель ЦМК         ____________ /Н. А. Курилова/

Преподаватель                ____________ /С. Г. Терехина/

г. Маркс, 2017 г.


Вариант 1

Ответами к заданиям 1-24 является цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задание 1-3

  1. Человек проводит на работе большую часть своего времени, и, конечно, каждому хочется, чтобы условия его работы были комфортными или хотя бы не создавали неудобств при осуществлении трудовых функций. (2) Многие работодатели, в том числе и руководители бюджетных организаций, идут навстречу работникам и в силу своих возможностей стараются обеспечить достойные условия труда. (3) Однако,  , не все руководители понимают важность создания в коллективе комфортного психологического климата.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Человек проводит на работе большую часть своего времени, и, конечно, каждому хочется, чтобы на рабочем месте был комфортный психологический климат.

2) Не все руководители, обеспечивая достойные условия труда для своих работников, понимают важность создания в коллективе комфортного психологического микроклимата.

3) Все руководители бюджетных организаций стараются обеспечить своим сотрудникам достойные условия труда, включая комфортный психологический микроклимат в коллективе.

4)Создание психологического микроклимата в коллективе является важнейшим условием осуществления трудовой деятельности сотрудника, что не всегда осознается руководителем.

5) Многие работодатели, в том числе и руководители бюджетных организаций, идут навстречу своим работникам и в силу своих возможностей стараются помочь им.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

                        таким образом

                        кроме того

                        к сожалению

наоборот

например

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ОБЕСПЕЧИТЬ, -чу, -чишь; ченный; сов.

  1. кого-что чем.  Снабдить чем-нибудь в нужном количестве. Обеспечит сырьем. Обеспечить фермы техникой.
  2. что. Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. Обеспечить успех.
  3. кого-что от кого-чего. Оградить, охранить (устар.) Обеспечить человека от нищеты.
  4. кого-что. Предоставить достаточные материальные средства к жизни. Обеспечить свою семью. Обеспеченная старость.

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

                        аэропортЫ

                        закУпорить

                        красИвее

                        взялА

                        перезвонИт

5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите однокоренное слово.

Грибники, пришедшие в лес после дождя, НАПОЛНИЛИ свои корзинки грибами буквально за час.

Высокая ЭФФЕКТИВНОСТЬ некоторых противовирусных препаратов сочетается с достаточно большей вероятностью возникновения побочных эффектов, что делает крайне нежелательный прием этих препаратов детьми до 12 лет.

ГАРАНТИЙНЫЙ срок устанавливается изготовителем или продавцом и исчисляется с момента передачи товара покупателя.

Фабрикам легко было перейти на производство КОСТЯНОГО фарфора, потому что последовательность процессов производства, температура политого обжига и обжига глазури были такими же, как и для производства обычной керамики.

    На горных склонах размещают ЛЕСНЫЕ насаждения, а при благоприятных условиях – плодовые и орехоплодные плантации, виноградники.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРЕМСТАМИ учениками                                виноград СПЕЛ

ЛЯГТЕ на пол                                        выглядел ЯРЧЕ

ПОПРОБУЕМ разобраться

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите к каждой букве соответствующую цифру.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ                                        ПРЕДЛОЖЕНИЯ

                ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения        1) Логичность речи – это коммуникативное качество,

С несогласованным приложением                которое предусматривает в первую очередь

                                                непротиворечивость.

Б) нарушение видовременной                         2) В. И. Вернадский поднимал вопрос как о постепенном

соотнесенности глагольных форм                избавлении человека от его зависимости от природных

                                                условий, а также о создании искусственного хлорофилла.

В) нарушение в построении предложения        3) По прилету  пассажира в аэропорт работники

с деепричастным оборотом                        пограничного контроля ставят в паспорт штамп о

                                                пересечении границы.

Г) неправильное употребление падежной                4) когда в сознании писателя рождается книга, он испытал

формы  существительного с предлогом                чувство приближающегося неизвестного счастья.

                                                5) Выражая свой взгляд на проблемы одиночества в

Д) ошибка в построении предложения                мировой литературе, мной был задан вопрос докладчику.

