Экзаменационный материал по русскому языку для групп СПО
материал
В статье представлен экзаменационный материал по русскому языку для групп СПО, обучающихся строительной специальности.
Экзаменационная работа включает в себя 4 варианта заданий, каждый из которых состоит из 3 частей. В части А проверяются теоретические знания студентов, в части В - практические пунктуационные навыки, в части С - навыки анализа текста.
Экзаменационная работа рассчитана на 240 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экзаменационный материал по русскому языку для групп СПО | 62.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Экзаменационный материал по русскому языку (для студентов СПО)
Разработанный материал предназначен для экзамена по русскому языку в группах СПО, обучающихся специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Назначение экзамена – оценить уровень подготовки студентов по русскому языку.
Экзаменационная работа представляет собой контрольную работу, состоящую из 3 частей: часть А включает в себя 20 тестовых заданий, часть В – 10 практических заданий, проверяющих пунктуационные навыки, часть С представляет собой работу по анализу текста и сочинение. Экзаменационная работа состоит из обязательной и дополнительной части: обязательная часть содержит 20 заданий части А, 10 заданий части В и первые 5 заданий части С, дополнительная часть – сочинение.
Вариант 1
Часть А
A1 В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- позвонИм 2. рвалА 3. грАжданство 4. каталОг
- A2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1. ВРЕМЕННОЙ фактор сыграл на руку всему коллективу управления культуры.
2. Красная Армия после тяжёлых поражений ВЫРОВНЯЛА фронт.
3. В стройных звуках льются песни ГАРМОНИЧЕСКОЙ волной.
4. Обращаюсь к собравшимся с ЕДИНИЧНОЙ просьбой подождать ещё неделю.
A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- лягте (на пол) 2. их работа 3. горячие супы 4. шестистами учениками
A4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Заметив красный сигнал светофора,
- водитель остановил машину. 2. мне пришлось применить экстренное торможение.
3. быстро остановиться не удалось. 4. у водителя зазвонил телефон.
A5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
- «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
- М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
- Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
A6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- Наконец-то мы вышли на шоссейную дорогу, по которой раньше часто ездили в районный центр.
- Воздух был полон острой свежести, которая ощущается только после грозы.
- Ёлки, которые скромно прятались в роскоши лиственных деревьев, теперь вытянулись вперёд и протянули ветки.
- И здесь, в этом уникальном заповеднике, нашлись люди, которые с жаром принялись за дело.
A7 (1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
- Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков довольно скептическое отношение.
- Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.
- Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия.
- Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время Крымской войны.
A8 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
- стали машины (предложение 5)
- корабли в упор палили (предложение 2)
- вывести из строя (предложение 3)
- матросы старались завладеть (предложение 4)
A9 Укажите верную характеристику третьего предложения текста.
- сложное бессоюзное 2. сложноподчинённое
3. простое с однородными членами
4. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
A10 Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени
- 5 2. 2 3. 6 4. 4
A11 Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) (предложение 5).
- Вежливость 2. Соотношение 3. Ошибка 4. Поправка
A12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Туристы восторже(1)о говорили о комфортных условиях проживания в ультрасовреме(2)ой гости(3)ице, возведё(4)ой на берегу моря.
- 1, 2 2. 2, 3 3. 1, 2, 4 4. 1, 2, 3, 4
A13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
- прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
- в..рховье, разв..твление, ш..птаться
- отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
- осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет
A14 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- по..кладка, о..бойный, на..строчный
- пр..встать, пр..клеить, пр..школьный
- на..граться, сверх..нвестиции, из..скать
- бар..ерный, с..язвить, обез..яна
A15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
- произнос..шь, преобразу..мый
- относ..шься, распущ..нный
- засмотр..шься, замет..вший
- перекин..шь, сломл..нный
A16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
A. высаж..ватьБ. подстра..вающаясяB. гуж..ваяГ. выносл..вый
- А, Г 2. В 3. Б, В, Г 4. А, Б
A17 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
- Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам
- Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров
- (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
- Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.