с однородными членами.                         6) Невозможно без тяжелого душевного волнения читать

                                                конец повести.

                                                7) Радость подлинного писателя – это радость проводника

                                                по прекрасному, знающего дорогу в будущее.

                                                8) По приезде в Москву начинающий писатель позвонил

                                                редактору и договорился о встрече

                                                9) В своей статье В. Белинский не только детально изучает

                                                форму произведения, но и формулирует вопросы, важные

                                                для понимания нравственных проблем своего времени

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Прик…снуться                прор…стает                обог…щение                пл…вец                пр…стиж

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

На…кусил, о…плывать                        пр…помнить, пр…зыв

И…подлобья, ра…бег                        об…ск, сверх…дейный

Под…езд, в…южный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

Фланел…вый                милост…вый                ослаб…вать                ключ…вой        груш…вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Накле…вший                посе…нный                нама…шься                гранич…щий        вытерп…шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    По дну оврага, среди темной чащи, падает с уступа на уступ, журчит и холодно булькает еще (НЕ) ИССЯКШИЙ ручей.

    Фюзеляж самолета был (НЕ) ГЛАДКИЙ, а шероховатый, облицованные сосновой корой.

    До двух часов занятия должны были идти (НЕ) ПРЕРЫВАЯСЬ, а в два часа – перемена и завтрак.

    Вовсе (НЕ) ТОРЖЕСТВЕННО  встретила Белогорская крепость Петра Андреевича Гринёва.

    Разработчики, приученные к жесткому производственному порядку, могли при (НЕ) ОБХОДИМОСТИ оценить свои возможности в подготовке той или иной аппаратуры, предназначенной для установки на космические корабли.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    (В)МЕСТЕ впадения реки Нерли в Волгу, (В)БЛИЗИ города Калязина, образуется огромный залив.

    (В) ПРОДОЛЖЕНИЕ всего просмотра мне казалось, что эти иллюстрации раздвигали землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне (В)ДАЛИ высокие горы, красивые берега морей.

     По крутой лестнице мы поднялись (НА)ВЕРХ, миновали площадку и, БУД(ТО) из тоннеля, вырвались в огромный светлый простор.

    Я поблагодарила Дерсу (ЗА)ТО, что он (ВО)ВРЕМЯ столкнул меня с плота: этим он спас мне жизнь.

    Без устали шуршат на быстрых роликах резиновые ленты конвейеров, на которых плывут (С)ВИДУ толстые (РАЗНО)ЦВЕТНЫЕ конверты, залитые сургучом пакеты, кипы газет, посылки в фанерных ящиках.

14. Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) пишется НН.

    Медле(1)о вытащили из подвала кова(2)ый сундук. Прочные стари(3)ые обручи как будто въелись в деревя(4)ые части крышки.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Цапли взмахивают крыльями мягко и неторопливо и от других птиц отличаются в полете особенным сложением шеи и вытянутыми вперед ногами.

2) В своих решениях жюри руководствовалось не столько эстетическими критериями сколько зрительской реакцией.

3) В начале апреля уже шумели скворцы и кружили желтые бабочки.

4) Вихрь свирепствовал около часа или полутора часов и затем неожиданно пропал.

5) Иволги кричат да стонут да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая (-ые).

Джипы и внедорожники (1) отличающиеся повышенной проходимостью (2) появились в годы войны, и ведущие фирмы (3) предвидя тенденции развития автомобилей на десятки лет вперед (4) разработали в 1950-е годы кардинально новые конструкции машин.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).

                        Пройдите (1) вы (2) гости (3) по улице старой,

                        По новым домам, по колхозным амбарам.

                        По скотным дворам, по усадьбе пройдете,

Наверно (4) вы песню тогда нам споете.

                                                        (А. Т. Твардовский)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).

        Бортовой компьютер (1) значение (2) которого (3) в ближайшем будущем сильно возрастет (4) уже несколько лет является неотъемлемой частью управления автомобилем.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).

        Очевидец рассказал туристке (1) что (2) когда она потеряла сознание и пошла ко дну (3) её вытолкал из воды дельфин (4) благодаря чему она была спасена.

Прочитайте текст и выполните задания 20-24

(1) Детство редко дает возможность угадать что-либо о будущем ребенка. (2) Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3) Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4) На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5) Больше того, человек предназначен для детства, рожден для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека…

(6) Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7) Не потому, что дальше было хуже. (8) И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9) Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, не было ещё чувства долга, не было обязанностей. (10) Детство безответственно. (11) Это потом стали появляться обязанности по дому. (12) Сходи. (13) Принеси. (14) Помой… (15) Появились школа, уроки, появились часы, время.

(16) Я жил среди травы, ягод, гусей, муравьев. (17) Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть конем, автомобилем, паровозом. (18) Мог заговорить с любым взрослым. (19) Это было царство свободы. (20) Не только наружной, но и внутренней. (21) Я мог часами смотреть с моста в воду (что я там видел?) (22) Подолгу простаивал в тире. (23) Волшебным зрелищем была кузница.

(24) Любил в детстве лежать на теплых бревнах плота; не сводя глаз с воды, наблюдать, как играют там в рыжеватой глубине, поблескивают уклейки.

(25) Повернешься на спину, в небе плывут облака, а кажется, что плывет мой плот. (26) Под бревнами журчит вода, куда плывет? – конечно, в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (27) В детских странах не было небоскрёбов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона – у него всё снежное, метельное, морозное.

(28) Детство – это черный хлеб, теплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зеленый горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (29) Куда исчезает еда нашего детства? (30) И почему она обязательно исчезает? (31) Постный сахар, пшённая каша с тыквой…

(32) Столько было разного счастливого, веселого… (33) Детство остается главным и с годами хорошеет. (34) Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (35) К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (36) Именно жизни. (37) Не были ни любви, ни славы, ни путешествий – только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом. (38) Еще не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, все это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…

                                                                (По Д. А. Гранину)

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Детство – это подготовка к взрослой жизни, так как в детстве ребёнок только начинает постигать устройство мира.

2)Попытки родителей понять, каким будет будущее их ребёнка, чаще всего безуспешны.

3) С творчеством Ф. Купера и Дж.Лондона рассказчик познакомился во взрослой жизни, когда совершил путешествие в дальние страны.

4) Рассказчика с детства приучили быть ответственным, выполнять обязанности по дому, работать в кузнице.

5) Рассказчик считает детство самой счастливой порой, несмотря на то что потом в его жизни было еще много хорошего.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)Предложения 3, 4 поясняют содержание предложения 2.

2) В предложениях 6-9 содержится рассуждение.

3) В предложениях 16-20 представлено повествование.

4) В предложении 28 представлено повествование.

5) Предложение 31 содержит ответ на вопросы, сформулированные в предложениях 29, 30

22. Из предложений 24-27 выпишите один фразеологизм.

23. Среди предложений 1 – 6 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи определительного и личного местоимений. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы проанализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите цифры в правильной последовательности.

24. «Вспоминая детство, Д. А. Гранин использует различные приёмы, в частности (А) _____________ («детство» в предложении 5), а также тропы: (Б) ________________ («волшебным зрелищем» в предложении 23, «сладкие туманные грёзы» в предложении 38),(В)________________(«детство – самостоятельное царство» в предложении 4, «царство свободы» в предложении 19). Детство сменяется другой порой, которую лучше всего в тексте характеризует синтаксическое средство – (Г) __________________ (предложения 12-14)».

        Список терминов:

  1. синонимы
  2. метафора
  3. эпитеты
  4. лексический повтор
  5. фразеологизм
  6. антонимы
  7. односоставные предложения
  8. вопросительные предложения
  9. обращение


Вариант 2

Ответами к заданиям 1-24 является цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задание 1-3

  1. Считается, что темная энергия является движущей силой, которая обеспечивает постоянное расширение Вселенной. (2)В таком случае наблюдение нескольких слияний черных дыр может подсказать природу Вселенной, … частота и амплитуда волн много говорят об их источнике. (3) Сравнивая мощность столкновения, определенную с помощью обычных телескопов, с силой гравитационных колебаний, измеренных детекторами, можно определить, как далеко произошло событие и насколько расширилось пространство за то время, пока волны летели к Земле.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Ученые давно изучают природу Вселенной, но именно наблюдение столкновения и слияния черных дыр стало прорывом в их последовательской деятельности, подтвердив многие гипотезы.