A18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
- (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
- Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
- Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
- ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
A19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
A20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
- 1, 2, 4 2. 1, 2 3. 3, 4 4. 1, 2, 3, 4
Часть В
Спишите, поставьте, где нужно запятые, тире, двоеточие
1. Искусство _ безграничная сила в борьбе со злом.
2. Капли воды вспыхивали _ то красным _ то синим _ то голубым _ всем цветовым богатством радуги.
3. Они выбрались на _ поросшую камышами и местами залитую водой _ поляну.
4. Жизнь Стасова _ выдающегося критика _ связана с развитием русской культуры прошлого столетия.
5. Бежит лыжня – искрясь _ и _ розовея _ и пропадает где-то за сосной.
6. Никто _ пожалуй _ так не любознателен _ как подростки.
7. Дул сильный ветер _ и мелкий песок занес все следы.
8. В своей комнате художник оставляет все _ что особенно дорого сердцу.
9. Будет дождик _ будут и грибки, а будут грибки _ будет и корзинка.
10. Органическая химия _ как наука _ сформировалась совсем недавно.Часть С
Часть С
Прочитайте текст и выполните задания
1) Из всех людей, когда-либо встречавшихся с Чеховым, не было, кажется, ни одного, кто, вспоминая о нем, не отметил бы в нем этой глубоко народной черты – лютой ненависти к самовозвеличению и чванству. 2) Нельзя было поверить, что тот, перед кем благоговеет вся страна, может до такой степени не ощущать своей славы. 3) Впрочем, мало сказать, что он не ощущал ее. 4) Он словно задачу перед собой поставил стушеваться, не выпячивать ни перед кем своего «Я», не угнетать никого своими заслугами, не извлекать из своего дарования никаких привилегий. 5) Одно лишь условие поставил он той библиотеке, которой жертвовал тысячи книг: «Пожалуйста, никому не говорите о моем участии в библиотечных делах». 6) Всем памятен рассказ Станиславского, как на репетиции своего «Вишневого сада» Чехов, несмотря на просьбы актеров, отказался занять подобающее ему место за режиссерским столом, а спрятался в зрительном зале, в задних рядах, в потемках, так что тот, кто разглядел бы его там, не поверил бы, что это автор пьесы.(К.И.Чуковский)
1.1 Определите тему текста.
1.2 Озаглавьте текст.
1.3 Определите основную мысль текста.
1.4. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
1.5 Определите тип речи текста (докажите свое мнение).
1.6. Напишите сочинение –рассуждение по тексту по плану:
1) Назовите одну из проблем текста;
2) Прокомментируйте актуальность этой проблемы;
3) Расскажите об отношении автора текста к проблеме;
4) Выскажите свое отношение к проблеме и приведите аргументы.
Вариант 2
ЧастьА
A1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- тОрты 2. бАлуешься 3. газопрОвод 4. катАлог
A2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
- Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.
- Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.
- КОМАНДИРОВАННЫЙ следователь прибыл в город в шесть часов вечера и сразу же приступил к работе.
- Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид начальника смены.
A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- пара туфлей 2. молодые офицеры 3. с двумястами пассажирами 4. длиннейший
A4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Соблюдая правила дорожного движения,
- у инспекторов ГАИ станет меньше работы. 2. водитель не превышал скорость.
3. спокойно спится по ночам. 4. у меня зазвонил сотовый телефон.
A5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- С 1 июля началась выдача новых паспортов, содержащая закодированные сведения об их владельцах.
- Губернатор области обещал, что подача электроэнергии в дома будет восстановлена 31 декабря.
- Те, кто побывал на авиакосмическом салоне МАКС-2011 в г. Жуковском, остались довольны увиденным.
- Никто, даже специалисты с большим опытом работы, не мог определить причину происшествия.
A6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами
- Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
- В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
- Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.
A7 (1)... (2)К такому выводу пришли голландские учёные, протестировав около шестисот человек в возрасте восьмидесяти пяти лет. (З)Оказалось, что среди исследуемых «быстрее соображали» 33% женщин и только 28% мужчин. (4)А хорошую память имели соответственно 29 и 11%. (5)По мнению специалистов, столь неодинаковые показатели обусловлены скорее всего биологической разницей между полами. (6)... женщины в пожилом возрасте реже страдают атеросклерозом, а значит, их мозг лучше снабжается кровью. (7)К тому же представительницы слабого пола имеют обычно меньший рост и вес. (8)Сердцу же высоких мужчин труднее накачивать кровь в голову против силы тяжести, поэтому обменные процессы в их головном мозге замедляются.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?