2) При сравнении мощности столкновения черных дыр с силой гравитационных колебаний темная энергия, которую считают движущей силой расширения Вселенной, может подсказать природу Вселенной.

3) Частота и амплитуда волн темной энергии много говорят о черных дырах, слияние которых может подсказать природу Вселенной в случае сравнения мощности столкновения с силой гравитационных колебаний.

4) Считается, что мощность столкновения черных дыр можно определить с помощью обычных телескопов: достаточно сравнить ее с силой гравитационных колебаний, измеренных детекторами.

5) Частота и амплитуда воли многое говорят об их источнике: в частности, определив длину волны, можно понять, насколько далеко произошло событие.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов)

                        несмотря на это

                        зато

                        ведь

                        поэтому

                        напротив

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВОЛНА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ВОЛНА, -ы, мн. волны, вол, волнам и волнам; ж.

  1. Водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности. Шум волн. Гребень волны. Цвет морской волны (зеленовато-голубой).
  2. Колебательное движение в физическое среде, а также распространение этого движения. Звуковая волна. Передача на короткой волне. Воздушная волна.
  3. перен., кого-чего. О том, что движется друг за другом во множестве на некотором расстоянии; о массовом проявлении чего-нибудь. Волна возмущения. Волна героизма.
  4. Гимнастический, танцевальный и т.п. элемент в виде прогиба, колебательных движений. Выполнение волн гимнасткой. В танце живота волна занимает особое место.

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

                        дОсуха

                        мозАичный

                        приручЕнный

                        бралА

                        исчЕрпать

5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите однокоренное слово.

     Экскурсионный тур по Кругобайкальской железной дороге проводится на КОМФОРТАБЕЛЬНОМ поезде.

    Олимпийская золотая медаль – это, пожалуй, самый ЖЕЛАННЫЙ спортивный приз.

    ЛИЧНОСТНЫЙ рост – это максимальное развитие способностей, талантов человека, реализация потенциала, заложенного с момента появления на свет.

     Для работы лазерных принтеров необходим специальный КРАШЕНЫЙ порошок.

     ДЕЛЯЧЕСКИЙ подход к обязанностям не приносит общественно значимой пользы и заслуживает осуждения.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пачка МАКАРОНОВ                                с ОБЕИХ позиций

ПЯТЬЮСТАМИ книгами                                ИСПЕКИ пироги

более ВСПЫЛЬЧИВЫЙ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите к каждой букве соответствующую цифру.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ                                        ПРЕДЛОЖЕНИЯ

                ОШИБКИ

А) нарушение видовременной                        1) Сверкающий теплый просвет в облаках, отраженный в

соотнесенности глагольных                        воде и поддержанный отсветами на земле, ведет борьбу

форм                                                с огромными темными и холодными тучами и бегущими

                                                по воде тенями.

Б) ошибка в построении                                 2) В картине легко различается композиционный центр,

предложения с однородными                        к которому сходились основные линии пейзажа -

членами                                        очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы

                                                света и тени на лугу

В) неправильное построение                        3) Запах белой гвоздики, нагретой солнцем,

предложения с косвенной речью                        распространился по всему вагону.

                                                4) Стремясь отобразить на полотне игру света, Моне

Г) нарушение связи между                         наносит мелкие стремительные мазки, напоминающие

подлежащим и сказуемым                        сверкающие пятнышки.

                                                5) Художник просто перенес на полотно наполненные свои

Д) неправильное построении                         детские воспоминания шорохом волн у причала, запахами

предложения с причастным                         шумного порта и перламутровыми бликами на воде.

оборотом                                         6) Заблестели на листьях орешника капли не то росы,

                                                не то дождя.

                                                7) Те, кто побывал на выставке художников в Париже,

                                                Помнит скандал, который вызвала картина Моне

                                                «Впечатление. Восход солнца».