- В пожилом возрасте мужчины и женщины страдают от различных заболеваний, поэтому их умственные способности понижаются.
- В пожилом возрасте как у мужчин, так и у женщин сохраняются те же умственные способности, которые были у них в зрелом возрасте.
- В пожилом возрасте умственные способности у женщин, как правило, выше, а память лучше, чем у мужчин.
- Атеросклероз — грозное заболевание, как правило, пожилых людей, из-за чего страдают их память и умственные способности.
A8 Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в восьмом (8) предложении текста или в одной из частей этого предложения?
- процессы замедляются 2. силы тяжести замедляются
3. накачивать процессы 4. труднее замедляются
A9 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
- простое осложнённое 2.сложноподчинённое
3. сложное с подчинительной и сочинительной связью между частями 4. сложносочинённое
A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТРУДНЕЕ в восьмом (8) предложении текста.
- прилагательное в сравнительной степени 2. прилагательное в превосходной степени
3. наречие в сравнительной степени 4. наречие в превосходной степени
A11 Укажите значение слова СТРАДАЮТ в предложении 6.
- испытывают нравственные муки 2. имеют болезнь, недомогание
3. томятся, тоскуют4. бывают плохими, несовершенными
A12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
- 1, 2, 3 2. 2, 3, 4 3. 1, 3 4. 1, 2, 4
A13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
- заг..рел, г..родовой, дв..жение
- д..ревья, л..шадиный, п..рилка
- изл..жение, отр..сль, разв..вать (силу)
- к..пейка, б..трак, оз..рение
A14 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
- пр..ключение, пр..дорожный, пр..странный
- в..пахать, бе..перспективность, ра..бередить
- с..мкнёт, под..двинуть, пр..родитель
- без..нтересный, под..грать, пред..нфарктный
A15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
- стел..шь, перекормл..нный
- прокрут..шь, перевид..в
- доброc..шь, независ..мый
- просмотр..шь, недостро..нный
A16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. никел..вый Б. достра..вать В. приветл..во Г. оскуд..вать
1. А, Б, Г 2. А, Б, В 3. В, Г 4. А, Г
A17 В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
- Совершён далеко (не)оправданный поступок. 2. Я (не)должен повторять приказ дважды.
3. Капля (не)велика, а камень разрушает. 4. Документы (не)удалось собрать к назначенному сроку.
A18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
- ЧТО(БЫ) сохранить урожай до весны, нужно (В)ТЕЧЕНИЕ всего срока поддерживать в погребе определённую температуру и влажность.
- (НА)КОНЕЦ-то прозвучала долгожданная команда, и (В)СКОРЕ отряд двинулся в путь.
- (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего дня небо хмурилось, (ПО)ЭТОМУ идти в лес за грибами расхотелось.
- ТАК(ЖЕ), как и другие сослуживцы, Яковлев был доволен новым назначением, ПОТОМУ(ЧТО) впереди его ждали интересная дорога и интересные встречи.
A19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Ветер всё свистел ( ) и барометр падал.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
A20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
1. 1, 2, 4 2. 1, 2 3. 3, 4 4. 1, 2, 3, 4
Часть В
Спишите, поставьте, где нужно запятые, тире, двоеточие
1.Литература _ цвет духовной жизни народа.
2. Земля _ и лес _ и небо над ним _ все залито прозрачным лунным светом.
3. С вершины горы открывается _ уходящий далеко по склону _ лес.
4. И.А.Бунин _ замечательный русский писатель _ любил вспоминать, что происходит из старинного дворянского рода.
5. Волны _ набегая с грозным шумом на берег _ и _ откатываясь назад _ предвещали шторм.
6. Луна светила очень сильно _ однако _ ее свет с трудом пробивал туман.
7. Как свеж воздух _ и как ласково море!
8. Просека идет такими зигзагами _ что _ если заблудиться в лесу _ никогда не поймешь _ в какой же стороне находится эта просека.
9. Из глубины моря достают жемчуг _ из глубины книг черпают знания.
10. Воздух здесь чист и прозрачен _ как ключевая вода в знойный полдень.
Часть С
Прочитайте текст и выполните задания
Чего же ты, Боже, мне крыльев не дал,
Я б Землю покинул и в небо взлетал...
(Тарас Шевченко)
(2)Одной из загадок в истории существования всего живого на Земле является появление крылатых насекомых. (3)В летописи окаменелостей они начинают фигурировать примерно 300 миллионов лет назад (в отличие от обычных насекомых — 435-410 миллионов).
(4)Убелённые сединами приверженцы эволюционной теории не без затруднения и не очень складно объясняют процесс развития крыльев у насекомых, их волшебные летательные возможности. (5)К чему это я?
(6)А к тому, что человек издавна устремлял свой тоскующий взгляд на всё, что могло легко и запросто летать, кружить и порхать над его головой. (7) Оттого-то с древних времён он строил, склеивал, сколачивал и собирал немыслимые конструкции и приспособления для собственного воспарения.
(8)И в самом деле, следя за невероятными кульбитами ласточек и стрижей над речной волной, наблюдая за фантастическими пируэтами гоняющихся за мошкарой стрекоз или, скажем, ловко вальсирующей меж цветками куста шиповника пчелы, мы, признаемся, нередко с восхищением вопрошаем: неужели такое возможно? (9)Какое же это чудо! (10)Вот бы и нам, людям, так! (И)Однако ж, увы... а ведь считается, что человек — вершина эволюции! (12)Ну, или Божьего замысла...
(13)Нет, конечно, человечество научилось летать на монгольфьерах, самолётах, вертолётах и ракетах, но этого ему, очевидно, мало.
(14) Человеку хочется именно ЛЕТАТЬ так, как это делают птицы, мотыльки, жуки, стрекозы! (15)Но подвластно ли сие «рождённому ползать»?
(16)Одним из первых, кто в этом смысле бросил вызов и природе, и высшему разуму, был великий Леонардо да Винчи. (17)Его несколько блестящих проектов «орнитоптеров» и других летательных машин, в том числе и вертолёта, и парашюта, опередили его время и, безусловно, дали благотворный импульс для развития авиации, а также летательных возможностей человека.
(18)Впрочем, Леонардо не был бы великим, если бы всё-таки не понял тщету своих усилий в разработке подвижного крыла, работающего только лишь при помощи человеческой мускулатуры.
(22)Так сможет ли человек, уповая даже на самые современные достижения науки, техники и прогресса, летать, как птица или насекомое? (23)Вопрос сложный...
1.1 Определите тему текста.
1.2 Озаглавьте текст.
1.3 Определите основную мысль текста.
1.4. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
1.5 Определите тип речи текста (докажите свое мнение).
1.6. Напишите сочинение –рассуждение по тексту по плану:
1) Назовите одну из проблем текста;
2) Прокомментируйте актуальность этой проблемы;
3) Расскажите об отношении автора текста к проблеме;
4) Выскажите свое отношение к проблеме и приведите аргументы
Вариант 3
Часть А
A1 В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- позвонИм 2. рвалА 3. намерЕние 4. газопровОд
A2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
- Митрофанушка из известной комедии Д.Фонвизина «Недоросль», по признанию некоторых его учителей, — полный НЕВЕЖДА.
- Несколько ДЮЖИХ казаков связали офицера верёвками.
- В запушённые ИЗМОРОСЬЮ окна проникал розовый студёный свет.
- За коренным населением Америки осталось название «ИНДЕЙЦЫ».
A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- пара носков 2. несколько кухонь 3. О семиста семьдесят девяти рублях 4. класть на стол
A4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Посетив выставку фотографий,
- я долго размышлял. 2. у нас состоялась бурная дискуссия.
3. начинается обсуждение увиденного. 4.время пролетело быстро.