                                                8) Винсент Ван Гог говорил, что «я хочу передать

                                                Картинами нечто утешительное, подобное музыке».

                                                9)И. Э. Грабарь был не только художником, мастером

                                                пейзажа, натюрморта, портрета, а также историком

                                                искусства, музейным деятелем, создателем

реставрационных мастерских.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующася гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

П…лисадник            пок..сившийся        мет…орология                заб…раться                изм…рение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Ра…гон, и…печь                        пр…рвать, пр…людно

Роз…ск, с…змала                        пр…дедушка, д…бавил

Вз…скать, по…грать

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Ножн…чки                расчётл…вый                удоста…вавший                милост…вый              продл…вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Организу…мый                        стро…мый (город)                (полезные) ископа…мые

Удво…ный                        колебл…шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

     Еще (НЕ) ЗНАЯ ничего о микробиологии, древние люди заботились о том, чтобы земля была плодородной.

     Вследствие (НЕ) ПРЕКРАЩАЮЩИХСЯ из года в год пожаров лес на горах был совершенно уничтожен.

     Я предпочитаю не отрицать ничего того, что (НЕ) ПРОВЕРЕНО на собственном опыте.

     Представители конкурентной стороны (НЕ)ГОДОВАЛИ: был упущен такой выгодный долгосрочный контракт.

     Очередной ответ студента на дополнительный вопрос экзаменатора был далеко (НЕ) ТОЧЕН.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

     (НА)ЗЛО иногда и добром отвечают: а (НА)ВСТРЕЧУ добру и другое добро родится.

     (С)ЛЕВА, за барьером, (КАК) БУДТО в гигантском провале, пустынный зал, где происходят все почтовые операции, а над ним возносится стеклянный купол.

     Лейтенант, построив весь взвод (ПО)ДВОЕ, повел нас через лес, (НЕ)СМОТРЯ на наступающие сумерки.

     Я думал, ЧТО(БЫ) мне сказать отцу (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ  нашего вчерашнего разговора.

     (В)ПОСЛЕДСТВИИ, когда мне привелось (С)НОВА побывать в тургеневском парке, я обратил внимание на большое количество молодых деревьев.

14. Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) пишется Н.

    По городу  расположе(1)ы на каналах дровя(2)ые биржи. Привезе(3)ые по воде  дрова лежат сложе(4)ыми на набережных, откуда их грузят на телеги и развозят по домам.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Холод либо тормозит жизненные функции организма либо вынуждает его к защите.

2) Ветер закручивал листья в осеннюю карусель да закидывал их в окна домов.

3) Агентство проводит исследования во всех областях электронной передачи данных и управляет постами прослушивания и перехвата сигналов во всем мире.

4) На сайте пользователи могут получить ответ на заданный вопрос или же ознакомиться с ранее заданными вопросами и ответами.

5) Императора отличала широта интересов и кругозора и философия была его основным увлечением.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая (-ые).

Любовь аборигенов к раскрашиванию тела и надеванию (1) искусно сделанных (2) масок (3) используемых во время церемоний и празднеств (4) свидетельствует об особой роли орнамента.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).

                        Двенадцать… Сейчас (1) наверно (2)

                        Прошёл он через посты.

                        Час… Сейчас он добрался

                        К подножию высоты.

                        Два… Он теперь (3) должно быть (4)

                        Ползет на самый хребет.

                        Три… Поскорей бы, чтобы

                        Его не застал (5) рассвет.

                                                        (К. М. Симонов)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).

        Первая экскурсия по городу (1) с достопримечательностями (2) которого (3) вы давно знакомы по открыткам и альбомам (4) оставляет незабываемые впечатления.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) должна (-ы) стоять запятая (-ые).

        Накануне планируемого отъезда я всё-таки решил (1) что (2) пока я не заработаю достаточно денег на проезд до Батума (3) и хозяин не выдаст мне вольную (4) буду работать и ждать.

Прочитайте текст и выполните задания 20-24

(1) Брестская крепость. (2) Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идет поезд. (3) Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость.

(4) Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком много помнят эти камни. (5) Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, и вы можете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костела.