A5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- В советском сериале Т. Лиозновой «Семнадцати мгновениях весны» заняты талантливые актёры кино и театра.
- Все, кто слышал радиодиктора Юрия Левитана, поражались его великолепному голосу.
- Не только соседи по подъезду, но и все жители этого многоквартирного дома подписали письмо с требованием провести капитальный ремонт кровли.
- Было заявлено, что собрание состоится на следующей неделе и что необходимо подготовить выступления.
A6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- Теперь химики приготовляют синтетическое волокно, которое не загнивает в воде.
- В городском поселении Удельная (Московская область) работает единственная в стране биофабрика, которая выращивает медицинских пиявок и поставляет их в медицинские учреждения России.
- Деревня, возле которой студенты расположились на отдых, находилась севернее старинного городка С.
4. Вероника подарила матери золотое кольцо, которое понравилось ей с первой минуты
A7 (1)... (2)В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. (З)Литературный язык есть тот же народный русский язык, только обработанный мастерами, то есть учёными, выдающимися писателями, авторитетными работниками СМИ, другими образцовыми носителями языка. (4)... в литературном языке произношение слов, выбор места ударения в них, употребление грамматических форм подчиняются определённым правилам, или нормам.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1)в этом тексте?
- В современной России русский язык в школе изучается с 1 класса.
- Широко известны яркие и проникновенные высказывания М.В. Ломоносова о русском языке.
- Русский язык — это национальный язык русского народа, язык межнационального общения народов России.
- Школьный курс русского языка рассчитан на 11 лет обучения.
A8 Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой во втором (2) предложении текста или в одной из частей этого предложения?
- выделяется часть 2. часть называется
3…часть выделяется, называется 4. которая выделяется
A9 Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
- сложное бессоюзное 2. сложноподчинённое 3. простое осложнённое 4.сложносочинённое
A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОБРАБОТАННЫЙ в третьем (3) предложении текста.
- полное прилагательное 2. действительное причастие
3. деепричастие 4. страдательное причастие
A11 Укажите значение слова ЯЗЫК в предложении 3.
- важнейшее средство общения людей 2. орган в полости рта
3. орган речи 4. пленный, от которого можно узнать нужные сведения
A12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Пусты(1)ы и печальны эти горы в осе(2)ий ветре(3)ый день.
- 1 2. 3 3. 1, 2 4. 1, 3
A13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
- запр..гать, ск..льзить, м..рской (прибой)
- ум..рать, пров..ряющий, прод..вать
- п..ровой, к..ллекция, л..нгвистика
- бл..стать, вет..ранский, прод..вая
A14 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
- из..ясняешься, под..езд, с..язвить
- пр..вержен, пр..града, пр..одоление
- ра..критиковать, не..держанный, бе..грамотно
- о..дана, на..стройка, пре..ставление
A15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
- продерж..шь, просматрива..мый
- перекрас..шь, довер..вший
- засе..шь, невид..мый
- запряч..шь, независ..мая
A16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
A. глуб..на Б. кра..шек B. коч..вавшийГ. затраг..вать
- А, Г 2. В 3. Б, В, Г 4. Б, В
A17 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- Солнце (не)спешно передвигалось по небу, а мы всё шли вдоль реки.
- В данном муниципальном округе выборы депутатов признаны (не)состоявшимися.
- Все матросы, (не)занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу.
- Многие (не)долюбливали Беликова за его склочный характер.
A18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
- Выглянув, оба лица ТУТ(ЖЕ) спрятались, (ПО)ЭТОМУ пришлось постучать в окно ещё раз.
- Берись ЗА(ТО), к чему ты сроден, коль хочешь, ЧТО(Б) в делах успешный был конец.
- (В)ПОСЛЕДСТВИИ движение по улице запретили, (ПО)ТОМУ приходилось делать крюк.
4. (ПО)ТОМУ, как вела себя собака, и по насторожённым ушам видно было, что она ЧТО(ТО) учуяла
A19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Пробежало это облако () и за ним медленно поплыли другие облака.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
A20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Парень оскалил зубы (1) и (2) сделав страшную рожу (3) уставился на нас (4) вытаращенными глазами.
- 1, 3 2. 2, 3 3. 1, 2, 3 4. 1, 3, 4
Часть В
Спишите, поставьте, где нужно запятые, тире, двоеточие
1. Человечество _ есть часть биосферы, продукт ее эволюции.
2. Вся мебель _ диваны, столы и стулья _ была сделана из светлого дерева и пахла кипарисом.
3. Горный ключ по скатам и оврагам _ полусонный _ убегает вниз.
4. Натура по-русски широкая _ он был исключительно добр и отзывчив.
5. Мост качало _ и волны _ с шумом ударяясь о бревна _ заливали доски.
6. Изнеженность _ по мнению Суворова _ разъедает волю и здоровье, подобно ржавчине.
7. Направо белела низменная песчаная коса _ и темнела груда дальних гор.
8. Замечено _ что _ если люди подолгу живут одиноко в тайге _ они привыкают говорить вслух.
9. Я встал и подошел к окну _ за стеклами все было снежно и безмолвно.
10. Капали росы на цветах и листве _ как алмазы.
Часть С
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (З)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки!
(4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (б)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.
(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!
(П)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерёгся.
(19)Во-первых, приметы приметам — рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком — к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное.
(22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры.
(24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом?
(25) Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.
(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (ЗО)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!
(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия».(33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.
(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку...
(37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39) Мало ли что.(По Н. Михайлову)
1.1 Определите тему текста.
1.2 Озаглавьте текст.
1.3 Определите основную мысль текста.
1.4. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
1.5 Определите тип речи текста (докажите свое мнение).
1.6. Напишите сочинение –рассуждение по тексту по плану:
1) Назовите одну из проблем текста;
2) Прокомментируйте актуальность этой проблемы;
3) Расскажите об отношении автора текста к проблеме;
4) Выскажите свое отношение к проблеме и приведите аргументы.
Вариант 4
Часть А
A1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- намерЕние 2. газопрОвод 3. начатА 4. алфАвит
A2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
- По ГОДИЧНЫМ кольцам на срезе ствола дерева мы определили его возраст.
- Студенты с интересом изучали ГУМАННЫЕ науки.
- Представитель нашей делегации ДЕМОНСТРАТИВНО вышел из зала заседаний.
- Научный руководитель ДИПЛОМНИКА с интересом прочитал его работу.
A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- одна тапка 2. обыски 3. шестиста трёх рублей 4. наилучший
A4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Быстро проплыв мимо острова,
- погода испортилась. 2. лодке понадобился ремонт.
3. открывается великолепный вид на залив. 4. рыбак решил возвращаться.
A5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Согласно приказу ректора студент Николаев был отчислен из университета.
- Все, кто пришёл на собрание акционеров, проголосовали за одобрение работы совета директоров.
- В проверке работы продовольственного магазина, проведённой Роспотребнадзором по г. Москве, участвовал представитель прокуратуры.
- Начальник отделения полиции заверил гражданина о том, что по его заявлению будет проведена проверка.
A6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
- За окном в ночных потёмках шумела буря, которой обыкновенно природа разражается перед грозой.
- Спокойный вид проводника, который шёл по улице без опаски, успокоил нас окончательно.
- И вот с разведки возвратились казаки, которые видели много звериных следов.
- Невдалеке стояла женщина, которая утром приходила в наш дом..
A7 (1)... (2)Почти тысячу лет головы каменных истуканов на этом острове украшают гигантские красные шапки. (3)В ходе научных работ, проводимых на острове, учёные выяснили, что их доставили с древнего вулкана. (4)Каждый головной убор весом в несколько тонн вначале был выдолблен из пород, рождённых огнедышащей горой, затем готовые изделия катили по дороге, выложенной красным пеплом, со склона в долину.
(5)... непонятно, каким образом и зачем островитяне десять веков назад водружали шапки на колоссов.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1)в этом тексте?
- Археологи начали исследовать острова в Тихом океане.
- Одну из многочисленных тайн знаменитых статуй Острова Пасхи в Тихом океане открыли археологи.