 (6) Не спешите. (7) Вспомните. (8) И поклонитесь.

(9) В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. (10) Вам покажут личные вещи защитников и расскажут. Как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям… (11) И вы непременно остановитесь возле знамени – единственного знамени, которое пока нашли в крепости. (12) Но знамёна ищут. (13) Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга.

(14) Крепость не пала. (15) Крепость истекла кровью.

(16) Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны.  (17) На десятом. В апреле 1942 года. (18) Почти год сражался этот человек. (19) Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. (20) Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был советский содат.

(21) Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. (22) Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почётный караул.

(23) Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. (24) Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. (25) Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита:

        С 22 ИЮНЯ ПО 2 ИЮЛЯ 1941 ГОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна) И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ.

(26) Целый день старая женщина читает эту надпись. (27) Стоит возле неё, точно в почётном карауле. (28) Уходит. (29) Приносит цветы. (30) И снова стоит, и снова читает. (31) Читает одно имя. (32) Семь букв: «НИКОЛАЙ».

(33) Шумный вокзал живёт привычной жизнью. (34) Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, гремит музыка, громко смеются люди. (35) И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина.

(36) Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. (37) Важно только то, за что они сражались.

20. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Вторая мировая война началась с взятия Брестской крепости.

2) В Брестской крепости нет музея, где бы хранились реликвии времён Великой Отечественной войны: личные вещи защитников крепости сохранить не удалось.

3) Неизвестный советский солдат в одиночку защищал Брестскую крепость, и только на десятом месяце войны немцы смогли его взять: это произошло в апреле 1942 года.

4) Старая женщина ежегодно приезжает в Брест, но никогда не посещает крепость: она остается на вокзале.

5) Точных данных о защите Брестской крепости не осталось: всё обросло легендами.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 12 называет причину того, о чем говорится в предложении 13.

2) Предложение 22 раскрывает содержание предложения 21.

3) В предложениях 26-30 содержится повествование.

4) Предложения 33 и 34 противопоставлены по содержанию.

5) В предложениях 36, 37 представлено рассуждение.

22. Из предложений 9-13 выпишите синонимы (синонимическую пару).

23. Среди предложений 26-36 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы проанализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите цифры в правильной последовательности.

24. «Брестскую крепость автор описывает при помощи такого тропа, как (А) _______________ («помнят эти камни» в предложении 4. «крепость истекла кровью» в предложении 15). Обращаясь к каждому из нас. Б. Л. Васильев использует синтаксическое средство – (Б) _____________ (предложение 6-8), звучащее как совет человека, прошедшего войну. Сердце щемит, когда читаешь об утратившей на войне сына женщине, переживания которой автор передает с помощью таких приёмов. Как (В) __________ (предложение 21 и 23. 24 и 25) и (Г) __________ (предложения 34 и 35)».

        Список терминов:

  1. Синонимы
  2. Противопоставление
  3. Эпитет
  4. Олицетворение
  5. Книжная лексика
  6. Анафора
  7. Односоставные предложения
  8. Риторическое восклицание
  9. Разговорная лексика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 6 класса.

Данная презентация включает в себя занимательный материал по русскому языку, который может быть использован как на уроках русского языка, так и во внеурочное время....

Экзаменационные материалы по русскому языку в виде набора контрольных заданий СПО

Данные экзаменационные задания могут быть использованы  при подготовке и проведении экзамена по русскому языку в СПО...

Экзаменационный материал по русскому языку для групп СПО

В статье представлен экзаменационный материал по русскому языку для групп СПО, обучающихся строительной специальности.    Экзаменационная работа включает в себя 4 вар...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку

КИМ по русскому языку для обучающихся СПО и НПО....

Учебно-методический материал по русскому языку

Учебный материал, позволяющий учащимся самостоятельно освоить тему "Причастие"...

Учебно-методический материал по русскому языку

Учебные материалы по русскому языку, позволяющие учащимся дистанционно осваивать некоторые из тем...

Экзаменационный материал по русскому языку 1 курс

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛобщеобразовательной учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» ОУП.01 Русский язык подготовки квалифицированных рабочих, служащих по...