- В Тихом океане много островов и островков, которые хранят неразгаданные тайны.
- В Тихом океане есть как обитаемые, так и необитаемые острова.
A8 Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста или в одной из частей этого предложения?
- учёные доставили 2. учёные выяснили, доставили 3. доставили 4. что доставили
A9 Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
- сложное бессоюзное 2. сложноподчинённое 3. простое осложнённое 4. сложносочинённое
A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТЫСЯЧУ во втором (2) предложении текста.
- прилагательное 2. существительное
3. количественное числительное 4. порядковое числительное
A11 Укажите значение слова ТЫСЯЧА в предложении 2.
- число 1000 2. ополчение, делившееся на сотни
3. огромное количество 4. количество, равное 1000
A12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Каме(1)ый дом, отдела(2)ый внутри деревя(3)ыми панелями, стоял на берегу небольшого пруда.
- 1, 2 2. 1, 2, 3 3. 2, 3 4. 1, 3
A13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
- к..кетка, к..литка, бл..стящий
- ст..рожка, присоeд..няла, распол..гаться
- р..волюция, пл..вчиха, распор..диться
- дост..жение, просл..вление, прис..гать
A14 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
- пр..думывать, пр..ковылять, пр..брежный
- супер..гра, под..скать, пред..стория
- д..исторический, не..протестованный, р..cсмотреть
- не..деланный, ро..пись, во..высить
A15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
- надпил..шь, непередава..мый
- докле..шь, сгора..мый
- сбре..шь, прострел..нный
- запряч..шь, пристро..вший
A16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
A. проста..вая Б. перелиц..вать B. глянц..вый Г. пут..вой
- А, Г 2. В 3. Б, В, Г 4. Б, В
A17 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- Водитель вёл машину (не)торопливо, строго соблюдая правила дорожного движения.
- На праздничном концерте было отнюдь (не)весело.
- Ждать помощи (не)откуда, поэтому действовать нужно самому.
- На рецензию представлена (не)доработанная рукопись.
A18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
- (ЗА)ЧЕМ вспоминать прошлое? А что касается будущего, то о нём ТО(ЖЕ) не стоит голову ломать.
- Путники (НА)КОНЕЦ добрались до реки и (В)ТЕЧЕНИЕ часа шли вдоль её правого берега.
- Несмотря (НА)КОНЕЦ сентября, в средней полосе было (ПО)ЛЕТНЕМУ тепло.
- Хозяйки глаз (ПО)ВСЮДУ нужен: он вмиг заметит ЧТО(НИБУДЬ)..
A19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Солнце пряталось за холодные вершины () и беловатый туман начинал расходиться в долинах.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
A20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Гонимы вешними лучами (1) с окрестных гор уже снега (2) сбежали мутными ручьями (3) на потопленные луга.
- 1, 3 2. 2, 3 3. 1, 2, 3 4. 1
Часть В
Спишите, поставьте, где нужно запятые, тире, двоеточие
1. Грамматика _ есть логика, философия любого языка.
2. Всюду _ в лесу _ в поле _ в небе _ радостная птичья трескотня.
3. Опаленный вином золотистым _ золотым опаленный огнем _ я забыл о пути каменистом, о товарище бедном моем.
4. Г.П.Данилевский _ автор романа «Сожженная Москва _ получил прекрасное по тем временам образование.
5. Горный хребет убегал далеко на юг _ теряя высоту _ и _ расплываясь по широкому горизонту _ исчезал в синеющей дали.
6. К сожалению _ о потере времени примешивалась досада на самого себя.
7. Зима зашумела метелями _ и _ завыла лютым северным ветром _ и от ее колдовства сразу изменилась природа.
8. Ветви деревьев казались мохнатыми _ и _ когда набегал ветерок _ шумели первым зеленым шумом.
9. Только что пережита страшная минута _ и мысли и чувства уже обращены к будущему _ что будет дальше, через день, через час?
10. Не кто иной _ как Ломоносов _ первый заговорил о богатстве и выразительности русского языка.
Часть С
Прочитайте текст и выполните задания
A28 (1)Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней — едва ли не главная тема в размышлениях многих учёных и публицистов, а также просто неравнодушных людей. ^Обострение этой темы в пытливых умах наших соотечественников в год «космических юбилеев» (2011 год) понятно и закономерно — тот же Константин Эдуардович Циолковский предрекал будущее землян в виде космического «лучистого человечества»! (З)Впрочем, в наши дни здравствует немалое количество мыслителей, которые предполагают, что в случае глобальных земных катаклизмов возможное спасение всего живого в... воде! (4)Вернее, в акватории Мирового океана. (5)И, надо сказать, их теории и убеждения не так уж фантастичны — достаточно припомнить, что практически вся жизнь на «голубой планете» зародилась и вышла именно из водной стихии. (6)А также и то, что обжитое на сегодня людьми земное пространство — это лишь 29,2% поверхности суши, остальное —70,8% — просторы Мирового океана, акватория и глубины которого изучены пока куда меньше, нежели бездны Космоса...
(7)«...Человек не совершенен. (8)Жизнь в воде дала бы человеку огромные преимущества. (9)Почему бы не вернуть человеку эту возможность? (10)Мы знаем, что некоторые наземные животные снова вернулись в воду. (11)Если бы люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной. (12)Эта пустыня с её неистощимыми запасами пищи и промышленного сырья могла бы вместить миллионы, миллиарды человек. (13)Миллиарды людей без тесноты и давки могли бы разместиться в океане. (14)А его мощность! (15)Практически беспредельный запас энергии. (16)Один Гольфстрим вместе с Флоридским течением двигают девяносто один миллиард тонн воды в час. (17)На суше живые существа не могут подняться высоко над поверхностью и не проникают очень глубоко внутрь её. (18)В океане жизнь всюду: от экватора до полюсов, от поверхности до глубин почти в десять километров. (19)Как же человечество использует эти силы? (20)Почти никак...»
(21)— Ну конечно, конечно, уважаемый читатель, сие — пламенная речь профессора Сальватора из романа «Человек-амфибия» фантаста Александра Беляева. (22)Фантаста ли?
(23)В дни, когда писались эти строки, экспертная группа ООН, состоящая из 2,5 тысячи самых авторитетных учёных 130 стран мира, обнародовала «самый зловещий» доклад об угрозе прогнозируемого глобального потепления — результате деятельности человека на Земле.
(24)Данное «достижение» уже в ближайшем будущем повлечёт за собой затопление некоторых островных государств и прибрежных городов (Шанхая, Буэнос-Айреса и др.), и вопрос о том, куда деваться и что со всем этим делать сотням миллионов сухопутных беженцев планеты, становится отнюдь не праздным и вовсе не из области научной фантастики!
(По Г. Рогову)
1.1 Определите тему текста.
1.2 Озаглавьте текст.
1.3 Определите основную мысль текста.
1.4. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
1.5 Определите тип речи текста (докажите свое мнение).
1.6. Напишите сочинение –рассуждение по тексту по плану:
1) Назовите одну из проблем текста;
2) Прокомментируйте актуальность этой проблемы;
3) Расскажите об отношении автора текста к проблеме;
4) Выскажите свое отношение к проблеме и приведите аргументы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку для 6 класса.
Данная презентация включает в себя занимательный материал по русскому языку, который может быть использован как на уроках русского языка, так и во внеурочное время....
Экзаменационные материалы по русскому языку в виде набора контрольных заданий СПО
Данные экзаменационные задания могут быть использованы при подготовке и проведении экзамена по русскому языку в СПО...
Экзаменационный материал по русскому языку
Письменный экзамен...
Контрольно-измерительный материал по русскому языку
КИМ по русскому языку для обучающихся СПО и НПО....
Учебно-методический материал по русскому языку
Учебный материал, позволяющий учащимся самостоятельно освоить тему "Причастие"...
Учебно-методический материал по русскому языку
Учебные материалы по русскому языку, позволяющие учащимся дистанционно осваивать некоторые из тем...
Экзаменационный материал по русскому языку 1 курс
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛобщеобразовательной учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» ОУП.01 Русский язык подготовки квалифицированных рабочих, служащих по...